Пояснительная записка
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы А. В. Горячева утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapisk2_info.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы А. В. Горячева утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план М БОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки предусматривает обязательное изучение предмета «Информатика » в 4 классе на 17 часов.(0,5ч.в неделю )
Изучение информатики 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности
Как правило, информационные ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями, требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Темпы качественного развития компьютерной техники не имеют прецедентов в истории. Основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Но если навыки работы с конкретной техникой в принципе можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика » предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Формы организации учебного процесса.
Единицей учебного процесса является урок. Все уроки можно разделить на три основные группы: объяснение нового материала (в основном теоретического), выполнение практических работ и урок контроля знаний. На уроках объяснения нового материала может присутствовать контроль знаний. Это текущий контроль, который имеет целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, проводится он в виде выполнения тестовых заданий в электронном или бумажном виде, опроса учащихся. На практических занятиях также осуществляется текущий контроль. Практические работы обучающего характера проводятся в ходе изучения нового материала.
Итоговый контроль проводится после изучения наиболее значительных тем программы и в конце учебного года в виде зачетных практических работ, так как все уроки нацелены на освоение работы на компьютере.
Содержание программы учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля)
Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
Создание текстов.
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Создание печатных публикаций.
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
Создание электронных публикаций.
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
Поиск информации.
Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD или диски DVD, сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Планируемые результаты освоения программы по информатике к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к урокам информатики;
- умение признавать собственные ошибки.
могут быть сформированы:
- умение оценивать трудность предполагаемого задания;
- адекватная самооценка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в панели инструментов, отменять последнее действие или возвращать отмененное действие обратно, копировать;
- вырезать и вставлять фрагменты текста из одного документа в другой; сочетать графическую и текстовую информацию в документе;
Учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок;
- практически работать с алгоритмами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- отслеживать цель учебной деятельности;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
- использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
- сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;
- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.
- Учащиеся получат возможность научиться:
- оценивать собственные успехи в учебной деятельности;
- планировать собственную познавательную деятельность с учетом поставленной цели (под руководством учителя).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- сравнивать и классифицировать задания по критериям;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;
- находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
- видеть аналогии и использовать их при освоении новых действий;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приемы действий;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее, использовать при выполнении заданий.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку, сравнивать полученные результаты;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать взаимопроверку выполненной работы;
- высказывать свое мнение при обсуждении задания;
задавать вопросы с целью планирования хода выполнения задания, формирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Список литературы:
Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса / А.В. Горячев. – М.: Баласс, 2011.
Календарно – тематическое планирование
№урока | Дата | Дата (корректировка) | Тема урока(раздела) | Количество часов | Основные понятия, термины | Планируемые результаты |
Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | 2 | |||||
1 | 16.01 | Предмет информатики. Техника безопасности. | 1 | Л. Развивать эстетические чувства, осознавать устойчивые предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р. Уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. П. Искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике, добывать новые знания. К. Уметь сотрудничать. | ||
2 | 23.01 | Файлы и папки (каталоги) | 1 | Флэш диск, компак-диск, дискет, флеш-диск. | ||
Создание текстов | 3 | |||||
3 | 30.01 | Знакомство с клавиатурой. | 1 | правила посадки | Л. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | |
4 | 06.02 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 | Абзац, шрифт, вставить,копировать | ||
5 | 13.02 | Оценка результатов | 1 | |||
Создание печатных публикаций | 4 | |||||
6 | 20.02 | Печатные публикации | 1 | Листова, публикация, бланк, книжное издание,буклет брошю ра | . Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. П.Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций. Искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике, добывать новые знания. К. Задавать уточняющие вопросы. | |
7 | 27.02 | Программы для создания печатных публикаций | 1 | Иллюстрация | ||
8 | 06.03 | Схемы в публикациях | 1 | Схема, планместности, технические схемы | ||
9 | 13.03 | Таблицы в публикациях | 1 | Столбец, строка ,ячейка, | ||
Создание электронных публикаций | 5 | |||||
10 | 20.03 | Электронные публикации | 1 | Электронная публикация, сеть, интернет,сайт | Р. Уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. Искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике. К. Уметь сотрудничать | |
11 | 03.04 | Программы для создании электронных публикаций | 1 | программы | ||
12 | 10.04 | Гиперссылки в публикациях | 1 | Гиперссылки | ||
13 | 17.04 | Звуки ,видео и анимация в электронных публикаций | 1 | мультимедийной | ||
14 | 24.04 | Оценка результатов | 1 | |||
Поиск информации | 3 | |||||
15 | 08.05 | Источники информации для компьютерного поиска | 1 | Интер- нет, браузер | Л. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. К. Уметь сотрудничать | |
16 | 22.05 | Способы компьютерного поиска информации | 1 | Поисковые системы | ||
17 | Уточнение запросов на поиск информации | 1 | Сужение поиска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)
Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....
Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков
Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...
Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову
Календарно - тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Пояснительная записка к ООП
Пояснительная записка к ООП...
Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии( труд) УМК"Гармония" 1 класс с учетом ФГОС...
Пояснительная записка к КТП по технологии.
Содержит развёрнутое пояснение к КТП по технологии для 3 класса по программе "Школа России"....