Здоровьесберегающие ресурсы на занятиях АФК для детей с ОВЗ
статья по физкультуре

Гортинская Мария Юрьевна

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении здоровья школьников в образовательных учреждениях является одним из самых актуальных в системе современного образования. По данным многочисленных исследований, именно образовательная среда является одним из наиболее сильных факторов, влияющих на возникновение отклонений в здоровье и развитии детей. Использование здоровьесберегающих технологий в современной школе – необходимость, с которой никто не спорит. В каждом образовательном учреждении должна быть стройная системы мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая как основные  характеристики образовательной среды и условий жизни учащихся, воздействующих на здоровье детей, так и особенности их здоровья и развития, как соматического, так и психического. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие ресурсы на занятиях АФК для детей с ОВЗ

Идеи здоровьесбережения не новы. Они зародились в обществе еще в 7 веке до нашей эры. В тот период, в Риме, появились валеотугенарии, в задачи которых входило следить за здоровьем и работоспособностью рабов. В тот же промежуток времени, в Греции, ученые люди того времени подтвердили необходимость и описали возможности закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

 В педагогике впервые идею здоровьесбережения выдвинул Платон и в дальнейшем развили педагоги-ученые последующих поколений.

В России целенаправленно проблему сохранения и укрепления здоровья детей общество пытается решить с начала XX века. Старт этому был дан, когда в 1904 г. вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника».

Л. С. Выготский в своих исследованиях подчеркивал, что главной задачей обучения является обеспечение комфортных условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка, а это значит, что должна быть создана  специфическая здоровесберегающая среда, в которую погружается ребенок, приходя в учебное заведение.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ученика система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении здоровья школьников в образовательных учреждениях является одним из самых актуальных в системе современного образования. По данным многочисленных исследований, именно образовательная среда является одним из наиболее сильных факторов, влияющих на возникновение отклонений в здоровье и развитии детей. Использование здоровьесберегающих технологий в современной школе – необходимость, с которой никто не спорит. В каждом образовательном учреждении должна быть стройная системы мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая как основные  характеристики образовательной среды и условий жизни учащихся, воздействующих на здоровье детей, так и особенности их здоровья и развития, как соматического, так и психического. 

По характеру действия различают следующие здоровьесберегающие технологии:

 1. Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);

2. Защитно-профилактические. Они включают выполнение санитарно-гигиенических норм и требований; ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих  травматизма.

3. Компенсаторно-нейтрализующие. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

4. Информационно-обучающие. Они обеспечивают школьникам уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни.

Учебный процесс по предмету «Адаптивная физическая культура» является содержательной частью системы культурного оздоровления и физического воспитания, а также коррекционной помощи обучающимся в целях социализации. В задачи формирования культуры здоровья входят становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а так же задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Все эти задачи преломляются сквозь актуальные возможности и ресурсы физического здоровья и психического развития каждого конкретного ученика. Занятия АФК в первую очередь решают задачи, лежащие в плоскости физического здоровья, однако остальные виды здоровья остаются актуальными как воспитательный и развивающий компоненты деятельности педагога.

Для реализации целей здоровьесбережения на уроках АФК в работе с детьми с особенностями в развитии необходимы как простые, всем привычные инструменты, такие как мячи, скамейки, кегли, веревки, и т.д., так и более сложные, современные приспособления, разработанные учеными с целью полнее задействовать доступные детям ресурсы для расширения двигательного репертуара и обогащения двигательной активности. 

На уроках адаптивной физкультуры в нашей школе учителем используются следующие средства реализации здоровьесберегающих технологий:

 - «Доска Совы» – представляет собой лишенную устойчивости поверхность, на которой необходимо удержаться. Предназначена для развития чувства равновесия, координации, улучшения мозговой деятельности, укрепления всех мышц тела. Игры и упражнения, выполняемые с помощью этого приспособления, помогают укрепить опорно-двигательную систему ребёнка, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Они учат детей осознавать своё положение в пространстве, лучше понимать своё тело и чувствовать его границы.

- «Дорожка здоровья» - представляет собой своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка. Ходьба по массажной дорожке оказывает воздействие, подобное тому, какое человек получает во время прогулки по морскому берегу, усыпанному галькой. Помогает правильному формированию свода стопы, профилактике плоскостопия и тренировке мышц стопы. Используем ее как отдельные упражнение, так и в прохождении полосы препятствий.

- «Шар совы» - это подвесной снаряд. Используется в качестве необычной качели, боксерской груши, в активных сенсорных играх. Игры и упражнения, выполняемые с помощью Шар Совы, помогают укрепить опорно-двигательную систему ребенка, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Также занятия помогают детям сформировать схему тела и лучше осознавать свое положение в пространстве.

- «Соволента» - Эти необычные качели оказывают успокаивающий эффект на ребенка, в процессе катания поддерживается физиологическое положение позвоночника и укрепляются мышцы спины. Качели развивают вестибулярный аппарат ребенка. Ритмичные покачивания тренируют чувство равновесия и координацию движений. Ну и наконец, катаясь, дети испытывают эмоциональный выплеск. Это провоцирует выработку гормонов, оказывающих позитивное воздействие на настроение ребенка, а так же укрепляет его нервную систему. Оригинальные качели в виде ленты позволяют качаться не только сидя, но и лежа на качелях животом. Руки и ноги, в идеале, вытянуты прямо или в стороны. Главной задачей на первых этапах таких раскачиваний будет научиться вытягиваться всем телом, находясь на нестабильной поверхности. Чтобы находиться в таком положении, ребёнку нужно будет прилагать дополнительные усилия. Покачивания производит взрослый. После привыкания к сенсорной нагрузке, предлагаем ребёнку включиться в раскачивание снаряда самостоятельно.

- ТИСА – уникальный тренажёрный комплекс, разработанный замечательным врачом, спортсменом и учителем Дмитрием Петровичем Рыбаковым. Все элементы системы собраны из дерева, в каждый вмонтирован микропроцессор, синтезирующий мягкие природные биологические колебания. На фоне этих колебаний выполняются корректирующие, развивающие упражнения. 

Данный тренажерный комплекс доступен для детей с любым уровнем физической подготовленности. Способствует коррекции дефектов осанки и опорно-двигательного аппарата. Улучшает работу анализаторов и позволяет организовывать увлекательные игры, комплексно воздействуя на все системы организма ребенка.

Практическое применение системы «ТИСА»  

1. Обеспечивает индивидуальный подход в процессе гармоничного развития ребенка;

2. Улучшает психофизиологические функции: внимание, память, быстроту мышления, управление движением;

3. Нагружает все основные скелетные мышцы, корректирует осанку создавая условия для правильного расположения внутренних органов и согласованной работы всех систем организма ребенка;

4.  Обладает широкой гаммой трансформации модулей, что позволяет задавать различные исходные положения и способствовать правильному выполнению основной фазы сложно координированных движений;

5. Имеет высокую степень безопасности применения, экологически чиста.

Музыкальный инструмент «Ханг». Это один из самых молодых музыкальных инструментов. Создан он был в 2000 году, в Швейцарии, изобретателями Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Ханг состоит из двух соединённых металлических полусфер и внешне напоминает летающую тарелку. Это интуитивный музыкальный инструмент, что означает, создавать музыкальные созвучия может любой человек, независимо от уровня музыкальных способностей и уровня обученности. Игры и упражнения с включением ханга способствуют развитию мелкой моторики, координации двигательного аппарата, происходит развитие навыка ритмического слуха. Кроме того, они вызывают у детей много положительных эмоций.

Мы вплетаем в уроки АФК элементы арт-терапии, танце-двигательные и музыкальные упражнения. Обязателен игровой компонент как фон для проведения занятий с детьми, ведь игра является естественной средой развития психики и моторики ребенка. Мы уверены, что, активно работая над мотивацией детей к занятиям адаптивной физкультурой через новизну и разнообразие подходов, стремясь по возможности повышать степень их субъектности на этих уроках, мы способствуем росту эффективности реализации школьных программ по предмету АФК. Стараясь создать положительный эмоциональный фон для занятий, доставить учащимся радость в процессе движения, мы не только формируем и закрепляем навыки здорового образа жизни в сфере двигательной нагрузки, но и развиваем способность к доступным элементам эмоциональной саморегуляции, коммуникации с социальным окружением, и в итоге создаем платформу для максимально возможного качества жизни каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская учителя "Физминутки - здоровьесберегающий ресурс в работе учителя"

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, а именно:   - физ...

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Использование здоровьесберегающих технологий- путь к сохранению здоровья детей.

Перзентация, которая знакомит с путями сохранения здоровья учащихся в процессе обучения....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

Использование электронно-образовательных ресурсов на занятии с младшими школьниками

Данные рекомендации предназначены для развития  интереса средствами информационных технологий у младших школьников....

«Физкультминутка как здоровьесберегающий ресурс в работе учителя начальных классов».

Методические рекомендации. Организация физкультминуток на уроках. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. В зависимости от типа урока, от формы проведения урока учитель подбирает нуж...