Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.
статья (3 класс)
В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС.
Ключевые слова. Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра, развитие физической активности, физическое развитие.
Жизненные компетенции - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Забота о своем здоровье, поддержание своего тела в тонусе - это одно из направлений, которое необходимо развивать в процессе ежедневной воспитательной работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра ( в дальнейшем с РАС). Физическое развитие и двигательные способности детей с РАС характеризуются моторной недостаточностью, отставанием от нормотипичных сверстников по антропометрическим параметрам и по развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, скорость движения, быстрота реакции, выносливость, гибкость и подвижность суставов. Трудности при выполнении физических упражнений возникают вследствие проблем с имитацией, т.к. требуется наблюдение и копирование действий другого человека, а для детей с РАС сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема. Также приходиться решать проблему с отсутствием мотивации - дети с РАС часто не понимают зачем им прикладывать усилия и делать что-то, что может быть сложным или дискомфортным для них. Решаются эти задачи путем постепенного приучения детей к занятиям. Систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию. Также сложные моторные движения улучшают кровоснабжение и насыщают мозг кислородом.
Н.Я. Симаго в своих исследованиях указывает, что произвольность психической активности корнями уходит в формирование двигательной произвольности. Значит общее физическое развитие дает толчок для развития и психических реакций.
Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом. Физическая активность помогает формированию пространственных представлений, как о своем теле, так и о местонахождении предметов с использованием слов « верх- низ », « спереди- сзади».
Занятия гимнастикой необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития. Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.
Занятия, направленные на развитие физической активности ребенка с РАС должны строиться из следующих упражнений: упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями); упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях). Возможно использование музыкального сопровождения, это помогает детям почувствовать ритм и темп занятия. Детей с РАС сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела – начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
Чтобы побудить обучающегося к выполнению упражнений необходимо:
- медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
- описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
- проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
- начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
- одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
- сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
- помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
В своей работе с детьми я использую
-гимнастику для глаз:
«Глазки»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
-дыхательную гимнастику:
«Снежинка» Маленькая снежинка села на ладошку – (кладем на ладонь бумажную снежинку) Я ее поймаю, посиди немножко. (накрываем одну ладошку другой) Раз, два, три, четыре, пять (медленно открывают) Отпускаю полетать. Снежинка лежит на ладошке. (держим снежинку на ладошке) На эту снежинку подуем немножко. Подули тихонько − снежинка лежит, (дуем потихоньку) Подули сильнее – снежинка летит. (дуем сильно)
-физминутки:
Игра «Доброе утро».
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него) С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам) С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши) С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (Поглаживание коленок, топать ногами) С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (Поднять руки вверх)
В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:
- предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
- соблюдать правило “от взрослого к ребенку”: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
- соблюдать правило “от простого к сложному”: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений, таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
Одной из конечных целей является обучение ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а также словесно поощрять посильное выполнение упражнений.
Ежедневное выполнение несложного комплекса упражнений поможет детям сохранить и приумножить свое здоровье, развить не только физические, но коммуникативные навыки. Обучающиеся с РАС , как правило, любят подобные гимнастические упражнения, физминутки, пальчиковые гимнастики. Во время выполнения мы улыбаемся, держимся за руки и каждый ребенок получает внимание и похвалу. Все это способствует формированию позитивного отношения и к школе, и к педагогам, и к друг другу. Любая совместная деятельность «ребенок- взрослый», «ребенок-ребенок» очень полезна для обучающихся с РАС. Физические упражнения не только укрепляют и развивают тело . но и приносят заряд бодрости и сил.
Список литературы:
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.
- В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М.: «ВАКО» , 2004.
- Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обуче-ния. – М.: «Т Сфера» , 2009.
- А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: «Академия» , 2008
- Н.Я. Семаго, О.Ю. Чиркова Типология отклоняющегося развития. -М. Генезис, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Весёлый дождик (комплекс физических упражнений)
Весёлый дождик (комплекс физических упражнений)...
Технологическая карта урока физической культуры "Комплексы физических упражнений"
Тип урока: урок открытия нового знанияЦели по содержанию:обучающие: формирование способности учащихся к новому способу действия;развивающие: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых эл...
Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье
Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка....
Комплекс физических упражнений для укрепления здоровья школьника
Собраны и прокоментированы упражнения для укрепления здоровья школьника...
Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»
Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...
Комплексное формирование жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ
учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, ...