Инструменты мотивации детского тренера в футболе
статья по физкультуре
Выполнять всевозможные действия нас побуждают различные мотивы. Для того, чтобы дети с желанием занимались футболом, требуется их мотивировать. В связи с этим, необходимо выявить инструменты мотивации детского тренера по футболу в процессе учебно-тренировочной деятельности с воспитанниками разного возраста. На основании изучения особенностей мотивации юных футболистов можно сделать вывод, что все аспекты мотивации футболистов от 12 до 16 лет имеют свои «взлеты» и «падения». Главными инструментами мотивации детского тренера в футболе являются: личность тренера, общение с детьми, работа с родителями, участие в соревнованиях, поощрение достижений воспитанников, эмоциональное содержание тренировочной деятельности, благоприятные взаимоотношения в команде, активная досуговая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumenty_motivatsii_detskogo_trenera_v_futbole_statya.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструменты мотивации детского тренера в футболе
Выполнять всевозможные действия нас побуждают различные мотивы. Для того, чтобы дети с желанием занимались футболом, требуется их мотивировать. В связи с этим, необходимо выявить инструменты мотивации детского тренера по футболу в процессе учебно-тренировочной деятельности с воспитанниками разного возраста. На основании изучения особенностей мотивации юных футболистов можно сделать вывод, что все аспекты мотивации футболистов от 12 до 16 лет имеют свои «взлеты» и «падения». Главными инструментами мотивации детского тренера в футболе являются: личность тренера, общение с детьми, работа с родителями, участие в соревнованиях, поощрение достижений воспитанников, эмоциональное содержание тренировочной деятельности, благоприятные взаимоотношения в команде, активная досуговая деятельность.
Исполнять всевозможные действия нас побуждают мотивы. Они имеют все шансы быть различными: желание получить вещественное благо или же самоутвердиться, нравственная обязанность, внимание к самому процессу и пр. Мотивацией специалисты по психологии именуют совокупность данных мотивов плюс какие-либо внешние моменты (например, воздействие иного человека или же актуальные условия).
Наиболее распространёнными мотивами, побуждающими человека увлекаться спортом, считаются:
· влечение к физиологическому и моральному совершенству – спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
· влечение к самоутверждению – спорт выделяет вероятность стать фаворитом, снискать почтение находящихся вокруг, получать похвалу и признание, а еще успех у иного пола;
· социальные моменты – мода на здоровый образ жизни, авторитет спорта в городе, стране, мире, большое количество друзей-спортсменов;
· влечение к удовлетворению духовных необходимостей – спорт дарует свежие эмоции, разрешает ощутить себя частью чего-то наибольшего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и знатными фигурами.
Актуальность темы проекта обусловлена необходимостью мотивации детей в желании заниматься футболом. Одним из факторов успеха в футболе является мотивация. Мотивация влияет на выбор человека играть в футбол, на его настойчивость во время напряженных и монотонных тренировок и, наконец, - на эффективность во время игры .
В процессе реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- выявить особенности мотивации юных футболистов разного возраста;
- изучить инструменты мотивации работы детского тренера по футболу.
Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы.
Мотивация для достижения определённой цели – то, что формируется в любом ребёнке, который начинает активно заниматься спортом. Быть сильнее, быстрее, выше – это принцип, который, как олимпийский огонь, передаётся каждому новому поколению юных спортсменов. Жажда к победе, к достижению новых результатов и стремлению быть лучшим – не последние качества, необходимые ребёнку в любом виде деятельности [4].
Спортивная мотивация – актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.
Можно выделить два уровня спортивной мотивации:
– общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;
– мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.
Развитие спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности: положительного отношения к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности; эмоционально-волевых качеств (целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений) .
Мотивация в спортивной деятельности – это факторы и процессы, которые побуждают к действию либо бездействию в разнообразных ситуациях. В основе мотивации, побуждающей и побудившей к занятиям спортом, лежат потребности, которые подразделяются на: физиологические, психологические, социальные и материальные.
Мотивация в командных видах спорта – это особое состояние личности спортсмена, которое формируется в процессе соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, выступает в качестве основы для постановки и реализации целей, ориентированных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата .
Мотивация в командных видах спорта имеет большое значение:
- во-первых, она способствует коллективизму и формированию ответственности за индивидуальный вклад в достижения команды;
- во-вторых, имеет высокую значимость, так как в очень короткие сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами;
- в-третьих, мотивация побуждает к занятиям спортом .
Управление формированием мотивации в командных видах спорта, в т.ч. и футболе, является сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Личность тренера выступает одним из важнейших мотивов активности спортсменов, добросовестности, поддержания длительного интереса к занятиям спортом.
Процесс формирования мотивации выражается преимущественно в связи с улучшением организации учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Для формирования мотивации в командных видах спорта большое значение имеет удовлетворенность занимающихся достижениями в спортивной деятельности с учетом их соответствия целям и задачам информация, о которых, оперативно поступает к занимающемуся от тренера благодаря обратной связи.
Мотивация юных футболистов выражается во внутреннем побуждении к достижению цели. Стимулом для мотивации юных футболистов являются соревнования. Кроме соревнований хорошей мотивацией для юных футболистов является похвала тренером достижений занимающегося [6].
Для каждого юного футболиста тренер должен подбирать индивидуальные средства мотивации, так как только при грамотном подборе тренером средств, спортсмен достигает необходимо успеха.
Тренер должен быть вооружен информацией об особенностях мотивации своих воспитанников, только тогда он сможет достичь желаемого результата в занятиях футболом. Учебно-тренировочный процесс, который построен с учетом индивидуальных особенностей юного футболиста, позволяет сформировать мотивацию достижения высоких результатов (как неотъемлемый компонент его готовности) и это, в свою очередь, способствует воспитанию целеустремленности и уверенности в победе.
Как работают данные методы?
Например, возьмем первый метод «Поддержка во всех начинаниях».
Демонстрация поддержки → ребенок понимает, что он делает – это хорошо → ребенок начинает делать это снова → начинает заниматься спортом (однако, дети должны понимать, что кроме спорта бывают и другие полезные увлечения).
Рассмотрим следующий метод «Будьте примером».
Вы начинаете заниматься спортом → ребенок заинтересовывается в спорте → вы продолжаете заниматься спортом → ребенок тоже пытается и видит, что вам нравится → начинает заниматься спортом .
Так как дети приходят в спортивную школу не учиться футболу, а играть в него, детскому тренеру необходимо организовать учебно-тренировочный процесс так, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и, во-вторых, стали хорошими игроками.
История футбола знает только один путь решения данных вопросов: занимающимся должно быть интересно! Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих главными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно мл. школьного возраста, и ее следует учитывать при подборе средств и методов тренировки.
Мотивация, уверенность и талант тесно связаны между собой и особенно важны в юном возрасте. Неуверенные в себе дети теряют мотивацию к тренировочным занятиям. Отсутствие мотивации приводит к нежеланию пробовать выполнить упражнение и приложению недостаточных усилий. Для того чтобы повысить мотивацию занимающихся футболом, необходимо создать обстановку, в которой дети не боятся допустить ошибку, где присутствует риск, поощрение достижений и происходит постепенное совершенствование навыков. Если тренер сформирует мотивацию у детей, то у них появится желание осваивать новые навыки, ребёнок не будет бояться трудностей и его мышление выйдет за привычные рамки.
На начальном этапе обучения футболу в условиях спортивной школы тренеру необходимо помнить, что мотивация занимающихся находится главным образом на чувственном уровне и, то какие качества он внушит детям о самих себе, отразится на их мотивации, желании, прилагаемых усилиях при освоении новых навыков, а в результате – на их уверенности в себе [5].
Основными мотивами юных футболистов на начальном этапе обучения в спортивной школе являются:
1. Формирование благоприятных взаимоотношений в спортивной команде между юными футболистами (дружеское общение, хорошее отношение в коллективе).
2. Отношение к тренеру (определяется его личностными качествами). Его понимание детей, доброта, авторитет тренера, его физическая форма и спортивные достижения. Т.е. личный пример тренера, является для детей прямым примером спортивного результата.
3. Анализ низкой эффективности соревновательной деятельности юных футболистов и объяснение ее выражением недостаточности усилий на тренировках и соревнований.
4. Формирование у юных футболистов способностей к самоанализу своей деятельности, целеполаганию и планированию своего поведения.
5. Работа с лидером и ведомыми в плане управления игровым взаимодействием и взаимоотношениями в команде.
6. Организация межличностного взаимодействия (общение со сверстниками).
7. Удовлетворение актуальных потребностей в движениях, одобрении, самосовершенствовании .
Особенности мотивации юных футболистов разного возраста
На мотивацию оказывают влияние возрастные особенности детей.
У дошкольника, по умолчанию, есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3-6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции - та связка, с помощью которой новая мотивация прикрепляется к уже имеющейся. Прикрепление происходит путём совмещения в ситуации того, в чём ребёнок уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать. Этот процесс называется "переключение эмоций" со старого содержания на новое (В.К. Вилюнас).
В мл. школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям футболом являются: удовлетворение естественной биологической потребности в движении, желание родителей, советы друзей, стремление к совершенствованию в физическом плане, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью (О.В. Дашкевич, В.А. Зобков).
В детском возрасте мотивацией к занятиям футболом выступают внешние факторы: подражание друзьям, отношение к спорту родителей, особенно отца. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.
Личный пример футбольной звезды (например, Роналду, Месси, Суарес и др.) является сильной мотивацией для юного футболиста.
Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями.
Дети выбирают футбол из-за интереса и получаемого от этой игры удовольствия. Это означает, что начальная мотивация внутренняя.
Установлено, что у юных футболистов с возрастом происходят закономерные изменения структуры мотивации [8].
В возрасте 12 и 14 лет наиболее выраженным стимулом для занятий спортом у юных спортсменов является получаемое ими удовольствие от игры в футбол (внутренняя мотивация), также для этого возрастного периода характерна повышенная чувствительность ко всему, что относится к внешним стимулам (внешняя мотивация). В то же время возраст 13 и 15 лет характеризуется снижением всех мотивационных аспектов и отсутствием мотивации (амотивация).
Внутренняя мотивация в футболе определяется как удовольствие от занятий любимым видом спорта. Существуют различия между внутренней мотивацией к знаниям, внутренней мотивацией к компетентности и внутренней мотивацией к новым впечатлениям. Стремление к расширению знаний в некоторой области наиболее проявляется в сфере образования, в то время как в спорте, в т.ч. в футболе, присутствует мотивация достичь чего-то, добиться личных стандартов достижения, а также и саму спортивную деятельность воспринимать как нечто стимулирующее и вдохновляющее для себя.
Также установлено, что у большинства юных футболистов представлены аспекты внутренней мотивации. Это означает, что их мотивирует получение удовольствия от игры в футбол. Игра в футбол является для них стимулирующей сама по себе, также велико их желание узнать больше нового об этой игре, и значительно стремление юных спортсменов добиться успехов в футболе [8].
В подростковом возрасте интенсивно развиваются личная ответственность и профессиональное отношение к спортивным обязательствам. Юные спортсмены в период взросления, пока не сформируют личную ответственность за свои собственные достижения, стараются не предать родителей, выполнить требования тренера, подростки чувство собственного достоинства связывают с достижениями в конкретной ситуации.
Юные футболисты 12 лет значительно более ответственные, добросовестные, пытаются оправдать ожидания тренеров и родителей, чувствуют себя плохо в случае неудачи и для них важнее конкретное материальное вознаграждение, чем футболистам в возрасте 13 и 15 лет (аспекты внешней мотивации). По сравнению с 15-летними, 12-летние футболисты гораздо больше хотят добиться успехов в футболе и более любопытны, желают узнать больше о футболе (внутренняя мотивация к знаниям и к компетенции). По сравнению с респондентами в возрасте 15-16 лет, у юных 12-летних футболистов значительно выше показатели амотивации. Для футболистов 14 лет, в отличие от спортсменов 13, 15 и 16 лет, футбол - это источник новых впечатлений, стимулирующий и вдохновляющий (внутренняя мотивация к знаниям и к получению новых впечатлений). Но у 14-летних спортсменов значительно выше показатели амотивации.
По сравнению с 15-летними, футболисты в возрасте 14 лет по статистике значительно более ответственные, добросовестные, большее значение придают ожиданиям тренера и более важным для них является материальное вознаграждение (аспекты внешней мотивации).
Оказалось, что значительные различия существуют и между футболистами в возрасте 15 и 16 лет. 15-летние более склонны к чувству вины и связывают свою значимость с достижением успеха в конкретных ситуациях, а также являются более чувствительными к материальным вознаграждениям, чем футболисты 16 лет.
Спортсмены в 12 лет наименее мотивированы, чем футболисты в 13, 14 и 15 лет. Также большинство возрастных существенных различий во всех аспектах внешней мотивации были получены авторами между 13-летними и 14-летними .
Инструменты мотивации детского тренера по футболу
В мотивации ребёнка к занятиям футболом велика роль тренера.
Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда – очень высокие требования к тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера – сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Поэтому, личность тренера является сильным мотивирующим фактором, особенно, на начальном этапе спортивной подготовки [11].
Оптимизм тренера играет положительную роль во всех случаях спортивной жизни, в любых ситуациях тренировки и соревнований. Усталый, раздражительный, вечно недовольный тренер не может мотивировать к большой, длительной, качественной спортивной деятельности.
Энтузиазм тренера, его любовь к спорту, фанатичная преданность делу, постоянное стремление к совершенствованию – в высшей степени положительный фактор для тренировочного процесса.
Тренеры не должны:
- разрешать спортсменам соревноваться вне своей команды;
- критиковать физические качества юных спортсменов;
- объяснять успех спортсменов стечением обстоятельств или слабостью соперника;
- говорить о недостатках юного атлета в присутствии других спортсменов;
- учить возможным уловкам и действиям в обход правил;
- склонять учеников к употреблению запрещенных препаратов .
Одна из лучших мотиваций в футболе – работа футболиста в команде. Человек в футболе эгоцентричен, но для реализации своих личных целей ему нужна разнообразная поддержка окружения, принадлежность к футбольной команде.
Особое значение имеет работа с родителями (родительские собрания, участие родителей в проведении различных мероприятий, выездных соревнований, волонтерском движении). Именно такая форма работы позволяет донести до родительской общественности все наиболее важные моменты на каждом этапе становления юных спортсменов, обсудить проблемы, определить пути их решения. Роль родителей в формировании положительной мотивации юных спортсменов велика. Информационно-просветительская работа с родительской общественностью нацелена на обучение приемам поддержки спортсменов, ведению работы по учету результатов соревнований, приемам само регуляции.
Применение современных информационно-коммуникативных технологий в обучающем процессе дает положительные результаты. Занятия с использованием фото и видеосъемки, по итогам прошедших соревнованиях, не только воздействуют на эмоциональный фон обучающихся, учат анализировать ошибки и грамотно говорить, но и способствуют повышению мотивации спортсменов на систематичность занятий [9].
Другими инструментами устойчивой мотивации детского футбольного тренера, чтобы футбол стал любимым занятием его воспитанников, могут служить:
- содержание тренировочной деятельности. Предрасположенность и интерес к футболу, соревновательные процессы, игровые моменты тренировок, подвижные игры, эстафеты для повышения положительных эмоций детей. Удовольствие, веселье, элементы игры – один из значимых факторов вовлечение детей в тренировочный режим;
- организация соревнований для футболистов одного уровня подготовки. Для закрепления уверенности в своих силах, формирования воли, упорства и целеустремленности к победам;
- активная досуговая деятельность команды, организация тематических бесед, походов в кино, боулинг-клубы, экскурсии, праздники. Цель — сплочение коллектива. Как пример, посещение всей командой мероприятий других видов спорта, например, хоккейного матча;
- создание благоприятного микроклимата в коллективе путем создания атмосферы уважения и доверия, проявления терпимости к ошибкам и неудачам. Создание условий, в которых дети ощутят гордость за причастность к коллективу и результатам клуба. Детям необходимо, чтобы каждый мог показать свои способности, ощутить собственную значимость, необходима публичная оценка достигнутого спортсменами успеха;
- достижения команды на соревнованиях (успехи и неудачи команды);
- применение различных видов поощрений и наказаний (поощрений должно быть больше, а наказания и порицания должны быть своевременны);
- расширение представления ребёнка о многообразии футбола (спортивные передачи, спортивные журналы, спортивные интернет-сайты, фильмы о футболе и футболистах);
- общение с детьми и создание доверительных отношений между тренером и спортсменом. Общение на сторонние темы, заинтересованность со стороны тренера в жизни детей их достижениях в школе. Проявление уважения, доброты, внимания, вежливости и справедливости к каждому воспитаннику [10].
Все эти действия направлены на закрепление эмоционально положительного отношения ребенка-спортсмена к тренировочному процессу.
На основании изучения особенностей мотивации юных футболистов разного возраста можно сделать вывод, что все аспекты мотивации футболистов от 12 до 16 лет имеют свои «взлеты» и «падения». Возраст 12 и 14 лет представляет время, когда все аспекты мотивации находятся на восходящей линии. Юные футболисты в этом возрастном периоде чувствуют гораздо большее внутреннее удовлетворение, занимаясь футболом и, в целом, гораздо более чувствительны к любому виду вмешательства извне. С другой стороны, в возрасте 13 и 15 лет происходит некоторое снижение аспектов как внутренней, так и внешней мотивации. Следует также отметить, что в возрасте 12 лет юные футболисты проявляют больше любопытства к футболу, чего и следовало ожидать, так как по сравнению со старшими возрастными группами 12-летние наименее образованны в этой области. Тренерам в практической работе очень важно учитывать эти особенности, потому что в возрасте 14 лет особенно трудно поддерживать мотивацию юных футболистов. В этом возрасте все аспекты мотивации находятся на подъеме, но в равной степени может и отсутствовать мотивация, а это означает, что существует риск того, что юные футболисты могут отказываться от дальнейшего обучения футболу.
Кроме этого, мы выявили мотивацию работы детского тренера по футболу и изучили инструменты для мотивации его работы, среди которых можно выделить: личность тренера, общение с детьми, работа с родителями, участие в соревнованиях, поощрение достижений воспитанников, эмоциональное содержание тренировочной деятельности, благоприятные взаимоотношения в команде, активная досуговая деятельность.
Список литературы
1. Ахмадуллин, Ш. Т. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. Автор методик в области развития памяти и скорочтения детей // Гарант: http://www.garant.ru.
2. Дыкман, Л. Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? Взрослые и дети: воспитание в гармонии. Автор методик в области педагогики // Деметра: https://demetra.spb.ru [дата обращения: 10.03.2022].
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – М.: Академия, 2004. – 129 с.
4. Севастьянов, Д. А. Мотивация и игровая активность футболистов в зависимости от их предматчевого состояния [Текст] / Д. А. Севастьянов, В. С. Левин // Физическая культура и спорт – наука и практика. – 2012. - № 2. – С. 2-5.
5. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер / под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия, 2010. – 400 с.
6. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации [Текст]: учебное пособие / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин; Омск СибГАФК. – Омск: Изд-во «Монография», 2000. – 179 с.
7. Марьянович, А. Теория футбола / А. Марьянович. - Краснодар: [б.и.], 2010. - 188 с.
8. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/06/28/priemy-motivatsii-sportsmenov-v-trenirovochnoy-0 [дата обращения: 10.03.2022].
9. https://k-66.ru/motivaciya-detej-k-sportu-trenerom/ [дата обращения: 10.03.2022].
10. https://komanda2.ru/article-motivaciya-rebenka-k-zanyatiyam-sportom/ [дата обращения: 10.03.2022].
11. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm [дата обращения: 10.03.2022].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание как инструмент мотивации для изучения немецкого языка в начальной школе
Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственны...
Выступление на тему: « Работа над проектом младшим школьником - как инструмент повышения его мотивации к обучению »
Ключевой фигурой современного образовательного процесса является педагог, способный на высоком профессиональном уровне ответственно решать проблемы образования. Совр...
Формирующее оценивание как инструмент повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС.
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирующее оценивание. Критерии и оценки"....
ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ - ГЛАЗАМИ ТРЕНЕРА
Мальчишки грезят футболом. Для них огромная радость не просто гонять мяч во дворе, а заниматься любимой игрой под руководством тренера. Но однажды без всяких видимых причин, без конфликтов с другими у...
Мотивация детской деятельности.
Мотивация детской деятельности начинается с реннего детства. И если мы знаем как правильно мотивировать ребенка, это часть успеха в воспитании полноценной свободной и самостоятельной личности....
О работе детского тренера.
Работа детским тренером по футболу....
Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...