Рабочая программа внеурочной деятельности, ориентированная на достижение результатов по духовно-нравственному направлению факультатив:"Основы православной культуры России"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ направление: "Основы православной культуры России" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа создана на основе авторской рабочей программы по «Основам православной культуры» А.А. Кураева (Просвещение, 2013 г.), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом № 373 от 06.10.09 Министерства образования Российской Федерации; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09 регистрационный номер № 17785;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010.
Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены в документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09. № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74 о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) во всех субъектах РФ в 4-ых классах общеобразовательных учреждений.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.
Педагогические цели и задачи
Цель: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи программы:
- изучение православной религиозной традиции;
- изучение истории христианства;
- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарём
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устроения православного храма;
- ознакомление с особенностями православного богослужения
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
- возрождение православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества
Ожидаемый результат: Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Средства и методы достижения цели
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем
2) комментированное чтение;
3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
6) работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия.
- Беседа
- Сообщения
- Встречи со священнослужителями
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов
Внеаудиторные занятия
- Посещение храма
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Экскурсии
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Творческие проекты, презентации
Сведения о сроках реализации программы
Полный курс рассчитан на 1 год обучения по 1 часу в неделю, 34 часа учебных в году. Однако в виду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов.
Основные требования к результатам изучения курса
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного курса «Основы православной культуры России»
Тема 1. «Введение. Красота этого мира» - 2 ч.:
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество.
Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в музей, конкурсы поделок из природного материала
Тема 2. «Основные религиозные понятия» - 6 ч.:
Понятие о Боге. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Бог и Его творение мира и человека. Человек – не только тело. Священный дар жизни. Отношение человека и Бога. Молитва – разговор с Богом. Служение людям.
Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в Русский музей, викторина
Тема 3. «Церковь, храм, искусство» - 3 ч.:
Церковь - семья верующих людей. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, серединная часть, алтарь.
Формы внеурочной деятельности: посещение храма и церкви, составление кроссвордов
Тема 4. «Голос храма» - 3 ч.:
Колокола. Колокольный звон. История звона. Виды звонов и их значение. Звонница. Колокольня. Символическое значение колокольни.
Формы внеурочной деятельности: посещение церкви, колокольни, декоративно-прикладное творчество, просмотр видеоматериалов и аудиозаписей.
Тема 5. «История Ветхого Завета» - 10 ч.:
Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение про родителей. Изгнание из рая. Жизнь людей после грехопадения – основные события. Моисей. Исход евреев из Египта. Десять заповедей.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия по проблемной ситуации, посещения Эрмитажа или Русского музея, использование аудиозаписи Ж. Массне “Размышление” (из оперы “Таис”), И. С. Бах /Ш. Гунно “Аве, Мария”, И. С. Бах “Мелодия на струне соль” и мультимедийных презентаций
Тема 6. «История Нового Завета» - 10ч.:
Рождество Пресвятой Богородицы. Введение Пресвятой Богородицы во храм. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Чудеса Спасителя. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Христово. Сошествие Святого Духа на апостолов. Обретение и Воздвижение Креста Господня.
Формы внеурочной деятельности: интеллектуально-познавательная игра, инсценировка детьми, дискуссия, творческие проекты, выставка иллюстраций, сообщения
Календарно – тематическое планирование курса
№ | Наименование тем | Дата | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
1. | Введение. Красота этого мира. | 2 | 1 | 1 | Работать в парах, обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира. | |
2. | Основные религиозные понятия | 6 | 3 | 3 | Рассказать детям о Боге, что Бог - Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Бог и его творение мира и человека. Человек – не только тело. | |
3. | Церковь, храм, искусство | 3 | 2 | 1 | Разобрать с детьми понятие: Церковь – семья верующих людей. Храм. Внешние Символы храма. Внутреннее строение храма. | |
4. | Голос храма | 3 | 2 | 1 | Рассказать детям про историю колокольного звона. Объяснить значение разных звонов и прослушать их. Сравнить колокольню и звонницу. | |
5. | История Ветхого Завета | 10 | 5 | 5 | Расширить представления учащихся о Ветхом Завете, как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике. Познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи, отзвуками библейских историй в русской фразеологии. Развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Ветхом Завете в проблемной ситуации. Использовать связную речь для выражения своих мыслей. Умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы. Воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета. | |
6. | История Нового Завета | 10 | 5 | 5 | Расширить представление учащихся о Новом Завете, как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике. Научить строить логическую цепь рассуждений на основании сведений, полученных из исторических и литературных источников. Воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Нового Завета. Использовать связную речь для выражения своих мыслей и построения сообщений. | |
34 | 18 | 16 |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 2. 3. 4. | Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие. — Изд. 1, 2, 3, 4, 5-е. - М.: 2005, 2006, 2007, 2008, 2010. А.А. Кураева «Основы православной культуры» М.: «Просвещение» 2013 г. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь- справочник. — М.: 2008 Библия | Д Д Д Д |
2. Печатные пособия | ||
5. 6. 7. 8. 9. 10. | Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, начальная школа М., Экзамен, 2010 г.. Книги о художниках и художественных музеях. Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. Наша церковь и наши дети. Катехизис в рассказах | Д Д Д Д Д Д |
3. Технические средства обучения | ||
11. 12. 13. 14. 15. 16. | Музыкальный центр. Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат. | 1 шт. 1шт. 1шт. 1 шт. 1шт. 1шт. |
4. Экранно-звуковые пособия . | ||
17. 18. 19. 20. 21. | Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. CD/DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; CD/ DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; CD/DVD-фильмы- творчество художников | Д Д Д Д Д |
5. Оборудование класса | ||
22. 23. 24. 25. | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов ,пособий, учебного оборудования. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357570-1385745961.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357570-1385745961.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов определённого уровня кружка «Любознайка»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-10104-1454680012.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»
Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-1354433-1634132501.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дети в годы ВОВ" по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса
Данная программа «Дети в годы Великой Отечественной войны» необходима для воспитания духовно-нравственных, патриотических, гражданских и мировоззренческих качеств личности, сохранения исто...