Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса
рабочая программа (информатика) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Примерной программой для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ для 2-11 классов (Составитель М. Н. Бородин, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008), авторской программой по информатике и ИКТ для 5-7 классов (автор Л.Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011), отвечающей требованиям ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_sayta-1.doc | 432.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Санкт-Петербурга
«Утверждена» Директор ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга С.П.Сергеева ____________ «___» _____________2012 | «Согласована» Зам.директора по УР Г.П.Мальцева ___________ «___» _____________2012 | «Рассмотрена» на заседании МО Руководитель МО____________ протокол № __ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса
на 2012 – 2013 учебный год
(углубленный уровень)
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 5
Ф.И.О. учителя: Гусарова Елена Валентиновна
Количество учебных часов: 68 часов (2 часа в неделю)
Санкт-Петербург
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Примерной программой для общеобразовательных учреждений по информатике и ИКТ для 2-11 классов (Составитель М. Н. Бородин, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008), авторской программой по информатике и ИКТ для 5-7 классов (автор Л.Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011), отвечающей требованиям ФГОС ООО.
Рабочая программа ориентирована на использование:
учебно-методического комплекса:
- Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класс. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класс. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. 2-е издание. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие.– М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
- Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская. Занимательные задачи по информатике. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
электронного сопровождения УМК:
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://goo.gl/SLdtZ)
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://goo.gl/D7rrz)
cервисов Google
- Блог «Информатика – особенный предмет» (http://goo.gl/TVXPO)
- Образовательная среда Web 2.0 (Google документы, таблицы, карты, игровые сервисы)
программного обеспечения:
- OS Windows XP
- Пакет офисных приложений MS Office 2003
- SMART Notebook 11
- Текстовый редактор БЛОКНОТ
- Текстовый процессор WordРad
- Текстовый процессор Word
- Программа КАЛЬКУЛЯТОР
- Графический редактор Paint
- Программа PowerPoint
- Клавиатурные тренажеры («Клавиатор» (Медиа Арт, 2000); «RapidTyping»; «BabyТype 2000» (DOKA, 1999), «Руки солиста» («БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008).
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что в ОУ выстроена многоступенчатая структура предмета «Информатика и ИКТ»: начальный, или пропедевтический, курс, базовый курс, курсы для старшей ступени школы. Данный УМК построен так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служит точкой входа в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Обучение по данному УМК обеспечивает необходимую теоретическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики (8-9 классы) по учебнику Н.Д.Угринович.
Особенность данной рабочей программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В связи с тем, что данная программа ориентирована на углубленную модель организации образовательного процесса, в ней в полной мере задействован весь имеющийся в учебнике материал для дополнительного чтения (глава «Материал для любознательных»), выполнены все задания компьютерного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Этот вариант предполагает расширенное изучение материала за счет увеличенного в 2 раза количества учебных часов. Достаточно серьезное внимание уделяется выполнению проектных работ и других аналогичных видов работ, работа с сервисами платформы Google.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Опора на требования ФГОС осуществляется посредством изложения содержания таким образом, чтобы УМК полностью соответствовал понятийному аппарату и функционально-деятельностным компонентам предмета.
УМК обеспечивает:
- Формирование и развитие системы универсальных учебных действий;
- Развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов учащихся;
- Формирование ИКТ-компетентности и подготовку к сдаче ГИА;
- Подготовку молодых людей к жизни и продолжению образования в современном высокотехнологичном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Изучение информатики способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Место курса в решении общих целей и задач
В соответствии со стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ рабочая программа трактует данный курс как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны – на овладение обучающимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
В системе школьного образования учебный предмет «Информатика и ИКТ» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности информатика обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Роль используемых ресурсов и ИКТ в работе по программе
Активное использование интернет-технологий в обучении – универсальный инструментарий для формирования информационной культуры ученика.
Информационное обеспечение позволяет сделать учебный процесс прозрачным, динамичным и эффективным. Информационные технологии – не просто инструмент. При активном и рациональном их использовании они являются интегрирующим началом, объединяющим и разнообразные формы и виды деятельности, и различные Web-сервисы; обеспечивает сопровождение внеаудиторной работы и организацию совместной работы.
Овладевая новыми, интересными видами деятельности, у учащихся повышается собственная самооценка.
Цели-ориентиры программы
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Цель данной программы:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
- формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
- овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- формирование умений и навыков самостоятельной работы;
- стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
- умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме;
- умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Характерная для учебного курса форма организации деятельности обучающихся
Задачей уроков информатики является формирование у обучающихся информационной компетентности – одной из основных в современном общем образовании, которая носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе; преобразование информационных объектов с помощью средств информационных технологий; этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде. Это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека и осознания его как составной части мироздания.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые образовательные стандарты.
Системно-деятельностный подход при организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение (с учетом использования инструментов cреды Web 2.0 и ИТ-средств) следующих образовательных технологий: интернет-технологий, диалогового обучения, технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, технологию критического мышления, игровых технологий, ресурсосозидающих технологий, проектных технологий, рефлексивных технологий.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, групповая, проектная, фронтальная, игровая, самостоятельная, практикумы.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- Практических работ – 28
- Проверочные работы – 4
- Контрольных работ – 1
Особенности класса, в котором будет реализована данная рабочая программа
У учащихся 5 класса 2012-2013 года обучения имеется достаточный уровень подготовленности к освоению данного учебного курса, т.к. на ступени начального обучения для этой группы школьников была реализована программа курса «Информатика и ИКТ» Н. В. Матвеевой. Поэтому программа в пятом классе реализуется с учетом уже имеющихся у обучающихся знаний.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в участии в интеллектуальных марафонах.
Специфика контроля
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе следующих видов контроля:
- текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
- промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
- итоговый контроль: контрольная работа, тест и др.
Нормативные документы, регулирующие условия организации современного образовательного процесса
Условия использования ИКТ-технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. В новых СанПиН 2.4.2.2821-10 (введенных с 01.09.2011) измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Сняты жесткие ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Правильным считается такой урок, на котором равномерно чередуются различные виды и формы работы.
При организации занятий со школьниками 5 классов по информатике и ИКТ используются различные методы и средства обучения с тем, чтобы, с одной стороны, свести работу за компьютером к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 5 классе 20 минут. При использовании интерактивной доски необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Учебно-тематический план
учебного курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса
на 2012 – 2013 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
Информационные процессы | 53 часа | 4 | 1 | |
1.1. | Компьютер для начинающих | 15 часов | 4 | 1 |
1.2. | Информация вокруг нас | 38 часов | 7 | 1 |
Информационные технологии | 15 часов | 13 | 2 | |
Итого: | 68 часов | 28 | 5 |
Основное содержание КУРСА (68 часов)
РАЗДЕЛ: Информационные процессы (53 часа)
1. Модуль «Компьютер для начинающих (Теоретическая информатика)» (15 часов)
Цель изучения модуля: дать представление о предмете изучения, объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования, познакомить учащихся с методом координат, дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации.
Основные понятия модуля: информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык.
Темы для изучения:
Информация. Информатика. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения.
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Устройства для ввода и вывода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре).
Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл.
Рабочий стол. Управление мышью. Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). Управление компьютером с помощью мыши.
Главное меню. Запуск программ. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Проверочная работа. Управлением компьютером с помощью меню. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка).
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой»
Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь»
Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы»
Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню»
Клавиатурные тренажеры
Ученик научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- понимать, что такое файл;
- понимать, что такое меню и вложенное меню;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность научиться:
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- работать с различными видами меню;
- создавать, и сохранять файлы в различных программах.
2. Модуль «Информация вокруг нас (Средства информатизации)» (38 часов)
Цель изучения модуля: познакомить учащихся с устройством компьютера, сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер.
Основные понятия модуля: компьютер, процессор, носители информации, устройства ввода информации, устройства, вывода информации, файл, меню, окно, операционная система.
Темы для изучения:
Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества.
Носители информации. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.
Передача информации. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации. Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.
Кодирование информации. Условный знак. Код. Кодирование. Кодирование информации. Язык жестов. Кодирование как изменение формы представления информации. Формы представления информации. Метод координат.
Формы представления информации. Метод координат. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 5 «Выполнение вычисления с помощью приложения Калькулятор»
Практическая работа № 6 «Ввод текста»
Практическая работа № 7 «Редактирование текста»
Практическая работа № 8 «Форматирование текста»
Клавиатурные тренажеры
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал
Ученик научится:
- иметь представление о способах кодирования информации;
- иметь представление о различных формах представления информации;
- иметь представление о систематизации информации;
- получать новую информацию путём рассуждений и преобразований имеющейся информации;
- иметь представление о плане действий.
Ученик получит возможность научиться:
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- работать с различными носителями информации;
- менять форму представления информации при необходимости и самостоятельно решать, какая форма в каждом конкретном случае наиболее приемлема;
- систематизировать информацию;
- решать логические задачи;
- составлять план действий для решения конкретных задач.
(*Курсивом выделены темы уроков из главы «Материал для любознательных»)
РАЗДЕЛ: Информационные технологии (15 часов)
3. Модуль «Информационные технологии» (15 часов)
Цель изучения модуля: дать учащимся представление о процессе обработки информации, как текстовой, числовой и графической, акцентировать внимание на поиске информации как разновидности обработки информации, дать представление о программном средстве для создания движущихся изображений.
Основные понятия модуля: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный документ.
Темы для изучения:
Текст. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Обработка информации.
Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор (ТР) и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.
Обработка информации. Информация. Обработка информации. Информационная задача. Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Документ. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление.
Редактирования текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер.
Поиск информации. Редактирование. Поиск. Замена. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации.
Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»
Практическая работа № 6 «Вводим текст»
Практическая работа № 7 «Редактируем текст»
Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста»
Практическая работа № 9 «Форматируем текст»
Клавиатурные тренажеры
Компьютерная графика. Графические редакторы (ГР). Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране монитора. Создание движущихся изображений.
Компьютерная графика. Компьютерная графика. Графический редактор.
Инструменты графического редактора. Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора.
Обработка графической информации. Обработка информации (систематизация, поиск, кодирование). Текстовый процессор. Документ. Графический редактор. Сканер. Графический планшет.
Обработка текстовой и графической информации. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ.
Преобразование информации по заданным правилам. Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации.
Преобразование информации путем рассуждения. Входная информация. Выходная информация. Логические рассуждения.
Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа». Информационная задача. Входные данные. Выходные данные. План действий.
Создание движущихся изображений. Сюжет. Сценарий.
Создание движущихся изображений в программе PowerPoint. Анимация. Настройка анимации.
Повторение изученного материала в течение года.
Компьютерный практикум:
Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».
Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».
Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».
Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».
Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Клавиатурные тренажеры
Ученик научится:
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
Ученик получит возможность научиться:
- набирать, редактировать, форматировать и сохранять тексты в текстовом редакторе;
- создавать, редактировать и сохранять простейшие рисунки в графическом редакторе;
- проводить вычисления с помощью программы Калькулятор и использовать эти знания для выполнения заданий по другим предметам и в быту.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетентностей).
Предметные результаты освоения учениками 5 класса программы по информатике и ИКТ:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Календарно-тематический план по курсу «Информатика и ИКТ» для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Номер урока | Дата | Название раздела, темы, темы урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | ||||||
п/п | в теме | По плану | По факту | По плану | Фактически | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Компьютерный практикум | ||
Вид | Форма | |||||||||
I. | Тема: «Компьютер для начинающих» Всего часов 15 часов | |||||||||
03.09 | 03.09 | Информация и информатика. Знакомство с учебником | 1 | 1 | Входной | Плакат «Как мы воспринимаем информацию», презентация «Зрительные иллюзии»; плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности» | Работа с клавиатурным тренажером | |||
05.09 | 05.09 | Как устроен компьютер? Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 1 | Плакат «Компьютер и информация», презентация «Что умеет компьютер» | Работа с клавиатурным тренажером | ||||
10.09 | 10.09 | Что умеет компьютер? | 1 | 1 | Клавиатурный тренажер в режиме игры | |||||
12.09 | 12.09 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Знакомство с клавиатурой» | Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» | ||
17.09 | 17.09 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | 1 | 1 | Плакат «Правила работы на клавиатуре» | Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре) | ||||
19.09 | 19.09 | Проект «Самая необходимая буква в алфавите». | 1 | 1 | Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре) | |||||
24.09 | 24.09 | История латинской раскладки клавиатуры | 1 | 1 | Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | |||||
26.09 | 26.09 | Программы и файлы | 1 | 1 | Плакат «Как хранят информацию в компьютере» | Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений | ||||
01.10 | 01.10 | Внутренняя и внешняя память компьютера. Организация хранения информации | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером. Работа с сервисами Google | |||||
03.10 | 03.10 | Рабочий стол. Управление мышью | 1 | 1 | Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений Работа с сервисами Google | |||||
08.10 | 08.10 | Управление мышью. Как работает мышь | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №2 «Осваиваем мышь» | |||
10.10 | 10.10 | Управление мышью. Как работает мышь | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №3 «Запускаем программу. Основные элементы окна программы» | |||
15.10 | 15.10 | Что можно выбрать в компьютерном меню | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню». | |||
17.10 | 17.10 | Урок-игра «Путешествие по островам клавиатуры» | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
22.10 | 22.10 | Проверочная работа. Компьютер | 1 | 1 | Итоговый | Тест | Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml; файлы для печати тест1_1.doc, тест1_2.doc. | Работа с клавиатурным тренажером | ||
II. | Тема: «Информация вокруг нас. Информационные технологии» Всего часов 53 часа | |||||||||
16 | 24.10 | 24.10 | Действия с информацией | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||
17 | 29.10 | 29.10 | Хранение информации | 1 | 1 | Плакат «Хранение информации», презентация «Хранение информации» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||
18 | 31.10 | 31.10 | Носители информации. Как хранили информацию раньше | 1 | 1 | Презентация «Носители информации» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||
II четверть | ||||||||||
12.11 | Носители информации. Коллективная работа над проектом «История письменности» | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
14.11 | Передача информации | 1 | 1 | Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
19.11 | Как передавали информацию в прошлом | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
21.11 | Научные открытия и средства передачи информации | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
26.11 | В мире кодов. Язык жестов | 1 | 1 | Презентация «В мире кодов» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
28.11 | Формы представления информации | 1 | 1 | Игра «Морской бой» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
03.12 | Метод координат. Игра «Морской бой» | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
05.12. | Метод координат | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
10.12 | Текстовая информация | 1 | 1 | Презентация «Текстовые документы» (часть 1) | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
12.12 | Таблицы. Табличный способ решения задач | 1 | 1 | Презентация «Табличный способ решения логических задач» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
17.12 | Наглядные формы представления информации | 1 | 1 | Презентация «Наглядные формы представления информации», | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||||
19.12 | От текста к рисунку, от рисунка к схеме | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
24.12 | Проверочная работа. Информация вокруг нас | 1 | 1 | Итоговый | Тест | интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml; файлы для печати тест2_1.doc, тест2_2.doc. | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||
26.12 | Обработка информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Обработка информации» | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» (часть 1) | |||
III четверть | ||||||||||
09.01 | Обработка текстовой информации: история и современность | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf. | Практическая работа №6 «Вводим текст» | |||
14.01 | Этапы подготовки документа на компьютере | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №6 «Вводим текст» | ||||
16.01 | Основные объекты текстового документа | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf. | Практическая работа №7 «Редактируем текст» | |||
21.01 | Редактирование текста | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №7 «Редактируем текст» | ||||
23.01 | Работа с фрагментом текста | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2) файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf. | Практическая работа №8 «Работа с фрагментом текста» (задания 1-5) | |||
28.01 | Поиск информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf. | Практическая работа №8 «Работа с фрагментом текста» (задания 6-7) | |||
30.01 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 | 1 | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||||
04.02 | Форматирование – изменение формы представления информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация «Текстовые документы» (часть 2), файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf. | Практическая работа №9 «Форматируем текст» | |||
06.02 | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №9 «Форматируем текст» | ||||
11.02 | Компьютерная графика | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. | Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора» | |||
13.02 | Инструменты графического редактора | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp; | Практическая работа №11 «Начинаем рисовать» (задания 1, 4, 5) | |||
18.02 | Обработка графической информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №11 «Начинаем рисовать» (задания 2, 3) | ||||
20.02 | Проверочная работа. Обработка информации | 1 | 1 | Итоговый | Пр.р. | интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml; файлы для печати тест3_1.doc, тест3_2.doc. | Работа с клавиатурным тренажером | |||
25.02 | Обработка текстовой и графической информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp) | Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы» | |||
27.02 | Обработка текстовой и графической информации | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы» | ||||
04.03 | Графический фрагмент: выделение, перемещение, копирование | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Презентация «Задача о напитках»; файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp. | Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» | |||
06.03 | Графический фрагмент: выделение, перемещение, копирование | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами» | ||||
11.03 | Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» (часть 2) | ||||
13.03 | 4 | Резерв учебного времени Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Логическая игра «Переливашки» | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||
18.03 | 1 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | |||
20.03 | 2 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» (часть 1) | |||
IV четверть | ||||||||||
01.04 | 3 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Логическая игра «Переливашки» | Работа с клавиатурным тренажером | ||
02.04 | Запись плана действий в табличной форме | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Работа с клавиатурным тренажером Работа с сервисами Google | ||||
08.04 | Создание движущихся изображений | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Образец выполнения задания — презентация «Морское дно». | Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» | |||
10.04 | Итоговый мини-проект | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди». | Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему» | |||
15.04 | Итоговый мини-проект | 1 | 1 | Темат. | Пр.р. | Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему» | ||||
17.04 | Урок-вернисаж работ учащихся | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Создание комбинированных документов. Работа с сервисами Google | ||||
22.04 | Обработка текстовой и графической информации | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Создание комбинированных документов. Работа с сервисами Google | ||||
24.04 | Обработка текстовой и графической информации | Создание комбинированных документов. Работа с сервисами Google | ||||||||
29.04 | Проверочная работа. Информация. Компьютер | 1 | 1 | Итоговый | Пр.р. | Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml; файлы для печати тест4_1.doc, тест4_2.doc. | Работа с клавиатурным тренажером | |||
06.05 | Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация) | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Создание комбинированных документов. Работа с сервисами Google | ||||
08.05 | Выполнение и представление индивидуальных творческих работ | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Работа с сервисами Google | ||||
13.05 | Выполнение и представление индивидуальных творческих работ | 1 | 1 | Текущ. | Пр.р. | Создание комбинированных документов. Работа с сервисами Google | ||||
15.05 | Контрольная работа за год | 1 | 1 | Итоговый | К.р. за год | Работа с сервисами Google | ||||
22.05 | Резерв времени | 1 | 1 | Текущ. | Тест | Работа с сервисами Google | ||||
22.05 | Резерв времени | 1 | 1 | Работа с сервисами Google |
Дополнение к календарно-тематическому плану по курсу «Информатика и ИКТ»
для 5 класса на 2012-2013 учебный год*
№ п/п | Тема урока | Задачи, решаемые с помощью ИКТ | Используемые технологии | Обоснование эффективности | Оборудование | Программное обеспечение/ ЭОР |
Информация и информатика. Знакомство с учебником |
|
|
|
| ||
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурой» |
|
|
|
|
| |
Внутренняя и внешняя память. |
|
|
|
|
| |
Проверочная работа. Компьютер |
|
|
|
|
| |
В мире кодов. Язык жестов. Урок-игра |
|
|
|
|
| |
Метод координат. Игра «Морской бой» |
|
|
|
|
| |
Таблицы. Табличный способ решения задач. |
|
|
|
|
| |
Поиск информации. Практическая работа №8 «Работа с фрагментом текста» (задания 6-7) |
|
|
|
|
| |
Изменение формы представления информации. Систематизация информации |
|
|
|
|
| |
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» (часть 2) |
|
|
|
| ||
Создание движущихся изображений. Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 класса (ФГОС, УМК Н.В. Матвеевой)
Предлагаемая программа и тематическое планирование по информатике для начальной школы рассчитаны на использование УМК авторов Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуров...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс
Примерная рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс....
Рабочая программа по информатике и ИКТ. 4 класс. 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа по и формационной культуре и ИКТ на основе стандарте основного (общего) образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень), 2007г; примерной программе ос...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 4 класс УМК «Школа России»
Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» составлена в соответствии с авторской программой по «Информатике» для 2...
Рабочая программа по информатике для учащихся 2 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по информатике для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного Образовательного стандарта (...
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 2-4 классов разработана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для 2-4 классов А.В. Горячева. Программа по информатике и ИКТ ...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон
Рабочая программа по Информатике и ИКТ, 2 класс, умк ПНШ, автор: Е.П. Бененсон...