Мотивация детской деятельности.
статья

Мотивация детской деятельности начинается с реннего детства. И если мы знаем как правильно мотивировать ребенка, это часть успеха в воспитании полноценной свободной и самостоятельной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мотивация детской деятельности 22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: Бубенцова С.Б.

Методист, педагог до первой категории.

Мотивация детской деятельности.

Сегодня вопросу  мотивации уделяется  особое внимание. Как бы не звучало её определение,  мы должны понимать, что мотивация является движущей силой всех наших действий.  Это целая система влияющая на наш организм и наше поведение и только подробно изучая её, мы сможем понять как, всё это работает и что нам использовать в воспитании и обучении детей. 

В мотивации тесно переплетены внешние и внутренние факторы, и они определяют, на что направлена деятельность человека, насколько она активна, организована, последовательна, а также в течение какого времени эта мотивация будет устойчива. Об этом говорит тот факт, что иногда одарённый человек, но не имеющий мотивации, не добивается успеха, а тот у кого казалось нет никаких шансов, но имеющий устойчивую постоянную мотивацию, добивается успеха. Нам обязательно нужно понимать, какая бывает мотивация и как её использовать.

Итак мотивация бывает внешней, внутренней. Внешняя – это то что влияет на нас из вне, внутренняя, то что зарождается внутри нас. Также делится на отрицательную и  положительную. То есть говорится о том, что человек ожидает получить от деятельности. Если есть ожидание поощрения за выполнение деятельности – речь идет о положительной мотивации. Если речь идет о наказании за невыполнение задания, то об отрицательной мотивации. Но как показывает практика, отрицательная мотивация чаще всего дает кратковременный эффект, и затрудняет работу с мотивационной сферой вообще. В вопросах обучения необходимо помнить и о постоянной (устойчивой) и временной (неустойчивой) мотивации. Устойчивая мотивация — такая мотивация, мотивы которой привязаны к потребностям человека. Для поддержания такой мотивации не требуется дополнительных подкреплений. Например утолить чувство голода, для этого нас не нужно дополнительно мотивировать. Неустойчивая мотивация, напротив, требует постоянного подкрепления. И вопросы обучения  у большинства детей  относятся как раз к неустойчивой мотивации.         Существует большое количество классификаций мотивов, но мы не будем сейчас их подробно рассматривать.

А теперь мы непосредственно рассмотрим вопросы детской мотивации. У детей младшей школы мало развита внутренняя мотивация  и большое влияние оказывает внешняя мотивация. И цель родителей и педагогов постепенно менять внешнюю мотивацию на внутреннюю. По мере взросления внутренняя мотивация должна возрастать и в ребенке должна развиваться группа мотивов саморазвития. Это слаженная работа педагогов и родителей. Мотивация тесно связана с эмоциями. Рассмотрим мотивацию, которая строится на таких эмоциях, как страх, боль, стыд.

        Страх — это базовая эмоция, которая складывается из суммы других эмоций, таких как боль, стыд и т.д.

        Боль пытается избежать каждый. Боль позволяет быстро достигнуть результата, но это приводит к росту агрессии, уходу в себя и желанию убежать.  

        Стыд — это страх и чувство вины соединённые вместе. 

Если мотивация строится на таких эмоциях, то из ребёнка вырастет не свободная личность, а трусливая, не самостоятельная, которая никогда не станет счастливой. Потому что такая мотивация строится на отрицательных подкреплениях. И если мы не хотим иметь проблемы с низкой самооценкой  и психологическим здоровьем ребёнка, то лучше не использовать такую мотивацию. Мотивация детей должна строится на позитивных эмоциях. Как построить обучение на положительной мотивации?

У ребёнка с детства заложено стремление к познанию врожденная мотивация, это то когда ребёнок делает что-то с удовольствием, с желанием и важно сохранить эту мотивацию и развить ещё больше, а не уничтожать постоянными командами: нельзя, не надо, не делай и т.д. Такие команды необходимо свести до минимума. И если на действия ребёнка не обращать никакого внимания, то эта мотивация тоже заканчивается и ребёнок не сможет доделать начатое дело до конца и тогда нужна мотивация подкрепления (похвала, поощрение, внимание к действию ребёнка), и ещё необходимо объяснить ребёнку почему он должен доделать всё до конца, зачем, то есть нужна ещё одна мотивация достижения цели. Это основные три мотивации, которые должны присутствовать в любом обучении тогда будет результат действий.

Дети с рождения вовлечены в игру и этим нужно пользоваться. Игровая деятельность создаёт позитивные эмоции. Игра облегчает обучение экономя время и силы, позволяет сразу включать внимание ребёнка избегая отрицательной мотивации (поставлю двойку, накажут родители). И развивает положительную мотивацию, а положительная мотивация – это основа саморазвития ребёнка. Поэтому особенно в младшем возрасте все обучающие процессы должны строится, в основном, на игровой деятельности. Потребность в том, чтобы учиться в игровом процессе, у детей есть, и хорошей иллюстрацией этого является то, что востребованными являются коммерческие парки развлечений, где основным содержанием является погружение в некую среду (сказочную, фантазийную) и освоение каких-либо практических навыков (создание поделок, выпечка, пошив одежды и прочее).

С возрастом игровая деятельность должна становиться меньше, чтобы оставалось место для самостоятельного обучения и возрастания внутренней мотивации.  

Делая вывод можно сказать, что ребёнок будет правильно развиваться, если соблюсти три правила:

  1. не принуждать, не наказывать, не ругать, а хвалить;
  2. проявлять искренний интерес к деятельности ребёнка;
  3. верить в него и никогда не сравнивать с другими.

Помимо основной образовательной деятельности должны быть и дополнительные занятия для общего и целого развития. Но все дополнительные занятия ребенка должны быть ему в радость! Это радость новых открытий и радость преодоления трудностей, и радость побед. Наша задача – поддерживать этот позитивный эмоциональный фон. Чем меньше негативных эмоций будет связано с занятиями и чем больше - позитивных, тем лучше! Чем больше в жизни человека положительной мотивации, тем лучше его жизнь, и он, как правило, успешнее в отдельных проявлениях, таких, как работа или учеба.

Использованная литература:

1. Н. А. Ягодкин, А. Н. Згода, Г. В. Годун, И. Г. Чередов. Энциклопедия детской мотивации. Под ред. А. Н. Згоды. — 2-е изд. — СПБ.: Любавич, 2019. — 312 с.

2. О.А.Ширинкина. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 7, 2015 

3. https://interactive-plus.ru/ru/author/15681 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Мотивация школьной деятельности учащихся.

Целью моей работы является формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения...

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.

Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих ...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Инструменты мотивации детского тренера в футболе

Выполнять всевозможные действия нас побуждают различные мотивы. Для того, чтобы дети с желанием занимались футболом, требуется их мотивировать. В связи с этим, необходимо выявить инструменты мотивации...