Рабочая программа информатике и ИКТ. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) по теме

Иваненко Наталья Юрьевна

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками Информатика и ИКТ 3 (2части), автор А.В.Горячев (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007). Количество недельных часов - 1. Общее количество часов - 34.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ

 Планирование соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6.10.2009 № 373) и обеспечено учебниками Информатика и ИКТ 3 (2части), автор А.В.Горячев (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

  Программа адресована учащимся 3 классов  общеобразовательных школ. Планирование соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6.10.2009 № 373.)

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика » предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  1. применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не», комбинаций – «если ... и ..., то...»);
  2. алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  3. системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  4. объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Общая характеристика учебного процесса

Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.

Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики – развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.

Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:

  1. не требуют обязательного наличия компьютеров;
  1. проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов.

Столь различные характеристики оборудования класса и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в предлагаемой программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и логико-алгоритмический. Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонентов и определение их места в учебном процессе будут выполняться методистами и учителями.

  1. Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  1. применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  1. алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  1. системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  1. объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

  1. описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  1. описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  1. описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  1. применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная  работа, работа в парах.

           

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  1. Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  1. критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  1. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  1. осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  1. начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

     Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  1. поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  1. синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  1. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  1. подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;
  1. признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

     Предметные результаты

     В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  1. находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  1. называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  1. понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  1. выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  1. изображать графы;
  1. выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  1. находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

Структура курса.

3-й класс

Алгоритмы.(9 ч)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов.(8 ч)

 Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач.(7 ч) 

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Календарно-тематическое планирование 

№ п/п  

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Характеристика деятельности

учащихся.

Домашнее задание

По плану

По факту

1

1

Введение. Понятие алгоритма.

Определять этапы (шаги) действия.

Определять правильный порядок выполнения шагов.

 Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами.

Раскрасить картинки с 2

2

1

Алгоритм. Делай — раз, делай — два.

С 4 №2

3

1

Схема алгоритма.

Раскрасить рисунки

4

1

Стрелки вместо номеров.

С 9№ 10

5

1

Ветвление в алгоритме.

С 13 №15

6

1

Цикл в алгроритме.

С 16 № 18

7

1

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

С 19 № 22

8

1

Контрольная работа №1 по теме «Алгоритмы».

9

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

С 26-27 №31

10

1

Состав и действия предметов.

Описывать предмет, называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

С 33 № 9

11

1

Что такое? Кто такой?

С 38 № 17

12

1

Группа объектов. Общее название.

С 39 № 3(3)

13

1

Особенные свойства объектов группы.

С 43 № 25

14

1

Единичное имя объекта.

С 45 № 28

15

1

Отличительные признаки.

С 51 №41

16

1

Контрольная работа №2 по теме «Группы объектов».

17

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

С 55 № 43

18

1

Множество. Число элементов множества.

Определять принадлежность   элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности )подмножеству)

Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

С 4 № 8

19

1

Слова «НЕ», «И», «ИЛИ» на карте множеств.

С 10 № 17

20

1

Элементы, не принадлежащие множеству.

С 15 № 26

21

1

Пересечение множеств.

С 18 № 30

22

1

Объединение множеств.

С 22 № 37

23

1

Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ».

С 24 № 40

24

1

Истинность высказываний со словами «И», «ИЛИ».

С 27 № 45

25

1

Граф. Вершины и ребра.

С 28 № 47

26

1

Контрольная работа №3 по теме «Логические рассуждения»

27

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

28

1

На что похоже? Понятие аналогии.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

С 33 № 4

30

1

По какому правилу? Понятие закономерности.

С 37 № 15

31

1

Аналогичная закономерность.

С 41 № 23

32

1

Решение задач на тему «Такое же или похожее правило».

С 48 № 34

33

1

Контрольная работа №4 по теме «Применение моделей для решения задач».

34

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

С 56 № 41,42

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия.

  1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);

      2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

3. Сборник программ. « Образовательная система « Школа 2100…».- М., « Баласс», 2011.

4. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3.- М., «Баласс», 2011.

ТСО (средства ИКТ)

  1. Телевизор
  2. Магнитофон
  3. Интерактивная доско
  4. Проектор
  5. Компьютер

Цифровые образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://fsu.edu.ru/p1.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

http://www.ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

http://ndce.edu.ru

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

http://www.rostobr.ru

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

http://www.rostobrnadzor.ru

Учительская газета

http://www.ug.ru

Газета "Первое сентября"

http://ps.1september.ru

Газета "Начальная школа"

http://nsc.1september.ru

Журнал "Вестник образования России"

http://www.vestniknews.ru

Школьная пресса: информационный портал

http://portal.lgo.ru

Издательство «Баласс»        

www.school2100.ru

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»        

www.lbz.ru

Издательский центр "Владос"        

www.vlados.ru

Издательский центр "Мой учебник"        

www.my-tbook.ru

Издательство Московского государственного университета        

www.msu.ru/depts/MSUPubl2005

Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)

http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2

Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

http://roipkpro.ru/index.php/do-progr

edu.ru - ресурсы портала для общего образования        

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.

Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по математике 3 класс Школа 2100 ФГОС

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по изобразительному искусству. ОС "Школа 2100". ФГОС.

  Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству. («Начал...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....