Программа формирования нравственного поведения младшего школьника
учебно-методический материал по теме

Басович Елена Григорьевна

 

Нравственное развитие ребёнка – один из основных вопросов педагогики. В материале представлена программа формирования нравственного поведения, которая позволит школьнику осмыслить простые нормы нравственности, постичь их гуманистический смысл, научиться жить среди людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basovich_e.g._doklad.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Басович Елена Григорьевна, ГБОУ гимназия №446,  учитель начальных классов, Санкт-Петербург

Аннотация

 Нравственное развитие ребёнка – один из основных вопросов педагогики. В докладе представлена программа формирования нравственного поведения, которая позволит школьнику осмыслить простые нормы нравственности, постичь их гуманистический смысл, научиться жить среди людей.

          Один из основных вопросов педагогики – проблема нравственного развития ребёнка.

          Интенсивность демократических изменений общества и современной школы обуславливают  потребность педагогической практики в новых подходах к проблемам воспитания подрастающего поколения. Школа должна быть ориентирована на возрастание нравственной целостности в обществе, духовности и культуры.

          В соответствии с этим проблема нравственного воспитания школьников становится необычайно актуальной.

          Существуют различные подходы в определении понятия нравственности. Она определяется как «свойство личности, которое в наибольшей степени зависит от характера внутреннего диалога» (Сидоркин А. «Диалог в воспитании»).

          С другой стороны нравственность, мораль (от  лат. moralis – нравственный) рассматривается  как «совокупность принципов и норм поведения  людей по отношению друг к другу и обществу» (Большая советская энциклопедия).

          Мораль детально не регламентирует способов действий человека в разных жизненных ситуациях, но определяет линию его поведения, подход к самостоятельному, осознанному совершению тех или иных поступков.

           Развитие нравственного типа личности – это часть большой задачи, которая требует активного участия семьи, педагогов, работников системы образования и общественной среды. Когда эти элементы общества работают в унисон, «возникающий динамический эффект радикально меняет мировоззрение учащихся и за оценочными изменениями в сознании ученика следуют перемены в поведении». (Клинтон С. «Воспитание нравственной  личности»).

***

          Для формирования нравственного поведения нужна специальная работа. Учитель проводит этические беседы, обсуждает с детьми  прочитанное, анализирует примеры из жизни. В общении педагогов и воспитанников важен целенаправленный разговор, «формирующий философское восприятие жизни на основе близкого, понятного и жизненно важного материала». (Баринова И., Дмитриева Н. «Истоки в любви»).

          Задача программы – направить взаимоотношения между детьми и учителями, детьми и родителями, между сверстниками к истокам любви, приятия, понимания, добра.

          Программа позволит школьнику осмыслить простые нормы нравственности, постичь их гуманистический смысл, научиться жить среди людей. Такие категории морали как совесть, долг, не могут стать основой поведения учащихся, если у них своевременно невоспитанно правильное понимание добра и зла, чести и достоинства. Важно, чтобы у растущего человека сформировалось убеждение в том, что «добрый поступок – это не рефлекторный акт, а результат сознательного усилия». (Волковская И. «Личность смолоду»).

          Программа формирования нравственного поведения может быть рассчитана на несколько лет и строится по концентрическому принципу. Содержание занятий, которые могут проводиться один раз в неделю и не превышать 30-35 мин., углубляются и расширяются с возрастом учащихся.

          Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы такие занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны: методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами.

          В программе можно выделить четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала, освоением простыми нормами нравственности. В каждом разделе программы есть основная идея, которая объединяет в единое целое материал всех уроков, относящихся к данному разделу.

  1. Воспитанность как этическая норма общения.

          «Воспитанность – качество личности, определяющее  прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям». ( Шемшурина А.И. «Этическая грамматика»). В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку.

          Первый раздел посвящён основам этики общения. Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развитие его самооценки.  Умение продуктивно общаться является одним из критериев определяющих готовность ребёнка к школе. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

          Цель: привить и развивать у учащихся знания о нормах воспитанности, знания и навыки культуры поведения, общения с людьми.

          Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям. Включить детей в осмысление простых этических понятий, расширить их этический кругозор, активизировать практику общения, применение этических норм поведения, развить следующие коммуникативные умения: умение  слушать и слышать другого, умение участвовать в свободной беседе, умение быть внимательным  к самому себе и окружающим, умение понимать  чувства и настроения другого, умение  осмысливать свои поступки и поступки другого.

          Применяются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.

          Закреплению социально-поведенческих норм способствуют секреты общения, предлагаемые для запоминания: называй друга по имени и он будет обращаться к тебе также, будь внимательным к тем, кто тебя окружает и люди будут уважать тебя, будь вежлив и у тебя будет много друзей, умей внимательно слушать другого и ты сможешь узнать много нового, умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его.

          Понятия, которые должны усвоить дети: вежливость, уважение, доброжелательность, общительность, внимательность, снисходительность, заботливость; значение противоположных понятий: жадность-щедрость, зависть-расположенность, грубость-нежность, дерзость-предупредительность,  жестокость-сочувствие и т.д.; этические компоненты словосочетаний: доброе дело (поступок), добрые отношения (добро), недоброе дело (поступок), недобрые отношения (зло), этичность в общении.

          К.Д. Ушинский говорил, что добрая привычка есть нравственный капитал, который растёт беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.

  1. Этикет.

          Второй раздел посвящён этикету: школьники знакомятся с правилами поведения в гостях, театре, транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, юноши к девушкам и т.д.

          Цель: познакомить и расширить знания детей о понятии «этикет» и его содержании, выработать практические навыки поведения за столом в общественных местах.

          Задачи: включить детей в работу по усвоению простых правил этикета в повседневной жизни, организовать игры и упражнения, помогающие овладению детьми правилами этикета.

          Понятия, которые должны усвоить дети: этикетные нормы поведения (внимательность, предупредительность, воспитанность ), речевой этикет, повседневный этикет, хорошие манеры.

  1. Нормы этики в отношении с окружающими.

          В этом разделе обращается внимание на нормы этики в отношении с окружающими, в семье, с соседями и т.д.

          Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека, расширить понятийный аппарат в области этики человеческих отношений, совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям, гуманизма, толерантности.

          Задачи: приучить учащихся к нормам гуманистических отношений к окружающим, расширить этический кругозор в логике этики отношений учащихся, с помощью игровых приёмов и тренировочных заданий творческого характера помочь учащимся в овладении навыками гуманистических отношений к окружающему (к людям, природе, окружающей действительности).

          Понятия, которые должны усвоить дети: понимание, внимательность, чуткость, доверие, благодарность, дарить радость,  настроение,  эмоции.

  1. Этика отношений в коллективе.

          Четвёртый раздел посвящён этике отношений в школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, связанные с ними не только поступки, но и чувства.

          Цель: включить в осознание гуманистических принципов отношения друг к другу, познакомить с понятием коллективизма, расширить и углубить его, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

          Задачи: приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, совершенствовать знания учащихся в области коллективных отношений, формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе, обогащать понятийный аппарат младших школьников.

          Понятия, которые должны усвоить дети: коллектив, коллективизм,  друг, дружба, товарищ, товарищество, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь.

          На занятиях используются разнообразные формы нравственного просвещения в сочетании и взаимосвязи с игрой, творчеством, психологическими экспериментами. Для младших школьников игра – незаменимый элемент этических занятий, обучающий общению. Ребята сами убеждаются, как много зависит от них в создании нравственной, доброжелательной атмосферы, будь то класс, улица или дом. В детском коллективе постепенно накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У учащихся формируется привычка оценивать собственные поступки с позиций доброжелательности и уважения к другому. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, к обществу, Родине, труду, природе, к самому себе.

          Сами занятия строятся так, чтобы ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевал этическими знаниями, умениями применять их в своей жизни и общении с окружающими.

***

          Эффективность действия данного курса в школьной практике подтверждает исследование. Целью и задачей исследования было выяснить на сколько данная программа влияет на формирование нравственного поведения, становление нравственных представлений у младших школьников и закладывает основы нравственного поведения.

          В качестве основных методов исследования были взяты анкетирование, тестирование и беседы с учителем и учащимися. Анкетирование учащихся позволило на основе их словесного отчёта получить материал, отражающий личностные качества, суждения, ориентации и установки учеников.

          В анкетировании приняло участие 152 школьника из двух школ Колпинского района г.Санкт-Петербурга, с 80 учениками целенаправленные занятия по формированию нравственного поведения не проводились (их условно будем называть 1 группа), а у 72 учеников курс этической грамотности введён в школьную практику (2 группа).

          Задание обеим группам учащихся давалось одинаковое. Первоначально детям была предложена игра «Цветик-семицветик», которая позволяла детям взять на себя роль сказочного героя и с помощью волшебных лепестков загадать 7 желаний. После того, как учащиеся определились в своих желаниях, им позволялось загадать самое последнее 8 желание. По полученным результатам можно выделить несколько основных направлений:

  1. Желания, связанные  с материальным благополучием: данное желание преобладает в 1 группе у 78% учащихся, во 2 группе у 44% учащихся.
  2. Желания, направленные на благополучие в доме, отсутствие болезней и т.п.: в 1 группе – 53% учащихся, во 2 группе – 62% учащихся.
  3. Желания, связанные с успехами в обучении: в 1 группе – 85% учащихся, во 2 группе – 77% учащихся.
  4. Желания, связанные с общечеловеческими проблемами (отсутствие войны, мир между народами и т.п.): в 1 группе -13% учащихся, во 2 группе – 21% учащихся.
  5. Желания, направленные на хорошие взаимоотношения между людьми: в 1 группе – 38% учащихся, во 2 группе – 51% учащихся.
  6. Желания, связанные с понятием счастья, духовности: в 1 группе – 23%, во 2 группе – 45% учащихся.

          На втором этапе анкетирования проверялась ассоциация у детей на слово: выяснялось, как учащиеся понимают значение того или иного слова, с чем оно ассоциируется. Было предложено 12 слов, часть из них связано с понятием нравственности, часть слов отрицательной направленности и несколько нейтральных слов: жестокость, вежливость, учитель, добро, зависть, школа, коллектив, хорошие манеры, настроение, уважение, друг. Одинаковые ассоциации вызвали слова отрицательной и нейтральной направленности, так слова «учитель, школа» дети связывают с понятием учёба, «предательство, жестокость, зависть» ассоциируются с понятием лжи, обмана, зла, направленного на ближнего, понятие «коллектив» учащиеся связывают с дружбой, сообществом близких по духу людей. Расхождения наблюдались в ассоциации на слова этической направленности. Учащиеся 1 группы не связывали данные слова с нравственными категориями, в то время как 2 группа детей, с которыми проводилась работа по формированию нравственного поведения, связала эти слова с этикой человеческих отношений. Так слово «друг» ассоциируется у большинства учащихся с представлением о верном человеке, который выручит, поможет в трудную минуту; учащиеся 1 группы заменяли слово «друг» синонимом «товарищ», не раскрывая его смысла. Понятия «уважение, хорошие манеры, добро, вежливость» дети 1 группы связывали с приветствием ближнего во время встречи, с послушанием, а учащиеся 2 группы – с дружбой, с возможностью помочь какому-нибудь человеку, сделать доброе дело.

          Тестирование дало возможность определить уровень развития познавательных процессов учащихся и их личностных особенностей на основании стандартных методов.

          Учащимся был предложен тест, позволяющий выявить развитие нравственных представлений младших школьников. Было предложено два варианта ситуаций по каждой из шести следующих ценностей: любовь к Отечеству, трудолюбие, уважение к старшим (родителям, учителям), уважение к другим людям, честность, дружба и три варианта поведения в данной ситуации. Дети должны были выбрать из предложенных вариантов поведения тот, в соответствии с которым поступили бы они, окажись в данной ситуации. Результаты показали, что школьники, у которых введён курс этической грамотности, выбрали тот вариант ответа, который характеризует нравственный аспект поведения. Учащиеся, с которыми не проводилось систематических занятий по формированию нравственного поведения, выбирали не только нейтральные варианты ответов, но и безнравственные.

          Беседы с учителем позволили судить об индивидуальном и личностном развитии учеников на основании длительного и разностороннего общения с ними преподавателей. Беседы с учащимися дали возможность с помощью предварительно подготовленных вопросов раскрыть особенности характера, мотивы поведения, оценку различных сторон жизни и самооценку.

          Проведённое исследование даёт возможность судить об эффективности программы по формированию нравственного поведения. Внедрение её в воспитательный процесс поможет в решении такого сложного и актуального вопроса как формирование нравственной личности.

          Руководитель школы, заинтересованный в развитии у детей нравственных представлений, может и должен организовать работу образовательного учреждения с учётом данной программы. Для этого необходимо довести до сведения работников школы актуальность данного вопроса и спланировать работу, исходя из местных условий.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Баринова И., Дмитриева Н. Истоки в любви. - Народное образование, 1994,6.
  2. Большая советская энциклопедия. – М.,1974, т.16, с.559.
  3. Волковская И. Личность с молоду. – Народное образование, 1994,8.
  4. Клинтон С. Воспитание нравственной личности. – Народное образование, 1991,12.
  5. Сидоркин А. Диалог в воспитании. – Народное образование, 1995,8-9.
  6. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. – Л.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычек нравственного поведения младших школьников

Важным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. В этом возрасте продолжается усвоение социальных и моральных норм поведения ...

Опыт работы по теме "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"

Для ребенка естественно то, что в процессе обучения и воспитания он развивается, становится тем, кем он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена...

Презентация к материалу "Программа формирования нравственного поведения младшего школьника"

Презентация к материалу "Программа формирования нравственного поведения младшего школьника"....

Из опыта формирования нравственного поведения младших школьников методом игры

Игра - личностно ориентированный метод воспитания. Косвенность воздействия этого метода позволяет ребенку чувствовать себя не объектом воздействия взрослого, а полноправным субъектом деятельности. Нек...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства,...

Программа «Воспитание нравственного поведения младших школьников в обществе»

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, -значит,  вырастить угрозу для общества.Теодор Рузвельт Воспитание является одной из важнейших составляющих образователь...

"Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. "

Данная статья раскрывает актуальность данной проблемы, содержит рекомендации в виде методов и приёмов по формированию нравственного поведения младших школьников....