тематическое планирование - 3 класс
рабочая программа по информатике (3 класс) по теме
тематическое планирование и рабочие программы для 3-х классов по УМК Горячев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3kl-12.docx | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися
3-го класса в течение 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачикурса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержание учебного предмета
3 класс
1. Алгоритмы (8 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Учащиеся должны:
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
2. Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Учащиеся должны:
описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия;
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп;
записывать значения признаков в виде таблицы;
описывать особенные свойства предметов из подгруппы.
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
3. Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Учащиеся должны:
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4. Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся должны:
находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками;
находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Форма промежуточной и итоговой аттестации –контрольные работы:в 3 классе – 4.
В середине каждой части тетради находятся бланки с заданиями контрольных работ. В первую часть тетради включены задания контрольных работ №1, и №2, во вторую часть – задания работ № 3, и №4. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах. Перед началом работы с комплектом рекомендуется вынуть из середины каждой части тетради двойные листы с заданиями контрольных работ и разрезать посередине. В результате на каждом из восьми бланков будут задания одного варианта одной контрольной работы.
№ | Наименование изучаемой темы, раздела | Тема лабораторной, практической работы, контрольной работы, экскурсии | Дата проведения |
1 | Алгоритмы | Контрольная работа № 1 «Алгоритмы» | 14.11 |
2 | Группы объектов | Контрольная работа № 2 «Группы объектов» | 19.12 |
3 | Логические рассуждения | Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения» | 27.02 |
4 | Применение моделей для решения задач | Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач » | 15.05 |
Литература
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. :Баллас, 2006. – 144 с.;
Информатика и ИКТ «Мой инструмент компьютер». 3 класс. Учебник. М.: Баллас, 2010. – 80 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);.
Календарно-тематическое планирование по информатике для 3 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности | Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление) | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
по плану | фактически | |||||||||||
1.Алгоритмы (10 ч) | Раздел 1 | |||||||||||
1 | ТБ.Введение. Компьютер вокруг нас. Правила поведения в компьютерном классе. | 1 | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; – поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений | Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что такое компьютерные программы; рабочий стол. Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем; Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать компьютер, открывать некоторые компьютерные программы. | самоконтроль | 05.09 | ||||||
2 | Компьютерные программы. Рабочий стол | 1 | ПР | С.1-2 | 12.09 | |||||||
3 | Включение и выключение компьютера | 1 | ПР | С.3-4 | 19.09 | |||||||
4 | Алгоритм. | 1 | №3-4 | 26.09 | ||||||||
5 | Схема алгоритма. | 1 | ФО | №9(3,4), 10(3) | 03.10 | |||||||
6 | Ветвление в алгоритме. | 1 | СР, ФО | №13, 15(раск) | 10.10 | |||||||
7 | Цикл в алгоритме. | 1 | ФО | №18 | 17.10 | |||||||
8 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами. | 1 | СР | №22 | 24.10 | |||||||
9 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | ФО | №26 | 07.11 | |||||||
10 | Контрольная работа №1 «Алгоритмы». | 1 | КР | №29,30 | 14.11 | |||||||
2.Группы (классы) объектов (5 ч.) | К главе 2 | |||||||||||
11 | Состав и действия объектов. | 1 | – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; – аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; – участие в коллективном обсуждении; | Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы. | ФО | №5,6, 9 | 21.11 | |||||
12 | Группа объектов. Общее название. | 1 | СР, ФО | №12, 14, 17 | 28.11 | |||||||
13 | Общие свойства объектов группы.Особенные свойства объектов группы. | 1 | ФО, СР | № 18, 20, 21, 23,24 | 05.12 | |||||||
14 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки. | 1 | ФО, СР | №32,34, 37, 39 | 12.12 | |||||||
15 | Контрольная «Группы объектов». | 1 | КР | № 42, 44 № 45 | 19.12 | |||||||
3. Логические рассуждения (10ч) | К главе 3 | |||||||||||
16 | Множество. Число элементов множества. | 1 | – синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; | Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья; Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений. | ФО | №5, 8, 7 (закрасить) | 26.12 | |||||
17 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | 1 | ФО, СР | №12 | 16.01 | |||||||
18 | Пересечение и объединение множеств. | 1 | ФО, СР | №16, 17 | 13.01 | |||||||
19 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказываний со словом «Не». | 1 | ФО, СР | №22 | 30.01 | |||||||
20 | Истинность высказываний со словами «И», «Или». | 1 | ФО, СР | №26 | 06.02 | |||||||
21 | Граф. Вершины и ребра. | 1 | ФО, СР | №29 | 13.02 | |||||||
22 | Граф с направленными ребрами. | 1 | ФО, СР | №34, 35 | 20.02 | |||||||
23 | Контрольная работа №3 «Логические рассуждения». | 1 | КР | №40, 42 | 27.02 | |||||||
24 | Компьютерная графика | 1 | ПР | С.5-6 | 06.03 | |||||||
25 | Основные операции при рисовании | 1 | ПР | С. 6-7 | 13.03 | |||||||
26 | Рисование и стирание точек, линий фигур. | 1 | ПР | С. 7 | 20.03 | |||||||
27 | Заливка цветом | 1 | ПР | С.8 | 03.04 | |||||||
4.Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.) | К главе 4. | |||||||||||
28 | Аналогия. | 1 | – анализ условия учебной задачи; – оценивание работы в соответствии с критериями; – оценивание работы товарища; – участие в коллективном обсуждении; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения | Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию | ФО, СР | №1, | 10.04 | |||||
29 | Закономерность. | 1 | ФО, СР | №7, 8, 13, 15 | 17.04 | |||||||
30 | Аналогичная закономерность. | 1 | ФО, СР | №20, 21 (22), 23 | 24.04 | |||||||
31 | Решение задач на тему «Такое же или похожее правило». | 1 | ФО, СР | №26, 28 | 08.05 | |||||||
32 | Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач». | 1 | КР | №30, 33 | 15.05 | |||||||
33 | Работа над ошибками. Выигрышная стратегия. | 1 | самоконтроль | №36, 45 | 22.05 | |||||||
34 | Нахождение выигрышной стратегии. | 1 | ИЗ | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива
Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...