Формирование правильного поведения младшего школьника средствами физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Мамбетова Райме Харуновна

Важная роль в формировании правильного поведения возлагается на средства физической культуры. Умелое использование их практически всегда дает положительные результаты, а простота и малое время, необходимое для выполнения физических упражнений, оказываются неоценимыми в педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильного поведения младшего школьника средствами физической культуры

Работа с детьми, имеющими предрасположенность к нарушениям поведения, была известна учителям всегда. Исследования показывают, что около трети учащихся общеобразовательной школы сейчас по характеристике имеют предрасположенность к деструктивному поведению, что, конечно, не должно устраивать здоровое общество. Чтобы положительно воздействовать на реабилитацию ребёнка, не доводить до показателя "запущенный", необходимо приступать к педагогическим мероприятиям в этом направлении как можно раньше. Наиболее благоприятный период - младший школьный возраст.

Важная роль в формировании правильного поведения возлагается на средства физической культуры. Умелое использование их практически всегда дает положительные результаты, а простота и малое время, необходимое для выполнения физических упражнений, оказываются неоценимыми в педагогической практике.

Упражнения можно выполнять практически в любой части урока физической культуры или в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Важно отметить, что работа по предотвращению нарушений в поведении младших школьников должна идти постоянно, а не только на уроке физической культуры. Для этого дети должны знать достаточный набор упражнений и научиться самостоятельно, применять их на занятиях в группах продленного дня, как домашние задания по физической культуре.

Средства и методы. Школьному учителю приходится сталкиваться с таким многообразием отклонений в поведении своих учеников, как никому другому. Поэтому важно максимально приблизить средство воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Часть детей может иметь одно - два негативных признака, о которых идет речь. Этим детям подойдут индивидуальные комплексы упражнений, которые выполняют на уроках физической культуры, на длиных переменах, на занятиях в группах продленного дня, в свободное время.

В первую очередь рекомендуется использовать общеобразовательные уроки, а также уроки физической культуры. Иногда вполне достаточно периодически выполнять упражнения в течение 1-2 минут на уроке. Учитель физической культуры вполне может включать эти же упражнения в свой повседневный учебный материал, что принесет несомненную пользу всем детям начальной школы. Обработка и закрепление техники упражнений может происходить на внеклассных занятиях. 

Для снижения уровня беспокойности (неусидчивости). Ритмичное дыхание. Дети под счет учителя начинают свободно, без напряжения выполнять глубокие ритмичные вдохи и выдохи. Время вдоха равно времени выдоха. Учитель медленно считает: «Один, два, три, четыре», дети одновременно выполняют вдох. На счет «пять, шесть, семь, восемь» выполняется выдох. По мере того как дети будут осваивать это упражнение, продолжительность вдохов и выдохов может увеличиваться, но не более чем до счета «шесть» (1-6 - вдохов; 7-12 - выдохов). Это предел, который переступать не рекомендуется. Важно следить, все ли дети способны поддерживать заданный ритм дыхания. Если ребенок ослаблен, ему можно снизить продолжительность упражнения. На стадии освоения можно выполнять упражнение не более 1 мин. Через 3-4 недели продолжительность увеличивается до 2 мин., а еще через 3-4 недели - до 3 мин. Это время предельное для ослабленных детей начальных классов.

Игра «Клубочек». Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркий шнур. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить дать ему «волшебный клубочек», почувствовав, что огорчен, устал или злится. Размер клубка постепенно может становиться всё больше.

«Замри». Дети прыгают в такт музыки (ноги в стороны, вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в кругу останется всего один игрок.

«Король сказал...». Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется - выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например: «Пожалуйста» или «Командир приказал».

Для снижения быстрого нарастания утомления. Утомление у детей младшего школьного возраста быстро нарастает по двум основным причинам: во-первых, дети на общеобразовательных уроках выполняют работу, к которой еще не привыкли, - сидят на одном месте, ограничивая себя в движении и концентрируя внимание на учебном материале; во-вторых, работу выполняют длительное время. Но организм ребенка требует регулярной смены работы и отдыха. Для повышения устойчивости к статическим нагрузкам рекомендуется использовать статические позы из системы хатха-йоги, доступные детям этого возраста.

Для развития дыхательной системы. На уроках физической культуры, на удлиненных переменах используют подвижные игры, бег средней интенсивности, можно выполнять и элементы дыхательной гимнастики по системе, известной в нашей стране как «система Стрельниковой».

«Ладошки». Стоя прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз) и «показать ладони зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом, одновременно сжимая ладони в кулаки (хватательные движения). Активный вдох носом чередуется с абсолютно пассивным, неслышным выдохом через рот. Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом («шмыгнуть» носом 4 раза). Затем руки опустить, отдохнуть 3-4 сек. - пауза. Еще 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Норма: «пошмыгать» носом 4 раза по 4 «подхода» (вдоха и паузы).

«Погончики». Стоя прямо, пальцы сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкать кулаки вниз к полу (плечи напряжены, руки прямые, тянуться к полу). Затем руки возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены. Выше пояса кисти не поднимать. Сделать подряд 4 вдоха-движения. Затем отдых 3-4 сек. И снова 4 вдоха- движения. Норма: 4 раза по 4 вдохов-движений.

«Кошка». Стоя прямо, ноги на ширине плеч (ступни в упражнении не должны отрываться от пола). Сделать легкое, пружинистое «танцевальное» приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий шумный вдох носом. Вдох справа, вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибать и выпрямлять. Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Норма: 4 раза по 4 вдохов- движений.

Для восстановления. «Фея сна». Дети сидят или стоят по кругу. К ним поочередно подходит «Фея сна». Касается плеча волшебной палочкой, и те засыпают. Фея обходит всех детей. Все засыпают, закрывают глаза, расслабляют все мышцы. Как в сказке.

Для формирования уверенности в своих силах. Рекомендуется постоянно акцентировать внимание ребенка на его достижениях, успехах, но ни в коем случае - на неудачах. Пытливый педагог всегда может найти предлог, чтобы похвалить воспитанника. 

«Шаг тигра». Медленно и аккуратно идет по лесу тигр, он ступает мягко, неслышно. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого и ничего не боится. Дети подражают тигру, входят в его образ, чувствуют себя всё более уверенно. 

«Дровосек». Из основной стойки одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу на 5-7 сек. и резко наклониться вперед. Руки резко «бросить» вниз одновременно с выходом - «Ха». Выпрямиться. Повторить упражнение 2-3 раза

Подвижные игры. Прекрасное средство для формирования уверенности в своих силах. Каждый учитель может выбрать нужную игру.

Волк во рву. По середине площадки проводят две линии на расстоянии 70-100 см одна от другой - это ров. У одной из сторон площадки - дом коз. Все играющие - козы, один - волк. Козы располагаются в доме, волк - во рву. По сигналу учителя «Козы, на лугу!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз); по сигналу «Козы домой!» все перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк, не выходя изо рва, ловит коз, касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После двух-трех перебежек пойманных возвращают в дом. Назначается другой волк из числа тех, кто не попался. Правила: через ров можно только прыгать. Игра усложняется, если увеличивается число волков или добавляется еще один ров.

Выстрел в небо. Дети распределяются по командам. Каждая команда имеет свой мяч (например, мячи разного цвета). Команды располагаются вокруг очередного круга диаметром 10-12 шагов. По одному играющему из каждой команды входят в центр круга и бросают мяч как можно выше вверх. Команда, чей мяч приземлится позже, получает 1 очко. Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу учителя; берут мячи после отскока те, кто их бросал. Игра може'т быть усложнена использованием мячей разного веса - волейбольного, баскетбольного, набивного. Горелки. Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводят линию. Учитель назначает водящего. Водящий становиться на линию спиной к остальным играющим. Все, стоящие парами, говорят: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, послушай - колокольчики звенят. Раз, два, три - беги!» С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один - справа, другой - слева), стремясь опять взяться за руки. Водящий старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если водящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и встает впереди колонны, а оставшийся без пары становится водящим. Правила: во время произнесения слов водящий не должен оглядываться; ловить можно только до того момента, как играющие возьмутся за руки.

Два мороза. Все играющие - на одной стороне площадки. Двое водящих. Морозы - стоят посередине площадки лицом к играющим и произносят: « Мы - два брата молодые, два мороза удалые: я - Мороз Красный нос, я - Мороз Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети дружно отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!».  После чего они перебегают на другую сторону площадки. Морозы «пятнают» перебегающих. 

Для уменьшения тревожности. В начале занятия рекомендуется рассказать детям, для чего выполняется то или иное упражнение, как его можно использовать в конкретной ситуации, привести примеры. Желательно, чтобы ежедневные упражнения для уменьшения тревожности вошли у детей в привычку, что позволяет избежать напряжения даже при высоких учебных нагрузках.

«Стойка на одной ноге». Исходное положение - основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упереть стопу во внутреннюю часть левого бедра, ближе к колену, руки вверх, соединив ладони. Зафиксировать позу и выдержать ее до 15-30 сек., после чего, вернувшись в и.п., повторить задание, сгибая в колене левую ногу.

«Снежинки кружатся». Плавно кружатся снежинки, им весело, они радуются всему миру, своим товарищам. Движения плавные, замедленные. Время выполнения 2-3 мин.

«Танец зверушек». Каждый ученик выбирает себе образ маленького зверька, который ему больше всего приходиться по душе. Каждый зверек выбирает свой танец; он радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в своем теле. Время выполнения 3-5 мин.

«Дыхание в быстром темпе». Выполнять через нос в быстром темпе максимально глубокие вдохи и выдохи 2-3 сериях по 5-7 раз.

Для умения концентрировать внимание. Ученики начальных классов не могут долго концентрировать внимание при выполнении заданий. Дополнительной причиной этого могут служить непосильные физические и умственные нагрузки, возможно, ребенок недостаточно спит или отдыхает, могут быть у него стрессовые ситуации в течение дня.

«Сосулька». Учитель декламирует: «Висит под крышей белый гвоздь, солнце взойдет - гвоздь упадет». При первой и второй строчках - руки над головой, при третьей и четвертой - уронить расслабленные руки и присесть. Повторить 4-5 раз.

«День и Ночь». Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные изображают разных зверюшек: мышей, птичек, лягушек, бабочек, зайчиков и т.д. Ведущий дает команду «День!» Все звери бегают, прыгают, летают. По второй команде «Ночь!» все должны замереть и не шевелиться. Сова вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменивший позу игрок, замеченный совой, становится ее добычей.

«Замри». Дети прыгают, танцуют в такт музыке (ноги врозь, вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников не удалось «замереть», он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в кругу останется всего один игрок.

«Не зевай!». Дети встают в круг спиной к центру и к водящему. У водящего в руках мяч. Он начинает отчет от 1 до 5. После числа 5 он называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вверх. Задача того, чье имя назвали, быстро обернуться и поймать мяч либо на лету, либо только после одного удара о землю. Кому это не удалось три раза - выбывает из круга.

Для снижения трудностей в общении. Формирование коллективизма. «Идем за синей птицей». Дети идут по залу, взявшись за руки и многократно напевая: « Мы длинной вереницей идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей, идем за Синей птицей». Направляющий меняет направление и шаги хоровода.

«Пылесос». Игроки в положение стоя или сидя. Ведущий рассказывает: «Глубоко под Землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Всё, что накопилось плохого в отношении своих товарищей, втягивает этот Пылесос. Когда он начинает работать, плохое настроение открывается и втягивается в Пылесос. Все становятся здоровее, сильнее, добрее и радостней. Время выполнения от 3-5 мин. ( в зависимости от способности детей концентрировать свое внимание на задании).» Упражнение можно повторять несколько раз в течение учебного дня, а также на подвижных переменах и в группах продленного дня.

Для формирования взаимопомощи. Работа в парах. Переноска набивного мяча в парах на расстояние 10 м. Выполняется в виде эстафеты. 

«Факиры». Дети сидят на коврике, скрестив ноги «по-турецки», руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, «факиры» отдыхают. Продолжительность выполнения - до 5 мин.

Все приведенные игры и упражнения соответствуют возрастным возможностям детей младшего школьного возраста и подобраны таким образом, что позволяют эффективно формировать качества личности, способствующие социальной адаптации детей с предрасположенностью к нарушениям в поведении.

Не перегружайте ребенка на занятии, никогда не заставляйте ребенка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Помните: ребенок, имеющий предрасположенность к нарушению поведения, постоянно нуждается в пристальном внимании и индивидуальном подходе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"

В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.Направлен...

Опыт работы по теме "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"

Для ребенка естественно то, что в процессе обучения и воспитания он развивается, становится тем, кем он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена...

Программа формирования нравственного поведения младшего школьника

Нравственное развитие ребёнка – один из основных вопросов педагогики. В материале представлена программа формирования нравственного поведения, которая позволит школьнику осмыслить простые нормы ...

Формирование духовно-нравственного поведения младших школьников средствами инсценирования православных праздников.

Правила воспитания были сформулированы на основе христианства как одном из основных источников воспитания нравственности. Все усилия православной педагогики были ориентированы на душу человека. О...

Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников.

Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников...

Рабочая программа Коррекция гиперактивного поведения младших школьников средствами мультисенсорной среды

Разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для работы с детьми по снижению проявлений гиперактивности в сенсорной комнате....

Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности

В работе представлены основные  образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....