Выступление на тему: « Работа над проектом младшим школьником - как инструмент повышения его мотивации к обучению »
статья на тему
Ключевой фигурой современного образовательного процесса является педагог, способный на высоком профессиональном уровне ответственно решать проблемы образования. Современный учитель - это учитель, который владеет арсеналом методических подходов и приемов обучения, использует современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_povysheniya_motivatsii_obucheniya_uchashchihsya.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Выступление на тему:
« Работа над проектом младшим школьником - как инструмент повышения его мотивации к обучению »
Подготовила:
Кузнецова Ирина Александровна
Учитель начальных классов
МОУ «Александровская СОШ»
Саранск -2016 г.
Ключевой фигурой современного образовательного процесса является педагог, способный на высоком профессиональном уровне ответственно решать проблемы образования. Современный учитель - это учитель, который владеет арсеналом методических подходов и приемов обучения, использует современные образовательные технологии.
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формирования у учащихся умения ставить и решать задачи. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Двадцать три года я работала по программе “Школа России”. В своей работе искала методы и приемы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставила перед собой следующую задачу:
Как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.
Только после встречи с авторами УМК “Школа 2100”, я поняла, что надо менять формы, методы и подходы к обучению.
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять своё достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Много лет я преподавала окружающий мир по УМК “Школа России”. Основными методами при ознакомлении с природой были рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникла проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминали слабо, так как учеба не заинтересовывала их. Я находилась в поиске, как сделать обучение ребенка радостным и интересным.
По программе “Школа 2100” я работаю четвёртый год. Хочу поделиться своим опытом работы с использованием метода проекта на уроках окружающего мира, технологии и работе по внеурочной деятельности учащихся.
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир” по УМК «Школа 2100» - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради к учебнику, но самая интересная работа проходила по тетради «Мои первые опыты». Работая по ней, ребята себя чувствовали настоящими исследователями, т.к задания предлагались исследовательского плана. Ребята наблюдали за явлениями природы, проводили эксперименты, опыты и самостоятельно делали выводы.
Начиная с первых уроков в первом классе, проводила подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевали элементарными знаниями и выполняли разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) “Дерево нашего класса”.
Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.
Этапы проведения КТР:
- изготовление на уроках изобразительного искусства и художественного труда коллективной аппликации “Дерево”, дубовых листочков и цветочков;
- на первом уроке окружающего мира по теме “Мой дом, моя школа” рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра “Кто я”;
- на втором уроке по этой же теме крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся и цветочков (сколько лепестков на цветке, столько и любимых занятий, рассказывание о себе);
- поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива “Дружная семейка”, девиз: “Когда мы едины, мы не победимы”.
В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна школьная семья.
По аналогии было выполнено КТР “На цветочной поляне” (панно).
После изучения темы по окружающему миру: «Твёрдые тела, жидкости, газы». Моя ученица 1 класса Эрекаева Вера, решила больше узнать о чудесных свойствах воздуха. Мы с ней вместе определили задачи и цели исследовательской работы и выдвинули несколько гипотез, которые она должна будет проверить с помощью проведенных самостоятельно опытов. Опыты ей помогала проводить мама. Девочка с большим интересом собирала информацию в энциклопедиях, в сетях интернета, проводила опыты. В результате она приняла участие в ОКРЫТОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «НОВОЕ ОКОЛЕНИЕ» и стала победителем в двух номинациях: «За исследовательское мастерство» и «За ораторское искусство».
Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинала применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК «Школа 2100» впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Ситуации, которые предложены в учебнике «Окружающий мир»: н-р «Обмен животными между зоопарками», «Предупреждение об опасности», «Встреча с инопланетянами». В каждой из ситуаций учащийся выполнял определенную роль, которую он выбирал самостоятельно. И что интересно, в конце каждой ситуации ребёнок должен был сделать самостоятельно вывод – результат. Это могло выражаться словесно или художественно.
При выполнении проекта: «Моя страна», ребята в группах лепили из пластилина выдуманную страну по своему замыслу. Дали ей название и рассказывали об её обитателях. Защита мини-проекта.
Проект: «Всемирная выставка». Каждый из учеников выбрал для себя одну страну, о которой он будет рассказывать. Но главное заключалось в том, что он должен принести экспонат (рисунок, фото, книгу или игрушку) характеризующую эту страну. Например: Англия родина футбола, сказка про трёх поросят. Франция родина духов, сказочника Шарль Перро и т.д. Каждый экспонат снабдили маленькой этикеткой. Этикетки прикрепили на политическую карту мира, на место той страны, откуда поступил экспонат. Тогда по карте все узнали, где родина каждого экспоната и где эти страны находятся.
В апреле 2013 года, ученик моего класса Спицин Михаил участвовал в Республиканской орнитологической акции «Наши зимующие птицы». Где защищал свою исследовательскую работу: «Птицы на кормушке» и был награжден ценным призом.
В мае этого же года ученики моего класса Эрекаева Вера и Спицин Михаил участвовали в межрегиональном конкурсе проектно- исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь» и были награждены дипломами 1 и 2 степени.
Ежегодно ребята моего класса принимают участие ОКРЫТОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «НОВОЕ ОКОЛЕНИЕ» на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева. В прошлом году были награждены Дипломами Лауреатами 1 и 2 степени. А в этом году (2014-2015 уч. г) стали победителями и призёрами.
В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода - возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Четыре года веду кружки по внеурочной работе: «Юный исследователь» и «Юный эколог» . Программа «Юный эколог» была разработана мною для участия в конкурсе «Новое в образовании 2012“.
Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Работа над проектной деятельностью, повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Сила притяжения этого метода, возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.
Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"
Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов, предназначено для учителей начальных классов....
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов Белгородского района Белгородской области...
Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"
Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...
выступление на тему Развитие творческих способностей младших школьников
выступление на районном семинаре...
Формирование исследовательской деятельности младших школьников как средство повышения учебной мотивации
Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, ...