Рабочие программы по информатике для 2,4,5 классов
рабочая программа (информатика, 2 класс) по теме
Рабочая программа для 2,4 класса к УМК Матвеевой Н.В. Рабочая программа для 5 класса к УМК Босовой Л.Л..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_rabochaya_programma.doc | 187.5 КБ |
4_klass_rabochaya_programma.doc | 181 КБ |
5klass_rabochaya_programma.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№24 р.п. ЮРТЫ
Рассмотрено на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю»: |
Руководитель МО | зам. дир. по УВР | Директор МОУ СОШ № 24 |
МОУ СОШ № 24 | ||
___________ /Зыкова Т.С./ | ___________ /Сергиенко Н.П./ | ___________ /Ерофеев В.М./ |
Протокол №1 от | Приказ № 52 | |
«30» августа 2011 г | «30» августа 2011 г. | от «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 2 класса
Составитель: учитель начальных классов
Пиманова С.Н.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативная база составления рабочей программы.
- Закон «Об образовании» п.2, ст.32
2.Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.(приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 №2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011 №19776)
4. Учебный план МОУ СОШ №24 р.п. Юрты на 2011-2012 учебный год
Изучение предмета проходит за счет часов регионального компонента. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.
Информатика во втором классе – это предварительный курс, знакомство с предметом. Данный курс должен подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера.
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Школьники получают первичные навыки работы на компьютере во время компьютерного практикума.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения упражнений на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
Цели обучения информатике:
- Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- Знакомство с основными теоретическими понятиями ин форматики.
- Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
- Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
- Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры.
- Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
- Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности; воспитание бережного отношения к технике.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием рабочих тетрадей, электронных пособий и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- формирование представлений об информационной природе многих процессов в живой природе, обществе и технике, ценностного отношения к информации;
- знакомство с основными компонентами персонального компьютера и их функциями; формирование представлений о типах и назначении компьютерных программ;
- освоение способов деятельности в информационной среде, умение решать разнообразные задачи с помощью компьютера, программ, алгоритмов;
- интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков, учащихся в процессе работы с развивающими, игровыми и другими программами;
- расширение кругозора детей, закрепление и совершенствование знаний, полученных в других курсах начальной школы;
- подготовка к дальнейшему обучению информатике в основной школе.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Виды информации. Человек и компьютер | 8 | 7 | 1 |
2 | Кодирование информации | 9 | 8 | 1 |
3 | Числовая информация и компьютер | 7 | 6 | 1 |
4 | Данные и компьютер | 8 | 7 | 1 |
5 | Закрепление (резерв) | 2 | 2 | - |
Всего | 34 | 30 | 4 |
Виды информации. Человек и компьютер. (8 часов)
Человек и информация. Виды информации в зависимости от органов восприятия.
Виды информации: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная.
Источники и информации.
Приемники информации.
Компьютер – инструмент для работы с информацией.
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером.
Кодирование информации. (9 часов)
Носители информации и их виды.
Кодирование. Способы кодирования.
Алфавит и кодирование информации.
Алфавитная письменность.
Письменные источники информации.
Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки.
Текстовая и графическая информация.
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Алфавит и кодирование информации: греческий и латинский алфавиты как основа алфавитного письма.
Английский алфавит и славянская азбука: происхождение и использование.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Тестирование по теме «Кодирование информации».
Учащиеся должны понимать:
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
уметь:
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Числовая информация. (7 часов)
Числовая информация.
Время и числовая информация.
Кодирование с помощью числа. Декодирование. Таблица соответствия.
Двоичное кодирование.
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Время и числовая информация: число как способ представления информации о времени, даты, календарь, текущая дата.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Код из двух знаков: звуковое двоичное кодирование информации; письменное двоичное кодирование.
Помощники человека при счете: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Память компьютера: электронная лампа, ламповая память.
Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер».
Учащиеся должны знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами;
- кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер).
Данные и компьютер. (8 часов)
Данные. Смысл текстовых данных.
Память компьютера.
Способы передачи данных.
Компьютер и обработка данных. Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Передача текстовой информации: почта, средства доставки писем, электронная почта.
Обработка текстовой информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Контрольная работа по теме «Текстовая информация».
Учащиеся должны понимать:
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что информацию можно представить текстом;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста;
- работать с текстами на экране компьютера;
Резерв -2 часа
График контрольных работ
№ | Дата | Тема |
1 | 18.10.2011 | Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер». |
2 | 27.12.2011 | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». |
3 | 13.03.2012 | Контрольная работа № 3 по теме «Числовая информация и компьютер». |
4 | 15.05.2012 | Контрольная работа № 4 по теме «Текстовая информация». |
Календарно- тематическое планирование 2 класс | ||||||||
№п/п | Раздел, тема | кол-во часов | Дата проведения | основные понятия | Рекомендуемые ЦОР Единой коллекции | контроль знаний | Д/з | |
|
|
| план | факт |
|
| компьютерный практикум |
|
| Первая четверть | |||||||
1 | Человек и информация.Техника безопасности на уроках информатики. | 1 | 6 сен | сент | звуковая информация, зрительная информация, вкусовая информация, обонятельная информация, тактильная информация | Презентация «Человек и информация», 174 – задание «Человек и информация» ,презентация «Виды информации» , 89, 90, 91, 92 – задания., 102 – плакат «Виды информации по способу восприятия», 77 – плакат «Виды информации по форме представления» ,презентация «Инструкция по работе с клавиатурным тренажером» | Правила техники безопасности в компьютерном классе. Научиться включать и выключать компьютер. | § 1 Р.Т. § 1, |
2 | Какая бывает информация. | 1 | 13 сен | сент | виды информации | 2 – электронный словарь 3 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «а» и «о») 52 – плакат «Виды информации по форме организации» 69 – плакат «Хранение информации» 71 – иллюстрация «Хранение информации» | Правила техники безопасности в компьютерном классе. Работа с программой "Тренажёр мыши" | § 2 Р.Т. § 2, |
3 | Источники информации. | 1 | 20 сен | сент | источники информации, передача информации, источник зрительной информации, источник звуковой информации | 72 – презентация «Источники информации» 165 – презентация «Источники информации» 2 – электронный словарь 5 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «в» и «л») 26 – плакат «Схема передачи информации» | Работа с программой "Тренажёр мыши" .Игра "Собери картинку" Тест. | § 3 Р.Т. § 3 |
4 | Приёмники информации. | 1 | 27 сен | сент | источник информации, приёмник информации | 2 – электронный словарь 7 – задание «Клавиатурный тренажер»(буквы «ы» и «д») 160 – презентация «Приемники информации» 52 – плакат «Виды информации по форме организации» 69 – плакат «Хранение информации» | Электронное пособие. Обучение решению информационных задач. | § 4 Р.Т. § 4 |
5 | Компьютер как инструмент. | 1 | 04.окт | окт | компьютер, инструмент | 2 – электронный словарь 156 – Тренажер мыши, задание «Удали попарно» 150 Презентация «Функции и задачи компьютера» | Электронное пособие. Клавиатурный тренажёр.Тренажёр мыши. | § 7 Р.Т. § 7 |
6 | Повторение по теме "Виды информации.Человек и компьютер". | 1 | 11.окт | окт | информация, виды информации по способу восприятия; текстовая, графическая, числовая информация; источник , приёмник информации; обработка, хранение, передача информации; компьютер, телефон, радио | 2 – электронный словарь 13 – тест «Виды информации» | Электронное пособие. Клавиатурный тренажёр. Тренажёр мыши. | стр.35-36 учебника: "Теперь мы знаем" и "Новые слова и термины" Задания в рабочей тетради. |
7 | Контрольная работа по теме"Виды информации. Человек и компьютер" | 1 | 18.окт | окт |
|
| Контрольная работа по теме"Виды информации.Человек и компьютер" | клавиатурный тренажёр |
8 | Работа над ошибками. Работа в программе "Мир информатики 1 -2 класс". Компьютерный практикум. | 1 | 25.окт | окт |
|
| Электронное пособие. Клавиатурный тренажёр.Тренажёр мыши. | клавиатурный тренажёр |
9. | Резерв. Компьютерный практикум. | 1 | 01.ноя | нояб |
|
| Электронное пособие. Клавиатурный тренажёр.Тренажёр мыши. | клавиатурный тренажёр |
| Вторая четверть. | |||||||
10 | Носители информации. | 1 | 15.ноя | нояб | носитель информации, носитель письменной информации, электронный диск, магнитный диск, компьютер | 2 – электронный словарь 70 – задание «Носители информации» 157 – Тренажер мыши, задание «Поймай экранный объект» ) 8 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «п» и «р») | Решение информационных задач.Знакомство с текстовым редактором Word, действие клавиш Shift и Enter | § 6 Р.Т. § 6 |
11 | Кодирование информации. | 1 | 22.ноя | нояб | кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглиф | 1 2 – электронный словарь 134 – презентация «Виды алфавита» 158 – Тренажер мыши, задание «Найди свою скорость» 12 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «е» и «н») 128 – презентация «Запись чисел» | Решение информационных задач.Работа с текстовым редактором Word, закрепление умения пользоваться клавишами Shift и Enter, действие клавиши Backspace. | § 7 Р.Т. § 7 |
12 | Алфавит и кодирование информации. | 1 | 29.ноя | нояб | кодирование, графическое кодирование, звуковое кодирование, алфавит, буква, звук, алфавитное письмо | 2 – электронный словарь 135 – презентация «Алфавит и кодирование» 23 и 25 – задание «Закодируй слова») 9 – задание «Интерактивная головоломка» ) 18 – задание «Клавиатурный тренажер» (буквы «м» и «ь») | Работа с текстовым редактором Word, закрепление умения пользоваться клавишами Shift и Enter, Backspace, знакомство с действием клавиши CapsLock. | § 10 Р.Т. § 10 |
13 | Английский алфавит и славянская азбука. | 1 | 06.дек | дек | алфавит, буква, знак, латинские буквы, славянская азбука, кодирование, код | 2 – электронный словарь 15 – задание «Слово и смысл» 24 – задание «Декодируй слова» 149 – задание «Декодируй» 31 – плакат «Преобразование информации» | Работа с текстовым редактором Word, закрепление умения пользоваться клавишами Shift и Enter, Backspace,CapsLock.Выделение текста и его фрагментов. | § 11 Р.Т. § 11 |
14 | Письменные источники информации. | 1 | 13.дек | дек | Письменные источники информации, носители информации, папирус, свиток, пергамент, бумага | 133 – презентация «Письменность» 4 – задание «Клавиатурный тренажер» 32 – плакат «Представление информации» | Работа с текстовым редактором Word. Выделение текста и его фрагментов.Форматирование текста. | § 12 Р.Т. § 12 |
15 | Языки людей и компьютеров. | 1 | 20.дек | дек | естественные языки, иностранные языки, искусственные (формальные) языки, компьютерный язык | 2 – электронный словарь 132 – презентация «Какие языки бывают» 23 – задание «Закодируй слова» 36 – задание «Декодируй сообщение на английском» | Работа с текстовым редактором Word. Выделение текста и его фрагментов. Форматирование текста. | § 13 Р.Т. § 13 |
16 | Контрольная работа по теме "Кодирование информации". | 1 | 27.дек | дек |
| 2 – электронный словарь 55 – реши головоломку | Контрольная работа по теме "Кодирование информации". |
|
| Третья четверть. | |||||||
17 | Текстовая информация. | 1 | 17.янв | янв | форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, рисунки, носители информации | 2 – электронный словарь 25 – задание «Закодируй слово» 30 – Тренажер мыши, задание «Электронный конструктор» 33 – задание «Дополни пропущенное» 84 – иллюстрация «Графическая информация» | Работа с текстовым редактором Word. Выделение текста и его фрагментов.Форматирование текста.Сохранение документа. | § 14 Р.Т. § 14 |
18 | Числовая информация | 1 | 24.янв | янв | число, цифра, четное число, нечетное число, цифровой алфавит, числовая информация, количество, номер, порядковый номер | 2 – электронный словарь 122 – презентация «Числовое кодирование» 37 – Тренажер набора чисел 34 – задание «Заполни пропущенное в числовом ряду» 53 – задание на двоичное кодирование «Найди закономерность» | Программа "Калькулятор".Выполнение простых действий с числами. | § 15 Р.Т. § 15 |
19 | Время и числовая информация. | 1 | 31.янв | янв | время, дата, числовая информация, форма записи даты, форма записи времени, календарь, секунда, минута, час, сутки, день, дни недели, месяц, год, текущая дата, текущее время | 2 – электронный словарь 123 – презентация «Время и числовая информация» 125 – интерактивное задание «Перекодируй дату» 127 – задание-тренажер «Время» 55 – задание на кодирование «Пляшущие человечки» | Работа с текстовым редактором Word. Набор текста на клавиатуре. Проверка текста на орфографию. | § 16 Р.Т. § 16 |
20 | Число и кодирование информации | 1 | 07.фев | февр | числовая информация, числовое кодирование, кодовая таблица(таблица соответствия) | 2 – электронный словарь) 46 – задание «Закодируй» 51 – интерактивное задание «Запиши римскими числами» 45 – задание-тренажер «Закодируй | Работа с текстовым редактором Word.Пребразование текста в таблицу. | § 17 Р.Т. § 17 |
21 | Код из двух знаков | 1 | 14.фев | февр | цифровой алфавит, знаки, цифры, код, время, текущий год (месяц, столетие, неделя, сутки, минута) | 2 – электронный словарь 43 – тренажер двоичного кодирования | Создание пустой таблицы. Заполнение ячеек текстом, числов и другими символами. | § 18 Р.Т. § 18 |
22 | Помощники человека при счёте. | 1 | 21.фев | февр | устройство для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер | 2 – электронный словарь 119 – тренажер «Калькулятор» 120 – тренажер «Как люди считали» | Создание пустой таблицы. Заполнение ячеек текстом, числом и другими символами. Изменение ширины ячеек. | § 19 Р.Т. § 19 |
23 | Данные | 1 | 28.фев | февр | текст, текстовая информация, смысл, передача текстовой информации, обработка текстовой информации | 2 – электронный словарь 68 – тренажер «Бинарный код» 93 – презентация «Бинарное кодирование» 108 – презентация «Бинарное кодирование» 146 – презентация «Бинарное кодирование | Создание пустой таблицы. Заполнение ячеек текстом, числом и другими символами. Изменение ширины ячеек. | § 20 Р.Т. § 20 |
24 | Повторение по теме "Числовая информация и компьютер". Работа со словарём и тестирование. | 1 | 06.мар | март |
| 2 – электронный словарь | Электронное пособие .К.Р. №3 |
|
25 | Контрольная работа по теме"Числовая информация и компьютер". | 1 | 13.мар | март |
|
| Контрольная работа по теме"Числовая информация и компьютер". |
|
26 | Резерв. Компьютерный практикум. | 1 | 20.мар | март |
|
| Работа в программе "Мир информатики 1-2 год обучения." |
|
| Четвёртая четверть. | |||||||
27 | Память компьютера | 1 | 03.апр | апр | память компьютера, электронное устройство, внешняя память, внутренняя память, манитный диск | 2 – электронный словарь 45 – тренажер «Бинарный код» 121 – презентация «Бинарное кодирование» | Работа с текстовым редактором Word. Создание рамки с текстом. | § 21 Р.Т. § 21 |
28 | Смысл текстовых данных | 1 | 10.апр | апр | текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа | 2 – электронный словарь 19 – интерактивный тренажер «Смысл текста» 103 – задание «Найди закономерность и вставь пропущенное» 109 – задание «Восстанови смысл испорченного текста» 111 – презентация «Работа со смыслом» | Работа с текстовым редактором Word. Вставка объекта( рисунка) в текстовый документ. | § 22 Р.Т. § 22 |
29 | Передача данных. | 1 | 17.апр | апр | передача информации, электронная почта, носители информации | 2 – электронный словарь 16 – интерактивное задание 106 – задание «Хранение и передача информации» 139 – задание «Шифрование» 141 – задание «Зашифруй для передачи» | Электронное пособие. Решение информационных задач на повторение. | § 23 Р.Т. § 23 |
30 | Компьтер и обработка текстов. | 1 | 24.апр | апр | обработка информации, обработка данных | 2 – электронный словарь 111 – презентация «Память компьютера» | Электронное пособие. Решение информационных задач на повторение. | § 24 Р.Т. § 24 |
31 | Повторение по теме "Данные и компьютер". Работа со словарём и тестирование. | 1 | 08.май | май |
| 2 – электронный словарь 114 – тест «Виды памяти» | Электронное пособие .К.Р. №4 |
|
32 | Контрольная работа по теме "Данные и компьютер" | 1 | 15.май | май |
|
| Контрольная работа по теме "Данные и компьютер" |
|
33-34 | Резерв. Компьютерный практикум. | 2 | 22.май | май |
|
| Работа в программе "Мир информатики 1-2 год обучения." |
|
35 | Резервный урок. | 1 | 29.май | май |
|
| Работа в программе "Мир информатики 1-2 год обучения." |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/понимать:
- мы живём в мире информации;
- информацию человек воспринимает с помощью органов чувств;
- мы живём в мире звуков, и звуки несут человеку информацию;
- виды информации в зависимости от способа ее восприятия человеком;
- источники и приемники информации;
- носители информации;
- виды информации в зависимости от способа ее восприятия человеком;
- виды информации, которые хранятся в компьютере;
- кодирование и декодирование информации;
- понятие естественный и искусственный языки;
- контекстное меню;
- хранение информации;
- обработка информации;
- числовая информация;
- назначение второй кнопки мыши;
- звуковое и письменное двоичное кодирование;
- виды памяти компьютера;
- данные.
Уметь:
- включать и выключать компьютер;
- открывать файлы и папки по заданному пути;
- выполнять один щелчок мыши, двойной;
- перемещать, копировать, вырезать вставлять объекты с помощью мыши;
- приводить примеры источников информации;
- приводить примеры приёмников информации;
- приводить примеры носителей информации;
- различать виды информации по способу восприятия человеком от видов хранящихся в компьютере;
- по данным таблицам кодировать и декодировать информацию;
- работать с клавиатурой;
- запускать программы;
- набирать в текстовом редакторе текст;
- работать с электронным словарем;
- работать с числовой информацией.
УМК:
- Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 1 Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 2 класса, ч. 2 Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
- Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.
- http://metodist.lbz.ru
- http://school-collection.edu.ru/
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№24 р.п. ЮРТЫ
Рассмотрено на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю»: |
Руководитель МО | зам. дир. по УВР | Директор МОУ СОШ № 24 |
МОУ СОШ № 24 | ||
___________ /Зыкова Т.С./ | ___________ /Сергиенко Н.П./ | ___________ /Ерофеев В.М./ |
Протокол №1 от | Приказ № 52 | |
«30» августа 2011 г | «30» августа 2011 г. | от «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 4 класса
Составитель: учитель начальных классов
Пиманова С.Н.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативная база составления рабочей программы.
- Закон «Об образовании» п.2, ст.32
2.Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.(приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 №2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011 №19776)
4. Учебный план МОУ СОШ №24 р.п. Юрты на 2011-2012 учебный год
Изучение предмета проходит за счет часов регионального компонента. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики
Содержание курса информатики в начальной школе определено стандартом базового курса информатики для основной школы.
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественнонаучных областях, в экономике и др. Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Информатика и информационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор и хранение, преобразование и передача информации, управление объектами. Освоение информатики предполагает формирование основных приемов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; осуществлять переход от реальных объектов к их моделям.
Цели обучения информатике в 4 классе:
- Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- Знакомство с основными теоретическими понятиями логики (понятие, суждение, умозаключение).
- Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
- Формирование представлений об целях, основе и процессе информационного управления.
- Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.
- Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
- развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Контрольные работы | ||
1 | Повторение | 7 | 6 | 1 |
2 | Понятие, суждение, умозаключение | 9 | 8 | 1 |
3 | Модель и моделирование | 8 | 7 | 1 |
4 | Информационное управление | 10 | 8 | 2 |
Всего | 34 | 29 | 5 |
Повторение – 7 ч.
- Человек и информация.
- Действия с информацией
- Объект и его свойства.
- Отношения между объектами.
- Компьютер.
- Повторение по теме «Действия с информацией», подготовка к контрольной работе.
- Контрольная работа №1 по теме «Действия с информацией».
Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч.
- Понятие.
- Деление и обобщение понятий.
- Отношения между понятиями.
- Совместимые и несовместимые понятия.
- Понятия «истина» и «ложь».
- Суждение.
- Умозаключение.
- Повторение по теме «Понятие, суждение, умозаключение».
- Контрольная работа №2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение».
Модель и моделирование – 8 ч.
- Модель объекта.
- Модель отношений между понятиями.
- Алгоритм.
- Какие бывают алгоритмы.
- Исполнитель алгоритма
- Алгоритм и компьютерная программа.
- Повторение по теме «Модель и моделирование».
- Контрольная работа №3 по теме «Модель и моделирование».
Информационное управление – 11 ч.
- Цели и основа управления.
- Управление собой и другими людьми.
- Управление неживыми объектами.
- Схема управления.
- Управление компьютером.
- Повторение по теме «Информационное управление».
- Контрольная работа №4 по теме «Информационное управление».
- Нетрадиционный урок-игра.
- Повторение по теме «Действия с информацией», «Понятие, суждение, умозаключение».
- Годовая контрольная работа.
- Итоговое повторение за курс 4 класса.
График контрольных работ
№ | Дата | Тема |
1 | 12.10.2011 | Контрольная работа № 1 по теме «Человек и информация. Компьютер.» |
2 | 21.12.2011 | Контрольная работа № 2 по теме «Понятие, суждение, умозаключение» |
3 | 29.02.2012 | Контрольная работа № 3 по теме «Модель и моделирование» |
4 | 25.04.2012 | Контрольная работа № 4 по теме «Информационное управление» |
5 | 16.05.2012 | Итоговая контрольная работа |
Электронные образовательные ресурсы
Компьютерный практикум в 4 классе проводится с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), разработанных для 4 класса. Диск с ЭОР включен в состав УМК для 4 класса. Также на диске содержатся инструкции по работе с ЭОР.
ЭОР сопровождает каждый параграф учебника и содержит набор заданий обучающего и диагностического характера.
Применение учителем на уроках информатики ЭОР наряду с традиционными способами обучения позволяет:
- обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;
- повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;
- обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- повысить интенсивность и эффективность уроков информатики за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала, усиления интерактивности учебных заданий;
- создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с информацией.
Календарно- тематическое планирование 4 класс |
| |||||
Раздел, тема | кол-во часов | Дата проведения | основные понятия | контроль знаний | Д/з | |
план | факт |
| ||||
Первая четверть |
|
|
|
| компьютерный практикум |
|
Человек и информация. Техника безопасности на уроках информатики. | 1 | 7 сен | сент | виды информации по способу представления на носители (текстовая, графическая, числовая, звуковая), виды информации по способу восприятия (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная (тактильная)), носитель информации | ЭОР: урок 1 | § 1, ответить на вопросы, РТ №7 |
Действия с информацией | 1 | 14 сен | сент | получение, представление, хранение, передача, преобразование, обработка действия | ЭОР: урок 2 | § 2, ответить на вопросы, РТ №9, 10 |
Объект и его свойства | 1 | 21 сен | сент | объект, имя объекта, свойства объекта, существенные свойства объекта, несущественные свойства, общие свойства, отличительные свойства | ЭОР: урок 3 | § 3, ответить на вопросы, РТ №8*, 9 |
Отношения между объектами | 1 | 28 сен | сент | отношение (между объектами): пространственные, временные, порядковые, причинно-следственные, семейные, социальны и пр. | ЭОР: урок 4 | § 4, ответить на вопросы, РТ №8, 9 |
Компьютер | 1 | 05.окт | окт | компьютер, память, процессор, программы, системные, прикладные, инструментальные | ЭОР: урок 5 | § 5, ответить на вопросы, РТ №5 |
Контрольная работа по теме "Повторение".Человек и информация. Компьютер" | 1 | 12.окт | окт | информация, действия с информацией, объект, свойства объекта, отношения между объектами, компьютер, программа |
|
|
Понятие | 1 | 19.окт | окт | реальный мир, виртуальный мир | ЭОР: урок 6 | § 6, ответить на вопросы, РТ №8-11 по выбору |
Деление и обобщение понятий | 1 | 26.окт | окт | мысленные действия с понятиями, деления понятий, обобщение понятий, видовое понятие, родовое понятие, виды | ЭОР: урок 7 | § 7, ответить на вопросы, РТ №11 |
Отношения между понятиями | 1 | 02.ноя | нояб | отношение понятий, виды отношения понятий (симметричные, несимметричные, отношения одного уровня, родо-видовые, виды-видовые отношения) | ЭОР: урок 8 | § 8, ответить на вопросы, РТ №7, 8 |
Вторая четверть. |
|
|
|
|
|
|
Совместимые и несовместимые понятия | 1 | 16.ноя | нояб | отношения понятий, виды отношений понятий (равнозначность, пересечение, противоположность, противоречие) совместимые понятия, несовместимые понятия | ЭОР: урок 9 | § 9, ответить на вопросы, РТ №9 |
Понятия «истина» и «ложь» | 1 | 23.ноя | нояб | высказывание, истина, ложь | ЭОР: урок 10 | § 10, ответить на вопросы, РТ №8 (по вариантам) |
Суждение | 1 | 30.ноя | нояб | суждение, истина, ложь, истинные и ложные суждения, простые и сложные суждения | ЭОР: урок 11 | § 11, ответить на вопросы, РТ №8 |
Умозаключение | 1 | 07.дек | дек | умозаключение, заключение посылки | Мир информатики 3-4 класс Элементы логики | § 12, ответить на вопросы, РТ №7 |
Повторение по теме "Понятие. Суждение. Умозаключение". | 1 | 14.дек | дек |
|
| подготовиться к контрольной работе |
Контрольная работа №2 "Понятие. Суждение. Умозаключение". | 1 | 21.дек | дек |
|
|
|
Резервный урок | 1 | 28.дек | дек |
|
|
|
Третья четверть. |
|
|
|
|
|
|
Модель объекта | 1 | 17.янв | янв | модель, материальные, информационные, виртуальные модели | Мир информатики 3-4 класс Модель и её виды | § 13, ответить на вопросы, РТ №12, 14 |
. Модель отношений между понятиями | 1 | 24.янв | янв | текстовая, графическая модель | ЭОР: урок 14 | § 14, ответить на вопросы, РТ №10, 11 (по выбору) |
Алгоритм | 1 | 31.янв | янв | алгоритм, свойства алгоритма | ЭОР: урок 15 | § 15, ответить на вопросы, РТ №8, 9 |
Какие бывают алгоритмы. | 1 | 07.фев | февр | текстовые и графические алгоритмы, линейный алгоритм, алгоритм с ветвлениями | ЭОР: урок 16 | § 16, ответить на вопросы, РТ №8, 9 |
Исполнитель алгоритма | 1 | 14.фев | февр | исполнитель алгоритма, СКИ | Мир информатики 1-2 класс Исполнитель | § 17, ответить на вопросы, РТ №10, 11* |
Алгоритм и компьютерная программа | 1 | 21.фев | февр | робот, языки программирования, компьютерная программа | Мир информатики 3-4 класс Исполнитель | § 18, ответить на вопросы, РТ №5 |
Контрольная работа №3 "Модель и моделирование" | 1 | 28.фев | февр |
|
| подготовиться к контрольной работе |
Работа над ошибками. Компьютерный практикум. | 1 | 06.мар | март |
|
|
|
Цели и основы управления. | 1 | 13.мар | март | цели управления, выбор, мировоззрение | ЭОР: урок 19 | § 19, ответить на вопросы, РТ №10, 11 |
Управление собой и другими людьми | 1 | 20.мар | март | управление собой и другими людьми. | ЭОР: урок 20 | § 20, ответить на вопросы, РТ №9 |
Четвёртая четверть. |
| Четвёртая четверть. |
| |||
Управление неживыми объектами | 1 | 03.апр | апр | управление | ЭОР: урок 21 | § 21, ответить на вопросы, РТ №7 |
Схема управления | 1 | 10.апр | апр | схема, схема управления без обратной связи, схема управления с обратной связью | ЭОР: урок 22 | § 22, ответить на вопросы, РТ №4, 5 |
Управление компьютером | 1 | 17.апр | апр | компьютер, операционная система, программ | ЭОР: урок 23 | § 23, ответить на вопросы, РТ №8 |
Контрольная работа №4 "Информационное управление" | 1 | 24.апр | апр |
|
|
|
Повторение изученного материала. | 1 | 08.май | май |
| поиск информации в Интернете |
|
Итоговая контрольная работа. | 1 | 15.май | май |
|
|
|
Резерв (игры, эстафеты) | 2 | 22.май | май |
| поиск информации в Интернете |
|
Резерв (игры, эстафеты) | 2 | 29.май | май |
| поиск информации в Интернете |
|
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны понимать:
- что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств;
- что человек осознает в данный момент только те сигналы окружающего мира, которые соответствуют его потребностям в данный момент;
- что полученная информация сохраняется в памяти человека и с ней можно производить различные действия с определенной целью;
- что существует два взаимосвязанных мира: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах;
- что объекты и отношения между ними можно описывать с помощью моделей;
- что компьютер является инструментом человека для работы с информацией;
- что управление бывает с обратной связью и без него.
знать:
- объекты связаны между собой разными отношениями, которые можно представить в различной форме что данные - это закодированная информация;
- что отношения между понятиями бываю «род» —* «вид» и «вид» —> «род», симметричными и несимметричными;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- что алгоритм - это модель процесса решения задачи;
- что каждый исполнитель алгоритма имеет свою систему команд;
- принцип управления компьютером;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
- представлять отношения между объектами словами, в виде схемы и в виде кругов Эйлера-Венна;
- выделять свойства объекта, существенные для создания конкретной модели, и создавать ее;
- представлять алгоритм в виде блок-схемы;
- составлять схемы управления с обратной связью и без обратной связи;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
■ создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Особое внимание в начальной школе следует уделить правилам техники безопасности и первичным навыкам работы на компьютере, к которым относятся умения:
- правильно сидеть перед компьютером;
- правильно держать руки на клавиатуре;
- правильно включать компьютер, находить нужную программу на Рабочем столе и запускать ее;
- правильно выходить из программы и выключать компьютер;
- управлять экранными объектами с помощью мыши;
- пользоваться системой навигации, т. е. быстро и правильно находить нужное задание.
Учебно-методический комплект для четвертого класса
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 4 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Рабочая тетрадь для 4 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Контрольные работы для 3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Методическое пособие для учителя. 4 класс. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№24 р.п. ЮРТЫ
Рассмотрено на заседании МО | «Согласовано» | «Утверждаю»: |
Руководитель МО | зам. дир. по УВР | Директор МОУ СОШ № 24 |
МОУ СОШ № 24 | ||
___________ /Зыкова Т.С./ | ___________ /Сергиенко Н.П./ | ___________ /Ерофеев В.М./ |
Протокол №1 от | Приказ № 52 | |
«30» августа 2011 г | «30» августа 2011 г. | от «31» августа 2011 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Информатика и ИКТ»
для 5 класса
Составитель: учитель начальных классов
Пиманова С.Н.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативная база составления рабочей программы.
- Закон «Об образовании» п.2, ст.32
2.Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 5-7 классов, II ступени обучения средней общеобразовательной школы УМК Л.Л.Босовой, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.(приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 №2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011 №19776)
4. Учебный план МОУ СОШ №24 р.п. Юрты на 2011-2012 учебный год
Изучение предмета проходит за счет часов регионального компонента. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
.Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Всё это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практические работы | ||
1 | Компьютер для начинающих | 8 | 4 | 4 |
2 | Информация вокруг нас | 14 | 7 | 7 |
3 | Информационные технологии | 10 | 4 | 6 |
4 | Резерв | 2 | 1 | 1 |
Всего | 34 | 16 | 18 |
Содержание курса информатики и ИКТ для V класса (34 часов)
V класс
Общее число часов – 34 ч.
1. Компьютер для начинающих (8 ч).
Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Что умеет компьютер[1]. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
2. Информация вокруг нас (14 ч).
Действия с информацией.
Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
3. Информационные технологии (10 ч).
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора.
Создание движущихся изображений.
- .
График контрольных работ
№ | Дата | Тема |
1 | 01.11.2011 | Проверочная работа по теме "Компьютер для начинающих" |
2 | 21.12.2011 | Проверочная работа по теме "Действие с информацией». |
3 | 20.03.2012 | Тестирование по теме «Обработка информации» |
4 | 15.05.2012 | Итоговая контрольная работа |
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Знакомство с клавиатурой». |
Практическая работа № 2 «Освоение мыши». |
Практическая работа № 3 «Запуск программы. Основные элементы окна программы». |
Практическая работа № 4 «Управление компьютером с помощью меню». |
Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения Калькулятор». |
Практическая работа № 6 «Ввод текста». |
Практическая работа № 7 «Редактирование текста». |
Практическая работа № 8 «Форматирование текста». |
Практическая работа № 9 «Знакомство с инструментами графического редактора». |
Практическая работа № 10 «Раскраска». |
Практическая работа № 11 «Пригласительный билет». |
Практическая работа № 12 «Создание комбинированных документов». |
Практическая работа № 13 «Работа с графическими фрагментами». |
Практическая работа № 14-15 «Анимация». |
5 класс | |||||||
№п/п | Раздел, тема | кол-во часов | сроки |
| основные понятия | контроль знаний | Д/з |
| Первая четверть |
| план | факт |
|
|
|
1 | Информация-Компьютер-Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 6 сен | сент | информация данные информатика компьютер |
| § 1.1, §2.2 Р.Т. №1, №2 стр. 3 |
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 | 13 сен | сент | процессор, память, оперативная память, жёсткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение |
| §2.1, § 2.2 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. | 1 | 20 сен | сент | устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш | Практическая работа № 1. Знакомство с клавиатурой | §2.3, Р.Т. №6- стр.53, №10,11стр. 57 |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1-8) | 1 | 27 сен | сент | символьная (алфавитно- цифровая) клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре |
| §2.3 Р.Т. №9 стр. 56, №12 стр 58 |
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры | 1 | 04.окт | окт | программное обеспечение, операционная система, прикладная программ (приложение), файл |
| §2.4 , 3.10, Р.Т. №5 стр.53 |
6 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. | 1 | 11.окт | окт | рабочий стол, , значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы), ярлык, кнопка, действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щёлчок, перетаскивание). | Практическая работа № 2. Освоение мыши | §2.5, §2.6 Р.Т. №13 стр.59 ,№15 стр. 60 |
7 | Главное меню. Запуск программ. | 1 | 18.окт | окт | меню, главное меню, окно, элементы окна(строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). | Практическая работа №3. Запуск программ. Основные элементы окна программы | §2.7 Р.Т. №16,17 стр.60, №22 стр.62 |
8 | Управление компьютером с помощью меню. | 1 | 25.окт | окт | раскрывающееся меню, контексное меню, диалоговое окно, элементы управления (поле ввода, список, раскрывающийся список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка) | Практическая работа № 4. Управление компьютером с помощью меню | §2.8 |
9. | Проверочная работа по теме "Компьютер для начинающих" | 1 | 01.ноя | нояб |
| Тестирование по теме " Компьютер для начинающих". |
|
| Вторая четверть. |
|
|
|
|
|
|
10 | Действия с информацией. Хранение информации. | 1 | 15.ноя | нояб | информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, внешняя память, память отдельного человека, память человечества | Выставить оценки в журнал за домашнюю работу. | §1.2, 1.3 Р.Т. №4, стр.5 |
11 | Носители информации. | 1 | 22.ноя | нояб | носитель информации, дискета, жёсткий диск, лазерный диск | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Тест по изученному материалу. Начать выполнять проектную работу "История письменности" | §1.4, 3.2 Р.Т. №3 стр. 4, |
12 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | 1 | 29.ноя | нояб | источник информации, информационный канал, приёмник информации | Определить источник и приёмник информации, характер передачи информации., стр.24 зад №7 | § 1.5 №5,6 в учебнике Р.Т. №6 стр.12 |
13 | Кодирование информации | 1 | 06.дек | дек | Условный знак, код, кодирование | Выставить оценки в журнал за домашнюю работу. | § 1.6 Р.Т. №15-18 стр. 18-22 по выбору |
14 | Формы представления информации. Метод координат | 1 | 13.дек | дек | код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования | Выставить оценки в журнал за домашнюю работу. | § 1.7, § 1.8 №34 стр 32-36 |
15 | Текcт как форма представления информации. Проверочная работа. | 1 | 20.дек | дек | текст, текстовая форма представления информации | Клавиатурный тренажёр в режиме ввода предложений. | § 1.9 Р.Т. №35 стр. 38 |
16 | Табличная форма представления информации. | 1 | 27.дек | дек | таблица, графа таблицы, строка таблицы | Тестирование по теме "Действия с информацией". | § 1.10 Р.Т. №37,38 стр.39 |
| Третья четверть. |
|
|
|
|
|
|
17 | Наглядные формы представления информации. | 1 | 17.янв | янв | схема, диаграмма, наглядная форма представления информации |
|
|
18 | Обработка информации. | 1 | 24.янв | янв | информация, обработка информации, информационная задача | Практическая работа № 5. Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор | §1.12 Р.Т. №28,29 стр. 71 |
19 | Обработка текстовой информации. | 1 | 31.янв | янв | текстовый редактор, текстовый процессор, документ | Практическая работа № 6. Ввод текста | §2.9 Р.Т. №44 стр. 78 |
20 | Обработка текстовой информации. | 1 | 07.фев | февр | редактирование, вставка, замена, удаление | Практическая работа № 7. Редактирование текста | §2.9 Р.Т. №39,40,41 стр. 74-75 |
21 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. | 1 | 14.фев | февр | фрагмент, буфер | Практическая работа № 8. Работаем с фрагментами текста. | §2.9 Р.Т. №43 стр. 76-77 |
22 | Редактирование текста. Поиск информации. | 1 | 21.фев | февр | редактирование, поиск, замена | Практическая работа № 7. Редактирование текста | §2.9 Р.Т. №43 стр. 76-77 |
23 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 | 28.фев | февр | информация, обработка информации, систематизация, сортировка (упорядочение) - по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности | Задания в учебнике стр.51-52 №5,№6 | §1.12 стр.48-49, Р.Т. №44,4547,48 стр.46-48 |
24 | Форматирование - изменение формы представления информации. | 1 | 06.мар | март | форматирование, выравнивание (влево, вправо, по центру),шрифт, начертание | Практическая работа № 9. Форматируем текст. | §2.9 Р.Т. №49 стр. 82 |
25 | Компьютерная графика. | 1 | 13.мар | март | компьютерная графика, графический редактор | Практическая работа № 10. Знакомимся с инструментами графического редактора | §1.13, § 2.10 Р.Т. №50 стр. 83 |
26 | Инструменты графического редактора. | 1 | 20.мар | март | обработка информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная графика, графический редактор, инструменты графического редактора | Практическая работа № 11. Начинаем рисовать. Тест по теме" Обработка информации". | §1.13, § 2.10 Р.Т. №51-54 стр. 84-85 |
| Четвёртая четверть. |
|
|
|
|
|
|
27 | Обработка графической информации | 1 | 03.апр | апр | обработка информации (систематизация, поиск, кодирование), текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет. | Практическая работа № 11. Начинаем рисовать | § 3.14 |
28 | Обработка текстовой и графической информации. | 1 | 10.апр | апр | текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ | Практическая работа №12.Создаём комбинированные документы. | §2.9,2.10 Р.Т. №57 стр. 87 |
29 | Преобразование информации по заданным правилам. | 1 | 17.апр | апр | входная информация, выходная информация, правило преобразования (обработки информации) | Практическая работа №13.Работаем с графическими объектами. | §1.14, №6 в учебнике стр.60 |
30 | Преобразование информации путём рассуждений. | 1 | 24.апр | апр | входная информация, выходная информация, логические рассуждения | Р.Т. №39,40 | §1.14,стр 56-57 №8 в учебнике стр.61 |
31 | Разработка плана действий и его запись. | 1 | 08.май | май | информационная задача, входные данные, выходные данные, план действий | Р.Т. №52,54 | §1.14,стр. 58-59 №10 в учебнике стр.62 |
32 | Создание движущихся изображений | 1 | 15.май | май | сюжет, видеосюжет | К.Р."Информация вокруг нас. Компьютер для начинающих" | §2.11 |
33-34 | Создание движущихся изображений в программе PowerPoint | 2 | 22.май | май | анимация, настройка анимации | Практическая работа №14.Создаём анимацию на заданную тему. |
|
35 | Резервный урок. | 1 | 29.май | май |
| Практическая работа №15.Создаём анимацию на свободную тему. |
|
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
5 класс
Учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учебно-методический комплект для пятого класса
Босова Л.Л., учебник «Информатика 5», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Босова Л.Л., «Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса, 5-е издание,
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс по окружающему миру, технологии, РПС. наглядной геометрии, информатике
Подробное тематическое планирование по предметам...
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой
Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой...
Внеклассное занятие по информатике и ИКТ в 4 классе "Турнир информатиков""
Представлен материал для проведения внеклассного мероприятия по информатике для обучающихся 4 классов....
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным плано...
Отличие рабочей программы по курсу "Информатика и ИКТ" для 5 класса от авторской Л.Л.Босовой
Особенность данной рабочей программы в том, что она ориентирована на «Углубленную» модель организации образовательного процесса. Этот вариант предполагает расширенное изучение программного матер...
Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...
Технологическая карта урока информатики УМК "Школа 2100" 1 класс "Состав предметов. Информатика 1 класс: Последовательности. Третий лишний"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИНФОРМАТИКИ Тема урока «Состав предметов. Информатика 1 класс: Последовательности. Третий лишний»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:...