Конспект урока информатики в 1 классе. Тема "Понятия "ИСТИНА" и "ЛОЖЬ"
план-конспект урока по информатике (1 класс) по теме
Урок разработан по учебнику "Информатика в играх и задачах". 1-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
ОС «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istina_i_lozh.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Куприна Наталья Алексеевна
МБОУ СОШ№19 г. Муром
учитель начальных классов
Разработка урока информатики 1 класс
По учебнику информатика в играх и задачах. 1-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.
ОС «Школа 2100»
Тема: Понятия «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ»
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «истина» и «ложь». Научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.
2.Развивать словесно – логическую память, абстрактное мышление, устойчивое внимание, устную связную речь; мелкую мускулатуру пальцев кисти при работе с мышью и на клавиатуре
3.Формировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости
Ход урока
1 Орг.момент
2 Актуализация знаний.
Игра «Собери корзинки».
- Рассмотрите и соотнесите картинки с подписями к ним и разделите их на 2 группы.
-На какие 2 группы разделили? (Овощи и фрукты).
- Что заметили? (Не все подписи соответствуют картинкам).
-Да, большинство подписей соответствовали изображениям, т. е. были верными, а некоторые подписи оказались неверными. Говорят: «Подпись истинна» или «Подпись ложна».
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня два понятия
Подробно разберем,
Правда и неправда
Мы в жизни их зовем.
Но в математике, и информатике
То “истина” и “ложь”.
4. Изучение нового
В жизни говорят "правда" (а в математике говорят "истина"), в жизни говорят "неправда" (а в математике говорят "ложь"). Давайте опять рассмотрим на примере. Я назову какое-либо свойство предмета, а вы скажете, правду я сказала или неправду».
-Мяч, он резиновый. Правда? (Да.)
-Мяч квадратный. Правда ли это? (Нет.)
-А теперь посмотрим на картинки в тетради и определим, где истина (т.е. правда), а где ложь (т.е. неправда)».
Задание 9 в тетради
Ученики должны оценить истинность (или ложность) подписей под картинками.
Учитель: «Что изображено на первой картинке?» (Солнышко.) «А теперь прочитаем подпись: "Мяч". Это - неправда (а в математике говорят "ложь")».
Эту картинку дети вычёркивают. Аналогично разбирается следующий предмет: чашка. И подпись под ней - «Чашка». Эта подпись правильная, правдивая (а в математике говорят «истина»). Эту картинку следует раскрасить.
Аналогично: третью картинку (самолёт) дети раскрашивают, а четвёртую (яблоко) вычёркивают, пятую (ромашку) раскрашивают, а шестую (кота) вычёркивают.
Задание 10 в тетради – в парах.
Почти аналогично предыдущему, но здесь дети не только должны оценить истинность подписей, но и, в случае их ложности, сделать под картинками истинные подписи.
а) В первой картинке заменить подпись «машина» на «дом». Подпись под второй картинкой истинна.
*б) В этом пункте дети должны обратить внимание не только на название предмета, но и на одно из его свойств (цвет, форму). Пример: на первой картинке под синим флажком написано, что он красный. Следовательно, нужно исправить только слово «красный» на «синий».
Под второй картинкой вместо подписи «серый волк» следует сделать подпись «серый слон». Третья подпись является истинной. Под четвёртой картинкой подпись «круглые часы» заменить на подпись «квадратные часы».
5. Игра «Исправь ошибку»
Учитель показывает детям картинки с изображениями различных предметов и подписи к ним. Если название правильно (истинно), то ученики делают хлопок. Если название неправильно (ложно), ученики топают ногами.
6. Закрепление нового знания
Задание 11 в тетради (самостоятельно)
Дети должны нарисовать такие картинки, чтобы заданные подписи были истинными.
а) Подпись «гриб» просто указывает на название предмета. В данном случае не указываются «имя» гриба, его цвет, размер, форма и т.п. Значит, можно просто нарисовать любой гриб.
б) Аналогично предыдущему заданию дети рисуют любой воздушный шарик.
в) В этом пункте нужно нарисовать не просто любую чашку, а именно синюю, но любой формы, размера.
*г) Подпись «круглый предмет» требует нарисовать любой круглый предмет. Это может быть мяч, солнышко, воздушный шар, но круглой формы: круглое яблоко и т.п.
Можно оценить 2-3 работы.
Задание 12 в тетради – самостоятельно.
Ученики должны из нескольких предметов выбрать и обвести лишь те предметы, для которых подпись будет истинной.
Ответы: а) кресло; б) синий чайник; *в) машина, автобус, самолёт.
Задание 13 в тетради - в парах.
Из множества подписей под картинками ученики должны выбрать и подчеркнуть только истинные подписи. Как и в предыдущей игре, истинная подпись может быть не единственной.
Ответы:
а) берёза, дерево;
*б) букварь, книга, прямоугольный предмет. Можно оценить 2-3 работы.
Учитель: «А сейчас мы будем иметь дело с целыми предложениями. Но при этом будем интересоваться: истинно (т.е. правдиво, верно) или ложно (т.е. неправдиво, неверно) это предложение».
9. Игра «Истина — ложь» (физпауза).
Учитель бросает мяч ученику и говорит предложение. Ребенок возвращает мяч и говорит истина это или ложь. Обязательно чередуйте истинные и ложные предложения. Например:
Медведь бродит по лесу;
Лодка по небу плывёт ;
Собака по улице гуляет;
Собака на дереве сидит;
Мальчик рисует машину;
Машина рисует мальчика и т.п.
*10. Задания.
Учитель: «Теперь попробуйте составить подобные предложения».
а) Задание «Говори истину».
Каждый ученик должен придумать истинное высказывание, т.е. правдивое.
б) Задание «Говори ложь».
Каждый ученик должен придумать ложное высказывание, т.е. неправдивое.
Постарайтесь спросить каждого ученика, так как дети охотно говорят правду и ещё более охотно - неправду.
11. Задание 14 в тетради.
Расскажите ученикам историю: «Незнайка собрал в одну корзинку яблоки, а в другую - вишни. Но случайно перепутал корзинки, и все подписи на корзинках оказались ложными. Давайте определим, в какой корзинке находятся яблоки, а в какой - вишни». Даже если дети сразу справятся с заданием, спросите, где находятся яблоки и почему. Если ответ правильный - всё равно имитируйте непонимание, почему яблоки находятся в корзинке с надписью «вишни». Выслушайте объяснение и в любом случае (подтверждая или отрицая его) проведите своё объяснение: «Итак, на первой корзинке надпись "яблоки", но мы знаем, что она неправильная (ложная), значит, там ... (сделайте паузу) не яблоки, а, следовательно, вишни (их и надо нарисовать в первой корзинке)». Аналогичные рассуждения для второй корзинки.
*12. Задание 15 (а, б, в) в тетради.
В пунктах а) и б) дети должны прочитать название группы предметов и проверить каждый предмет на соответствие этому названию.
а) Среди фруктов оказалась ягода (арбуз). Его нужно вычеркнуть. Тогда на картинке останутся только фрукты.
б) Среди красных предметов оказалась белая чашка. Её можно вычеркнуть или раскрасить красным цветом.
В пункте в) указано не только название предметов, но и их количество. Поэтому, проверив каждый предмет на соответствие общему названию, дети ещё должны подсчитать общее количество этих предметов. Их 6, а должно быть 7. Значит, надо дорисовать ещё один мяч (любого размера, цвета и рисунка).
13. Задание «Правильное слово».
Учитель объявляет детям, что он будет читать стишки и делать в них ошибки, а дети хором должны их исправить.
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ... рожки (ножки).
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ... щучки (ручки).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле . сушки (ушки).
Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле . шубки (зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле . краски (глазки).
*14. Загадки, задачи-шутки.
1)Мой петух на чужом огороде снёс яйцо. Может ли такое быть? (Нет, петухи яиц не несут.)
2)Дождя нет, а трава мокрая. Может ли такое быть? (Да. Например, если дождь только что кончился, или траву полили, или на ней роса и т.п.)
3)Может ли щука назвать себя рыбой? (Нет, рыбы разговаривать не умеют.)
4)Взрослый сказал ребёнку: «Я тебе отец, но ты мне не сын». Может ли такое быть? (Может. Если ребёнок - дочь.)
5)На улице идёт дождь, но Максим не промок. Может ли такое быть? (Да, если он под зонтом, в плаще, под навесом или вообще дома.)
Итог урока
-Приходилось ли вам в жизни встречаться с истинными и ложными высказываниями? Где и когда?
-А какие из них для нас важнее? Для чего же мы изучаем ложные высказывания?
Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Что суждения бывают истинные и ложные).
Истинные высказывание они какие? (правильные). А ложные? (неправильные).
Что интересного и полезного вы взяли для себя с этого урока?
Домашнее задание.
Задание 16 в тетради.
Дети должны придумать истинное название для картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока информатики во 2 классе
Урок информатики по теме"Симметрия. Повторение" проводится во 2 классе до контрольной работы за 1 четверть и позволяет предупредить возможные ошибки ,отработать и закрепить знания:-признаки предметов,...
Конспект урока информатики (можно использовать для проведения классного часа) 3-4 класс
Доступно для детей данной возрастной группы....
конспект урока информатики в 3 классе "Число и программный калькулятор"
Урок информатики в 3 классе по теме "Число и программный калькулятор" (по УМК Матвеевой). В ходе урока дети в игровой форме знакомятся с числовыми данными и программным калькулятором....
Конспект урока информатики 2 класс
Данный урок разработан по УМК Н.В. Матвеевой в рамках применения ИКТ. На уроке используется показ слайдов, демонстрация фигуры человека, работа в рабочей тетради. Применяются здоровьесберегающие...
Конспект урока информатики на тему: "Равно - не равно, больше - меньше. Информатика 1 класс - Танграм." (УМК: "2100", 1 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях равно – не равно, больше – меньше;развитие произвольного внимания.Планируемые результаты: Предметные:уметь...
Конспект урока информатики «Симметрия Paint (кривая линия)» (Информатика, 2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование понятия симметричности фигур;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...
Конспект урока информатики «Последовательность событий. Алгоритм. WordPad цифры, знаки.» (Информатика, 2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование понятия последовательности событий;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...