Рабочая пролграмма по информатике. 3 класс.
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
В данной рабочей программе отражены пояснительная записка, содержание тем, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_3_kl_.docx | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Моховская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
по информатике
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) Рабочая программа учителя по курсу информатика для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана:
• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);
• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе авторской программы по информатике Горячева А.В.; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.
• на основе планируемых результатов ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство Москва «Просвещение » 2011 года;
• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская); издательство Москва «Просвещение» 2011 года.
• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская); издательство Москва «Просвещение » 2011 года.
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией. Технологический компонент
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
•овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
•развитие мелкой моторики рук;
•развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
•освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
•формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
•воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
•воспитание уважительного отношения к авторским правам;
•практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
•начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
•создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
•ознакомление со способами организации и поиска информации;
•создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
•создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.
Предлагается следующий набор учебных модулей:
1.Знакомство с компьютером.
2.Создание рисунков.
3.Создание мультфильмов и «живых» картинок.
4.Создание проектов домов и квартир.
5.Создание компьютерных игр.
6.Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
7.Создание текстов.
8.Создание печатных публикаций.
9.Создание электронных публикаций.
10.Поиск информации.
Следует отметить, что при недостаточном количестве часов, отводимых в конкретной школе на изучение информационных технологий, методист или учитель принимает решение о выборе изучаемых модулей.
Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.
Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания. 2. Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1.развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: ◦применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
◦алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
◦системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
◦объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2.расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
3.создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
В курсе выделяются следующие разделы:
•описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
•описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
•описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
•применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
•освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
•овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
•воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
•приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
•требуют обязательного наличия компьютеров;
•могут проводиться учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
•не требуют обязательного наличия компьютеров;
•проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.
Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Информатика» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Изучение технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках по основным предметам начальной школы, проводимых с использованием компьютерной техники. При наиболее распространённом варианте организации размещения компьютерной техники – в компьютерных классах – освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить во время компьютерных уроков. Компьютерный урок может иметь постоянное место в расписании, но по своему наполнению разные компьютерные уроки могут быть отнесены к разным учебным предметам. Например, изучение модулей «Создание рисунков» или «Создание мультфильмов» может быть отнесено к компьютерным урокам по ИЗО, изучение модуля «Создание текстов» – к компьютерным урокам по русскому языку, работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике – к компьютерным урокам по математике и так далее. Углублённое освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить на кружках и факультативах. Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образовательной системе «Школа 2100»).
Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
•основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
•ценностей семьи и общества и их уважение,
•чувства прекрасного и эстетических чувств,
•способности к организации своей учебной деятельности,
•самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
•целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
•готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
Личностные результаты.
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
•критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
•уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
•осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
•начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты.
1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
•освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
•формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
•оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
•поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
•использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
•подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
2. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
•планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
•поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
•моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
•анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
•синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•подведение под понятие;
•установление причинно-следственных связей;
•построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
•выслушивание собеседника и ведение диалога;
•признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
•находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
•называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
•понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
•выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
•изображать графы;
•выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
•находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Алгоритмы (10 ч.)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (7 ч.).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч.).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 ч.)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения правил личной гигиены и безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий;
• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
• изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Для учителя:
Учебник «Информатика в играх и задачах» 3 кл в 2-х частях, авторы А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И.Суворова; М., Баласс, 2012 г. Поурочное планирование по информатике в 3 классе, издательство «учитель», 2007 г.
1. Технологический компонент
Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.
С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).
В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен быть обеспечен современными персональными компьютерами, с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающими возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащёнными встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете должны быть установлены как минимум один принтер и планшетный сканер.
2. Логико-алгоритмический компонент
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Для обучающихся:
Учебник «Информатика в играх и задачах» 3 кл в 2-х частях, авторы А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И.Суворова; М., Баласс, 2012 г.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | Метапредметные (УУД) | Личностные результаты | ||||
Алгоритмы (10 ч.) | ||||||
1 | Введение. Алгоритм | описывать алгоритм | оценивать свою деятельность на уроках информатики | сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
2 | Схема алгоритма | читать схему алгоритма | предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе | оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие | |
3 | Ветвление в алгоритме | работать с ветвлениями в алгоритме | выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
4 | Цикл в алгоритме | находить закономерности в расположении цикла | разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков | оценивать правильность выполнения действия на уровне | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | описывать алгоритмы с ветвлениями и циклами | находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков | освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях | критическое отношение к информации и избирательность её восприятия | |
6 | Закрепление ЗУН по теме «Алгоритмы». Тренажер (ПК) | предлагать несколько вариантов составления алгоритма | точно выполнять действия под диктовку учителя | формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы | уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей | |
7 | Подготовка к контрольной работе по теме «Алгоритмы» | закрепить ЗУН по теме «Алгоритмы» | точно выполнять действия под диктовку учителя. | оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции | осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями | |
8 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | контролировать свои знания по изученному разделу | точно выполнять действия под диктовку учителя | поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов | начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями | |
9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | находить и исправлять ошибки | построение логической цепи рассуждений | использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей | |
10 | Повторение по теме «Алгоритмы» | построение логической цепи рассуждений | использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | ||
Группы (классы) объектов (7 ч.). | ||||||
11 | Объекты. Состав и действия объектов | определять результат действия | приводить примеры действий предметов и их результатов | создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
12 | Группа объектов. Общее название | определять действие, обратное заданному | приводить примеры действий, обратных данному | подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие | |
13 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов группы | приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках | определять последовательность действий и состояний в природе | поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
14 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов. Подготовка к контрольной работе по теме «Объекты» | составлять линейные планы действий | приводить примеры линейных планов | определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
15 | Контрольная работа по теме «Объекты» | контролировать свои знания по изученному разделу | знание по данным темам | поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | критическое отношение к информации и избирательность её восприятия | |
16 | Анализ контрольной работы (работа над ошибками) | находить и исправлять ошибки | составлять алгоритмы | планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели | уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей | |
17 | Повторение по теме «Объекты» | составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму | находить и исправлять ошибки в составлении алгоритмов | стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе | осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями | |
Логические рассуждения (10 ч.). | ||||||
18 | Множество. Элементы множества | определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. | приводить примеры множеств | использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
19 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств | сравнивать множества | приводить примеры множеств и их сравнения | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие | |
20 | Пересечение и объединение множеств | находить пересечение и объединение множеств | приводить примеры кодирования | моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
21 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «не» | определять вложенность множеств | приводить примеры вложения множеств | выполнять учебные действия в разных формах | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
22 | Истинность высказываний со словами «и», «или» | строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ» | приводить примеры пересечения и объединения множеств | способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера | критическое отношение к информации и избирательность её восприятия | |
23 | Граф. Вершины и ребра графа | построение логической цепи рассуждений | использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов | уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей | ||
24 | Граф с направленными ребрами | построение логической цепи рассуждений | способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера | осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями | ||
25 | Подготовка к контрольной работе по теме «Множество» | отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания | отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания | анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями | |
26 | Контрольная работа по теме «Множество» | контролировать свои знания по изученному разделу | отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний со связками «и», «или» | синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями | |
27 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество» | находить и исправлять ошибки | приводить примеры комбинаторики | выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов | уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей | |
Модели в информатике (7 ч.) | ||||||
28 | Аналогия | определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. | приводить примеры множеств | использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов | понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач | |
29 | Закономерность | сравнивать множества | приводить примеры множеств и их сравнения | понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха. | оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие | |
30 | Аналогичная закономерность | кодировать слова, имена, фамилии | приводить примеры кодирования | моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) | быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению | |
31 | Аналогичная закономерность | определять вложенность множеств | приводить примеры вложения множеств | выполнять учебные действия в разных формах | способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
32 | Подготовка к контрольной работе по теме «Аналогия» | находить объединение и пересечение наборов предметов | приводить примеры пересечения и объединения множеств | способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера | критическое отношение к информации и избирательность её восприятия | |
33 | Контрольная работа по теме «Аналогия». Выигрышная стратегия | контролировать свои знания по изученному разделу | построение логической цепи рассуждений | использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов | уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей | |
34 | Анализ контрольной работы. | находить и исправлять ошибки | построение логической цепи рассуждений | способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера | осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 3 класс (автор А.В.Горячев)
Рабочая программа по информатике для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по информатике в соответствии с требованиями Федерального компонента госуд...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по информатике в 3 классе по УМК А.Л. Семенова для школ, изучающих информатику с 3 класса
рабочая программа по информатике...
Рабочая программа по информатике. 2 класс. Класс :2-в
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта началь...
Рабочая программа по информатике "Мир информатики"
ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...
Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для учащихся 2-4 классов Предметная область «Информатика и ИКТ»
Оглавление Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса...