Программа по созданию здоровьесберегающей среды "Жизненно важные навыки"
рабочая программа по зож (2 класс) на тему
Девиз курса: «Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».
Необходимость создания программы: отсутствие у младших школьников навыков адекватного поведения в нестандартных и стрессовых ситуациях и способности эффективно действовать в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 199.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная программа
по созданию здоровьесберегающей среды
Жизненно важные навыки
Паспорт программы
Необходимость создания программы: отсутствие у младших школьников навыков адекватного поведения в нестандартных и стрессовых ситуациях и способности эффективно действовать в повседневной жизни.
Девиз курса: «Счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать».
Автор программы: Новосад Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП»
Номинация: программа – проект.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационно-аналитическая справка об ОУ
МОУ «СОШ № 35 с УИОП» в 2010-11 учебном году насчитывает 738 обучающихся. Занятия в школе проводятся в две смены с 8:00 до 18:35. Главная стратегическая цель школы – обеспечение непрерывного повышения качества образования и улучшения условий пребывания обучающихся, поскольку образовательная среда ОУ – это среда жизнеобеспечения и формирования подрастающего поколения, которая затрагивает сферу интересов семьи, местного сообщества, его экономического и социального благополучия. Дать старт компетенциям для адаптации в социуме.
Двенадцать начальных классов школы насчитывают 307 обучающихся (41,6%) и проводят занятия в две смены с 8:00 до 16:20. Учителя начальной школы активно применяют здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и имеют желание и возможности освоить новейшие педагогические технологии здоровьесбережения и психолого-педагогической поддержки учащихся. В любой современной школе существует риск попадания подростков в алкогольную и наркотическую зависимости. Опрос показал, что 12% младших школьников употребляли хотя бы один раз алкоголь. Не секрет, что за последнее десятилетие намечается тенденция увеличения асоциального поведения подростков. На внутри школьном учёте состоят 7 подростков (1%), в группе риска по поведению (агрессия, пропуски занятий, безответственность) – 17 подростков (2,3%). Ещё 6 лет назад эти цифры были в два раза ниже.
Актуальность и новизна
В Послании Президента России Д.Медведева Федеральному Собранию подчеркивается необходимость сегодня делать всё, чтобы создавать мотивации и условия для здорового образа жизни. Программа формирования универсальных учебных действий чётко даёт модель выпускника, который «должен уметь адекватно понимать причины успешности и неуспешности своей деятельности, а также иметь установку на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках» («Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Ковалёвой Г.С. с.15). Для реализации такой концепции разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, в которых особую роль приобретает внеурочная деятельность в начальной школе.
Современному обществу нужны люди, умеющие легко адаптироваться, адекватно действовать в нестандартных и стрессовых ситуациях, владеющие разными компетентностями, т.е. имеющие комплекс поведенческих навыков. Идея обучения жизненным навыкам в нашей школе связана и с тем, что серьёзно усугубляется социальная ситуация: разрушаются семейные устои, заметна установка на асоциальное поведение у подростков, возрастает риск попадания в наркотическую и алкогольную зависимость, отсутствие способности адекватно вести себя в стрессовых ситуациях. Нам, учителям, кроме необходимости доступно и интересно научить детей учиться, требуется ещё уделить внимание комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребёнка в процессе социализации. В современной литературе этот комплекс навыков объединён общим названием «Life skills», мы назовём его по-русски «жизненно важные навыки».
Жизненно важные навыки – это комплекс поведенческих компетентностей, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. Эти компетентности являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры, направлены на формирование навыков общения, поэтому и определяются как жизненно важные. Это своего рода фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие навыков социализации.
Принципиально новым элементом курса является активное взаимодействие педагога и психолога с родителями, что соответствует ФГОС. Новой является система занятий для родителей с целями, методами и приёмами развития важных навыков у их детей. Уникальна тренинговая форма проведения занятий, в том числе выездной тренинг.
Цель курса
Развитие у младшего школьника социально значимого комплекса жизненно важных навыков (компетентностей) в условиях школы.
Задачи курса
- дать ученикам знания о комплексе жизненно важных навыков;
- обеспечить формирование и развитие жизненно важных навыков;
- создать условия и возможности для систематической и последовательной тренировки
этих навыков;
- ознакомить родителей с целями, методами и приёмами развития жизненно важных
навыков у детей.
Педагогическая задача
- развитие психосоциальной компетентности, как основы физического, умственного,
социального благополучия младшего школьника.
Направления деятельности
- Психолого-педагогическое:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирования их здоровья;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни,
- формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
- чёткое отслеживание эффективности применения навыков в повседневной жизни;
- Просветительское направление:
- пропаганда здорового образа жизни через тематические классные часы, лекции,
познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
- совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по
профилактике вредных привычек;
- организация деятельности с родителями по профилактике вредных привычек.
- Спортивно-оздоровительное:
- организация спортивных мероприятий и выездов на природу с родителями и педагогами;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию
здорового образа жизни учащихся;
- Диагностическое направление:
- анализ режима дня, бытовых условий, внешкольной занятости обучающихся;
- проведение мониторинга внутреннего состояния обучающихся;
- проведение мониторинга по формированию адекватных мотиваций в отношении здоровья.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года, 124 часа
Первый год обучения – 17 часов
Второй год обучения – 34 часа
Третий год обучения – 34 часа
Четвёртый год обучения – 34 часа
Этапы реализации программы
№ п/п | этапы | направления работы |
Подготовительный | изучение новых форм и методов пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ); разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий | |
Аналитический | анализ уровня воспитанности и навыков общения обучающихся; динамики формирования отношения к вредным привычкам; анализ состояния здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ; выявление общественного заказа на внеучебную деятельность с учетом здоровьесбережения | |
Проектировочный | обсуждение и согласование проекта по привлечению активистов; корректировка конкретных целей и задач; разработка программы | |
Апробационный | внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ; выявление наиболее эффективных навыков социализации; систематическая воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ и навыков позитивного общения; | |
Внедренческий | активное включение всех субъектов ОУ в проект; накопление банка инновационных здоровьесберегающих технологий, диагностик, их апробирование | |
Рефлексивный | сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекция деятельности; проведение семинаров и презентаций инновационного педагогического опыта; тиражирование и трансляция опыта работы ОУ на город |
Прогнозируемые результаты
Состав обучающихся: младшие школьники 7 – 10 лет, без специальной подготовки и условий набора. Срок реализации программы – 4 года. Занятия проводятся педагогом и психологом после уроков, режим - в соответствии с требованиями СанПиН, удобнее в условиях школы полного дня, в соответствии с новыми государственными стандартами.
Особенности организации проведения занятий: раскрепощённое общение, тренинги, т.е. практические занятия, игры. Формы проведения: групповые, индивидуальные, тренинги (в том числе и выездные), ролевые и подвижные игры, анкетирование, мониторинг.
Компетенции и навыки, которые будут сформированы к концу курса:
- Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность
познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти компетенции дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
- Навыки позитивного общения - способность взаимодействовать с окружающими. Эти
компетенции помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения с одноклассниками, добрые отношения в семье.
- Навыки самооценки и понимания других - способность адекватно оценивать себя и
воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти компетенции позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других.
- Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание
качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
- Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях - способность адекватно вести себя
в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас и наше психическое здоровье.
- Навыки продуктивного взаимодействия - способность конструктивно и «цивилизованно»
выстраивать отношения с другими людьми. Эти компетенции позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
- Навык самостоятельного принятия решения - способность принимать конструктивные,
взвешенные решения. Человек, обладающий такими компетенциями, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
- Навык решения проблемных ситуаций - помогает справиться с проблемами. Владение этим
навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных жизненных проблем, так и нестандартных ситуаций.
- Навыки работы с информацией - способность объективно анализировать, приводить в
систему и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
- Навыки творчества - способность нестандартно, творчески решать различные задачи в
любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Все перечисленные компетенции и приобретенные знания и умения, которые будут сформированы к концу курса, необходимы современному подростку в повседневной жизни для:
- социального благополучия младшего школьника;
- построения межличностных отношений;
- умений нести ответственность за свои действия;
- способности оценивать себя и воспринимать других такими, какие они есть;
- адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
- освоения современных профессий, где требуется умение общаться и сопереживать.
Способы отслеживания компетенций
Текущий мониторинг, экспертная оценка и анализ хода реализации и достигнутых результатов, изучение общественного мнения, анкетирование обучающихся и родителей, анализ уровня воспитанности школьников, проведение конкурсов, наблюдение во время выездных тренингов.
К концу первого года школьник должен уметь:
- устанавливать контакт с партнёром по общению;
- удерживать контакт в процессе общения;
- восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения;
- «настраиваться» на собеседника (понимать запрос);
- договариваться о сути, качестве и последовательности действий;
- точно следовать договорённости;
- собирать и анализировать информацию об интересах партнёра;
- оценивать возможности партнёра;
- организовывать стимулы на основе информации об интересах возможностях партнёра;
- понимать эмоциональное состояние и настроение партнёра.
К концу второго года школьник должен уметь:
- давать самооценку;
- оценивать состояние и настроение партнёра;
- анализировать свои поступки, чувства, переживания;
- наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других;
- слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнёра о его чувствах и эмоциях;
- слушать себя и видеть других;
- видеть сходство и различие эмоциональной реакции различных людей в одной и той же ситуации;
- произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.
К концу третьего года школьник должен уметь:
- вычленять и точно формулировать проблему;
- прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы;
- осознавать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой;
- планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы;
- анализировать промежуточный результат в процессе решения проблемы;
- вносить коррективы в исполнительский план;
- воспринимать и анализировать информацию;
- вырабатывать и обосновывать собственное мнение
К концу четвёртого года школьник должен уметь:
- строить доказательство и умозаключение;
- осознавать и развивать свой опыт;
- быть уверенным в себе и своих возможностях;
- конкретно и ясно выражать свои мысли;
- контролировать свои эмоции и поведение;
- нестандартно, творчески решать различные задачи;
- дружелюбно общаться и работать в коллективе;
- принимать конструктивные, взвешенные решения.
Научно-теоретические основы программы
В национальной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Проблемы со здоровьем возникают и на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а также навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Неграмотное, неумелое поведение детей и взрослых в ситуации стресса опасно тем, что ведёт к депрессии. Последствия: неврозы, неврастения, истерия. Эту задачу можно решить путем обучения жизненно важным навыкам.
Жизненно важные навыки – основа психосоциальной компетентности. Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в разных ситуациях. Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране здоровья в самом широком смысле слова – это основа физического, умственного, социального благополучия.
Методическое обеспечение программы
Обучение жизненно важным навыкам не включено в содержание образования, поэтому данный курс можно успешно реализовать в структуре внеклассной работы школьного коллектива. Форма занятий подразумевает активную деятельность школьников, которая включает эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные процессы, диктует временные рамки, необходимые для динамики этих процессов. Занятия проводят педагог и психолог. Их задача – направлять и поддерживать, являться одновременно и педагогом и участником занятия, на которого распространяются правила и ограничения. Навыки позитивного общения с учащимися может отработать с только тот, кто ими обладает сам.
Занятия рекомендуется проводить один раз в 2 недели в первом классе и 1 раз в неделю во 2-4 классах. Занятия с родителями – один раз в год в 1, 2 и 4 классах и 2 раза за год в 3 классе. Использовать рефлексию на каждом занятии, освоить разнообразные игровые способы деления участников на подгруппы и команды. Необходимо организовывать выездной тренинг за город во время каникул вместе с родителями для учащихся 2, 3 и 4 классов. Проводить упражнения-игры в которых учитель и психолог всегда могут отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения.
Данная комплексная программа по созданию здоровьесберегающей среды составлена на основе программы «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П.Майоровой и рекомендованной Министерством образования РФ.
Каждый раздел курса снабжен минимумом необходимой информации о процессах, которые являются содержанием данного раздела. Этот минимум определяет основные точки самостоятельного поиска педагога в области теории каждого из вопросов. Информация может быть использована педагогом, ведущим занятия, как основа для теоретических комментариев, которые будут даваться в ходе занятий. Разделы посвящены развитию отдельных групп навыков, но все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами, диктующими необычные для школьного обучения формы проведения: групповые, индивидуальные, тренинги (в том числе и выездные), ролевые и подвижные игры, мониторинг, анкетирование.
Методологической основой для определения критериев оценки результатов работы служит деятельность как процесс формирования жизненно важных навыков в сознании, ценностях, действиях, поступках и поведении личности, группы.
Учебно-тематический план первого года изучения курса
№ п/п | название раздела | общее кол-во часов | в том числе: | |||
теория | игры | тренинги | занятия с родителями | |||
Раздел 1 Развитие навыков общения и взаимодействия | 17 | 6 | 5 | 5 | 1 | |
Итого: | 17 | 6 | 5 | 5 | 1 |
Учебно-тематический план второго года изучения курса
№ п/п | название раздела | общее кол-во часов | в том числе: | |||
теория | игры | тренинги | занятия с родителями | |||
Раздел 2 Развитие навыков самооценки и понимания партнера | 17 | 6 | 5 | 5 | ||
Раздел 3 Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях | 17 | 6 | 5 | 6 | 1 | |
Итого: | 34 | 12 | 10 | 11 | 1 |
Учебно-тематический план третьего года изучения курса
№ п/п | название раздела | общее кол-во часов | в том числе: | |||
теория | игры | тренинги | занятия с родителями | |||
Раздел 4 Развитие навыков принятия и исполнения решений | 13 | 4 | 3 | 5 | 1 | |
Раздел 5 Развитие навыков работы с информацией | 21 | 12 | 3 | 5 | 1 | |
Итого: | 34 | 16 | 6 | 10 | 2 |
Учебно-тематический план четвёртого года изучения курса
№ п/п | название раздела | общее кол-во часов | в том числе: | |||
теория | игры | тренинги | занятия с родителями | |||
Раздел 6 Развитие навыков творчества | 28 | 7 | 10 | 10 | 1 | |
Полезные привычки | 6 | - | 3 | 3 | ||
Итого: | 34 | 7 | 13 | 13 | 1 |
Важно: во 2, 3 и 4 классах организовать выездной тренинг на природу вместе с родителями во время каникул.
Содержание программы
Раздел 1
Развитие навыков общения и взаимодействия (17 часов)
Навыки позитивного общения и продуктивного взаимодействия.
Зачем учиться общаться? Чему надо учить, чтобы научиться общаться продуктивно.
Способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания, взаимодействовать с окружающими. Адекватное оценивание себя, своих способностей и возможностей, помощь в установлении и поддержании дружеских взаимоотношений, выстраивание отношений с другими людьми. Установление и поддержание контакта. Достижение состояния обоюдной готовности. Обмен информацией. Передача сведений, в том числе мнений, суждений, решений, в ответ на запрос. Поддерживание активности и заинтересованности партнера Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий. Согласование действий при совместной деятельности. Понимание. Адекватное восприятие не только смысла сообщений партнера, но и его установок, переживаний, состояния, чувств, настроения.
Эмоциональная стимуляция. Побуждение к переживанию определенных эмоциональных состояний. Изменение эмоционального состояния партнера. Установление отношений. Определение своего статуса в системе взаимоотношений с партнером
Влияние. Изменение состояния, поведения, самочувствия, мнения, решений, представлений, установок партнера.
Раздел 2
Развитие навыков самооценки и понимания партнера (17 часов)
Познание себя – познание других. Способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Знакомство с понятиями «самооценка», «самоуважение», «саморазвитие». Навыки адекватной самооценки.
Поведение. Регуляция поведения. Критичность и требовательность. Взаимодействие с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота. Анализ своих поступков, чувств, переживаний. Наблюдение и анализ поступков, чувств, переживаний других.
Слушай, воспринимай и обдумывай высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.
В результате работы по данному разделу учащиеся закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. Они усваивают, что продуктивное партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.
Раздел 3
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях (17 часов)
Зачем осознавать и понимать эмоции. Видеть и понимать эмоции и эмоциональные состояния и чувства других. Осознание и анализ собственных эмоций и чувств. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях – осознание качества эмоций в нас самих и других. Как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас. Копилка собственного эмоционального опыта. Эмоциональная некомпетентность часто является причиной стрессов. Помочь ребенку освоить те практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия:
осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния;
видеть и понимать эмоции и чувства других людей;
соотносить свои эмоции с эмоциями других, видеть сходство и различие эмоциональной реакции различных людей в одной и той же ситуации;
произвольно регулировать собственные эмоциональные состояния.
Для того чтобы научить детей управлять собственными эмоциями и адекватно действовать в стрессовых ситуациях, необходимо создать специальные условия, в которых они смогут поупражняться в решении проблем, связанных с эмоциями. Для этого проводятся специальные игровые учебные задания, тренинги в системе занятий данного раздела.
Раздел 4
Развитие навыков принятия и исполнения решений (13 часов)
Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Почему, прежде чем решить проблему, надо её увидеть. Последовательность решения проблем. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом. Решение проблем, как и любая другая деятельность, требует организации и исполнения определенной цепочки действий. Условно говоря, человек, решающий проблему, последовательно отвечает себе на вопросы: «Чего я хочу?», «Что я могу сделать для осуществления желаемого?», «Что я не могу сам, но могут другие?», «Чему я должен научиться?» Составление банка жизненных проблем. Таким образом, обучение решению проблем на первом этапе сводится к необходимости научить участников группы:
- вычленять и точно формулировать проблему;
- прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы;
- анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой;
- планировать действия по привлечению недостающих компонентов для решения проблемы;
- планировать и осуществлять действия, направленные на решение проблемы;
- анализировать промежуточный результат в процессе осуществления деятельности.
Раздел 5
Развитие навыков работы с информацией (21 час)
Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы развития жизненно важных навыков и умений. Навыки и умения. Приобретённые участниками занятий в процессе работы над предыдущими разделами, станут прочной базой для успешного освоения приёмов работы с информацией. Подбор синонимов, антонимов. Что значит мыслить критически. Веришь ли ты что…. Правила синквейна. Сочинение-инструкция. Приёмы эффективного чтения. Банк вопросов (толстые и тонкие вопросы). Интервью или случайное знакомство. Статья о… . Пересказ.
Раздел 6
Развитие навыков творчества (28 часов)
Что такое творчество. Творческое мышление. Креативность, как характеристика человека, способного давать уникальные идеи. Креативность, как внутренний ресурс. Зачем развивать креативность. Логическое мышление. Оригинальность.
В этом разделе задания должны стимулировать самостоятельность и творчество. Ведущему необходимо отойти от жёстких схем традиционных действий. Неизбежно изменятся показатели внутригрупповой динамики. Неожиданно могут появиться другие лидеры, те у которых нестандартное мышление и поведение.
Полезные привычки (6 часов)
Профилактика вредных и привитие полезных привычек. Конкурсы, игры и тренинги. Подведение итогов.
Работа с родителями (5 часов)
Работа с родителями – одно из самых важных, сложных и новых направлений. Предлагаемая серия занятий поможет педагогу и психологу установить контакт с родителями. В интересной и непринуждённой атмосфере будут обсуждаться важные вопросы воспитания. Форма занятий предполагает, чтобы каждый участник высказывал своё мнение по каждому обсуждаемому вопросу, выслушивал мнения других участников. Таким образом, каждый имеет возможность уточнить и обогатить свои педагогические взгляды и принципы. Желательно сесть по кругу, чтобы видеть и чувствовать друг друга. Взрослая аудитория, как правило, больше закомплексована и инертна, поэтому ведущему потребуется особое мастерство. Можно по мере необходимости включать психогимнастические упражнения по теме занятия.
Примерные темы занятий с родителями для ознакомления их целями, методами и приёмами развития жизненно важных навыков для детей:
- Как помочь ребёнку стать уверенным.
- Учим детей заботиться о других.
- Учим и учимся делать вместе общие дела.
- Как научить ребёнка выбирать, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.
- Как научить ребёнка решать проблемы.
Материально-техническое оснащение программы
Для продуктивной, чёткой и интересной работы необходимо тщательно оснастить занятия.
Оборудование:
- переносная доска;
- магнитофон;
- аудиозаписи (танцевальная музыка, музыка для релаксации)
Материалы для работы:
- набор для рисования каждому ученику;
- набор для аппликации каждому ученику;
- бумага формата А-4 и формата листа ватмана;
- прищепки для крепления больших листов;
- скотч разный: широкий, узкий, двусторонний;
- маленькие мягкие мячи;
- клубок пряжи.
Всё необходимое должно храниться в классе в определённом месте и по мере расходования пополняться.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, чтобы в нём можно было проводить подвижные игры. В то же время не настолько большим, чтобы участники в нём «терялись». Необходимо место для посадки в круг, столы для работы по группам. Участникам должно быть достаточно места, чтобы удобно передвигаться по кабинету со своим стулом, включаясь в различные виды работы.
Оценка эффективности программы (критерии, методика, содержание мониторинга)
Критерии здоровьесбережения оценивается по ряду показателей:
- рациональная организация режима дня школьников;
- состояние психического здоровья, плаксивость;
- поведенческие навыки, конфликтность, ссоры;
- двигательная активность учащихся;
- пропуски занятий;
- способность выстраивать отношения с другими детьми;
- адекватности поведения в стрессовых ситуациях;
- стрессоустойчивость;
- отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Методы оценки:
- динамический контроль показателей здоровья и оценка уровня воспитанности;
- физиологические методы, позволяющие охарактеризовать функциональное состояние
организма;
- психофизиологический мониторинг, в процессе которого проводится оценка таких
- личностных качеств учащихся, как мотивация, стрессоустойчивость, информационная
работоспособность, дружелюбность, индивидуальная выносливость, утомляемость и т.д.
- метод анкетирования для оценки состояния психического здоровья, степени влияния
жизненно важных навыков на формирование адекватных мотиваций в отношении здоровья, поведения, отношения к товарищам, выработки определенных гигиенических навыков.
Позитивная психотерапия: счастлив не тот, у кого нет проблем, а тот, кто умеет их решать.
Содержание мониторинга
Текущий мониторинг, экспертная оценка хода реализации и достигнутых результатов, изучение общественного мнения, анкетирование субъектов процесса.
Словарь терминов
Жизненно важные навыки – это комплекс поведенческих компетентностей, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
Морализаторство – склонность к морализированию, т.е. чтению морали.
Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям.
Рефлексия – осознанное отражение (анализ) своих действий, мыслей, поступков.
Синквейн – (от фр. пять) – стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.
Фатическое общение – бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.
Психология: Словарь под ред. Петровского А.В. // М.: Педагогика-Пресс, 1996
Список использованной литературы
- Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. Биболетова М.З. и др. Планируемые результаты
начального общего образования. Стандарты второго поколения под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О.Б. // М.: Просвещение, 2010
- Касаткин В.Н. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для
учителей начальной школы // М.: Линка-Пресс, 2000
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам,
пособие для классных руководителей // С-Петербург: Образование-культура,2002
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //«Начальная
школа» № 6, 2006
- Психология: Словарь под ред. Петровского А.В. // М.: Педагогика-Пресс, 1996
- Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе //«Начальная школа», № 8,2006
Электронные ресурсы
- Бузунов В.П. Принципы здоровьесберегающего образования.
//http:// www. ipk.alien.ru /education/ vospit.html
- Здоровье и образование. www.valeo.edu.ru
- Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание
Разработка классного родительского собрания во 2 классе «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...

Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....
Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...
Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...