Дополнительная образовательная программа по шашкам
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Шашки- это не только игра, доставляющая ученикам удовольствие, радость, но и эффективное средство умственного развития. Данная игра предназначена для игры в шашки в школьном общеобразовательном учреждении и предусматривает изучение  детьми, имеющих НОДА материалы по теории и практике, истории шашек, участия в соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_programma.docx73.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 561

Калининского района Санкт-Петербурга

Программа рассмотрена                                                                                «Утверждаю»

 на заседании                                                                                                  Директор

Дополнительная образовательная программа  « Верный ход»                                                                                                                          Возраст учащихся 7-14 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

                                                                                                                      Составитель программы:  

                           учителем физкультуры

                                                                                                        Ивановой Л.И.                       

Санкт- Петербург

                                                   

2019

Пояснительная записка

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья. Особенно это касается учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), так как у них снижена двигательная активность. Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Большой популярностью в нашей стране пользуется игра в шашки.

Игра в шашки поможет воспитывать у учащихся дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Существующие программы по шашкам для спортивных школ рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса, есть программы и для школьных учреждений.

Данная программа предназначена для игры в шашки в школьном образовательном учреждении и предусматривает изучение детьми имеющих НОДА материалы по теории и практике, истории шашек, участия в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Актуальность: шашки - это не только игра, доставляющая ученикам удовольствие, радость, но и эффективное средство умственного развития. Игра в шашки это своеобразный выход из одиночества, активный досуг, интеллектуальное время препровождения.

Целесообразность: данной программы заключается в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активной форме познавательной деятельности  и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей, В центре современного образования лежит идея развития ребенка, формирования его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.

Отличительная особенность программы:                                                                                                      

Используемые в программе методы и приёмы, рассчитаны на учащихся с разными двигательными и речевыми нарушениями. В группе могут заниматься учащиеся, как с поражением нижних конечностей, так и с поражением функций рук.

В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки. Много времени уделяется развитию мелкой моторики и активизации речевой деятельности.

Цель программы:

- создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.

Задачи:

1. Обучающие:

- обучить основам игры в шашки;

- обучить теории и практики шашечной игры;

- обучить простым комбинациям;

- научить решать шашечные задачи в 1-2 хода;                                                                                                                       - научить детей работать самостоятельно;                                                                                                                      - научить работе с литературой по шашкам.                                                                                                        2. Воспитательные:

- воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

- воспитывать трудолюбие,  дисциплинированность, сознательность, активность;                                                                                                              - формировать способности к самооценке и самоконтролю;                                                                                                                                                           - воспитывать  находчивость, внимательность, уверенность;                                                                                                    - выработать у учащихся умения применять полученные знания на практике.

3. Развивающие:                                                                                                                                                                           - расширить кругозор ребёнка.

- развивать творческое мышление.

- развивать абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

- формировать познавательную самостоятельность.                                                                                     - развивать стремления к самостоятельности.

  4. Коррекционные:

- преодоление слабости отдельных мышечных групп;

- улучшение подвижности в суставах;

- нормализация тонуса мышц;

- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;

- улучшение деятельности всех систем организма;

- развитие манипулятивной функции рук.

Дополнительная общеобразовательная программа по шашкам «Верный ход» предназначена для обучающихся 7-14 лет нарушениями ОДА и с сохранным интеллектом. Она рассчитана на 3 года обучения: 1-ый год обучения 108 часов -  3 раза  в неделю по 1 часу; 2-ой год обучения 108 часов  3 раза  в неделю по 1часау; 3-ий год обучения 108 часов  3 раза  в неделю по 1 часу. Набор осуществляется по желанию школьников и с разрешения родителей или законных представителей. 

Все  занимающиеся должны иметь медицинский допуск к занятиям.

 Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения (7-10 лет) – от 4 до 6 человек,  2-ой год обучения (8-12 лет) – 4- 6 человека, 3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека. 

Формы организации деятельности:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая.

Формы организации занятий:

- беседа;

- инструктаж;

- учебно-тренировочные игры;

- практические занятия;

- соревнования.                                                                                                                                                                 По окончании обучения учащиеся будут

знать:                                                                                                                                                                     - правила игры в русские,

- правила игры в международные шашки и шашки народов Мира,

- правила записи ходов,

- шашечную терминологию  

 - правила жеребьевки.

уметь:

- правильно выполнять общеразвивающие и специальные физические упражнения

- самостоятельно проводить разминку с группой

- правильно вести запись шашечной партии  и составлять турнирную  таблицу

- применять полученные знания на практике,

- проводить сеанс одновременной игры с 2 – 3 соперниками.

Формы подведения итогов реализации программы:

-опрос;

-контрольный норматив;

-соревнования;

-показательные выступления;

-наблюдение на уроке

 Основная задача 1-го года обучения – применять на практике правила игры в русские шашки, вести запись 5 первых   ходов.

                                             

                                                      Учебно-тематическое планирование

1- год обучения 108 часов

п/п


Наименование темы


Количество часов

всего


теория


практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

Правила игры в шашки.

26

10

16

3

Общефизическая подготовка (ОФП)

20

4

16

4

Специальная подготовка (СП)

18

5

13

5

Тактическая подготовка

34

8

26

6

Техника игры

8

2

6

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

И Т О Г О

108

30,5

77,5

Содержание

1-ый год обучения

1. Вводное занятие:

теория: техника безопасности на занятиях при игре в шашки.

- занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении

- мебель (стол и стул) должны быть исправленными

- на стульях не качаться

- шашки передавать из рук в руки, а не бросать

- при ухудшении здоровья сообщить педагогу

- не покидать место занятия без разрешения учителя

- на занятиях  не кричать, а вести диалог в полголоса.

2. Правила  игры.

Теория: изучение правил игры в русские шашки.                                                                                                  - Игра идет на доске 8х8 клеток.                                                                                                            - Доска должна быть повернута так, чтобы перед игроком играющим белыми шашками в левом нижнем углу была клетка черного цвета.                                                                                                - Шашки занимают три первых ряда ( 1,2,3) - одного цвета и три последних ряда ( 6,7,8) – другого цвета.  (Все шашки расположены только на поле черного цвета)                                                                                                                                                                         - Шашка, дошедшая до последнего противоположного поля, становится дамкой.                                                                                 - Дамка имеет право ходить  через несколько полей по диагонали, если ей не препятствуют свои же шашки или шашки противника стоящие  вместе на одной диагонали.                                                                                                                                                          - Бить (есть) можно любое количество шашек в любом направлении по диагонали перескакивая через шашку противника, если за ней есть свободная клетка.                                                                                                                         -  Битая  шашка снимается с поля.                                                                                                                         - Цель игры – съесть все шашки противника или запереть шашки противника так,  чтобы им не куда было ходить.                                                                                                                                     Практика:                                                                                                                                                                                - создание и выполнение игровых ситуаций для изучения правил игры.                                            -  решение задач по карточкам, на которых изображены расположения черных и белых шашек. Карточки сделаны по степени усложнения шашечных комбинаций (от 3 – 4 простых шашек с каждой стороны до 2 дамок  и 3 -4  простых шашек на поле).

3. Общефизическая подготовка:

Теория: необходимость выполнения общеразвивающих упражнений;                                              Дать представления об основных направлениях  движения рук и кистей.  Упражнения необходимы для  того, чтобы подготовить мышцы руки и пальцы для предстоящей работы . Шашечная партия может продолжаться от нескольких минут до 1- 1,5 часа и за это время могут устать не только руки, но и мышцы спины, и чтобы они меньше уставали мышцы надо предварительно разогреть и подготовить к работе, а также мышечные волокна сделать сильными и выносливыми.                                                                                                                                        Практика:                                                                                                                                                            Разучивание общеразвивающих  упражнений без предметов,                                                            - Упражнения для укрепления мышц рук:                                                                                                - движения прямыми руками -  вперед, вверх, в стороны.                                                                                                                                                                 - сгибание и разгибание рук в локтевых суставах;                                                                                          - супинация и пронация кистей;                                                                                                                                 - круговые движения в лучезапястных суставах;                                                                                                                            - сгибание и разгибание пальцев.

 Упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса.                                                                    - круговые движения плеч- руки внизу;                                                                                                         - сведение и разведение лопаток - руки на поясе;                                                                                                          - повороты туловища влево и вправо;                                                                                                              - наклоны туловища вперед,

4. Специальная подготовка:

Теория: мелкая моторика и комбинационная память – залог успеха в игре. Человек, играющий в шашки, должен обладать отличной памятью. Память также как и движения поддается тренировки. Спортсмен должен уметь анализировать не только свои действия, но и предвидеть действия противника.

Практика: упражнения с предметами разного диаметра, формы и веса, выполняемые не только за столом и шахматной доской, но и вне стола. Все это необходимо для развития мелкой моторики.                                                                                                                                                             Игра на развитие памяти с 6 – 8 предметами. На столе раскладываются предметы, ученик смотрит на них одну минуту. Затем ребенок закрывает лицо руками или ему завязывают глаза повязкой. Педагог убирает 1 предмет, и ученик должен посмотрев на стол определить ; «Что пропало со стола?» Игра повторяется 2-3 раза с каждым игроком.

5. Тактика игры в шашки:

Теория: изучение простых шашечных комбинаций (удар с поля, не пропустить в дамки, ловушки в начале партии);

Практика:                                                                                                                                                                  - создание игровых ситуаций;                                                                                                                                      - выбор тактических действий;                                                                                                                                             - выполнение заданий по карточкам                                                                                          

6. Техника игры в шашки:

Теория: Название шашечных полей. (дамочные поля, название диагоналей шашечного поля).

 Практика: игра в шашки по парам (один проговаривает ход шашки, другой игрок передвигает фигуру - делает ход  - начало игры и первые 5 ходов)                                                                           - вести запись первых 5 ходов                                    

7. Итоговое занятие

Теория:                                                                                                                                                                - подведение итогов;                                                                                                                                                              - награждение лучших спортсменов по итогам учебного года;                                                                                                - самоанализ - учащиеся сами оценивают свои результаты за прошедший год,

Практика:                                                                                                                                                    - соревнования между игроками;                                                                                                               - определение лучшего  игрока в шашки в кружке

Ожидаемый результат.

В конце первого года обучения учащиеся должны                                                                                    знать:                                                                                                                                                                            -  историю возникновения шашек в России;                                                                                                -  правила игры;                                                                                                                                                             - шашечные термины (ход, проходная шашка, прорыв, тихий и ударный ход );                                                                                                                                                      -  все диагонали шашечного поля (большая дорога, двойник);                                                                                                                                          -  простые шашечные комбинации;                                                                                                        - «дамочные» поля                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  уметь:                                                                                                                                                                - записывать шашечную партию  до 5 хода;                                                                                                      - пользоваться шахматными часами;                                                                                                       - решать  простые шашечные комбинации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Основная задача 2-го года обучения –  применять на практике правила игры в русские шашки и международные шашки, вести запись  10 ходов, применять на практике шашечные комбинации, дебютные мозаики.

Учебно-тематический планирование

2- год обучения 108 часов

п/п


Наименование темы

Количество часов

всего


теория


практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

Правила игры в 100 -  клеточные шашки.

20

6

14

3

Общефизическая подготовка (ОФП)

18

4

14

4

Специальная подготовка (СП)

15

5

10

5

Тактическая подготовка

44

10

34

6

Техника игры

9

1

8

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

И Т О Г О

108

27,5

80,5

Содержание

2-ой год обучения

1. Вводное занятие:

Теория:                                                                                                                                                                            - техника безопасности на занятиях при игре в шашки;                                                                                                                                                          повторить правила техники безопасности ( см. 1 год обучения);                                                                          - обучение способам самоконтроля.

Способы самоконтроля,

 - самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое

- работоспособность – повышенная, обычная и пониженная.

- сон важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность.

 - аппетит позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки снижают аппетит, иногда он отсутствует, хочется только пить.

2. Правила игры в русские и 100- клеточные шашки.

Теория:                                                                                                                                                                  - повторение правил игры в русские шашки;                                                                                                                 - изучение правил игры в 100-клеточные шашки.                                                                                                                                                  

правила игры в 100-клеточные                                                                                                                                      - игра идет на доске 10х10 клеток.                                                                                                            - шашки занимают четыре первых ряда (1,2,3,4) - одного цвета и три последних ряда ( 7,8,9,10) – другого цвета.                                                                                                                                                               -  все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50).                                                                                               - нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево.                                             – 17 диагоналей в 100 клеточных. Самая длинная диагональ, состоящая из 10 чёрных полей и соединяющая два угла доски,                                                                                                                                         - простая шашка превращается в дамку только тогда, когда она заканчивает свой ход на любом поле последней горизонтали. При бое простой шашки через поле на последней диагонали она продолжает бой как простая шашка, не превращаясь в дамку. Если после поля превращения «простая» может бить только как дамка, то она остается на поле превращения и становиться дамкой. Право хода переходит к сопернику. Продолжать бить как дамка она сможет  только со следующего хода.                                                                                                                                                 - при возможности нескольких вариантов взятия обязательно бить максимально возможное количество шашек.                                                                                                                 Практика:                                                                                                                                                                      - отработка игровых ситуаций для закрепления правил игры в русские шашки;                                                          -  нахождение всех диагоналей на100- клеточной доске;                                                                                                                         - решение задач по карточкам, на которых изображены  комбинации русских шашек;                   – групповое решение простых комбинаций в 100 – клеточных шашках на магнитно-информационной доске                                                                                                                                    – самостоятельное выполнение заданий по карточке, данное тренером.                                                      3. Общефизическая подготовка:                                                                                                                     Теория: значимость выполнения общеразвивающих упражнений.  Физические упражнения необходимы для  того, чтобы подготовить мышцы рук для предстоящей работы. Игра в шашки  может продолжаться до 1- 1,5 часа, А для такой работы нужно подготовить мышцы. Физические упражнения помогут нам в этом.                                                                                                  Практика: отработка правильности выполнения общеразвивающих упражнений с предметами. упражнения выполняются с теннисными мячами, наполненными  песком.                                        упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса.                                                       - круговые движения плеч, кисти рук на плечах (мяч в руках);                                                                                                                                        - сведение и разведение лопаток.                                                                                                                                                                    - сведение и разведение локтей. Все упражнения выполняются в медленном темпе.                                                                       Упражнения для укрепления мышц рук  и кисти.                                                                                  - сжимание мяча пальцами, захват мяча всеми пальцами, 2-мя, 3-мя пальцами с обязательным противопоставлением  большого пальца всем другим.                                                                               - перекатывание мяча в ладонях;                                                                                                                                    - перекатывание  мяча по столу;

4. Специальная подготовка:

Теория: мелкая моторика и комбинационная память  – залог успеха в игре.  Человек, играющий в шашки, должен обладать отличной памятью. Память также как и движения поддается тренировки. Спортсмен должен уметь анализировать не только свои действия, но и предвидеть действия противника.                                                                                                                                                  Практика: выполнение упражнений с предметами разного диаметра, формы и веса, не только за столом и шахматной доской, но и вне стола. Игра на развитие памяти  с 8 - 10 предметами.

5. Тактика игры в шашки:

Теория: изучение сложных  шашечных комбинаций (королевский удар, дебютная мозаика)    Королевский удар: 1.c5-b6 a7:c5 2.f4-g5 f6: h4 3.g5-f6 g7:e5 4.c3-d4 e5:c3 5.f2-g3 h4:d4 6.h2:b8 d4:b6 7.b8:a1                                                                                           http://cs307705.userapi.com/v307705991/33e5/5zj7YIjcJ7k.jpg                                                                                      Практика:                                                                                                                                                            - создание игровых ситуаций;                                                                                                                                  - выбор тактических действий. 

Дебют - начальная стадия шашечной партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем - эндшпиль.                                                                                                                                Классификация дебютов:                                                                                                                                 Дебюты обычно называют по характерным построениям (кол, косяк и другие) или по фамилиям аналитиков, впервые проработавших данное начало (игра Бодянского, игра Сидлина — Семёнова и другие). По корректности дебюты делятся на корректные и ловушечные. Также принято выделять гамбиты - дебюты, в которых ради инициативы жертвуется шашка.     Стратегии в дебюте:                                                                                                                                             При розыгрыше дебюта ставятся следующие задачи: захват центра, захват инициативы,                                                    6. Техника игры в шашки:                                                                                                                                                  Теория: изучение игры в шашки не только передвигая фигуры руками, но и правильно проговаривать нужное действие;                                                                                                                    Практика: игра в шашки по парам (один проговаривает ход шашки, другой игрок передвигает фигуру  - делает ход  - игра играется с записью  8-10 ходов);                                                                              - вести запись  10 ходов партии                                                                                                                                 7. Итоговое занятие                                                                                                                                            Теория:                                                                                                                                                                 - подведение итогов;                                                                                                                                                             - награждение лучших спортсменов по итогам учебного года;                                                                    - самоанализ - учащиеся сами оценивают свои результаты за прошедший год,                                                      

Практика:                                                                                                                                         - соревнования между игроками в группе. (Спарринг- тренировки);                                                                - выявление лучшего  игрока в русских шашках  и 100- клеточных шашках в кружке                                                                      

В конце второго года обучения учащиеся должны:

знать:                                                                                                                                                                    - правила  игры в 100- клеточные шашки,                                                                                                      - не менее  3-х сложных шашечных комбинаций.

уметь:                                                                                                                                                                                   - вести запись 10  ходов,                                                                                                                                                   - решать сложные шашечные комбинации (дебютная мозаика, королевский удар),                                              - читать  турнирную таблицу                                                     

Основная задача 3-го года обучения – применять на практике правила игры в русские шашки и международные шашки, уметь вести запись  всей партии и пользоваться литературой по шашкам, а также составлять таблицу жеребьевки.

Учебно- тематический планирование

3-ий год обучения (108 часов)

п/п


Наименование темы


Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-

2

Правила игры в шашки  народов Мира

20

4

16

3

Общефизическая подготовка (ОФП)

14

2

8

4

Специальная подготовка (СП)

13

2

8

5

Тактическая подготовка

52

12

34

6

Техника игры

17

2

18

7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

И Т О Г О

108

23,5

84,5

Содержание

3-ый год обучения

1. Вводное занятие:

Теория: техника безопасности на занятиях при игре в шашки;                                                                                          - углубленные способы самоконтроля. Способы самоконтроля,

 - самочувствие

- работоспособность                                                                                                                                              - сон

 - аппетит                                                                                                                                                          - ЧСС ( частота сердечных сокращений) .

2. Правила  игры в русские шашки, международные шашки и шашки народов Мира.

Теория: повторение правил игры в русские шашки и 100 –клеточные шашки, изучение правил игры в Английские шашки,                                                                                                                                       - первый ход делают черные шашки;                                                                                                              - простые шашки могут ходить по диагонали на одну клетку вперед и бить только вперед.

Практика: усложнение  игровых ситуаций для совершенствования игры в русские шашки и 100- клеточные шашки. Игры-спаринги для изучения игр в шашки народов Мира.

3. Общефизическая подготовка:

Теория: необходимость выполнения общеразвивающих упражнений, Физические упражнения необходимы  для  того, чтобы подготовить мышцы рук для предстоящей работы. Игра в шашки  может продолжаться до 1- 1,5 часа, А для такой работы нужно подготовить мышцы. Физические упражнения помогут нам в этом. Как и в любом виде спорта, так и в игре в шашки   необходима разминка.                                                                                                                                                                                                                                Практика: совершенствование выполнений общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.                                                                                                                                                          - упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса,                                                                                          - упражнения для профилактики контрактур и развития подвижности в мелких суставах кисти.                                                     - проведение разминки с группой учащимся, назначенным педагогом .

4. Специальная  подготовка:

Теория:  мелкая моторика и комбинационная память – залог успеха в игре.

Практика: упражнения с предметами разного диаметра, формы и веса, выполняемые не только за столом и шахматной доской, но и вне стола.                                                                                                            - игра на развитие памяти с 10 -12 предметами;                                                                                            - решение головоломок со спичками                                                                                                              - решение математических загадок;

5. Тактика игры в шашки:

Теория: изучение сложных  шашечных комбинаций  (удар Филиппа, дебютная мозаика, гамбит Кукуева,  киевская защита);                                                                                                                                                                 Практика:                                                                                                                                                            -создание игровых ситуаций;                                                                                                                                             - выбор тактических действий;                                                                                                                  - проигрывание заданий, данных на карточке

6. Техника игры в шашки:

Теория: правила составления турнирной таблицы ( круговая система - при небольшом количестве участников соревнований, олимпийская система - при ограниченном времени и большом количестве игроков.                                                                                                                          Практика: Начертить турнирную таблицу для шашечного турнира, в котором играют 10 человек. Дети индивидуально получают от педагога задание и составляют турнирную таблицу

7. Итоговое занятие:

Теория: подведение итогов;                                                                                                                                                 -  награждение лучших спортсменов по итогам учебного года;                                                                                       -  самоанализ - учащиеся сами оценивают свои результаты за прошедший год,

Практика:                                                                                                                                                                        -соревнования между игроками в группе. (Спарринг - тренировки);                                                                    - выявление лучшего  игрока в русских шашках , 100- клеточных шашках  и игр шашек народов Мира.

Ожидаемый результат.

В конце третьего года обучения учащиеся должны:

знать:                                                                                                                                                                - разновидности игр в шашки,

- способы самоконтроля

- сложные  игровые ситуации

- правила составления турнирной таблицы.

уметь:                                                                                                                                                                - полностью  записывать шашечную партию,                                                                                                      - проводить сеанс одновременной игры с 2-3 соперниками,                                                                                - составлять турнирную таблицу,                                                                                                                                  - проводить разминку с группой.

Материально-техническое обеспечение:

1. Мультимедийное оборудование:

 - компьютер – 1 шт.;

 - проектор – 1 шт.;

 - экран – 1 шт.;

2. Столы – 6 шт.

3. Стулья – 12 шт.

4. Набор для шашек  – 8 шт.

5. Доски для игры в русские шашки.

6. Шахматные часы –  2 шт.

7. Тетрадь на каждого занимающегося.  

8. Линейки, ручки и  фломастеры.                                                                                                                                                                         9. Информационно - магнитная доска.

 

Методическое обеспечение

п/п

Тема

Формы организации занятий

Приемы и методы

Дидактические материалы

Используемое оборудование

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие.

Фронтальная

Приёмы:

информационно-обучающие

Методы:

сообщающийрепродуктивный

Методическая литература: инструкция по технике безопасности

Специальная литература: видеоматериалы.

Техническое оборудование: ИКТ.

Спортивное оборудование: шахматные доски,

набор шашек,

шахматные часы.

Опрос, итоговая диагностика

2

Правила игры в шашки.

Фронтальная, групповая

Приёмы: игра, информационно-обучающие

Методы: словесный, наглядный, практическийсообщающий

Методическая литература:

Специальная литература: правила игры в шашки, тетрадь  учащегося.

Техническое оборудование: информационно-магнитная доска,  

карточки с задани-ями.

Спортивное оборудование:

шахматные доски,

набор шашек,

шахматные часы.

Опрос, игра в шашки.

3

Общефизическая подготов-ка (ОФП)

Групповая, индивидуальная

Приёмы: индивидуальный подход.

Методы: упражнения, игровой, соревновательный.

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература: учебники по физи-ческой культуре, методические посо-бия.

Техническое оборудование: магнитофон.

Спортивное оборудование: мячи разного диа-метра и веса, ганте-ли, мягкие модули.

Наблюде-ние, поощрения,

Определение лучшего исполнителя разминки.

4

Специальная подготовка (СП)

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Приёмы: индивидуальный подход.

Методы: упражнения, игровой

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература:               литература по лого-педии.

Техническое оборудование: ИКТ,

оборудование:.

Набор предметов разных форм и размеров, мягкие игрушки

Наблюдение, рекомендации. Определение лучшего игрока, выполнившего задание.

5

Тактика игры в шашки

Индивиду-альная,  

.Методы:  информационно-обучающий. поисковый, частично-поисковый, исполнительный. словесный, наглядный..

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература, карточки-задания,

тетрадь  учащегося

Техническое   оборудование:

информационно-магнитная доска,

карточки с задания-ми.

Спортивное оборудование:.

шахматные доски,

набор шашек,

шахматные часы

Индивидуальная игра.

Игры в па-рах.

Рекоменда-ции. Соревнова-ния

6

Техника игры в шашки

Индивидуальная, фронтальная

Методы: словесный, наглядный, практичес-кий, наглядный

Методическая литература: наглядные пособия.

Специальная литература: интернет-ресурсы.

Техническое оборудование:

информационно-магнитная доска,

Спортивное оборудование:.

шахматные доски,

набор шашек,

шахматные часы

Игры в па-рах, рекоменда-ции, соревнова-ния

7

Итоговое занятие

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Приёмы: информационные.

Методы:  игровой, соревновательный, сообщающий.

Методическая литература: методические рекомендации.

Техническое оборудование:

информационно-магнитная доска

Спортивное оборудование:.

шахматная доска,

набор шашек,

шахматные часы

Поощрения награждения, соревнования

 Литературы для учителя

Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.                                                                                                                                                                                Голосуев В.М. Играйте в шашки. -  Черкассы, 2013. – 224 с.                                                                                                            Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.                                                                                                              Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.                                                                                                                                                    Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.                                                                                                                                  Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.                                                                                                                                                                                                                                                           Пожарский В.А. Шахматный учебник– М.,1996                                                                                      Пожарский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011                              Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4                                                                                                        

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3                                                                                                   

Литературы для детей

Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.   Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб., Детскаялитература, 1989. – 176 с.

ПогрибнойВ.К., В.Я.Юзюк Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.                                                                                                                                                                                                              Черток Ю.В., Зубов Е.В. Любителю шашек. -  Москва-Уфа ООО «ГрафПресс»- ООО «ФМШ» 2015. – 128 с.                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...