Статья: "Плавание - жизненно важный навык и универсальный способ оздоровления".
статья по физкультуре (3 класс)

Андреев Денис Валерьевич

Статья о значении плавания как о жизненно важном навыке и универсальном средстве оздоровления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плавание - жизненно важный навык и универсальный способ оздоровления.

Плавание — жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная среда, и человек вынужден с ней контактировать. С древних времен плавание применялось в быту и в труде человека, во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами. Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного человека, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.  Первые школы плавания появились в Древнем Риме. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали способ плавания отдаленно напоминающий современный кроль. Изначально плавание имело сугубо прикладное значение - сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812.

Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Наряду с важностью овладения этим навыком, плавание ещё и способствует всестороннему, гармоничному развитию личности и укрепления организма. Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе.

Купание и плавание повышают сопротивление воздействию перепадов температуры, формируют стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.

Плавание отлично тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы. У людей, систематически занимающихся плаванием ЧСС в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 70 до 60 уд/мин.

Занятия плаванием развивают дыхательную систему, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3). Так же, благодаря затрудненному дыханию и более глубокому вдоху - вентилируются нижние отделы лёгких, в которых скапливаются бактерии, вызывающие заболевания дыхательных путей, что так же укрепляет общий иммунитет.

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Регулярные занятия плаванием поддерживают уровень физического состояния у взрослых людей, повышают жизненный тонус. Это подтверждают наблюдения за физическим состоянием занимающихся в группах здоровья, где среди других видов физических упражнений применяется плавание.

Плавание полезно и пожилым людям. Как уже говорилось, вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 мин пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла. Иными словами, для людей пожилого возраста, которым трудно выполнять интенсивную физическую работу, плавание является средством повышения интенсивности процессов обмена веществ в организме.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что плавание является самым полезным, наименее травмоопасным и наиболее доступным видом физической активности для всех возрастов и категорий занимающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по созданию здоровьесберегающей среды "Жизненно важные навыки"

Девиз курса: «Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».Необходимость создания программы: отсутствие у младших школьников навыков адекватного поведения в нестандартных и стрессо...

Из опыта работы по реализации программы "Жизненно важные навыки"

Жизненно важные навыки-это своего рода фундамент, на котором  строится дальнейшее развитие навыков социализации младших школьников. Результаты реализации данной программы радуют. Разные виды...

8 жизненно важных навыков, которым не учат в школе

http://lifehacker.ru/2014/09/10/navyki-kotorym-ne-uchat-v-shkole/...

Формирование необходимых жизненно важных навыков у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности

Необходимость совершенствования работы  по формированию необходимых жизненно важных навыков у воспитанников начальной школы,  способствующих успешной социализации  личности, не вызывает...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...

Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.

В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС....

Комплексное формирование жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ

учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, ...