Пояснительная записка
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Рабочая программа по информатике  составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы А. В. Горячева утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapisk2_info.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по информатике  составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы А. В. Горячева утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план М БОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки предусматривает обязательное изучение предмета «Информатика » в 4 классе на 17 часов.(0,5ч.в неделю )

    Изучение информатики  4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

 Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

 Метапредметными результатами изучения информатики является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

  Предметными результатами изучения информатики  являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности

  Как правило, информационные  ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники  не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика » предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Формы организации учебного процесса.

Единицей учебного процесса является урок. Все уроки можно разделить на три основные группы: объяснение нового материала (в основном теоретического), выполнение практических работ и урок контроля знаний. На уроках объяснения нового материала может присутствовать контроль знаний. Это текущий контроль, который имеет целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, проводится он в виде выполнения тестовых заданий в электронном или бумажном виде, опроса учащихся. На практических занятиях также осуществляется текущий контроль. Практические работы обучающего характера проводятся в ходе изучения нового материала.

Итоговый контроль проводится после изучения наиболее значительных тем программы и в конце учебного года в виде зачетных практических работ, так как все уроки нацелены на освоение работы на компьютере.

Содержание программы учебного предмета,

 курса, дисциплины (модуля)

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).

Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Создание текстов.

Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Создание печатных публикаций.

Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Создание электронных публикаций.

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Поиск информации.

Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD или диски DVD, сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Планируемые результаты освоения программы по информатике к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к урокам информатики;

- умение признавать собственные ошибки.

могут быть сформированы:

- умение оценивать трудность предполагаемого задания;

- адекватная самооценка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:        

- ориентироваться в панели инструментов, отменять последнее действие или возвращать отмененное действие обратно, копировать;

- вырезать и вставлять фрагменты текста из одного документа в другой; сочетать графическую и текстовую информацию в документе;

Учащиеся получат возможность научиться:

- выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех  истинных посылок;

- практически работать с алгоритмами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • отслеживать цель учебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;                
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • оценивать собственные успехи в учебной деятельности;
  • планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя).

Познавательные

Учащиеся научатся:

- сравнивать и классифицировать задания по критериям;         

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;
  • находить нужную информацию в учебнике.         

Учащиеся получат возможность научиться:

  • видеть аналогии и использовать их при освоении новых действий;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приемы действий;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее, использовать при выполнении заданий.        

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку, сравнивать полученные результаты;        
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания;

задавать вопросы с целью планирования хода выполнения задания, формирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

Список литературы:

Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса / А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2011.



Календарно – тематическое планирование

№урока

Дата

    Дата

(корректировка)

Тема урока(раздела)

Количество часов

Основные понятия, термины

Планируемые результаты

Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)

2

1

16.01

Предмет информатики. Техника безопасности.

1

Л. Развивать  эстетические чувства, осознавать  устойчивые  предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Р. Уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

П. Искать и отбирать  необходимую  для решения учебной задачи    информацию в учебнике, добывать новые знания.

К. Уметь сотрудничать.

2

23.01

Файлы и папки (каталоги)

1

Флэш диск, компак-диск, дискет,

флеш-диск.

Создание текстов

3

3

30.01

Знакомство с клавиатурой.

1

правила посадки

Л. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия

4

06.02

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

Абзац,

шрифт,

вставить,копировать

5

13.02

Оценка результатов

1

Создание печатных публикаций

4

6

20.02

Печатные публикации

1

Листова,

публикация, бланк,

книжное издание,буклет брошю

ра

. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 П.Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, сравнение, самостоятельно выбирая основания  и критерии для логических операций. Искать и отбирать  необходимую  для решения учебной задачи    информацию в учебнике, добывать новые знания.

К. Задавать уточняющие

вопросы.

7

27.02

Программы для создания печатных публикаций

1

Иллюстрация

8

06.03

 Схемы в публикациях

1

Схема,

планместности,

технические схемы

9

13.03

Таблицы в публикациях

1

Столбец, строка ,ячейка,

Создание электронных публикаций

5

10

20.03

Электронные публикации

1

Электронная публикация, сеть, интернет,сайт

Р. Уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

П. Искать и отбирать  необходимую  для решения учебной задачи    информацию в учебнике.

К. Уметь сотрудничать

11

03.04

Программы для создании электронных публикаций

1

программы

12

10.04

 Гиперссылки в публикациях

1

Гиперссылки

13

17.04

Звуки ,видео и анимация в электронных публикаций

1

мультимедийной

14

24.04

Оценка результатов

1

Поиск информации

3

15

08.05

Источники информации для компьютерного поиска

1

Интер-

нет, браузер

Л. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения  действия.

К. Уметь сотрудничать

16

22.05

Способы компьютерного поиска информации

1

Поисковые системы

17

29.05

Уточнение запросов на поиск информации

1

Сужение поиска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»

В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...

Пояснительная записка к ООП

Пояснительная записка к ООП...

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...

Пояснительная записка к КТП по технологии.

Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....