Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Дмитриева Марина Леонидовна

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

В данной разработке приведен список игр, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче всего переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия. Игры можно использовать на занятиях по физической культуре и лечебной физической культуре в качестве освоения основных навыков движения с учетом некоторых ограниченных возможностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр на занятиях по лечебной физической культуре с целью повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

       

Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность, а также должны быть эмоционально насыщенны.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

Таким образом, двигательная активность должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка.

Широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата. Главная цель - активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух. Игра должна приносить ребенку положительные эмоции. Активные действия в игре также помогают детям с ОВЗ устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, - все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения двигательной активности.

Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями. Насколько результативным, в плане физического и психического воспитания оказались подвижные игры, можно судить по поведению детей: старательны, в глазах радость, сосредоточены, активны.

Полезными отмечаю подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче всего переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.

Ниже приведены примеры игр, которые можно использовать на занятиях по физической культуре в качестве освоения основных навыков движения с учетом некоторых ограниченных возможностей детей:

«Зоопарк».

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков – 4-20 человек.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 5-20 человек.

Инструкция. Игра проводится в спортзале или на игровой площадке. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Вариант: водящий должен узнать голос своей мамы.

Методические указания.

· Во время игры следует соблюдать полную тишину.

· Водящий с остатком зрения или нормально видящий должны закрыть глаза или надеть повязку.

«Догоняй мяч»

Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

Количество игроков – 10-12 детей.

Инвентарь: два озвученных мяча.

Инструкция. Игра проводится на игровой площадке. Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу. По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, с тем, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

Методические указания.

· Мячи можно только передавать, но не бросать.

· Количество мячей можно увеличивать.

· Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков – 10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове.

Методические указания.

· Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.

· Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

· Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

· Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

 «Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

Методические указания.

· От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

· Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

· Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Игры для формирования правильной осанки. «Контроль осанки»

Ожидаемые результаты: развитие чувства, правильной позы, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Примерный перечень заболеваний и состояний: нарушение осанки заболевания нервной системы, аномалии прикуса.

Подходит ребенок к стене без плинтуса, принимает правильную осанку; руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены , голова прямо, шея вертикально, взгляд устремлен вперед, губы сомкнуты, плечи слегка опущены, на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развернута, живот подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены. Скользя по стене тыльной стороной кистей , слегка поднимают руки, пальцы разведены, как у елочки-иголочки;

напряжены. В позе «куклы» отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная) затем руки свободно отпустить, туловище и голову держать прямо (будто «аршин проглотил») пройтись 1-2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку. Дети, сумевшие сделать все задания по «Контролю осанки», отмечаются.

«Быстрая карусель» (IV группа)

Перечень заболеваний при которой рекомендуется игра: задержка психомоторного развития; нарушение осанки; плоскостопие; ожирение.

Ожидаемые результаты: развитие быстроты, реакции, умения переключать внимание; воспитание дисциплинированности.

Играющие образуют круг. Учитель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети

взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят:

Еле-еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее и под конец - бегом.

После того как дети пробегут 2-3 раза по кругу, учитель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро подхватывают шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем учитель продолжает вместе с детьми: Тише, тише, не спешите! Карусель, остановите! Раз-два! Нам пора, Вот и кончилась игра.

Движение «карусели» становятся постепенно все медленнее. При словах «Кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке. После отдыха учитель три раза хлопает в ладоши. Играющие, спешат занять свои места на «карусели» т.е. становятся в круг и берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять свое место после третьего хлопка не катается на «карусели», а стоит и ждет новой посадки.

«Не сбивай и поймай»

Перечень заболеваний при которых рекомендуется игра: плоскостопие, задержка психомоторного развития, заболевание ОДА, органов дыхания, нарушение осанки. Ожидаемые результаты: общеукрепляющие воздействие на весь организм. Формирование правильной осанки, умение расслаблять мышцы, развитие быстроты реакции, умение переключать внимание.

Играющие должны преодолеть несколько препятствий. Первое - скакалка, протянутая на высоте 60 см. от пола; через один метр от неё другое препятствие — скакалка, расположенная на высоте 40 см. от пола, ещё через один метр третье препятствие — скакалка, на высоте 5 см.

Дети, построенные в шеренгу, стоят или сидят перед препятствием. Первое препятствие надо пройти «мишкой», т.е. на полусогнутых ногах, опираясь на наружные своды стоп. Дойти до второго препятствия, затем проползти «мышкой» т.е. на животе, доползти до третьего препятствия, встать, перепрыгнуть его и присесть «лягушкой» т.е. встать на четвереньки. После этого играющий должен быстро выпрямиться, поймать брошенный учителем мяч, отойти с ним в сторону и наблюдать за тем, как будут выполнять упражнения другие. По сигналу учителя «играйте», все играют с мячом.

«Пересаживание»

Перечень заболеваний: нарушение осанки, плоскостопие.

Ожидаемые результаты: укрепление мышечного «корсета», позвоночника, мышц ног, формирование правильной осанки.

Ребенок из положения стоя на коленях садится вправо, без помощи рук возвращается в исходное положение. Затем садится влево. Учитель помогает ребенку, поддерживая за руки. При наличии 2-х и более детей можно организовать соревнование: «Кто это упражнение сделает лучше, с прямой спиной».

«Забрось мяч в кольцо» (III группа)

Перечень заболеваний: нарушения осанки; заболевания органов дыхания. Ожидаемые результаты: развитие меткости; укрепление мышц пояса верхней конечности, грудной клетки.

Для этой игры на участок вкапывают столб, к которому на высоте 180-220 см прикрепляют кольцо диаметром 25 см с сеткой. В игре могут принять участие 4-8 детей. Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от столба, и поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот, кто быстрее наберет условное количество очков, т.е. 5, 6 или 7 раз попадет в кольцо из назначенных 10 бросков. Затем игра повторяется. Выигравшие в трех играх соревнуются между собой. Прежде чем начинать эту игру, надо научить детей правильным (баскетбольным) приемам броска.

«Кто устойчивее» (III группа)

Перечень заболеваний: нарушение осанки, плоскостопие.

Ожидаемые результаты: развитие равновесия, укрепление мышц туловища и ног, воспитание выдержки, настойчивости.

На расстоянии 50 см друг от друга на полу (земле) рисуют два круга примерно по 25

см. Два игрока становятся на левой ноге в своем кругу и стараются правой ногой

сдвинуть своего противника с места. Проигрывает тот, кто не устоял и правой ногой

коснулся пола (земли).

«Гуси» (III, IV группы)

Перечень заболеваний: плоскостопие; нарушение осанки.

Ожидаемые результаты: укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение осанки; развитие быстроты реакции, ловкости.

Дети стоят, затем, присев на корточки, ходят по залу или комнате, руки на коленях. Они изображают гусей, которые щиплют траву на лугу. «Коршун» (кто-нибудь из выбранных или назначенных детей, находящихся за чертой,следит за ними).

Когда «коршун» появляется на «лугу», дети, изображавшие гусей, поднимают и опускают руки, ударяя себя ими по бокам (хлопают крыльями), и убегают. «Коршун» старается поймать «гуся». Пойманный ребенок выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не был пойман. 

«Пузырь» (III,IV группы)

Перечень заболеваний: рецидивирующий бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония; нарушения осанки; заболевания нервной системы, сопровождающиеся расторможенностью, возбудимостью, рассеянностью, ожирение.

Ожидаемые результаты: развитие основных движений (ходьба, бег); улучшение

функции дыхания; формирование правильной осанки; тонизирующее и успокаивающее

воздействие на весь организм ребенка; умение действовать в коллективе.

Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с инструктором лечебной

физкультуры говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки. И после слов инструктора: «Пузырь лопнул» - все дети опускают руки, хором говорят «хлоп», хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося «шшш...ш». «Выходит воздух из пузыря», - говорит при этом инструктор. Он предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Вариант игры: после слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а инструктор говорит: «Полетели пузыри!». Дети разбегаются, кто куда хочет (в пределах площадки, комнаты). Инструктор при этом повторяет: «Полетели, полетели, полетели!», затем он произносит: «Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на корточки со звуком «ссс...с». Игра повторяется (число повторений определяет инструктор).

«Не урони колечко» (III,IV группы) Перечень заболеваний: нарушение осанки; аномалии прикуса. Ожидаемые результаты: укрепление мышц органов ротовой полости У стартовой черты выстраиваются две команды. На конце языка у каждого ребенка резиновое колечко (рот открыт). По сигналу инструктора лечебной физкультуры дети должны пройти до финишной черты. Расстояние между стартовой и финишной чертой от 5 до 15 м. выигрывает та команда, которая быстрее и качественнее (не уронив колечка) достигнет финиша. Инструктор контролирует осанку.

«Стоп, хлоп, раз» (III,IV группы)

Перечень заболеваний: задержка психомоторного развития, нарушение осанки. Ожидаемые результаты: развитие внимания (умения переключаться), быстроты реакции.

Дети идут колонной друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, и на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Все три сигнала повторяются в ходьбе 5-8 раз. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Когда остается всего 2-3 играющих, все снова становятся в круг. Игра продолжается.

«Разорви цепь» (IV группа).

Перечень заболеваний: плоскостопие, задержка психомоторного развития; заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушение осанки, ожирение.

Ожидаемые результаты: общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; воспитание творческого решения задачи, развитие инициативы, быстроты реакций.

Играющие, взявшись зав руки, образуют цепь. Первый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая всю цепь вокруг себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом старается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех пор, пока остается 2 — 3 человека в цепи, потом игру повторяют.

Литература

Берхман И.И. «Валеология - наука о здоровье» М., ФиС., 2003г.

БылееваJI.B.,Яковлев В.Г. «Подвижные игры» М., ФиС., 1999г.

Кожевникова Н.Г. «Спортивные развлечения и игры» М., АСАДЕМА 2003г.

Шоо Михаеэль «Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата» М., Издательский центр «Академия» 2003г.

Ходжаспиров Ю.Г «Развивающие игры на уроках физической культуры». Методическое пособие. Дрофа. М., 2003г.

Камакин О.Н. «Организация досуга учащихся 5-11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слеты», Волгоград. Издательство «Учитель»., 2009г.

СиротюкA.JI.«Коррекция обучения и развития школьников» М.,ТЦ «Сфера»., 2006г.

СтраковскаяB.JI.«300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.»., М., Новая школа., 2006г.

Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»., М., ВАКО., 2007г.

Ю.Ковалько В.И. «Школа физминуток» (мастерская учителя) М., ВАКО., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...

Конспект занятия по лечебной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья

Представлен конспект занятия по ЛФК для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...

МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».

Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...

Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность  влияет на весь ход психо...

Мастер - класс Тема: «Спортивные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья»

Общие задачи мастер - класса •создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.•повышение профессионального мастерст...