«Физкультминутка как здоровьесберегающий ресурс в работе учителя начальных классов».
методическая разработка по зож
Методические рекомендации. Организация физкультминуток на уроках. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. В зависимости от типа урока, от формы проведения урока учитель подбирает нужный ему материал для физкультминуток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физкультминутка как здоровьесберегающий ресурс в работе учителя начальных классов».
Ветрова Зоя Константиновна
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.
Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезни и видимых физических недугов.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место у человека в нашем обществе. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т. е. создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы - это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения.
Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям.
Эти наблюдения о роли движения и здоровье человека кашли отражение в целой области медицины - лечебно-профилактической физкультуре. Многие выдающиеся люди смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность позволила организму справиться с недугом. Эти люди смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос.
Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.
Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов центральной нервной системы обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз, как орган, заканчивает своё структурно - функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения находится в стадии интенсивного развития.
С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут). Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах.
Физкультминутки положительно влияют на аналитике - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Схема проведения физкультминуток.
Классы | Количество и время проведения на уроке | Продолжительность | Содержание |
Первый класс | Две (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте) | Не менее 1,5-2 минуты каждая | 1 физкультминутка: 2-3 упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук. туловища 2я физкультминутка: 1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления е плечевого пояса и рук. туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз. |
2-4 классы | Одна (на 20-25 минуте) | Не менее 3 минут | 1-2 упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, на мобилизацию внимания. Один из комплексов упражнений для глаз. |
5-9 классы | Начиная с 3 урока Одна (на 20-25 минуте) | Не менее 2-3 минут | |
10 11 классы | Начиная с 4 урока Одна (на 20-25 минуте) | Не менее 2-3 минут |
Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-ом - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке, начиная со 2-ого или 3-его урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Однако психика ребёнка, особенно в раннем возрасте, устроена не так, что малыша практически не возможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно; он делает не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится.
Требования к проведению физкультминуток.
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
- Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости.
Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.
Важно знать функциональный характер физкультминуток.
Функциональный характер физкультминуток |
ФМ для мозгового кровообращения |
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса |
ФМ для снятия напряжения с мышц туловища |
ФМ для учащихся на уроках с элементами письма |
1. Физкультминутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения
а). Исходное положение - сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение;
3-голову наклонить влево; 4-исходное положение;
5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-иеходное положение.
____________________________________
Повторить 3-4 раза. Темп медленный,
б). Исходное положение - стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение;
3-поворот головы налево; 4-исходное положение.
_______________________________
Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
2. Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а). Исходное положение - стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх;
2-переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза.
Затем расслабленно опустить вниз и
потрясти кистями, голову наклонить вперёд.
Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний,
б). Исходное положение - сидя или стоя.
Кисти тыльной стороной на поясе.
1 -2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;
3-4-локти назад, прогнуться.
Повторить 5-6 раз.
Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно.
Темп медленный.
в). Исходное положение - сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак;
2-разжать кисти.
Повторить 6-8 раз.
Затем руки расслабленно опустить вниз
и потрясти кистями. Темп средний.
3. Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища.
а). Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в одну сторону;
4-6-круговые движения тазом в другую сторону;
7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4-6 раз. Темп средний,
б). Исходное положение - стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз,
левая, согнутая, вдоль тела вверх;
3-4 - исходное положение;
5-8-то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
4. Физкультминутки (ФМ) для младших школьников на уроках с элементами письма.
а). Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Исходное положение - сидя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение;
3-поворот головы налево; 4-исходное положение;
5-голову наклонить вперёд; 6-исходное положение.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
б). Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Исходное положение - сидя, руки подняты вверх.
1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти.
Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз
и потрясти кистями. Темп средний,
в). Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
Исходное положение - стойка, ноги врозь, руки на поясе.
1-повернуть туловище направо;
2-повернуть туловище налево.
Во время поворота ноги остаются неподвижными.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
г). Упражнение для мобилизации внимания.
Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.
1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс;
3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо;
5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;
7-8 - хлопки руками над головой;
9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо;
11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс;
13-14-хлопки руками по бёдрам.
Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный;
2-3 раза - средний; 3-4 - быстрый; 1-2 - медленный.
Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Поэтому, в своей школе мы не пренебрегаем проведением утренней гимнастики до занятий и организацией подвижных перемен.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
• подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке;
• увеличение или уменьшение продолжительности упражнений;
• выполнение движений с недостаточной амплитудой движений.
В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии двигательного статистического напряжения. Для тог чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводим динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения просты и эффективны, поэтому их мы выполняем в классе, в программе физкультминутки.
Чаще всего устают глаза. Переутомление или непривычная нагрузка часто являются причиной головных болей. Для расслабления глаз полезно смотреть на зелёный цвет.
Упражнение для глаз.
1. Широко открыть глаза.
Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
Затем перевести взгляд до предела вправо, зафиксировав это положение на
секунду.
Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево,
также зафиксировав на секунду.
Глаза держать открытыми.
Выполнять упражнение 10 раз в направлении
часовой стрелки и столько же раз - против
часовой стрелки.
Гимнастика для глаз
1. Зажмурьте глаза, потом откройте их . 5р
2.Делайте круговые движения глазами - налево- вверх -направо - вниз - направо вверх - налево - вниз.
3. Вытяните руки вперед. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.
4. Посмотрите в окно вдаль.
После выполнения упражнения напоминаем, что для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.
Упражнения, облегчающие работу сердца, снижающее кровяное давление.
- Свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу),
максимально расслабиться, держа на вису голову и руки.
Посидеть в этой позе 1 минуту.
Упражнения для снятия утомления.
Помогают быстро восстановить силы после тяжёлой нагрузки.
Их выполняем при первых признаках усталости.
1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь.
Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд и стало жарко.
Повторить 3 раза.
- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперёд.
Подтянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночник
Тянуть ровно - так, чтобы было приятно. 10-15 секунд.
- Растянуть ладонями уши - вначале только мочки, а затем всё ухо целиком:
верх - вниз, вперёд - назад.
При этом цокать языком, как лошадка. 10-20 секунд.
- «Ворона», Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно
выше мягкое нёбо и маленький язычок.
Повторить 6 раз.
Затем попробовать сделать это беззвучно,
с закрытым ртом.
- «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему нёбу,
постараться дотронуться языком до маленького язычка.
Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
Легче, быстрее, ещё быстрее! 10 - 15 секунд.
- «Лев». Дотянуться языком до подбородка.
Ещё дальше.
Повторить 6 раз.
Чаще всего в начальной школе мы используем физкультминутки под стихотворные тексты.
При подборе стихотворений к конкретному уроку обращаем внимание на следующее:
- важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;
- преимущественно отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
- текст произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.
На своих занятиях придумываем и используем различные движения с учётом индивидуальных особенностей детей.
Так, на занятиях с учащимися первых классов, развивая речевую и двигательную координацию использую облегчённые формы речи. Например, такие как:
Замок
На двери висит замок. | Сцепить пальцы обеих рук в замок. |
Кто его открыть бы мог? Потянули, | Разводить руки в противоположные стороны, не расцепляя пальцы. |
Покрутили, | Выполнять сцепленными в замок пальцами движения вперёд - назад. |
Постучали | Стучать основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцы. |
И открыли! | Расцепить пальцы. |
Буратино
Буратино потянулся, | Руки тянем вверх. |
.Раз - нагнулся, Два - нагнулся. Три - нагнулся. | Наклон головы вперёд. Руки и голову держим на весу. (Движения повторяем 3 раза). |
Руки в стороны развёл. | Руки разводят в стороны. |
Ключик, видно не нашёл. | Сжимаем пальцы правой руки в кулачок, указательный выпрямлен. Производить движения рукой влево-вправо, как маятник часов. |
Чтобы ключик нам достать. Надо на носочки стать. | Поднимаются на носочках и тянут руки вверх. |
Волшебные пальчики
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать расхотели. | Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова. |
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик прыг в кровать Этот рядом прикорнул. Этот пальчик уж уснул. А другой давненько спит. Кто у нас ещё шумит? | Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говориться. |
Тише, тише, не шумите. Пальчики не разбудите. Утро ясное придёт, Солнце красное взойдёт. Станут птички распевать, Станут пальчики вставать. Просыпайся детвора! В школу пальчикам пора! |
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
Первое и важное условие правильного дыхания - дышать нужно через нос, глубоко, ровно, ритмично. При выполнении дыхательных упражнений всегда обращаем внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, развитию газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать работоспособность детей на уроке.
1. Вдох - «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгаем носом, как бы нюхая запах гари).
2. Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). Лучше, если этот выдох через нос,
3, В дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, приседаем - нюхаем и т. д.
Парадоксальная дыхательная гимнастика даёт большой положительный результат в укреплении, здоровья детей, Активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс), вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа со всеми органами.
Чудо-нос.
Глубоко и тихо, как Носиком дышу. Дышу свободно, угодно. Выполню задание, задержу дыхание Раз, два, три, четыре - Снова дышим: глубже, шире. | После слов «задержу дыхание» делаем вдох и задерживаем дыхание. |
Музыкальный алфавит.
Упражнение выполняется несколько раз.
1 - дыхание переводим после каждой строчки;
2 - дыхание переводим через строчку.
Постепенно произносим алфавит на одном дыхании, желательно под музыку.
Процесс становления речи у детей во многом зависит от того, насколько различные системы организма работают слаженно, от особенностей строения органов речи. От уровня развития психики.
Огромное значение имеет состояние здоровья ребёнка, его нервной системы, высших психических функций - внимания, памяти, мышления, поскольку от уровня развития этих процессов во многом зависит уровень развития речи, и наоборот, с помощью речи эти процессы становятся по-настоящему человеческими.
Физкультминутки снимают умственное утомление у учащихся и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне.
На логопедических занятиях чаще использую для разминок и упражнений. А также на развитие внимания и быстроты реакции схемы зрительных траекторий, иногда эти схемы заменяю картинным материалом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой , туловищем, выполняются в позе свободного состояния. Результатом таких физкультминуток является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизации, скорости ориентации в пространстве.
Развитие голоса у детей с коррекцией нарушенного звукопроизношения приобретает особо важное значение. Часто дети, имеющие разного рода трудности в произношении многих звуков, характеризуются и разнообразными отклонениями в развитии голосовой функции. Курс восстановления голосовой функции при функциональных нарушениях состоит из двух этапов:
1. коррекции дыхания;
2. постановки голоса.
Для коррекции дыхания важна специальная дыхательная гимнастика, которую можно выполнять практически в любых условиях: сидя, стоя. Поэтому упражнения специальной дыхательной гимнастики имеют особую значимость в проведении физкультминуток.
Упражнения специальной дыхательной гимнастики.
Упражнение 1. Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза. |
Упражнение 2. Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени - на выдох. Повторить 4 раза. |
Упражнение 3. Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь вниз, достаньте до пола- на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза. |
Упражнение 4. Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз. |
Упражнение 5. Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз. |
Упражнение 6. Пальцы рук на рёбрах ; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны, на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза. |
Упражнение 7. Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот. Повторить 6 раз. |
Упражнение 8. Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить 6 раз. |
Упражнение 9. Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза. |
Упражнение 10. Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в каждую сторону. Повторить 4 раза. |
Упражнение 11. Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С. Повторить 6 раз. |
Упражнение 12. Руки на поясе; отведите руку в сторону - на вдох; наклоните туловище вниз к противоположному носку ноги и возвратитесь в исходное положение -на выдох. Повторить 4 раза. |
Вот так постепенно мы дошли до усталого позвоночника, а он, наверное, устаёт быстрее всего. Дети не готовы сидеть подолгу за партой, выгибают спину дугой. Ложатся на парту и сразу видно, что требуется физкультминутка.
Отдохнуть можно, превратившись в животных, в птиц:
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Утром встал гусак на лапки, приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо, приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух и опять за парту - плюх!
Можно также регулировать темп физкультминутки - замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретут шуточный оттенок.
Физкультминутку можно проводить и под музыку, если это не мешает поставленным задачам урока. Такие задания требуют большей подготовки, и занимают большее количество времени, но с радостью воспринимаются детьми. Я провожу под музыку знакомых мультфильмов или песенки сказочных героев.
Физкультминутка делает учащихся жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний лёгкий и радостный.
МАССАЖ
Массаж живота. Поглаживание животика почасовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони. Цель - улучшить работу кишечника.
Массаж области груди. Поглаживание грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная" (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя)
Лебединая шея. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя.
Чебурашка. Массаж ушей
Массаж головы
Буратино. Рисуем носом солнышко, морковку, домик. Упражнения дают терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.
Массаж рук. "моем кисти рук"
Массаж ног. Ходьба босиком по камушкам, песку, полу и обратно.
Общий массаж Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. Тоже сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный - улучшает работу желудка, среднего - кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца. Тоже самое делайте дома со стопами.
Массаж карандашом.
ДОКТОР ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА
Упражнение Потягивание
Упражнение Дровосек - топор
Упражнение Самолет
Упражнение Мельница
Упражнение Насос
Игра "Замри"Ученик стоит прямо, прислонившись к стенке, пятки вместе ,носки врозь.
Колыбель для слоника (Вытянуть руки вперед - это хобот слоненка. Делать восьмерки - вверх - вниз, глаза смотрят на пальцы рук, выпить 2 стакана воды. Слоники повернулись к стене, а затем к окну.
ТРЕНИНГИ
1. Сотвори солнце в себе"
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается, Направляем лучик, который несет мир, Звездочка опять увеличивается, Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше, я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой. Как солнце. Она несет всем -всем тепло. Мы улыбаемся друг другу.
2. Этюд души. Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу, и вслух произнесите: "Я приветствую тебя, Земля!" вытяните руки вперед перед собой ладонями вперед: "Я приветствую тебя, Вода!" Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: "Я приветствую тебя, Воздух !"
3. "Солнышко"
Закройте глаза, вытяните руки.
Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают.
Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.
Литература
- Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. -М., 2005.
- Галанов А. С. Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников. - Санкт-Петербург,2007.
- Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе.-М.,2004.
- Ковалько В. И. Здоровье - сберегающие технологии. - М.,2004.
- Лёвина С.А. Физкультминутки – Волгоград, 2004.
- Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М., 2005.
- Попова И. Н., Исаева С. А., Ромашкова Е. И. Организация и содержание работы в группе продлённого дня. - М.,2006.
- Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. -М.,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование инттернет ресурсов в работе учителя начальных классов
В 2010 году я выступила с презентацией "Использование интернет ресурсов в работе учителя начальных классов" на районном методическом объединении учителей начальных классов. Показала сайты, где н...
Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов
Статья поможет учителю начальных классов ориентироваться во множестве образовательных Интернет-ресурсов. Здесь Вы также найдете ссылки на сайты виртуальных энциклопедий, библиотек, электорнных периоди...
Информационные технологии и интернет ресурсы в работе учителя начальных классов
информационные технологии и интернет ресурсы...
Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
В этой статье рассказывается о том, как использовать ЭОР на разных этапах урока в начальной школе....
Использование ресурсов Интернет в работе учителя начальных классов
Статья содержит адреса сайтов, которые помогут учителю ориентироваться в сети Интернет...
Интернет-ресурсы в помощь учителю начальных классов
Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов....
Использование собственного Интернет-ресурса в педагогической деятельности. Из опыта работы учителя начальных классов.
Блог – это среда для записей событий; среда общения; помощник для письма и размышления с помощью компьютера; инструмент для современного урока. ...