ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
статья
Доклад по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_seminar_1_7_aprelya.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Л.Н.Замалдинова
учитель первой квалификационной категории,
О.Н.Глазкова
учитель высшей квалификационной категории
Средняя образовательная школа №41
г.Набережные Челны
День за днем возрастает ответственность школы за уровень и качество обучения учащихся. Одна из задач современной школы - это повышение качества образования.
В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости или слабоуспеваемости в учебной деятельности отдельных учеников. Особое внимание неуспеваемости нужно уделять именно на ступени начального образования, так как в этот период закладывается «фундамент», который будет служить опорой при дальнейшем обучении ребенка на средней и старшей ступенях школьного образования.
И работа с такими детьми является одним из актуальных вопросов для наших педагогов. Педагоги, медицинские работники и психологи в один голос утверждают о стабильном росте количества детей с проблемами общего поведения и обучения. То есть слабоуспевающих детей.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: школьная неуспеваемость младших школьников.
Цель исследования: теоретически и практически изучить причины неуспеваемости у младших школьников, дать рекомендации по ее профилактике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть неуспеваемость школьников как психологопедагогическую проблему;
2. Выявить основные причины неуспеваемости у младших школьников;
3. Рассмотреть методики, с помощью которых можно выявить неуспеваемость у младших школьников;
4. Дать рекомендации по предупреждению неуспеваемости у младших школьников.
И так кто такие слабоуспевающие учащиеся? Слабоуспевающие дети имеют слабые интеллектуальные способности и слабые учебные компетенции. У них низкие навыки устной и письменной речи, они не владеют нормами чтения и техникой устного счета. У них низкая степень памяти и не сложились навыки исполнительской дисциплины. Не сформировалось прилежание, слабая техника письма и осознанно низкая мотивация к учению.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
1. Физиологические;
2. Психологические;
3. Социальные
Физиологические предпосылки – частые заболевания, общая слабость здоровья, инфекционные заболевания, заболевания нервной организации, неисполнение двигательной функции.
Психологические предпосылки – нюансы формирования внимания, памяти, мышления, медленность постижения, недостаточный степень формирования речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Социальные предпосылки - нарушения контактов с родителями, неполная семья, низкий материальный уровень семьи, неблагополучная семья, школьная образовательная среда, неготовность к школе
Типы неуспевающих учеников (типология по Н.И.Мурачковскому).
1-й тип «Хочет, но не может». Неуспевающие обучающиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности, слабое развитие познавательных процессов, внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
2-й тип «Может, но не хочет». Обучающиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
3-й тип «Не хочет и не может». Неуспевающие ученики, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу.
Психологи считают, что одним из путей решения этой проблемы должно стать тесное сотрудничество педагога и родителя, вовлечение отстающих в планирование различных мероприятий, в обсуждение способов их осуществления, а также возможность разрешать им самим определять круг своих обязанностей.
Самое важное в нашей работе - «не упустить» учащихся
с низкими учебными возможностями. Нельзя допустить перехода данной категории учащихся в разряд неуспевающих. Задача преподаватели - пробуждение природного любопытства учащихся; вовлечение учащихся в коллективные формы работ.
Для решения данной задачи даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода к учебному процессу.
Например:
| Причина слабой успеваемости | |
Фамилия, имя | Низкая степень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи. | |
Фамилия, имя | Низкий уровень развития умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов | |
Фамилия, имя | Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи. | |
Фамилия, имя | Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей | |
Фамилия, имя | Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи |
Методы работы со слабоуспевающими детьми
Особенности неуспевающих учащихся:
Признаки отставания ученика | Причины: | В чем проявляется: |
1. Низкий уровень умственного развития. |
|
|
2. Несформированность учебных навыков. |
| Ребенок не умеет учиться:
|
3. Дефицит внимания с гиперактивностью. | Функциональные особенности нервной системы |
|
4. Отсутствие познавательного интереса. | С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности | Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает, не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение. |
5.Несформированность произвольной сферы. | Функциональные особенности нервной системы; педагогическая запущенность | Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. |
Мероприятия, проводимые при работе со слабоуспевающими детьми.
- В начале года провести диагностику и составить список слабоуспевающих детей.
- Установить причины отставания (физиологические, психологические, социальные).
- Составить план работы по каждому ученику.
- Провести индивидуальную беседу с родителями учащихся и составить маршрутный лист по преодолению выявленных проблем.
- В конце каждой четверти делать анализ результатов по учебным предметам, при необходимости вносить корректировки в маршрутные листы.
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
- Для усиления результативности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, высокотехнологичные формы и приемы обучения: личностно – который ориентирован подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и показателя сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всевозможных стадиях урока.
- Создавать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, креативные работы по выбору.
- На уроках и добавочных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают вероятность работать на уровне подсознания. В работе создаются особые обстоятельства успеха.
- При опросе слабоуспевающим школьникам дается приблизительный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
- Ученикам задаются вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.
- Периодически обследуется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников фокусируется на очень важных и трудных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими уровень постижения учебного материала, мотивирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, которые направлены на ликвидацию недочетов, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются позитивные моменты в их работе для стимулирования новых стараний, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их ликвидации, оказывается содействие с одновременным развитием независимости в учении.
- Для домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению недочетов: осуществляется детальный инструктаж о порядке осуществления домашних заданий, о потенциальных затруднениях, предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который понадобится для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, дабы не допустить перегрузки.
Сохранить текст в документ DOC
Заключение:
В процессе исследования мы удостоверились, что проблема школьной неуспеваемости была и остается номером один в списке принципиальных проблем современной школы. Конкретно в исходной школе нужно уделять особенное внимание исследованию причин неуспеваемости, потому что младший школьный возраст является более важным периодом в развитии малыша, как раз в данный период у малыша закладываются важные психологические новообразования, но также базы познаний умений и способностей, нужных для удачного обучения в дальнейшем. По этой причине зависит дальнейшее обучение малыша. Если не исправить ситуацию в самом начале её возникновения, то такое может привести к необратимым последствиям в обучении.
Я.А. Коменский писал: Верхушки познаний добиваются не все, часть добиваются это едва, но по верно размещенным крепким ступенькам хоть какого человека можно возвести на какой-никакую угодно вышину [10]. Если ребенок начинает систематически показывать низкие результаты в обучении, то надо узнать, что послужило предпосылкой проявления этого негативного явления, и наметить план коррекционной мероприятия сосредоточенные на устранение выявленных обстоятельств. Не многим детям с легкостью дается процесс обучения. Главное выявить, какой-никакие трудности мешают ребенку достигнуть верхушки знаний, и посодействовать ему эти трудности преодолеть.
Список литературы
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая библиотека).
- Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Мн., 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Комягина С.О., учитель начальных классов МБОУ «Кишертская СОШ» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ...
Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».
Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...
применение инновационных образовательных технологий
Использование ИКТ на уроках в начальной школе...
Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения
laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащени...
Методика формирования логического УУД классификация. Использование инновационных образовательных технологий при формировании УУД.
Одним из важных ууд, входящих в группу познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование и развитие умения учиться, является действие классификации. Умение классифицировать - ...
Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении.
Данный образовательный маршрут реализовывает личностно – ориентированный подход в обучении, учитывает индивидуальные и интеллектуальные особенности обучающегося, определяет личную траектор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Работа с учащимися по профилактике низкой учебной мотивации для обучающихся 1-4 классов
Эффективная программа работы с учащимися по профилактике низкой учебной мотивации, которая поможет создать условия для развития мотивации к обучению, повышения успеваемости и интереса к учебному проце...