Учебно-методический комплект по информатике на тему:«Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)». 2 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по информатике (2 класс) по теме

Нестеренко Дарья Сергеевна

Тема: «Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)».

                Цели деятельности учителя:

  - познакомить с понятиями «истина» и «лож»;

 - формировать умение работать с понятиями истина и ложь, научить определять истинность простых высказываний; 

  - развивать познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать;

  - воспитывать стремление к получению новых знаний;

  - познакомить с компьютерной программой «Мир информатики 3 класс»

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                                             

   - развитие логического мышления, наблюдательности, речи;

   - воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости;

   - развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения.

Предметные:

   - познакомятся с понятием «истина» и «ложь»;

   - овладеют навыками работы с данными понятиями;

   - получат возможность применить полученные теоретические знания на практике, в течение урока;

   - познакомятся с компьютерной программой «мир информатики 3 класс»

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: Учебник «Информатика в играх и задачах», 2 класс, часть 2, автор Горячев А.В.; ПО Microsoft Power Point,  мультимедийный проектор, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

п.п

Этап урока.

Методы и приёмы.

Хр./аж

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

1мин

Здравствуйте! Я студентка Челябинского педагогического колледжа №1 –Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Присаживайтесь.

Эмоционально настраиваются на работу.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке

II

Инструктаж по ТБ

Метод: Актуализация знаний

Фронтальная беседа, опрос

1мин

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: в каком кабинете мы находимся? А это обычный кабинет, как и другие или у него есть какие-то особенности? (кабинет повышенной опасности). А что нужно делать, чтобы наше нахождение в классе было для нас безопасным? (соблюдать правила). Давайте их повторим. 1) как нужно перемещаться в кабинете? (спокойно, не бегать); 2) как нужно вести себя? (тихо, не шуметь, не отвлекать других); 3) можно ли садиться за компьютер, без разрешения учителя? (нет). 4) на каком расстоянии от монитора нужно работать? (60-70 см). 5) можно ли трогать экран монитора? (нет). 6) что нужно сделать, если вы заметили неисправность работы компьютера? (позвать учителя).

Хорошо. Приступаем к работе.

повторяют правила поведения в компьютерном классе, дополняют ответы учителя.

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания;

III

Актуализация знаний

Проверка д/з.

метод:

практический;

взаимопроверка по эталону

3мин

Давайте проверим домашнее задание  упр. 49 на стр. 21. Обменяйтесь тетрадями и сверьте результат вашего соседа, с результатом на экране.

Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! А теперь поднимите руку те, у кого были ошибки. В чем была трудность? (из-за невнимательности перепутал цвета).  (слайд №1)

Обмениваются тетрадями,

проверяют правильность выполнения задания, сверяя с эталоном;

Умение адекватно воспринимать оценки;

IV

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

проблемная ситуация;

фронтальная беседа;

2мин

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Собери вместе» (Слайд № 2)

- На доске изображены фрукты и овощи. Давайте соберем их в две корзины, от овощей будем проводить стрелки к корзине с овощами, от фруктов к корзине с фруктами.

- Кто желает выполнить это у доски? (в случае несоответствия надписи к картинке, стрелка не ставится). А теперь давайте посмотрим, все ли фрукты и овощи мы положили в свою корзинку. (слайд № 3). 

- Обратите  внимание на то, что большинство подписей соответствовали изображениям, т. е. были верными, а некоторые подписи оказались неверными. Что мы можем сказать о таких подписях? («Подпись истинна» или «Подпись ложна».)                                                                                             - Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? ( понятие «истина», «ложь»).(слайд №4)                                                                                        - Какие цели мы поставим перед собой? ( познакомиться с понятиями «истина» и «ложь»; научиться работать с этими понятиям).(слайд №5) – Как ы понимаете, что такое истинна? А ложь? (Истина - это правда, а ложь - неправда.)

Один ученик у доски, остальные наблюдают, помогают.

воспринимают информацию сообщаемую учителем;

обобщают информацию,

отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели.

самоопределение;

целеполагание;

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками;

V

Решение учебной задачи

методы:

словесный: беседа,  практический: комментирование у доски

10мин

- Теперь откройте учебник на стр. 42 и найдите упр.1. кто прочитает задание? Что нам необходимо сделать? (раскрасить картинки, на которых изображена истина, зачеркнуть картинки, на которых изображена ложь).

- Мы выполним это задание немного по - другому. Мы не будем раскрашивать картинки, на которых изображена истина, а только зачеркнем те картинки, на которых изображена ложь. (слайд №6)

- Что изображено на первой картинке? (стол). Соответствует ли надпись под картинкой, самой картинке? (да). Это высказывание истинно или ложно? (истина( правда)). 

(работа с остальными картинками выполняется аналогично).  

Ключ: а) истина; б) ложь; в) ложь; г) истина.

В тетрадях, вместе с учителем, выполняют задание.

учёт разных мнений,

координирование в сотрудничестве

разных позиций;

- Посмотрите на упр.2. Что необходимо сделать? (исправить, где нужно, ложные подписи на истинные).  (слайд №7)                                                                                             - Кто пойдет и выполнит это упражнение у доски?
- Что изображено на первой картинке? (чайник). Соответствует ли надпись под картинкой, самой картинке (нет). Как можно назвать такую надпись? (ложная).                                                                                                                   - Давайте заменим ее на истину. Зачеркните карандашом слово утюг.  Что мы подпишем под картинкой? (чайник).  Молодцы!                                                                                                                  (работа с остальными картинками – аналогична).  

Ключ: а) чайник; б) истина; в) прямоугольный конверт; г) белый гусь;  д) истина; е) полосатый кот.

Один ученик работает у доски, остальные у себя в тетрадях.

отвечают на вопросы;

проверяют правильность выполнения задания.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений в объекте; умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

-Откройте страницу 45. Найдите упр.7. прочитайте задание. Что нам необходимо сделать? (определить истинность высказываний относительно картинки, если высказывание истинно – написать около него И, если ложно – Л).    (слайд №8)                                                                                                   - Кто желает поработать у доски?                                                                                                  - Прочитайте первое высказывание. А теперь посмотрите на рисунок. Соответствует ли данное высказывание рисункам? (да, соответствует). Почему? (все предметы на рисунке – растения).                                                             - Какую букву поставим? (И).                                                                                (работа с остальными выражениями – аналогична).  

Ключ: а) И; б) Л;  в) И;   г) Л;  д) Л;  е) И.

По очереди выходят к доске 3 ученика, выполняют по 2 выражения, остальные работают в тетрадях; отвечают на вопросы;

Построение логической цепи рассуждений; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение доказывать свою точку зрения

Включение новых знаний в систему и повторение

Практический:

приём:

работа с упражнением;

взаимопроверка.

фронтальная проверка

Выполнение упражнение с учителем;

Выполнение упражнения самостоятельно,

Фронтальная проверка.

Словесный : беседа;

Практический: выполнение упражнения

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения

5мин

- Прочитайте упр.8. что необходимо сделать? (раскрасить правильно карандаши в коробках)                                                                                                          - Что нам известно? (известно, что в одной из коробок зеленые карандаши, а в другой красные. Но надписи на коробках ложные.)  (слайд №9)                                                                                                                           - Нам известно, что надписи на коробках ложны, значит в зеленой коробке какого цвета карандаши?  (красные). Если на коробке написано «Красные», то в ней какие карандаши?  (зеленые).                                                            - Раскрасьте карандаши в нужные цвета.  

- Давайте еще раз скажем, какие карандаши в зеленой коробке? (красные). А в красной коробке? (зеленые).                                                                                                 - Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили это задание.                                                                                                         – Поднимите руки те, кто все верно выполнил. Те, кто допустил ошибку, будьте внимательней.

отвечают на вопросы; работают в тетрадях.

проверяют

правильность выполнения задания, обмениваясь тетрадями;

достижение и

согласование общего решения;

Построение логической цепи рассуждений;

Развитие навыков сотрудничества с учителем и учащимися.

- Найдите упр.9. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (нужно найти, в каком горшке мед).    (слайд №9)                                                                                                                                                                                                                      - Что нам известно? (что надписи либо обе истины, либо обе ложны).        – Поскольку в условии сказано, что в одном из этих горшков лежит мед, значит, надпись: «В этих горшках меда нет» истинная или ложная? (ложная).                                                                                                                            - Если надпись на втором горшке ложная, будет ли истинна надпись на первом горшке? (нет). Значит, в горшке с этой надписью меда нет. Следовательно, в каком горшке находится мед?  (с надписью: «В этих горшках меда нет»).  Раскрасьте горшок с медом.

Рассуждают над заданием вместе с учителем;

Отвечают на вопросы;

Делают выводы;

Раскрашивают горшок с медом.

Построение логической цепи рассуждений;  

 Умение доказывать свое мнение.

- Прочитайте упр.10. Что нам необходимо сделать? (обвести имя мальчика, который спрятал мишку).  (слайд №11)                                                                                                                                                                                                                        – Что нам известно о высказываниях? (они не верны).                                                    – Выполните это задание самостоятельно в тетрадях.                                                       - Кто из мальчиков спрятал мишку? (у Жени). У кого другой ответ?                     - Правильно, молодцы.        

Выполняют упражнение самостоятельно;

Отвечают на вопросы.

Построение логической цепи рассуждений;  самостоятельное создание способов решения проблем.

Развитие мыслительной деятельности.

- Найдите упр.13. Что нам необходимо сделать? (сравнить предметы и дополнить подписи).     (слайд №12)                                                                                                                                                                                                                                   – Кто желает выполнить это задание у доски?                                                                     - Что изображено на первой картинке? (карандаши). Про какой карандаш сказано, что он длинный? (первый). А второй карандаш, по отношению к первому какой? (короткий). Значит, что запишем в пустой прямоугольник? – Что изображено на второй картинке? (деревья). Про какое дерево сказано, что оно толстое? (первое). А второе дерево, по отношению к первому, какое? (тонкое). Значит, что запишем в прямоугольник?( тонкое). -  Как вы думаете, что мы запишем в прямоугольник под следующей картинкой? (узкая). – Если один гриб съедобный, значит второй…? (несъедобный).                                                                                                                           – Задание под буквой В, выполните самостоятельно.                                       – Давайте проверим, что у вас получилось. (прямая – кривая, острая – тупая, металлическая – неметаллическая; добрая – злая, красивая – некрасивая, молодая – сарая). Молодцы.

Отвечают на вопросы;

Сравнивают предметы;

Делают выводы;

Вписывают слова;

 под буквой В выполняют задание самостоятельно.

Выбор критериев для сравнения;

Умение структурировать знания;

Преодоление импульсивности.

- Откройте страницу 50. Упр.22. Что нам необходимо сделать? (написать высказывания, противоположные по смыслу).  (слайд №13)                                                                                                                                                                                               – Прочитайте первое высказывание. (Лена умеет кататься на коньках).        - Какое высказывание будет противоположным по смыслу? (Лена не умеет кататься на коньках).                                                                                            (работа с остальными выражениями – аналогична).                                           Ключ: Б) Алеша любит мороженное. В) Не все птицы летают.                          Г) Ученики не всегда получают пятерки.

Работают вместе с учителем;

Записывают противоположные по смыслу выражения.

Поиск выделения необходимой информации; умение строить речевые высказывания.

- Прочитайте упр.23. что необходимо сделать? (составить пары противоположных по смыслу высказываний и вписать пропущенные слова).   (слайд №14)                                                                                                                                                                                                                                              – Наша задача, составить высказывания так, чтобы в столбике слева все они были истины, а в столбике справа – ложны.                                                             – Прочитайте первое высказывание. (Люди носят очки). Какое слово нужно вставить, чтобы высказывание стало истинным? (Не все люди носят очки).  Какое слово  мы впишем в столбике справа, чтобы это высказывание стало ложным? (вписать слово ВСЕ).                                                           – Прочитайте второе высказывание. Какое слово вставим в левый столбик? (иногда). Какое слово вставим в правый столбик? (всегда).                                          – Прочитайте третье высказывание.  Какое слово вставим в левый столбик? (ВСЕ рыбы…). Какое слово вставим в правый столбик? (НЕ ВСЕ рыбы…).   Правильно, молодцы.                                              

Отвечают на вопросы; строят речевые высказывания; вписывают пропущенные слова;

умение строить речевые высказывания.

Умение структурировать знания;

Развитие навыков сотрудничества с учителем и учащимися.

VI

Рефлексия теоретической части

Выдача д/з

2мин

- Давайте подведём итоги. Как называется тема нашего урока? (Понятие «истина» и «лож»). Какую цель мы ставили перед собой? ( познакомиться с понятиями «истина» и «ложь»; научиться работать с этими понятиям). Что значит «истина»? (правда) «лож»? (неправда).          -  Поднимите руку, кому понравилось  работать с этими понятиями. Хотели бы выполнить ещё подобное задания? Тогда откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 46, упр. 11, 12. (слайд №15)                                                                                                                          

анализируют свою деятельность; записывают д/з;

самооценка на основе критерия

успешности;

VII

  1. Физкультминутка

1мин

Работа по презентации: выполнение упражнений по образцу.

Выполняют упражнения

Формирование здорового образа жизни

VIII

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

  1. Решение учебной
  2. задачи

2мин

- Для того чтобы закрепить полученные знания, мы с вами выполним задания за компьютером.

- А сейчас рассаживайтесь за компьютеры.

Рассаживаются за компьютеры;

Самоопределение; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  1. IX

Включение новых знаний в систему и повторение

Практическая работа за ПК

7 мин

- Мы познакомимся с новой программой «мир информатики 3 класс». Нажмите на 3 год обучения. Выберите в списке элементы логики слова-кванторы. Нажмите на цветной пропеллер. Чтобы ежику добраться до цели, нужно выполнить все задания правильно. Для того чтобы взять дополнительное задание нажмите на домик.

- Следующее найдите в списке координаты. Нажмите цветной пропеллер. Выполните задание.

выполняют практическое задание;

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

  1. X
  1. Гимнастика для глаз

Практическая работа за ПК

1мин

7 мин

Представьте себе квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний, в правый нижний. Еще раз повторите это упражнение. Продолжаем работать в программе.

выполняют упражнения;

выполнение действия по образцу

XI

Рефлексия деятельности.

Выставление оценок.

методы анализа;

  1. фронтальный опрос.

2мин

- Сейчас я раздам вам по два смайлика. Одного с веселым выражением лица, другого с грустным. Если вам понравился урок и вы смогли выполнить упражнения, то вы берете смайлик с веселым выражением лица и кладете его в кармашек  соответствующего смайлика. Если вам не понравился урок, и вы не смогли выполнить какое-либо задание, вы берете смайлик с грустным выражением лица и кладете его в кармашек  соответствующего ему смайлика.

- Вы работали сегодня хорошо!

- На этом наш урок закончен.  

Подводят итоги  урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока;

прощаются с учителем.

Понимать

успешность

деятельности;

адекватно воспринимать оценку учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Капуста Помидор Морковь Лимон Груша Абрикос Проверка ОВОЩИ ФРУКТЫ

Слайд 3

Капуста Помидор Морковь Лимон Груша Абрикос ОВОЩИ ФРУКТЫ Подпись ложна Подпись ложна

Слайд 4

- Познакомиться с понятиями истина и ложь ; - Научиться работать с этими понятиями;

Слайд 5

а) б) в) г) АРБУЗ СТОЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК ГОЛУБАЯ ЧАШКА

Слайд 6

УТЮГ ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ ТРЕУГОЛЬНЫЙ КОНВЕРТ СЕРЫЙ ГУСЬ КРУГЛЫЙ ПРЕДМЕТ ПОЛОСАТЫЙ ТИГР

Слайд 7

7 (а). Если высказывание истинно (правда), напиши около него букву «И», если ложно (неправда) – букву «Л» Все предметы на рисунке – растения. На рисунке нет ни одного цветка. Некоторые предметы на рисунке – растения. Каждое растение на рисунке – куст. Все деревья на рисунке – хвойные. На рисунке есть деревья.

Слайд 8

ЗЕЛЁНЫЕ КРАСНЫЕ

Слайд 9

9. В одном из этих горшков лежит мед. Помоги Винни – Пуху найти мед, если известно, что надписи либо обе истины, либо обе ложны. Раскрась этот горшок Мёд здесь В этих горшках мёда нет

Слайд 10

10. Обведи имя мальчика, который спрятал мишку. Все высказывания мальчиков неверны. ДИМА ЖЕНЯ ВИТЯ Мишка у меня Мишка у меня У жени мишки нет Мишка у Вити Проверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики в 1 классе. Тема "Понятия "ИСТИНА" и "ЛОЖЬ"

Урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах". 1-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.ОС «Школа 2100»...

Учебно-методический комплект к уроку обучения грамоте на тему: "Звуковое значение буквы Ю [й’у] в начале слова и после гласных" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: познакомить со звковым значение буквы ю [й’у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и...

Учебно - методический комплект по информатике на тему: "Понятия «истина» и «лож». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по информатике на тему: "Понятия «истина» и «лож». Мир информатики 3 класс, элементы логики, слова – кванторы (доп. Координаты)" 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по информатике на тему: Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» 1 класс

Технологическая карта урока информатики Тема урока: Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»Цели урока:·        Изучить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «вл...

Технологическая карта урока информатики по УМК "Школа 2100", 1 класс. Тема: «Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики – 1 год обучения: Суждение истинное и ложное»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятиях «истина» и «ложь» и истинных, ложных суждениях.Задачи урокаДидактические:сформировать знание о понят...

Технологическая карта урока информатики по УМК "Школа 2100", 2 класс. Тема: «Понятия «истина» и «ложь». Мир информатики – 3 год обучения: Суждение истинное и ложное»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятиях «истина» и «ложь» и истинных, ложных суждениях.Задачи урокаДидактические:сформировать знание о понят...