Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре
методическая разработка по физкультуре (3 класс)
Одна из важнейших проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушениями в развитии в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.
Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой - наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами или без правил (Маллаев Д.М., 2018).
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_igry_v_adaptivnoy_fizicheskoy_kulture.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре
Одна из важнейших проблем совершенствования учебно- воспитательного процесса в специальных учреждениях для детей с нарушениями в развитии в настоящее время - создание системы управления процессом развития личности ребенка.
Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой - наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами или без правил (Маллаев Д.М., 2018).
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику (Шапкова Л.В., 2019).
Итак, подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.
Подвижные игры можно использовать во всех нозологических группах:
- со слабовидящими и незрячими детьми (только у тотально слепых ограничение физической нагрузки при катаракте, глаукоме, опухоли, миопии высокой степени);
- с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии;
- со слабослышащими и глухими;
- с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Подвижные игры можно использовать:
- в адаптивном физическом воспитании (на уроках адаптивной физической культуры);
- в адаптивной двигательной рекреации (игры на переменах);
- в адаптивном спорте (подвижные игры выступают как вспомогательное средство для совершенствования физических качеств);
- в адаптивной двигательной реабилитации (элементы подвижных игр для укрепления мышечно-связочного аппарата).
Подвижная игра - совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными чертами игр является:
- Наличие сюжета.
- Наличие соперничества.
- Проявление интереса, эмоциональных переживаний.
Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Предлагаемая Л.В. Шапковой классификация подвижных игр позволяет выбрать те, которые направленно воздействуют на функции ребенка, отстающие в развитии и нуждающиеся в коррекции.
По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку
- Подвижные игры незначительной психофизической нагрузки - ЧСС до 100 уд./мин.
- Умеренной психофизической нагрузки - ЧСС до 100- 120 уд./мин.
- Тонизирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 120-140 уд./мин.
- Тренирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 140- 160 уд./мин.
По преобладающему виду действия
- Подвижные игры с ходьбой, бегом.
- Игры с прыжками.
- Игры с метанием, бросками.
- С ползанием и подлезанием.
- С ловлей и передачей мяча.
- С различными предметами.
По преимущественному развитию физических качеств
- Для развития координационных способностей.
- Для развития скоростных качеств.
- Для развития силовых и скоростно-силовых качеств.
По форме организации и проведения подвижных игр
- С водящим.
- В парах, тройках.
- Командные.
По виду использования межпредметных связей
- С речевой деятельностью.
- С представлениями о частях тела, о направлениях движения.
- С элементарными математическими представлениями.
- С информацией об окружающем мире.
По преимущественной активизации психических процессов
- На развитие внимания.
- На память.
- На мышление.
- На восприятие.
- На воображение.
- На активизацию речевой деятельности.
По оздоровительной направленности
- На формирование осанки.
- На укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия.
- На укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАРУШЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В статье раскрывается значение адаптивной физкультуры в работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Данная статья может быть использована в качестве выступления на МО, педсоветах, родительских с...
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры
Комплексная методика физической реабилитации детей младшего школьного возраста с избыточной массой тела средствами адаптивной физической культуры в условиях реабилитационного центра....
Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.
В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтвержда...
Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений
Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов».
Рабочая программа по физической культуре и адаптивной физической культуре для 2 – 4 классов»....
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» V - IX классы предметной области Физическая культура
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметной области Физическая культура включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения ...