Программа курса внеурочной деятельности "Мир информатики"
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Мир информатики» составлена на основе авторской программы курса предмета «Информатика» для 2 – 4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года и требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования.
Для изучения курса внеурочной деятельности «Мир информатики» во 2-х классах (2 а, 2 е, 2 з) во II полугодии 2014-2015 учебного года отведен 1 час в неделю (17 час.). Занятия проводятся во внеурочное время, длительность занятия 40 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа ВУД "Мир информатики" | 61.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Мир информатики» составлена на основе авторской программы курса предмета «Информатика» для 2 – 4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года и требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования.
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий, улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков. Непрерывность обучения информатике – это необходимый шаг в развитии общего образования. В этой связи для обучающихся 2-х классов, не изучающих предмет «Информатика» в основном образовательном процессе на базовом уровне ступени начального образования разработана данная программа.
Согласно приказу департамента образования администрации города Сургута от 22 сентября 2014 года № 02-11-572/14 "Об утверждении тактического плана мероприятий по развитию муниципальной системы образования города Сургута на 2014-2015 учебный год", в программу курса включен раздел «Алгоритмы и исполнители с использованием программной среды Пиктомир».
Для изучения курса внеурочной деятельности «Мир информатики» во 2-х классах (2 а, 2 е, 2 з) во II полугодии 2014-2015 учебного года отведен 1 час в неделю (17 час.). Занятия проводятся во внеурочное время, длительность занятия 40 мин.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- алгоритм (исполнитель, линейный алгоритм, повторители);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Под предметной компетентностью в области информатики подразумевается «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д..
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Мир информатики»
Ожидаемым результатом обучения является усвоение обязательного минимума содержания учебного материала, выполнение требований к уровню подготовки учеников 2-го класса.
С учётом специфики интеграции курса «Мир информатики» в образовательный план конкретизируются цели, в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты | Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель-ученик»: 1.1) готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию 1.2) ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции 1.3) социальные компетенции 1.4) личностные качества |
2-я группа требований: метапредметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: освоение универсальных учебных действий: 2.1) познавательных 2.2) регулятивных 2.3) коммуникативных 2.4) овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) |
3-я группа требований: предметные результаты | Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время. |
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса внеурочной деятельности «Мир информатики» является целенаправленность формирования именно этих умений. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса, относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
С точки зрения достижения метапредметных и личностных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звеньях), наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации, применять простейшие логические выражения и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам.
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
В результате изучения курса «Мир информатики» ученик должен:
знать/понимать
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- что алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели;
- отличие программы от алгоритма
уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера;
- запускать программу Пиктомир;
- составлять простые линейные программы для робота Вертуна.
Формами подведения итогов в ходе освоения программы курса внеурочной деятельности «Мир информатики» являются викторины, игры-соревнования, конкурсы работ, защита творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 2 класс (первый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Информация и данные | 4 |
2 | Алгоритмы и исполнители | 6 |
3 | Документ и способы его создания | 7 |
Итого: | 17 |
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема (количество часов) |
1 | Информация и данные 4 |
Текст. Число, числовая информация, десятичное кодирование, двоичное кодирование, числовые данные. Знать: о возможности преобразования числовой информации в текстовую и обратно; смысл понятий «дата» и «время», «текущая дата» и «текущее время»; смысл и возможность использования двух знаков для кодирования информации; основные инструменты счёта, которые использовались в древности и используются современными людьми, десятичное кодирование. Уметь: называть знаки цифрового алфавита в возрастающем и убывающем порядке; формулировать и решать информационные задачи, содержащие понятия «дата» и «время»; решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия; выбирать из меню нужные операции, запускать программу и выходить из неё; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты. | |
2 | Алгоритмы и исполнители 6 |
Управление, алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом «Вертуном». Линейные алгоритмы. Повторители. Знать: алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; создатель алгоритмов, исполнитель алгоритмов; отличие программы от алгоритма; команды робота Вертуна; понятие линейного алгоритма, повторителей. Уметь: запускать программу Пиктомир; составлять простые линейные программы для робота Вертуна. | |
3 | Документ и способы его создания 7 |
Документ, электронный документ. Поиск документа. Создание тексктового и графического документа. Знать: текст – цепочка символов, которая имеет смысл или не имеет смысла; простейшие приёмы редактирования текста в текстовом редакторе; о назначении, структуре памяти компьютера; об отличии внутренней памяти от внешней; способы передачи письменной (текстовой) информации на большие расстояния; названия действий с информацией, которыми обозначают тот или иной вид её обработки: представление, кодирование и декодирование, сложение, вычитание. Уметь: набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере; приводить примеры внешней памяти. Проект «Генеалогическое древо семьи» |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий по УМК «Информатика» (2-4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя и процессе обучения, развитию ИКТ-компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому занятию имеются электронные образовательные ресурсы.
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Учебно-методический комплекс
В состав УМК входят:
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: Учебник для второго класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 175 с.
- Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Информатика: Рабочая тетрадь для второго класса: 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010г.
Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР «Страна Фантазия» 2-4 классы
- ЭОР «Мир информатики», 1, 2 ч. - 1-4 классы
- ЭОР Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»
- ЭОР Система программирования «ПиктоМир»
Компьютерное обеспечение занятий
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также электронные учебники.
Демонстрационный материал (слайды).
Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся.
Задания для устного опроса.
Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом занятии в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.
Тренировочные упражнения.
Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.
Методические пособия для учителя:
- Аверкин Ю.А., Матвеева Н.В., Рудченко Т.А., Семенов А.Л. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 477 с.
- Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010г.
- Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 228 с.
Дополнительная литература:
- Богомолова О.Б. Логические задачи – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 271
- Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: Практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 143 с.
- Занимательные задачи по информатике./ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 119
- Обработка текстовой информации: Практикум / О.Б. Богомолова, А.В. Васильев – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 150
Календарно–тематическое планирование
«Мир информатики» 2 класс, 17 часов (1 час/нед.)
№ заня-тия | Тема занятия | Класс | Дата проведения | Освоение предметных знаний (базовые) | Виды деятель- ности | Компьютерный практикум | |
План | Факт | ||||||
1. Информация и данные – 4 часа | |||||||
1 | Десятичное кодирование | 2 з 2 а 2 е | 12.01 13.01 14.01 | Умение решать простейшие задачи на кодирование и декодирование Понимание как используется кодовая таблица для кодирования и декодирования; смысла и возможности использования двух знаков для кодирования | 1, 2, 3, 7, 4, 5 | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum. П. 16, 18 | |
2 | Двоичное кодирование | 2 з 2 а 2 е | 19.01 20.01 21.01 | ||||
3 | Числовые данные | 2 з 2 а 2 е | 26.01 27.01 28.01 | Умение различать числовую информацию и числовые данные | 1, 2, 3, 7, 4, 5 | Работа с ЭОР «2 класс» в среде Stratum П. 19 | |
4 | Викторина «Информация и данные» | 2 з 2 а 2 е | 02.02 03.02 04.02 | Умение решать информационные задачи | 5, 7, 4 | ||
2. Алгоритмы и исполнители – 6 часов | |||||||
5 | Управление, алгоритмы и исполнители | 2 з 2 а 2 е | 09.02 10.02 11.02 | Владение понятиями алгоритм и исполнитель | 2, 3, 7, 4, 5 | ЭОР «ПиктоМир» | |
6 | Знакомство с роботом «Вертуном» | 2 з 2 а 2 е | 16.02 17.02 18.02 | Умение работать в среде ПиктоМир, давать команды роботу Понимать смысл СКИ и системы отказов | 2, 3, 7, 4, 5 | ЭОР «ПиктоМир» | |
7 | Линейные алгоритмы | 2 з 2 а 2 е | 02.03 24.02 25.02 | Владение понятием линейный алгоритм Умение читать графические записи алгоритма | 2, 3, 7, 4, 5 | ЭОР «ПиктоМир» | |
8 | Повторители | 2 з 2 а 2 е | 16.03 03.03 04.03 | Умение читать графические записи алгоритма Понимать смысл работы повторителя | 2, 3, 7, 4, 5 | ЭОР «ПиктоМир» | |
9 | Повторители | 2 з 2 а 2 е | 30.03 10.03 11.03 | 5, 7, 2, 4 | |||
10 | Решение задач по теме «Алгоритмы и исполнители» | 2 з 2 а 2 е | 06.04 17.03 18.03 | Умение решать информационные задачи | 5, 7, 4 | ||
3. Документ и способы его создания – 7 часов | |||||||
11 | Документ и его создание | 2 з 2 а 2 е | 13.04 31.03 01.04 | Владение понятием текстовый документ | 8, 2, 3, 7, 4, 5 | ЭОР «Редактор», «Вставь слово в предложение» | |
12 | Электронный документ и файл | 2 з 2 а 2 е | 20.04 07.04 08.04 | Владение понятием смысл текста, документ, файл | 8, 2, 3, 7, 4, 5 | ЭОР «Вставь буквы», «Напиши слова» | |
13 | Поиск документа | 2 з 2 а 2 е | 27.04 14.04 15.04 | Умение находить нужный документ | 8, 2, 3, 7, 4, 5 | Работа с файлом «Загадка» | |
14 | Создание текстового документа | 2 з 2 а 2 е | 04.05 21.04 22.04 | Умение загружать текстовый редактор и печатать текст | 8, 2, 3, 7, 4, 5 | Практич. работа «Создай текстовый документ на компьютере» | |
15 | Создание графического документа | 2 з 2 а 2 е | 11.05 28.04 29.04 | Знание о способах создания графического документа Умение работать с графическим и текстовым редактором | 8, 2, 3, 7, 4, 5 | Работа с простейшим графическим редактором | |
16 | Работа над проектом «Генеалогическое древо семьи» | 2 з 2 а 2 е | 18.05 05.05 06.05 | Отработка усвоения понятий и определений по разделу | 5, 8, 2, 4 | Работа с файлом «Таблица» | |
17 | Защита проекта «Генеалогическое древо семьи» | 2 з 2 а 2 е | 25.05 12.05 13.05 | Проверка уровня усвоения понятий и определений по разделу | 8, 5, 7, 4 | Работа с текстовым и графическим редактором |
1 - чтение текста
2 - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
3 - наблюдение за объектом изучения (компьютером)
4 – компьютерный практикум
5 – работа со словарем
6 – эвристическая беседа
7 – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
8 – работа над проектом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся. Особое значение ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Информатика,логика,математика.4 класс
Разработка программы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Информатика» .
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Информатика» общеинтелектуального направления....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...
Программа курса внеурочной деятельности « Информатика в играх и задачах» для учащихся 3 класса
Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире информатики"
Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном...
Программа курса внеурочной деятельности "Информатика"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Информатика"...