Дополнительная образовательная программа по шашкам
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Шашки- это не только игра, доставляющая ученикам удовольствие, радость, но и эффективное средство умственного развития. Данная игра предназначена для игры в шашки в школьном общеобразовательном учреждении и предусматривает изучение детьми, имеющих НОДА материалы по теории и практике, истории шашек, участия в соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_programma.docx | 73.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена «Утверждаю»
на заседании Директор
Дополнительная образовательная программа « Верный ход» Возраст учащихся 7-14 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Составитель программы:
учителем физкультуры
Ивановой Л.И.
Санкт- Петербург
2019
Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья. Особенно это касается учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), так как у них снижена двигательная активность. Укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Большой популярностью в нашей стране пользуется игра в шашки.
Игра в шашки поможет воспитывать у учащихся дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Существующие программы по шашкам для спортивных школ рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса, есть программы и для школьных учреждений.
Данная программа предназначена для игры в шашки в школьном образовательном учреждении и предусматривает изучение детьми имеющих НОДА материалы по теории и практике, истории шашек, участия в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Актуальность: шашки - это не только игра, доставляющая ученикам удовольствие, радость, но и эффективное средство умственного развития. Игра в шашки это своеобразный выход из одиночества, активный досуг, интеллектуальное время препровождения.
Целесообразность: данной программы заключается в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активной форме познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей, В центре современного образования лежит идея развития ребенка, формирования его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.
Отличительная особенность программы:
Используемые в программе методы и приёмы, рассчитаны на учащихся с разными двигательными и речевыми нарушениями. В группе могут заниматься учащиеся, как с поражением нижних конечностей, так и с поражением функций рук.
В каждое занятие включены упражнения общей и специальной физической подготовки. Много времени уделяется развитию мелкой моторики и активизации речевой деятельности.
Цель программы:
- создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.
Задачи:
1. Обучающие:
- обучить основам игры в шашки;
- обучить теории и практики шашечной игры;
- обучить простым комбинациям;
- научить решать шашечные задачи в 1-2 хода; - научить детей работать самостоятельно; - научить работе с литературой по шашкам. 2. Воспитательные:
- воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность; - формировать способности к самооценке и самоконтролю; - воспитывать находчивость, внимательность, уверенность; - выработать у учащихся умения применять полученные знания на практике.
3. Развивающие: - расширить кругозор ребёнка.
- развивать творческое мышление.
- развивать абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
- формировать познавательную самостоятельность. - развивать стремления к самостоятельности.
4. Коррекционные:
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение деятельности всех систем организма;
- развитие манипулятивной функции рук.
Дополнительная общеобразовательная программа по шашкам «Верный ход» предназначена для обучающихся 7-14 лет нарушениями ОДА и с сохранным интеллектом. Она рассчитана на 3 года обучения: 1-ый год обучения 108 часов - 3 раза в неделю по 1 часу; 2-ой год обучения 108 часов 3 раза в неделю по 1часау; 3-ий год обучения 108 часов 3 раза в неделю по 1 часу. Набор осуществляется по желанию школьников и с разрешения родителей или законных представителей.
Все занимающиеся должны иметь медицинский допуск к занятиям.
Количество обучающихся в группе: 1-ый год обучения (7-10 лет) – от 4 до 6 человек, 2-ой год обучения (8-12 лет) – 4- 6 человека, 3-ий год обучения (9-14 лет)- 4 человека.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая.
Формы организации занятий:
- беседа;
- инструктаж;
- учебно-тренировочные игры;
- практические занятия;
- соревнования. По окончании обучения учащиеся будут
знать: - правила игры в русские,
- правила игры в международные шашки и шашки народов Мира,
- правила записи ходов,
- шашечную терминологию
- правила жеребьевки.
уметь:
- правильно выполнять общеразвивающие и специальные физические упражнения
- самостоятельно проводить разминку с группой
- правильно вести запись шашечной партии и составлять турнирную таблицу
- применять полученные знания на практике,
- проводить сеанс одновременной игры с 2 – 3 соперниками.
Формы подведения итогов реализации программы:
-опрос;
-контрольный норматив;
-соревнования;
-показательные выступления;
-наблюдение на уроке
Основная задача 1-го года обучения – применять на практике правила игры в русские шашки, вести запись 5 первых ходов.
Учебно-тематическое планирование
1- год обучения 108 часов
№ п/п |
|
| ||
всего |
|
| ||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - |
2 | Правила игры в шашки. | 26 | 10 | 16 |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | 20 | 4 | 16 |
4 | Специальная подготовка (СП) | 18 | 5 | 13 |
5 | Тактическая подготовка | 34 | 8 | 26 |
6 | Техника игры | 8 | 2 | 6 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
И Т О Г О | 108 | 30,5 | 77,5 |
Содержание
1-ый год обучения
1. Вводное занятие:
теория: техника безопасности на занятиях при игре в шашки.
- занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении
- мебель (стол и стул) должны быть исправленными
- на стульях не качаться
- шашки передавать из рук в руки, а не бросать
- при ухудшении здоровья сообщить педагогу
- не покидать место занятия без разрешения учителя
- на занятиях не кричать, а вести диалог в полголоса.
2. Правила игры.
Теория: изучение правил игры в русские шашки. - Игра идет на доске 8х8 клеток. - Доска должна быть повернута так, чтобы перед игроком играющим белыми шашками в левом нижнем углу была клетка черного цвета. - Шашки занимают три первых ряда ( 1,2,3) - одного цвета и три последних ряда ( 6,7,8) – другого цвета. (Все шашки расположены только на поле черного цвета) - Шашка, дошедшая до последнего противоположного поля, становится дамкой. - Дамка имеет право ходить через несколько полей по диагонали, если ей не препятствуют свои же шашки или шашки противника стоящие вместе на одной диагонали. - Бить (есть) можно любое количество шашек в любом направлении по диагонали перескакивая через шашку противника, если за ней есть свободная клетка. - Битая шашка снимается с поля. - Цель игры – съесть все шашки противника или запереть шашки противника так, чтобы им не куда было ходить. Практика: - создание и выполнение игровых ситуаций для изучения правил игры. - решение задач по карточкам, на которых изображены расположения черных и белых шашек. Карточки сделаны по степени усложнения шашечных комбинаций (от 3 – 4 простых шашек с каждой стороны до 2 дамок и 3 -4 простых шашек на поле).
3. Общефизическая подготовка:
Теория: необходимость выполнения общеразвивающих упражнений; Дать представления об основных направлениях движения рук и кистей. Упражнения необходимы для того, чтобы подготовить мышцы руки и пальцы для предстоящей работы . Шашечная партия может продолжаться от нескольких минут до 1- 1,5 часа и за это время могут устать не только руки, но и мышцы спины, и чтобы они меньше уставали мышцы надо предварительно разогреть и подготовить к работе, а также мышечные волокна сделать сильными и выносливыми. Практика: Разучивание общеразвивающих упражнений без предметов, - Упражнения для укрепления мышц рук: - движения прямыми руками - вперед, вверх, в стороны. - сгибание и разгибание рук в локтевых суставах; - супинация и пронация кистей; - круговые движения в лучезапястных суставах; - сгибание и разгибание пальцев.
Упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса. - круговые движения плеч- руки внизу; - сведение и разведение лопаток - руки на поясе; - повороты туловища влево и вправо; - наклоны туловища вперед,
4. Специальная подготовка:
Теория: мелкая моторика и комбинационная память – залог успеха в игре. Человек, играющий в шашки, должен обладать отличной памятью. Память также как и движения поддается тренировки. Спортсмен должен уметь анализировать не только свои действия, но и предвидеть действия противника.
Практика: упражнения с предметами разного диаметра, формы и веса, выполняемые не только за столом и шахматной доской, но и вне стола. Все это необходимо для развития мелкой моторики. Игра на развитие памяти с 6 – 8 предметами. На столе раскладываются предметы, ученик смотрит на них одну минуту. Затем ребенок закрывает лицо руками или ему завязывают глаза повязкой. Педагог убирает 1 предмет, и ученик должен посмотрев на стол определить ; «Что пропало со стола?» Игра повторяется 2-3 раза с каждым игроком.
5. Тактика игры в шашки:
Теория: изучение простых шашечных комбинаций (удар с поля, не пропустить в дамки, ловушки в начале партии);
Практика: - создание игровых ситуаций; - выбор тактических действий; - выполнение заданий по карточкам
6. Техника игры в шашки:
Теория: Название шашечных полей. (дамочные поля, название диагоналей шашечного поля).
Практика: игра в шашки по парам (один проговаривает ход шашки, другой игрок передвигает фигуру - делает ход - начало игры и первые 5 ходов) - вести запись первых 5 ходов
7. Итоговое занятие
Теория: - подведение итогов; - награждение лучших спортсменов по итогам учебного года; - самоанализ - учащиеся сами оценивают свои результаты за прошедший год,
Практика: - соревнования между игроками; - определение лучшего игрока в шашки в кружке
Ожидаемый результат.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать: - историю возникновения шашек в России; - правила игры; - шашечные термины (ход, проходная шашка, прорыв, тихий и ударный ход ); - все диагонали шашечного поля (большая дорога, двойник); - простые шашечные комбинации; - «дамочные» поля уметь: - записывать шашечную партию до 5 хода; - пользоваться шахматными часами; - решать простые шашечные комбинации Основная задача 2-го года обучения – применять на практике правила игры в русские шашки и международные шашки, вести запись 10 ходов, применять на практике шашечные комбинации, дебютные мозаики.
Учебно-тематический планирование
2- год обучения 108 часов
№ п/п |
| Количество часов | ||||
всего |
|
| ||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | ||
2 | Правила игры в 100 - клеточные шашки. | 20 | 6 | 14 | ||
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | 18 | 4 | 14 | ||
4 | Специальная подготовка (СП) | 15 | 5 | 10 | ||
5 | Тактическая подготовка | 44 | 10 | 34 | ||
6 | Техника игры | 9 | 1 | 8 | ||
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
И Т О Г О | 108 | 27,5 | 80,5 |
Содержание
2-ой год обучения
1. Вводное занятие:
Теория: - техника безопасности на занятиях при игре в шашки; повторить правила техники безопасности ( см. 1 год обучения); - обучение способам самоконтроля.
Способы самоконтроля,
- самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое
- работоспособность – повышенная, обычная и пониженная.
- сон важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность.
- аппетит позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки снижают аппетит, иногда он отсутствует, хочется только пить.
2. Правила игры в русские и 100- клеточные шашки.
Теория: - повторение правил игры в русские шашки; - изучение правил игры в 100-клеточные шашки.
правила игры в 100-клеточные - игра идет на доске 10х10 клеток. - шашки занимают четыре первых ряда (1,2,3,4) - одного цвета и три последних ряда ( 7,8,9,10) – другого цвета. - все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). - нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. – 17 диагоналей в 100 клеточных. Самая длинная диагональ, состоящая из 10 чёрных полей и соединяющая два угла доски, - простая шашка превращается в дамку только тогда, когда она заканчивает свой ход на любом поле последней горизонтали. При бое простой шашки через поле на последней диагонали она продолжает бой как простая шашка, не превращаясь в дамку. Если после поля превращения «простая» может бить только как дамка, то она остается на поле превращения и становиться дамкой. Право хода переходит к сопернику. Продолжать бить как дамка она сможет только со следующего хода. - при возможности нескольких вариантов взятия обязательно бить максимально возможное количество шашек. Практика: - отработка игровых ситуаций для закрепления правил игры в русские шашки; - нахождение всех диагоналей на100- клеточной доске; - решение задач по карточкам, на которых изображены комбинации русских шашек; – групповое решение простых комбинаций в 100 – клеточных шашках на магнитно-информационной доске – самостоятельное выполнение заданий по карточке, данное тренером. 3. Общефизическая подготовка: Теория: значимость выполнения общеразвивающих упражнений. Физические упражнения необходимы для того, чтобы подготовить мышцы рук для предстоящей работы. Игра в шашки может продолжаться до 1- 1,5 часа, А для такой работы нужно подготовить мышцы. Физические упражнения помогут нам в этом. Практика: отработка правильности выполнения общеразвивающих упражнений с предметами. упражнения выполняются с теннисными мячами, наполненными песком. упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса. - круговые движения плеч, кисти рук на плечах (мяч в руках); - сведение и разведение лопаток. - сведение и разведение локтей. Все упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения для укрепления мышц рук и кисти. - сжимание мяча пальцами, захват мяча всеми пальцами, 2-мя, 3-мя пальцами с обязательным противопоставлением большого пальца всем другим. - перекатывание мяча в ладонях; - перекатывание мяча по столу;
4. Специальная подготовка:
Теория: мелкая моторика и комбинационная память – залог успеха в игре. Человек, играющий в шашки, должен обладать отличной памятью. Память также как и движения поддается тренировки. Спортсмен должен уметь анализировать не только свои действия, но и предвидеть действия противника. Практика: выполнение упражнений с предметами разного диаметра, формы и веса, не только за столом и шахматной доской, но и вне стола. Игра на развитие памяти с 8 - 10 предметами.
5. Тактика игры в шашки:
Теория: изучение сложных шашечных комбинаций (королевский удар, дебютная мозаика) Королевский удар: 1.c5-b6 a7:c5 2.f4-g5 f6: h4 3.g5-f6 g7:e5 4.c3-d4 e5:c3 5.f2-g3 h4:d4 6.h2:b8 d4:b6 7.b8:a1 Практика: - создание игровых ситуаций; - выбор тактических действий.
Дебют - начальная стадия шашечной партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем - эндшпиль. Классификация дебютов: Дебюты обычно называют по характерным построениям (кол, косяк и другие) или по фамилиям аналитиков, впервые проработавших данное начало (игра Бодянского, игра Сидлина — Семёнова и другие). По корректности дебюты делятся на корректные и ловушечные. Также принято выделять гамбиты - дебюты, в которых ради инициативы жертвуется шашка. Стратегии в дебюте: При розыгрыше дебюта ставятся следующие задачи: захват центра, захват инициативы, 6. Техника игры в шашки: Теория: изучение игры в шашки не только передвигая фигуры руками, но и правильно проговаривать нужное действие; Практика: игра в шашки по парам (один проговаривает ход шашки, другой игрок передвигает фигуру - делает ход - игра играется с записью 8-10 ходов); - вести запись 10 ходов партии 7. Итоговое занятие Теория: - подведение итогов; - награждение лучших спортсменов по итогам учебного года; - самоанализ - учащиеся сами оценивают свои результаты за прошедший год,
Практика: - соревнования между игроками в группе. (Спарринг- тренировки); - выявление лучшего игрока в русских шашках и 100- клеточных шашках в кружке
В конце второго года обучения учащиеся должны:
знать: - правила игры в 100- клеточные шашки, - не менее 3-х сложных шашечных комбинаций.
уметь: - вести запись 10 ходов, - решать сложные шашечные комбинации (дебютная мозаика, королевский удар), - читать турнирную таблицу
Основная задача 3-го года обучения – применять на практике правила игры в русские шашки и международные шашки, уметь вести запись всей партии и пользоваться литературой по шашкам, а также составлять таблицу жеребьевки.
Учебно- тематический планирование
3-ий год обучения (108 часов)
№ п/п |
|
| |||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2 | Правила игры в шашки народов Мира | 20 | 4 | 16 | |
3 | Общефизическая подготовка (ОФП) | 14 | 2 | 8 | |
4 | Специальная подготовка (СП) | 13 | 2 | 8 | |
5 | Тактическая подготовка | 52 | 12 | 34 | |
6 | Техника игры | 17 | 2 | 18 | |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
И Т О Г О | 108 | 23,5 | 84,5 |
Содержание
3-ый год обучения
1. Вводное занятие:
Теория: техника безопасности на занятиях при игре в шашки; - углубленные способы самоконтроля. Способы самоконтроля,
- самочувствие
- работоспособность - сон
- аппетит - ЧСС ( частота сердечных сокращений) .
2. Правила игры в русские шашки, международные шашки и шашки народов Мира.
Теория: повторение правил игры в русские шашки и 100 –клеточные шашки, изучение правил игры в Английские шашки, - первый ход делают черные шашки; - простые шашки могут ходить по диагонали на одну клетку вперед и бить только вперед.
Практика: усложнение игровых ситуаций для совершенствования игры в русские шашки и 100- клеточные шашки. Игры-спаринги для изучения игр в шашки народов Мира.
3. Общефизическая подготовка:
Теория: необходимость выполнения общеразвивающих упражнений, Физические упражнения необходимы для того, чтобы подготовить мышцы рук для предстоящей работы. Игра в шашки может продолжаться до 1- 1,5 часа, А для такой работы нужно подготовить мышцы. Физические упражнения помогут нам в этом. Как и в любом виде спорта, так и в игре в шашки необходима разминка. Практика: совершенствование выполнений общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. - упражнения для укрепления мышц спины и плечевого пояса, - упражнения для профилактики контрактур и развития подвижности в мелких суставах кисти. - проведение разминки с группой учащимся, назначенным педагогом .
4. Специальная подготовка:
Теория: мелкая моторика и комбинационная память – залог успеха в игре.
Практика: упражнения с предметами разного диаметра, формы и веса, выполняемые не только за столом и шахматной доской, но и вне стола. - игра на развитие памяти с 10 -12 предметами; - решение головоломок со спичками - решение математических загадок;
5. Тактика игры в шашки:
Теория: изучение сложных шашечных комбинаций (удар Филиппа, дебютная мозаика, гамбит Кукуева, киевская защита); Практика: -создание игровых ситуаций; - выбор тактических действий; - проигрывание заданий, данных на карточке
6. Техника игры в шашки:
Теория: правила составления турнирной таблицы ( круговая система - при небольшом количестве участников соревнований, олимпийская система - при ограниченном времени и большом количестве игроков. Практика: Начертить турнирную таблицу для шашечного турнира, в котором играют 10 человек. Дети индивидуально получают от педагога задание и составляют турнирную таблицу
7. Итоговое занятие:
Теория: подведение итогов; - награждение лучших спортсменов по итогам учебного года; - самоанализ - учащиеся сами оценивают свои результаты за прошедший год,
Практика: -соревнования между игроками в группе. (Спарринг - тренировки); - выявление лучшего игрока в русских шашках , 100- клеточных шашках и игр шашек народов Мира.
Ожидаемый результат.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
знать: - разновидности игр в шашки,
- способы самоконтроля
- сложные игровые ситуации
- правила составления турнирной таблицы.
уметь: - полностью записывать шашечную партию, - проводить сеанс одновременной игры с 2-3 соперниками, - составлять турнирную таблицу, - проводить разминку с группой.
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование:
- компьютер – 1 шт.;
- проектор – 1 шт.;
- экран – 1 шт.;
2. Столы – 6 шт.
3. Стулья – 12 шт.
4. Набор для шашек – 8 шт.
5. Доски для игры в русские шашки.
6. Шахматные часы – 2 шт.
7. Тетрадь на каждого занимающегося.
8. Линейки, ручки и фломастеры. 9. Информационно - магнитная доска.
Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Формы организации занятий | Приемы и методы | Дидактические материалы | Используемое оборудование | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Фронтальная | Приёмы: информационно-обучающие Методы: сообщающийрепродуктивный | Методическая литература: инструкция по технике безопасности Специальная литература: видеоматериалы. | Техническое оборудование: ИКТ. Спортивное оборудование: шахматные доски, набор шашек, шахматные часы. | Опрос, итоговая диагностика |
2 | Правила игры в шашки. | Фронтальная, групповая | Приёмы: игра, информационно-обучающие Методы: словесный, наглядный, практическийсообщающий | Методическая литература: Специальная литература: правила игры в шашки, тетрадь учащегося. | Техническое оборудование: информационно-магнитная доска, карточки с задани-ями. Спортивное оборудование: шахматные доски, набор шашек, шахматные часы. | Опрос, игра в шашки. |
3 | Общефизическая подготов-ка (ОФП) | Групповая, индивидуальная | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой, соревновательный. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: учебники по физи-ческой культуре, методические посо-бия. | Техническое оборудование: магнитофон. Спортивное оборудование: мячи разного диа-метра и веса, ганте-ли, мягкие модули. | Наблюде-ние, поощрения, Определение лучшего исполнителя разминки. |
4 | Специальная подготовка (СП) | Групповая, индивидуальная, фронтальная. | Приёмы: индивидуальный подход. Методы: упражнения, игровой | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: литература по лого-педии. | Техническое оборудование: ИКТ, оборудование:. Набор предметов разных форм и размеров, мягкие игрушки | Наблюдение, рекомендации. Определение лучшего игрока, выполнившего задание. |
5 | Тактика игры в шашки | Индивиду-альная, | .Методы: информационно-обучающий. поисковый, частично-поисковый, исполнительный. словесный, наглядный.. | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература, карточки-задания, тетрадь учащегося | Техническое оборудование: информационно-магнитная доска, карточки с задания-ми. Спортивное оборудование:. шахматные доски, набор шашек, шахматные часы | Индивидуальная игра. Игры в па-рах. Рекоменда-ции. Соревнова-ния |
6 | Техника игры в шашки | Индивидуальная, фронтальная | Методы: словесный, наглядный, практичес-кий, наглядный | Методическая литература: наглядные пособия. Специальная литература: интернет-ресурсы. | Техническое оборудование: информационно-магнитная доска, Спортивное оборудование:. шахматные доски, набор шашек, шахматные часы | Игры в па-рах, рекоменда-ции, соревнова-ния |
7 | Итоговое занятие | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Приёмы: информационные. Методы: игровой, соревновательный, сообщающий. | Методическая литература: методические рекомендации. | Техническое оборудование: информационно-магнитная доска Спортивное оборудование:. шахматная доска, набор шашек, шахматные часы | Поощрения награждения, соревнования |
Литературы для учителя
Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с. Голосуев В.М. Играйте в шашки. - Черкассы, 2013. – 224 с. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с. Пожарский В.А. Шахматный учебник– М.,1996 Пожарский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
Литературы для детей
Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб., Детскаялитература, 1989. – 176 с.
ПогрибнойВ.К., В.Я.Юзюк Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с. Черток Ю.В., Зубов Е.В. Любителю шашек. - Москва-Уфа ООО «ГрафПресс»- ООО «ФМШ» 2015. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...