Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников.
статья по зож
Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников
В последнее время изучение проблемы социального поведения младших школьников стала едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, ее причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения. Поэтому, мы считаем необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
В последнее время у родителей и у специалистов вызывают интерес модели поведения, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая модель агрессивного поведения на телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению.
Целью исследования является изучение воздействия средств массовой информации на формирование социального поведения у ребѐнка. Дети учатся поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения различных действий.
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГБОУ СОШ № 100, в нем приняли участие 35 детей в возрасте 9 - 10 лет. В диагностический комплекс вошли: анкета по СМИ, «Цветик – семицветик», тест животных Заззо, многофакторный опросник Р. Кеттелла, карта наблюдений Стотта и «Hand – тест» Э. Вагнера.
Для выявления влияния средств массовых информации на особенности социального поведения детей был проведён корреляционный анализ по методу Пирсона с применением прикладного пакета SPSS.13.0. Корреляционная матрица включала в себя 25 показателей.
Все дети были поделены на 3 группы:
- первая – дети, предпочитающие СМИ агрессивного характера;
- вторая – дети, предпочитающие СМИ познавательного характера;
- третья – дети, предпочитающие СМИ развлекательного характера.
В ходе корреляционного анализа рассматривались взаимосвязи показателей социального поведения, личностных характеристик, ценностных предпочтений.
Таким образом, по результатам корреляционного анализа психологический портрет группы детей, предпочитающих СМИ агрессивного характера, можно описать следующим образом: эти дети ценят такие личностные качества, как храбрость, сила, умение преодолевать трудности, самостоятельность и независимость. Они не проявляют желания сотрудничать с кем-либо, самоустраняются. У них проявляется защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к ним чувства любви.
Также у этой группы детей наблюдается тревога за принятие себя другими, временами она принимает форму открытой враждебности, но при этом они имеют выраженную склонность к самоутверждению, лидерству, доминированию. Они неуверенны в одобрении взрослых, неугомонны, нетерпеливы, неспособны к работе, требующей усидчивости.
Если посмотреть, как СМИ подобного характера влияют отдельно на мальчиков, то можно увидеть следующие взаимосвязи: у них нет установки превосходства над другими людьми, они не ждут от других людей поведения, которое приемлемо для них самих. У таких детей нет напряжения и дискомфорта. Они поступают так, как считают нужным.
Большинство группы детей, предпочитающих СМИ агрессивного характера, – это мальчики, но несколько девочек тоже выбирают подобные виды СМИ. Корреляционные связи характеризуют девочек как независимых, напористых, они имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставляют себя детям и взрослым. Также эти девочки нетерпеливы, реактивны, легко возбудимы, у них обнаруживается повышенная мужественная независимость.
Кроме того, девочки данной группы полны предчувствия неудач, легко выводятся из душевного равновесия, часто имеют пониженное настроение. У них отмечается низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что один и тот же вид СМИ оказывает разное влияние на формирование поведения мальчиков и девочек. Если у мальчиков данной группы нет установки превосходства над другими, они не ждут от других людей поведения соответствующего их намерениям и требованиям, то девочки противопоставляют себя детям и взрослым. Помимо этого, у мальчиков не наблюдается напряжения и дискомфорта, тогда как девочки, напротив, полны предчувствия неудач.
Психологический портрет группы детей, предпочитающих СМИ познавательного характера, можно представить так: эти дети дружелюбны по отношению к взрослым и детям, эмоционально устойчивы, отличаются активностью, энергичностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска: им, как правило, присущи переоценка своих ценностей и чрезмерный оптимизм. Но также необходимо отметить, что у этих детей выявлены проявления невротических симптомов и депрессии. Это может быть связано с тем, что дети данной группы постоянно пытаются поддерживать свою авторитетность, «не упасть в глазах других» и какие-либо замечания в их сторону от взрослых и детей переносятся ими болезненно, они «замыкаются в себе» и т. д.
Рассматривая социально-психологические характеристики мальчиков этой группы, можно сделать вывод, что для них свойственна способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими. Но, не смотря на это, эти мальчики относятся к другим детям настороженно, что приводит их к своего рода депрессивному состоянию, которое выражается в перепадах активности и смене настроения.
«Портрет» девочек данной группы можно описать следующим образом: они добросовестные, исполнительные, ответственные, воспринимают и выполняют правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Для них характерен высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов. Эти девочки уверены в себе, спокойны, стабильны, хорошо подготовлены к успешному выполнению школьных требований. Они непринужденны в общении, легко вступают в контакт со взрослыми. Также для них характерны спокойствие и невозмутимость.
Для мальчиков и девочек, предпочитающих СМИ познавательного характера, тоже свойственны различные характеристики. Если у девочек с подобными предпочтениями выявлена уверенность в себе, то у мальчиков проявляется некоторая тревожность по отношению к детям и депрессивность. Возможно, что мальчики, привыкшие быть лидерами по уровню знаний, больше боятся конкуренции со стороны сверстников, боятся потерять свою авторитетность.
Просмотрев все взаимосвязи предпочтений СМИ развлекательного характера с различными социально-психологическими характеристиками, психологический портрет детей данной группы можно представить следующим образом: для этих детей характерна установка превосходства над другими людьми, ожидание, что другие люди будут вести себя в соответствии с их требованиями.
Но подобного рода ожидания не всегда оправдываются, и тогда это может вызвать некоторую агрессивность, либо приводит к развитию неуверенности в себе, ранимости, неустойчивости настроения.
Также дети данной группы вполне социальны, у них нет враждебности по отношению к взрослым и детям, недоверие и тревожность по отношению к детям тоже не наблюдаются. Они эмоционально устойчивы, не склонны к депрессии, терпеливы и способны к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления.
Помимо этого, дети, предпочитающие СМИ развлекательного характера, демонстрируют зависимость от взрослых и детей, легко им подчиняются. Для мальчиков этой группы свойственны переживание тревоги, напряжения, дискомфорта, агрессивность, установка превосходства над другими людьми. Они хотят, чтобы окружающие их люди вели себя в соответствии с их намерениями.
Девочки, предпочитающие СМИ данного типа, имеют выраженную склонность к противопоставлению себя другим, они независимы и напористы. Также их можно назвать нетерпеливыми, реактивными и легко возбудимыми. В то же время, эти девочки могут быть безмятежными, спокойными и оптимистичными, но, не смотря на это, у них низкий самоконтроль. Они могут быть и недобросовестными, безответственными и пренебрегать обязанностями. Такая разноплановость в личностных характеристиках и поведении связана с разным влиянием развлекательных СМИ. Многие дети смотрят развлекательные передачи, фильмы, которые не соответствуют их возрасту.
Характер таких экранизаций часто безнравственен и аморален. Любимые герои таких СМИ демонстрируют разное поведение. Это может послужить одним из факторов неординарности поведения мальчиков и девочек данной группы. Мальчикам свойственны переживание тревоги, напряжения, дискомфорта, агрессивность, установка превосходства над другими людьми. Девочки же имеют склонность к противопоставлению себя другим, они независимы и напористы, но при этом они могут быть безмятежными, спокойными и оптимистичными в зависимости от их настроения.
Таким образом, мы можем говорить о том, что влияние СМИ носит неоднозначный характер, формируя у детей как полезные социальные навыки и эффективные модели поведения, так и такие поведенческие схемы, которые затрудняют дальнейшее развитие и адаптацию в обществе. В связи с этим становится актуальной работа по развитию у младших школьников внутренних механизмов регуляции социального поведения, а также обучение критическому отношению к социальным влияниям и навыкам противостояния воздействию СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения младших школьников
Обобщение опыта работы...
Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.
Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...
«О влиянии колыбельных песен на эмоциональное состояние и поведение младших школьников»
Слушание колыбельных песенположительно влияет на эмоции, настроение и поведение не только маленьких детей, но и щкольников....
Влияние профессиональной компетентности педагога на формирование творческого развития младшего школьника с ОВЗ
Задача учителя состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную деятельность сознания обучающихся с ОВЗ, готовить их к творческому труду. В процессе творческой деятельности у обучающи...
Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников
В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...
Формирование правильного поведения младшего школьника средствами физической культуры
Важная роль в формировании правильного поведения возлагается на средства физической культуры. Умелое использование их практически всегда дает положительные результаты, а простота и малое время, необхо...
Разработка методики исследования по теме: «Влияние русских народных сказок на формирование творческой активности младших школьников»
В этой разработке я отразила программу опытно-практического исследования, которая будет полезна учителям начальных классов...