дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте
статья по русскому языку по теме

Бунова Ольга Валерьевна

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:

1)                использование в процессе обучения комплекса дидактических игр;

2)                поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся;

3)                применение системы поощрений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rayonnyy_festival_pedagogicheskih_proektov.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районный фестиваль педагогических проектов «Истоки»

                                           

                                             Проект по теме:

«Дидактические игры как средство

развития познавательного интереса

на уроках обучения грамоте».

                                                           

                                                              Выполнила: Бунова Ольга Валерьевна

                                                              учитель начальных классов

                                                              МОУ «Русскополянская СОШ № 3»                

                                         Русская Поляна-2010

Тип проекта:  обучающий        

По профилю знаний: предметный 

 По количеству участников: групповой

По продолжительности:  средней продолжительности (период обучения грамоте)

 Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидактической игры с этой целью.

Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте.

Объект исследования – развитие познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:

  1. использование в процессе обучения комплекса дидактических игр;
  2. поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся;
  3. применение системы поощрений.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятия «познавательный интерес» и сущность процесса развития познавательного интереса у младших школьников на основе изучения психолого-педагогической литературы;

2) раскрыть понятие «дидактическая игра» и выявить особенности использования дидактических игр в начальном образовании;

3) определить критерии и показатели развития познавательного интереса у младших школьников, подобрать методы его исследования, дать количественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся 1 го класса;

4) выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников;

5) составить комплекс дидактических игр для учащихся 1 го класса.

Методы исследования:

1. Теоретические:

  1. анализ психолого-педагогической литературы
  2. построение гипотезы.

2. Эмпирические:

  1. анкетирование учащихся
  2. проведение уроков с использованием игр и  

            мультимедийных      презентаций

  1. наблюдение за учащимися

База исследования:  Русскополянская  МОУ «СОШ №3», 1 класс

         

Этапы реализации проекта:

1.Организационно- подготовительный.

 На 1 этапе изучался уровень развития познавательного интереса первоклассников.

  1. Выявить уровень познавательной активности младших школьников при обучении грамоте;
  2.  Педагогическое наблюдение; (см. Приложение1)

2.Практический.

2 этап был направлен на экспериментальное апробирование игровых методов, используемых при обучении грамоте.

  1. Изучить и подобрать соответствующие игры;

                    Подготовка мультимедийных презентаций; (см.Приложение 2)

  1. Апробировать игровые методы, способствующие повышению учебной активности.

3.Контрольно- коррекционный

На заключительном 3 этапе оценивалась эффективность мероприятий.

  1. Проанализировать и обобщить полученные данные;(см.Приложение3)

            Возможные недостатки:

-не все дети проявляют самостоятельную  активность во время игр;

- проявление  повышенной  активности некоторых учащихся, сдерживающих инициативу других  первоклассников.

Мотивация выбора данного проекта

 Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал

К.Д. Ушинский: « Учитель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».

 Основные характеристики интереса:

*Положительная эмоция по отношению к деятельности;

*Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

*Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы. Сознательное усвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил – значительный этап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающие занимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.

Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:

  1. Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
  2. Логические задачи – отгадывание загадок; чтение логического рассказа – загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
  3. Творческие задания:
  1. Творческие рассказы – сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ – сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности – передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.
  2. Творческие задания с использованием музыки и живописи – сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;
  3. Учебно-ролевые игры – создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры – диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.

4) Создание проблемных ситуаций

При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.

В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:

  1. Игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
  2. Игры-задачи («Найди…»)
  3. Игры-предположения («Что произойдет если…»)
  4. Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.

Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.

Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы – ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами).  

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.  Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.

Сущность данного вида игр представлено на рисунке-схеме:

Структурные элементы дидактической игры

Игровое действие

Дидактическая цель

Игровое правило

Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.

Игровое правило – это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

 Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

  1. Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
  1. Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
  1. Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
  1. Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Выводы:

  1. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
  2. Как удалось установить, введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников.
  3. Экспериментальная работа показала повышение уровня познавательной активности младших школьников при использовании метода игры на уроках обучения грамоте, (высокий уровень изменился в положительную сторону на 15%, а детей со средним и низким уровнем познавательной активности стало на 6% и 11% меньше соответственно), что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.
  4. В результате успешного применения поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности.

                                               

                                               Литература

  1. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск.: Народная АСВЕТА, 1983. – 116 с.
  2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. – Москва «Просвещение» – 1964.-184с
  3. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников.   М., 1975
  4. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1986. – 264 с.
  5. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М. – Просвещение, 1986. – 83 с.
  6. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.
  7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971. – с. 32–38.
  8. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1988

 

                                                     

                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Для определения уровня познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте я использовала метод наблюдения.

Цель: определить уровень познавательной активности младших школьников, динамику интереса к обучению чтению и письму.

Ход проведения. Планирование последовательности наблюдения, порядка и способа фиксирования результатов. Занесение данных в таблицу.

Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляется её основные критерии и параметры:

  1. Отличается прилежанием к учению.
  2. Проявляет интерес к предмету.
  3. На уроках эмоционально активен.
  4. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
  5. Интерес направлен на объект изучения.
  6. Проявляет любознательность.
  7. Самостоятельно выполняет задание учителя.
  8. Проявляет устойчивость волевых устремлений

Низкий уровень – 0–2 балла – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств.

Средний уровень – 3–5 баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения.

Высокий уровень 6–8 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

В ходе наблюдения получены следующие данные: (+   проявляется,

  не проявляется или проявляется слабо)

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Ильченко В.

+

+

-

-

+

-

-

-

2. Кравец А.

+

-

+

-

-

+

+

+

3.Шахова К

+

-

+

-

+

+

+

+

4. Кравцов А.

+

-

+

-

+

+

+

+

5. Гритченко Д.

+

-

+

-

-

+

+

+

6. Саголбаев С.

-

-

-

-

-

+

+

-

7. Едренина Р

+

+

+

-

+

+

+

+

8.  Нурхаева З.

-

+

+

-

-

-

-

-

9.НеязбековР.

-

+

+

+

-

+

+

-

10. Песчанников М.

+

+

+

+

+

+

+

+

11.Песчанников Д.

+

+

-

-

-

-

-

-

12. Эгнатосян Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

13. Довгаль С

+

+

-

-

-

-

-

-

14. Берсенёва В.

+

+

+

+

-

+

-

-

15. Сорока Г.

+

+

-

-

-

-

+

-

16. Лях А.

-

-

+

+

+

+

+

+

17.Зинченко А.

+

+

+

+

+

+

+

+


Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: в классе 6человек имеют высокий уровень познавательной активности,  7человек имеют средний уровень,

 4 человек показали низкий уровень. В процентах это выглядит следующим образом:

Высокий уровень – 35% учащихся

Средний уровень – 42% учащихся

Низкий уровень – 23% учащихся.


                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Описанные ниже занимательные упражнения и дидактические игры использовались в работе над некоторыми разделами программы по русскому языку.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их.

Игры этого периода помогают усвоить деление слова на слоги, составление слова из слогов, выделение звуков в словах и слогах.

Деление слова на слоги и составление слов из слогов.

  1. Благодатным материалом для деления на слоги являются имена детей данного класса. Выбрав какое-нибудь имя, например, Шура, учитель по слогам произносит его имя по слогам: Шу-ра. Дети определяют на сколько частей учитель разделил слово, какая первая часть, какая вторая. – Можно ли разделить на слоги имя Вера? – спрашивает учитель. С помощью учителя дети и это слово делят на слоги. Затем дети делят на слоги каждый свое имя.
  2. В этом упражнении дети учатся различать и выделять слоги в односложных и трехсложных словах – именах детей. Учитель называет сначала первые два слога, дети говорят третий. (Ма-ри., на).
  3. Материал: набор картинок, изображающих любимые игрушки детей, и другие знакомые детям предметы. Слова, обозначающие названия предметов, должны содержать от одного до трех слогов. Дети сами загадывают друг другу первый слог или первые два слога, глядя на картинку. Учитель вывешивают одну из картинок. Дети молча рассматривают ее, затем кто-нибудь один или все хором называют предмет. Если в слове один слог дети поднимают один палец, если три – три пальца. Для этого упражнения можно использовать цветные счетные палочки, а также карточки с цифрами. Учитель проверяет каждый раз всех детей, а потом предлагает сказать слово по слогам. Дети скандируют: ба-ра-бан, ку-би-ки. Сказав слово шар, они замолкают, ясно ощутив особенность односложного слова.

Букварный период.

Особая роль слога в формировании у детей правильного навыка чтения и письма обязывает с первых шагов уделить должное внимание этой единице чтения.

  1. Материал игры: серия картинок, изображающая хорошо известные детям предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, и отдельные гласные буквы. Дети рассматривают картинки и называют нарисованные на них предметы. Учитель распределяет карточки между детьми, у себя оставляет буквы. Игра протекает следующим образом: учитель кладет на стол одну букву, дети находят соответствующую картинки. Картинки могут быть следующие: арбуз, астра, утка, утюг, ослик, овощи. В игру также можно включать фотографии детей.
  2. Учитель показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается слово.
  3. Учитель показывает знакомую букву. Дети, имена которых начинается на эту букву, встают.
  4. Материал игры: карточки со словами, обозначающими звукоподражания и восклицания; картинки с изображениями соответствующих персонажей. Ход игры: ребенок подбирает соответствующее изображение к звукоподражанию, громко читает; учитель проверяет.
  5. Для самостоятельных упражнений учеников, особенно тех, кто слабо успевает, необходимо иметь следующий дидактический материал: 1) набор картинок, изображающих различные предметы и буквы разрезной азбуки, входящие в состав слова; 2) набор картинок с подобранными к ним слогами; 3) набор картинок и целые слова.
  6. Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждый получает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громко его читает и, положив его перед партнером, говорит: «Переставь слоги. Какое новое слово получилось». Партнер должен положить рядом с первым словом новое слово из тех же слогов. Затем роли меняются.
  7. Какое слово получишь, если переставишь буквы? Используются односложные слова, двусложные. Процесс игры такой же, как в игре «Переставь слоги».

               

                         ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Для диагностики я использовала методику изучения познавательной активности на уроках обучения грамоте.

Цель: определить степень познавательной активности младших школьников.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен:

2 – трудно сказать;

1 – не согласен:

0 – совершенно не согласен.

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. На уроках мне нравится выполнять игровые задания учителя.
  3. Когда на уроке учитель дает занимательные задания, я чувствую себя легко и свободно.
  4. Мне интересно задавать вопросы нашему учителю.
  5. Если у нас проводиться игра, то на уроке я становлюсь активней.
  6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

Обработка полученных данных. Показателем активности учащихся (А) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если А > 3, то можно констатировать высокую степень активности, если же 2 > А <3, или А < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени активности.

После обработки данных мы получили следующий результат:

А=770/208 =3,4…, что соответствует высокому уровню познавательной активности младших школьников.

Также было продолжено наблюдение за активизацией познавательной деятельностью учащихся, эти данные занесены в таблицу.

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Гритченко Д.

+

+

+

+

+

-

+

-

2. Нурхаева З.

+

-

-

-

-

-

+

+

3. Шахова К.

+

-

+

+

+

+

+

+

4. Кравец А.

+

-

+

-

+

+

+

+

5. ИльченкоВ.

+

+

+

-

-

+

+

+

6. Саголбаев С.

-

-

-

+

-

+

+

-

7.Лях А.

-

-

+

+

-

+

+

-

8. Зинченко А.

+

+

+

+

+

+

+

+

9. Сорока Г.

-

+

+

+

+

+

+

-

10. Эгнатосян Р.

+

+

+

+

+

+

+

+

11Едренина Р.

+

+

+

+

-

+

+

+

12. Довгаль С

+

+

+

+

-

-

+

+

13.Берсенёва В

+

+

-

+

+

+

+

-

14. Неязбеков Р.

+

+

+

+

+-

+

-

-

15.Кравцов А.

+

+

+

+

-

-

+

-

16.Песчанников Максим

+

+

+

+

+

+

+

+

17.Песчанников Дима.

-

+

+

+

+

+

-

-

Из общей картины наблюдения можно выделить отдельные стороны: после обработки данных выявлено, что высокий уровень познавательной активности теперь у 50% учащихся, средний уровень у 36%, а низкий уровень имеют 12% младших школьников. Как мы видим, в ходе эксперимента показатели улучшились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Выступление на ШМО по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».

Современные образовательные стандарты в начальной школе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувст...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.

В условиях современного образовательного процесса учителю всё сложнее становится привлекать детей к познавательной деятельности.Как же добиться того,чтобы урок был познавательным и интересным?Ответ на...