Образовательная программа начального общего образования по физической культуре
рабочая программа по физкультуре
Образовательная программа начального общего образования по физической культуре. Дата создания 2018 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_noo_f_k.docx | 74.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия № 1
г. Петровска-Забайкальского
«Рассмотрено» Руководитель кафедры _____________/__________ Протокол №_____ от «___»______________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________/___________ «___»______________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ ____________/_____________ Приказ №_________от «___»______________20___г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НОО
по физической культуре
.
г. Петровск-Забайкальский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативно-правовых документов
Программа по предмету “Физическая культура” для 1-4 классов разработана в соответствии с :
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ в редакции от 13.07.2015 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 года) - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 29.12.2014 № 1643 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- основной образовательной программой начального общего образования МОУ-гимназия №1 (утвержденной приказом директора МОУ-гимназия №1 №63 от31.08.2012г.).
- приказом директора МОУ-гимназии №1 № 9 от 01.09.2015г «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования и основную образовательную программу основного общего образования МОУ-гимназия №1»
-Учебным планом НОО МОУ-гимназия №1,
-Авторской программы А. П. Матвеева «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Целевые ориентиры рабочей программы
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью.
Цель: формирование у учащихся начальной школы понимания значения занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
Задачи:
- – укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;
- – обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- – развитие двигательных способностей;
- – приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- – воспитание у школьников начальных классов потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- – содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
Место предмета “физическая культура” в базисном учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), по 68 ч во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Характеристика учебного курса
В основу рабочей программы положена программа А. П. Матвеева «Физическая культура» Начальные классы-М.: Просвещение
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре»; «Способы физкультурной деятельности»; «Физическое совершенствование» .
Содержание раздела «Знания о физической культуре» включает элементарные сведения о физической культуре, из истории физической культуры и о физических упражнениях.
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью. Раздел включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные игры с элементами спортивных игр». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает Общеразвивающие упражнения и подвижные игры, которые по своему содержанию согласуются с соответствующим видом спорта.
В данной программе отсутствует раздел «Плавание» и «Лыжная подготовка» по причине отсутствия бассейна и лыжного инвентаря. Дополнительные часы нагрузки использованы по таким разделам как:
«Легкая атлетика», «Кроссовая подготовка» - упражнения на развитие выносливости через длительный бег.
«Подвижные и Спортивные игры»: более углубленное изучение баскетбола (передачи мяча на месте, в движении, фрагменты игры). По окончании изучения каждого раздела программы проводятся внеклассные мероприятия соревновательного характера, они носят воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках физической культуры.
В I классе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания; разучивают комплексы упр. утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения.
Во II классе акцент в содержании обучения смещается на освоение школьниками новых двигательных действий, применяемых в гимнастике, легкой атлетике и спортивных играх. Вместе с тем сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих ф. упр. разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений.
В III классе увеличивается объем ф. упр. повышенной координационной сложности из базовых видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и акробатики, футбола, волейбола и баскетбола), прикладных ф. упр. с использованием спортивного инвентаря и оборудования.
В IV классе содержание обучения усложняется. Это проявляется прежде всего в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» — это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам «Футбол» и «Баскетбол» — игра по упрощенным правилам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность добра – через сохранение жизни, через сострадание и милосердие.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды обеспечивающей преемственность от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда как естественного условия человеческой жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – выражающаяся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, уважение к многообразию народов и их культур.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета физическая культура
Личностные результаты:
- умение активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- уметь характеризовать явления, действия, поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправлений;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности;
- анализировать и оценивать результаты собственного труда, находить способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Предметные результаты:
- уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами в вариативных условиях;
- организовывать со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- проводить занятия физическими упражнениями с разной целевой направленностью;
- объяснять технику выполнения двигательных действий, находить ошибки и исправлять их;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безоп.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Примерное распределение программного материала в учебных часах по урокам физической культуры
Разделы и темы | Количество часов (уроков) | |||
Класс | ||||
I | II | III | IV | |
I. Знания о физической культуре | 3 | 3 | 3 | 3 |
II. Способы физкультурной деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 |
III. Физическое совершенствование: | ||||
1. Гимнастика с основами акробатики | 14 | 14 | 14 | 14 |
2. Легкая атлетика | 16 | 18 | 18 | 18 |
3. Подвижные игры | 2 | 2 | 2 | 2 |
4. Спортивные игры | ||||
Элементы волейбола | 6 | 6 | 6 | 6 |
Элементы баскетбола | 14 | 14 | 14 | 14 |
Элементы футбола | 8 | 8 | 8 | 8 |
5. Общеразвивающие упражнения | В содержании соответствующих разделов программы | |||
6. Подвижные игры | В содержании соответствующих разделов программы | |||
Итого | 66 | 68 | 68 | 68 |
Содержание программного материала | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4кл. |
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ | |||
Физическая культура | |||
Что такое физкультура | Основные жизненно важные способы передвижения человека | ||
Ф. к. как система укрепления здоровья человека (физминутки) Коьпл.упр. для глаз | Ф. к. как система укрепления здоровья человека (УГГ) Компл.УГГ | Ф. к. как система укрепления здоровья человека (Осанка) Компл. Упр. | Ф. к. как система укрепления здоровья чел. (Плоскостопие) Упр. |
Режим дня | Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны ) | Закаливание организма (обтирание). (Ножные ванны) | Закаливание организма (обливание, душ),(купание) |
Правила поведения на уроке физической культуры Подбор одежды, обуви и инвентаря | Правила предупреждения травматизма во время занятий ф. у. подбор одежды, обуви. | ||
Из истории ФК | |||
История появления физических упражнений. Важность физической культуры в развитии человечества. | История развития физической культуры и первых соревнований. (История зарождения древних Олимпийских игр) | Олимпийское движение. | Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью |
Физические упражнения | |||
Измерение ЧСС | Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений | ||
Физические упражнения и их влияние на физическое развитие человека. | Ф. у. и их влияние на развитие ф. к.. Основные ф. качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и равн. | Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Основные Ф.к. | Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Основные Ф.к. |
СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Самостоятельные занятия | |||
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы УГГ, физкультминутки. | Выполнение УГГ(прав. выполнения ) проведение закаливающих процедур; | Составление компл. УГГ проведение закаливающих процедур | Составление компл.УГГ проведение закаливающих процедур; |
Выполнение упражнений для формирования правильной осанки | Выполнение упражнений для формирования правильной осанки | Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища | |
Выполнение упр., развивающих основные ф. к | Выполнение упр., развивающих основные ф. к | Освоение комплексов Ф/У для развития основных ф. к. | |
Выполнение упр. совершенствующих ловлю и броски малого мяча. | Выполнение упр. закрепляющих точность броска малого мяча. | Упр. по закреплению изученных техн. действий | |
Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. | |||
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. | |||
Измерение длины и массы тела. | измерять показатели физ. подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость) с помощью тестовых упражнений | Простейшие наблюдения за своим физ. развитием и физ. подготовкой. Измерение ЧСС во время и после выполнения ф. упр. | |
Самостоятельные игры и развлечения. | |||
Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентар | Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. | Проведение элементарных соревнований (личных) (командных -эстафет) | Проведение элементарных командных п/и, соревнований футбол, пионер-бол по упрощенным правилам. |
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ | |||
Физкультурно-оздоровительная деятельность. | |||
Комплексы ф. упр. для УГГ, физкультминуток, Упр по профилактике нарушений осанки. Гимнастика для глаз. | Ф. упр. по профилактике нарушения осанки. Упр. на развитие ф. качеств. Гимнастика для глаз | Комплексы ф. упр.по профилактике нарушений осанки. Комплексы упр. на развитие ф. качеств. Комплексы дыхательных у. | Комплексы ф.упр.по профилактике нарушений осанки. Комплексы упр. на развитие ф. качеств. Комплексы дыхательных у. |
Спортивно-оздоровительная деятельность. | |||
Организующие команды и приёмы. | |||
выполнение команд «Смирно!»; «Вольно!», «Равняйсь!», | выполнение команд «Шагом марш!», «На месте стой!»; | ||
построение в шеренгу и колонну; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг шеренгой; | размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; перестроение по двое в шеренге; построение в круг колонной | перестроение по двое в колонне; | перестроение в три шеренги передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом». |
повороты на месте с разделением по команде «Налево!» и «Направо!» (переступанием); | повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; (На носке и пятке) | повороты без разделениея по команде (На носке и пятке) | |
Гимнастика с основами акробатики. | |||
группировка сидя лежа, перекаты в группировке из седа, упор присев; перекаты в сторону, положения лёжа, упора на коленях | перекаты в группировке из седа, упор присев; кувырок вперед в группировке кувырок в сторону | 2 -3 кувырка вперёд Перекат с опорой руками за головой. | 2 -3 кувырка вперёд кувырок назад до упора на коленях и до упора присев |
упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом) | стойка на лопатках согнув ноги полупереворот назад в стойку на коленях | стойка на лопатках; полупереворот назад в поушпагат | стойка на лопатках перекатом из упора присев |
мост из положения лежа на спине; | мост с помощью и самостоятельно | ||
Комбинация из освоенных элементов + равновесие | Составление а/комбинации из освоенных элементов + своё у. | ||
прыжки со скакалкой перешагиванием | прыжки со скакалкой на двух ногах | прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. | Фигурные прыжки со скакалкой |
Гимнастические упражнения прикладного характера | |||
Стока на лопатках согнув ноги из п. лёжа | Стока на лопатках с прямыми ногами. из п. лёжа | Стока на лопатках перекатом | Стока на лопатках перекатом +усложнение |
Группировка и перекаты в г; перекат в сторону | Кувырок вперёд; Кувырок в сторону | 2 Кувырка вперёд; перекат с опорой за головой Акробатическая комбинация+ равновесие. | Кувырок назад Акробатическая комбинация+ своё упр. |
Ползание одноимённое, разноимённое Переполз-е по-пластунски по г/ матам | Ползание одноимённое, разноимённое по г/скамье | ||
Лазание по г. стенке вертикально, горизонтально лицом и боком к опоре; по скамейке в упоре присев, упоре лёжа, стоя на коленях Перелезание через г. козла (2 способа | Лазание по канату произвольно (правильный захват руками, ногами) по наклонной скамейке в упоре лёжа, упоре присев стоя на коленях | Лазание по канату в три приёма | Лазание по канату в три приема;(в два приёма) |
Стойки, передвижения и повороты по г. скамейке | Стойки передвижения и повороты по рейке гимнастической сками | Стойки передвижения и повороты, седы на гимнастическом бревне. | Комбинации из освоенных элементов |
Висы на г/стенке (упр.из виса стоя, лёжа) | Висы на г/стенке(упр. из виса стоя, лёжа) | ||
Вскок в упор на горку матов Соскок (мягкое приземление на носки) | Набегание на г/мост, вскок в упор на колени с места. Соскок с г. козла из и.п. упор присев. | На козла с разбега вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук. | Вскок в упор присев и соскок взмахом рук. |
преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия | преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия | преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия | преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, равновесия |
ОРУ на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики» | |||
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета | |||
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, взмахами ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; выкруты с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у г.стенки и при передвижениях; комплексы упр.включающие в себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости. | |||
Развитие координации движений: произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с изменяющимися направлениями движения, с остановками в заданной позе; ходьба по г. скамейке, низкому г. бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, седах); жонглирование мелкими предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку из матов; комплексы упр. на координацию движений с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие (например, ласточка на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия различных положений); жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упр. на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу; жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперед и назад). | |||
Развитие силовых способностей: динамические упр. с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием тяжести своего тела, комплексы упр. с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по г.стенке и наклонной г. скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на г. скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево); прыжки вверх-вперед толчком одной и двумя ногами о г. мостик; переноска партнера в парах; комплексы упр. с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы. | |||
Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: | |||
«У медведя во бору», «Раки», «Тройка», , «Совушка», «Салки-догонялки», «Змейка», «Не урони | «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами». | «Парашютисты» «Увертывайся от мяча». «Выше ноги от земли» «Веревочка под ногами», | «Раки», «Выше ноги от земли» «Веревочка под ногами», «Бой петухов» |
Легкая атлетика | |||
Бег с ускорением от 15 - 20 м. из разных исходных положений | Высокий старт Бег с ускорением от 15-20 м Соревнования в беге до 30 | Высокий старт Бег с ускорением от 20-30 м Соревнование в беге до 30 | Старт с опорой на одну руку. Стартовое ускор-е. Финиширование |
Бег равномерный до 3 мин | Бег равномерный до 4 мин | Бег равномерный до 5 мин | Бег равномерный до 6 мин |
Бег: с высоким подниманием бедра, захлёстом голени, челночный бег 3 х 10 м | Бег: с высоким подниманием бедра, захлёстом голени, челночный бег 3 х 10 м | Бег: специальные легкоатлетические упражнения, многоскоки. Семенящий бег. | Бег: специальные легкоатлетические упражнения, многоскоки. семенящий. |
Прыжки в длину с места Прыжки в длину с разбега с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги | Прыжки в длину с разбега на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 50 см | Прыжки в длину с разбега на расстояние 60-110 см в полосу приземления шириной 30 см | |
Прыжки в высоту через веревочку (30-40 см) с 3-4 шагов прямого разбега | Прыжки в высоту с 4-5 шагов прямого разбега;. | Прыжки в высоту способом «перешагивание» С 3-4 шагов разбега | Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» |
Броски: большого мяча из и/п стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания двумя от груди вперед-вверх, на дальность | Броски: положения, грудью в направлении метания одна нога впереди на дальность и заданное расстояние | Броски из положения стоя грудью в направлении метания с шага на дальность | Броски из положения сидя из-за головы, от груди, на дальность и заданное расстояние |
Метание: м/ мправой и левой рукой из-за головы, стоя грудью в направлении метания, в вертикальную цель, в стену. | Метание м/м стоя грудью в направлении метания одна нога впереди на дальность отскока от стены в вертик-ю цель из-за головы прав. и левой рукой | Метание м/ м стоя боком в направлении метания правой и левой рукой на дальность и в горизонт-ю вертикальную цель с расстояния 4-5 м.; | Метание м/м стоя боком в направлении метания пр. и л. рукой на дальность и в горизонтальную цель с расстояния 5-6 м на дальность отскока от стены. |
ОРУ на материале раздела «Легкая атлетика» | |||
Развитие координации движений: бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной и двух ногах, поочередно на правой и левой | |||
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упр. с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных и. п.; броски теннисного м. в стенку и ловля его в максимальном темпе, из разных и. п., с поворотами; рывки с места и в движении по команде (по сигналу). | |||
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный бег до 6 мин. | |||
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в макс.темпе, по кругу, из разных и. п., метание набивных мячей (1—2 кг) одной и двумя руками из разных и. п. различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок «в горку»; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; | |||
Подвижные игры на материале раздела «Легкая атлетика» | |||
«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте» «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний» | «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки — желуди — орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка». | «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Салки с домиком», «Метатели». «Вызов номеров с примерами» Круговая эстафета | «Подвижная цель». Круговая эстафета «Вызов номеров с табл. умножения» |
Подвижные игры | |||
ОРУ с м/м | |||
Ведение, подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п индивидуально на месте | подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п в парах на месте | Ведение, подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п индивид-но одной рукой | подбрасывание, ловля м/м из разл. и.п в парах на месте. в движ. 1,2 руками |
Подвижные игры | |||
«Защита укреплений» «Попади в мяч» «Выжигало» «Горы шлёпы» | «Защита укреплений» «Попади в мяч» «Выжигало» «Горы шлёпы» | «Защита капитанов» «Попади в мяч» «Встречный бой» | «Защита капитанов» «Попади в мяч» «Встречный бой» |
Спортивные игры | |||
Футбол | |||
ОРУ спецразминка футболиста | |||
передача внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места | передача внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу катящемуся навстречу с места, с одного-двух шагов; | передача внешней стор. стопы по неподвижному мячу, катящемуся навстречу с места, с одного-двух шагов; | удар ногой с разбега неподвижному и катящемуся м. в горизонт-ю (полоса шириной 1,5х 5 м) и вертик.ю (шир. 2 м,дл. 3м) мишень; |
остановка катящегося мяча ногой сверху | остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы | ||
Ведение по прямой | Ведение по дуге с остановками по сигналу, | ведение мяча внутр. и внешн. частью подъема по прямой | ведение внутр. и внеш. частью подъема с обводкой предм. |
Подвижные игры | |||
«Точная передача». | «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», , «Бросок ногой». | «Передал —уйди», игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»). | эстафеты с ведением. передачей мяча у, игра в «Мини-футол.». |
Баскетбол | |||
Стойки игрока | Стойки игрока | ||
Передвижения приставным шагом лицом, боком вперёд | Спец. передвижения без мяча в стойке баскетб-ста, приставными шагами прав. и левым боком; бег спиной | специальные передвижения, | |
Остановка в шаге по звуковому сигналу | остановка прыжком в заданном месте | остановка прыжком по звуковому сигналу | остановка прыжком по звуковому сигналу |
Держание мяча Передача в/б мяча от груди, от плеча | Держание мяча Передача вб/б мяча двумя от груди,) в движении | Передача двумя от груди с места верхняя ,с отскоком от пола | Передача двумя от груди с последующим движением |
Ведение в/б мяча двумя на месте и в шаге | ведение вб/м одной на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; | ведение мяча на месте в высокой средней и низкой стойках | ведение мяча в движении по прямой (лицом, боком, спиной) |
бросок двумя руками с места (произвольно) | бросок вб/м двумя от груди с места (попадание в щит) | бросок мяча с места двумя от груди сбоку от щита | бросок мяча двумя руками от груди после ведения и ост. |
Подвижные игры | |||
«Брось — поймай», «Мяч соседу» ,«Выстрел в небо», «Охотники и утки». Эстафеты с бб/м | «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне»,«Вслед за мячом» Эстафеты с бб/м | «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». Эстафеты с элементами бб. «Точки» | «Мяч капитану» Эстафеты с элементами бб. «Точки» |
Волейбол | |||
подводящие упр. для обучения прямой нижней и боковой подаче; | нижняя прямая подача; | ||
Броски и ловля мяча из различных и.п. индивидуально на месте | Броски и ловля мяча из различных и.п. в парах на месте и в движении | прием мяча снизу двумя руками после набрасывания партнёра | прием мяча снизу двумя руками после в парах на месте |
передача м с собственным подбрасыванием на месте; | передача м. через сетку с собственным набрасыв-ем | ||
Подвижные игры | |||
«Не давай мяча водящему», «Переброска мячей» | «Неудобный бросок». «Переброска мячей» «4 мяча» | «Пионербол». «4 мяча» | Пионербол». «4 мяча» |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЭТАПЕ НОО
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
- ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
- характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья и физического развития;
- раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
- характеризовать основные физические качества и различать их между собой.
Выпускник получит возможность научиться:
- планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- выявлять связь физической культуры с трудом
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
- организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
- измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
- вести наблюдения за их динамикой;
- отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
- оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
- выполнять упражнения по профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
- выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.
Выпускник получит возможность научиться:
- фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
- играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;
- представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;
- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;
- установка на здоровый образ жизни;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;
- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания значения физической культуры в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
- представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;
- адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;
- осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-принимать и сохранять учебную задачу в т.ч. задачу поставленную на уроке по освоению двигательных действий;
-принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;
-принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
-осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;
-оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;
-вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
-различать способ и результат собственных и коллективных действий.
Выпускник получит возможность научиться:
- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
- оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;
- самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;
- осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;
- проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;
-ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;
- осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;
- осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;
-устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию и названия общеразвивающих упражнений;
- самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;
- анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;
- следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;
- контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;
- соблюдать правила взаимодействия с игроками;
- задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;
- при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;
- последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;
Програмное и учебно-методическое оснащение рабочей программы
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
- Физическая культура: Учебники для 1-4 классов / А.П. Матвеев: Москва «Просвещение» 2008г.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Стандарт начального общего образования по физической культуре
- Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы
- Рабочие программы по физической культуре
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Стенка гимнастическая | Лёгкая атлетика | Спортивные залы (кабинеты) |
Бревно гимнастическое напольное | Планка для прыжков в высоту | Спортивный зал игровой |
Козёл гимнастический | Стойка для прыжков в высоту | Гимнастический зал |
Канат для лазанья с механизмом крепления | Лента финишная | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
Мост гимнастический подкидной | Рулетка измерительная (10 м,) | Сектор для прыжков в длину |
Скамейка гимнастическая жёсткая | Подвижные и спортивные игры | Площадка игровая баскетбольная, волейбольная |
Скамья атлетическая наклонная | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Полоса препятствий |
Гантели наборные | Мячи баскетбольные для мини-игры | |
Коврик гимнастический | Сетка волейбольная | |
Акробатическая дорожка | Мячи волейбольные | |
Маты гимнастические | Табло перекидное | |
Мяч набивной (1 кг, 2 кг) | Сетка для ворот мини-футбола | |
Мяч малый (теннисный) | Компрессор для накачивания мячей | |
Скакалка гимнастическая | Средства первой помощи | |
Палка гимнастическая | Аптечка медицинская | |
Обруч гимнастический | ||
Коврики массажные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе начального общего образования по физической культуре 1-4класс
Программа по физической культуре для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы Л...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 1 класс
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополн...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 2 класс
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополн...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 3 класс
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре 4 класс
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (3 класс)
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе программы начального ...
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (1 класс)
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе программы начального ...