Доклад "Использование ИКТ в формировании самостоятельности учащихся на уроке в учебной деятельности".
статья по информатике (3 класс) на тему
Доклад "Использование ИКТ в формировании самостоятельности учащихся на уроке в учебной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием "
К.Д. Ушинский
На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Осуществляться компьютерные технологии могут в следующих вариантах: - -Проникающая технология; -Основная технология - - -Монотехнология. На своих уроках z применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ
1.в подготовке печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, индивидуальных работ, тесты.) .
2 в создании компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;
3.в использовании тематических CD для организации деятельности обучающихся;
4.использовании учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера ;
5.применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся .
Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.
Для организации настроя обучающихся на урок используются слайды игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др. На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Приложение 2. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы. Приложение 3. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. Приложение 4. На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту докладов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации). Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе я бы назвала создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным исследований, в памяти человека остается
- 25% услышанного материала,
- 33% увиденного,
- 50% увиденного и услышанного,
- 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. . Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. В любом случае задачи обучения остаются неизменны:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации и планирования деятельности, в частности в учебной, при решении поставленных задач;
- дать школьникам первоначальное представление о современных информационных технологиях;
- дать школьникам представление о современном информационном обществе.
Выполнение этих задач приведет к интенсификации процесса обучения,совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
- комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
- постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
- применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
- частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
- формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
- стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.
Я использую готовые электронные ресурсы, приложения к уроку, составляю задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций, слайдов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока: например, урок-игра по природным зонам России ,урок путешествие по достопримечательностям России, конкурс знатоков «Природа и мы», игра-путешествие «В глубь времен» др. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ такие:
- Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала.
- Виды занятия: рассказ, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов; виртуальная экскурсия.
- Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, сочинение, создание презентаций.
- Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Продуктивность таких уроков очень высокая.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, авторы данной программы Перспектива по окружающему миру предлагают нам новый вид работы- создание проектов.
Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока -во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным предметам, но и к внеурочной деятельности.
Таким образом, благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности, а так же для развития индивидуальных качеств ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное сообщение на тему" Формирование монологической речи учащихся в образовательном пространстве учебной деятельности"
Представлены основные структурные части темы: характеристика понятий, задачи, этапы работы....
Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения
Данный материал помогает разобраться в значении самостоятельной работы учащихся на уроках, а также поможет откорректировать деятельность учителя при проведении самостоятельных работ....
Развитие самостоятельности учащихся как средство активизации учебного процесса
доклад о развитии самостоятельности учащихся...
Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе
На примере организации мной проектной работы " Изготовление поделок из бросового материала", мне хотелось показать, что дети через практическую работу находят полезное применение бытовому мусору...
Педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности
В данной статье рассмотрены педагогические условия, методы, приёмы и формы для формирования самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности средствами «Техно...
"Самостоятельная работа - как средство развития учебной деятельности и творческих способностей учащихся"
Обобщение педагогического опыта. Презентация по теме: "Самостоятельная работа - как средство развития учебной самостоятельности и творческих способностей учащихся"...
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Доклад по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ"...