СТАТЬЯ "МУЗЫКА И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"
статья по физкультуре (4 класс)
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ | 28.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бритвина Ирина Павловна, ГБОУ школа №537, учитель физической культуры
В таком крупном мегаполисе как Санкт-Петербург проблема здорового образа жизни молодых петербуржцев стоит наиболее остро. К сожалению, современные школьники очень увлечены телевизионными передачами и компьютерными играми, мало двигаются и уже в младшем школьном возрасте многие имеют проблемы со здоровьем. Поэтому основная задача учителя физической культуры заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, выработать привычку следовать принципам здорового образа жизни.
Использование музыки во время занятий физической культурой – необходимое условие современного урока.
Что же мы, учителя физической культуры можем сделать для улучшения создавшейся обстановки? Мой педагогический стаж более 20 лет и за это время целью своей профессиональной деятельности считаю поиск ответов на такие вопросы : «Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?», «Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей?» И для решения этих вопросов я нашла выход - добавить в планирование уроков по физкультуре занятия под музыку - это и вольные упражнения, и танцевальные зарисовки, и ритмическая гимнастика и как итог : позитивный настрой и хорошее настроение. Считаю данную тему очень интересной, так как большинство написанной литературы касается дошкольников и учащихся младших классов, где ритмическую деятельность детей легче всего организовать и применять на практике. А почему же учащиеся среднего и старшего звена остаются в стороне, неужели они не способны усвоить музыкальные ритмы и активно применять эти знания на практике. По моим личным наблюдениям знаю, что люди хорошо умеющие двигаться в ритме музыки всегда бывают в центре внимания, им легко общаться со сверстниками, они не стесняются подать себя с положительной стороны и практически всегда являются душой компании. Так если для малыша важно повторить , например, движение зайчика под музыку, то для подростка танцевальные движения могут сыграть такую огромную роль в становлении личности, самоутверждении как в коллективе, так и в обществе в целом.
Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером. Основные задачи физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, повышает настроение, активизирует внимание детей, повышает качество и выразительность движений, организует коллектив. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма облегчает выполнение движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребенка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы — легкой, игривой; помахивание лентами — нежной, напевной и т. п.
Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, использовать музыку не стоит. Ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с медленной ходьбой, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс и гавот. Кстати, эти произведения могут быть использованы и при разучивании ходьбы широким шагом или с выпадами. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам.
Бег грациозный, мягкий, «стелющийся» требует музыки такого же характера, например вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног — стремительного, задорного галопа или польки.
Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.
Из всех физических упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие и строевые упражнения, а также подвижные игры типа «Воробышки и кот», «Лошадки», «Ловишки» и т.д. Также и разучивание упражнения с мячом (отбивание и ведение) более успешно проходит под задорную, энергичную польку.
Общеразвивающие упражнения целесообразно выполнять под современную музыку в стиле «диско», применяя упражнения из современных танцевальных направлений, тогда они становятся «музыкальными разминками», которые с большим интересом выполняют учащиеся.
Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на две основные группы: без предметов и с предметами. Существует классификация по анатомическому признаку: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т.д. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.
Первая группа объединяет упражнения с движениями плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми, «мельница». К этой группе можно отнести упражнения с обручами, шарфами, лентами и др. Их основное музыкальное сопровождение — вальс умеренного темпа (или медленный) и спокойного характера.
Вторую группу составляют упражнения четкого, динамичного характера — это наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Музыкальным сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадостный гавот.
Третья группа включает упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Обычно к этой группе относятся упражнения со скакалкой (вращения вперед и назад), построенные из разнообразных прыжков. Музыкальное сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька
Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.
Подбирая музыку для физических упражнений, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях.
Таким образом, использование музыки на уроке физической культуры имеет большое значение в деле всестороннего развития учащихся и укрепления их здоровья.
Методические особенности проведения занятий под музыку
Процесс обучения упражнениям под музыку условно разделяю на три этапа: 1-й этап – начальное обучение новым движениям под музыку; 2-й этап – углубленное разучивание; 3-й этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений. Обучение на 1-м этапе направлено на создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой, объяснение и показ соответствующего содержанию темпа и ритма движения под музыку. На 2-м этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствие со средствами музыкальной выразительности, моя задача постоянно наблюдать за выполнением, учащимися движении в соответствии с темпом, ритмом; регулировать ритм, амплитуду движений , исправлять их ошибки.
3-й этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой.
Обучение упражнениям под музыку: 1.Слово и показ.
Особенностью проведения занятий является преимущественный показ упражнений учителем. Таким образом, не тратится дополнительное время на объяснение и на разучивание упражнений. Если учитывать психологические особенности детей, особенно младшего возраста, показанное упражнение воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение. Главная цель преимущественного показа упражнений для учащихся средних и старших классов состоит в увеличении физической нагрузки, уменьшении интервалов отдыха, а также времени, затрачиваемого на объяснение упражнений.
2.Содержание упражнений под музыку составляют движения:
отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи; разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки; элементы художественной гимнастики;
танцевально-хореографические элементы.
3. Разучивание упражнений.
Отличительной особенностью уроков с музыкальным сопровождением является поточный способ выполнения упражнений, позволяющий значительно повысить интенсивность и моторную плотность занятий. Начинать обучение лучше всего с наиболее простых упражнений локального воздействия. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию и более трудных упражнений регионального воздействия.
4. Музыкальное сопровождение занятий – подбор музыки
От правильного подбора музыки во многом зависит успех занятий. При выборе темпа и ритма музыки, обязательно учитывают характер упражнений, их специфику. Надо также иметь в виду, что положительные эмоции музыка вызывает лишь тогда, когда понятна.
5.Простота и доступность.
Выбор простых, не обремененных деталями упражнений, необходим и в связи с особенностями детской памяти. Для учащихся младших классов следует исключить длительные монотонные упражнения. Учащиеся средних и старших классов должны нацеливать своё внимание на полезность того или иного упражнения. Старшие школьники могут и должны уметь импровизировать под музыку.
4.
6. Формы занятий с музыкальным сопровождением.
Комплексы упражнений можно выполнять группой или самостоятельно. В школе более приемлемы групповые занятия. В них ведущую роль выполняет учитель, показывающий упражнения в определенной последовательности. Во время групповых занятий учитель должен так организовать учащихся, чтобы иметь возможность контролировать их и своевременно регулировать нагрузку. Поэтому наиболее удачным считается фронтальный способ обучения, при котором комплекс упражнений одновременно выполняют все учащиеся. Преимущество его заключается в том, что учитель может следить сразу за действиями всех детей. Это их организует и дисциплинирует.
7. Нагрузка.
Начинать занятия всегда необходимо с небольшой дозировки нагрузки, выполнения упражнений в среднем темпе, с умеренной амплитудой. Составляя комплексы упражнений и выбирая дозировку, всегда следует помнить, что одним из мощных факторов усиления или ослабления нагрузки является темп(скорость) выполнения движений. Одно и то же упражнение, выполняемое быстро и медленно, оказывает совершенно различное воздействие на организм. Правильность дозирования нагрузки определяется реакцией на неё организма.
8. Музыкальные игры
Использование музыки на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре. Этим свойством обладают игры под музыку. Дети с удовольствием подпевают слова песни, улыбаются, что очень приветствуется и поощряется.
9. Музыкальная разминка - это комплекс упражнений, направленных на разогрев мышц перед основной нагрузкой физической деятельности.
10. Урок физической культуры с элементами всех видов гимнастики (художественной, ритмической, аэробики, степ-аэробики, шейпинга, флешмоба, упражнений с предметами) – оказывает не только комплексное воздействие на учащихся, но и служит эффективным средством профилактики отдельных видов заболеваний, например, сколиоза, не говоря уже о высоком эмоциональном настрое занимающихся.
11. Музыкальное сопровождение физической деятельности Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, дисциплинирует, учит сочетать музыкальный ритм с движением. Сопровождение можно применять для совершенствования упражнений акробатики, для сопровождения эстафет.
На уроке физической культуры упражнения гимнастики могут иметь самое различное назначение. Их можно использовать как подготовительные или подводящие упражнения, как упражнения для развития физических качеств и в виде специальной разминки. Комплексы необходимо подбирать в соответствии с предстоящей деятельностью учащихся. Составляя комплекс упражнений гимнастики для урока физической культуры, независимо от его назначения и продолжительности, необходимо придерживаться следующих основных принципов: каждый комплекс должен начинаться с небольшой разминки; упражнения в комплексе должны охватывать все части тела, все мышечные группы;нагрузка в комплексе должна повышаться и понижаться постепенно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".
Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....
Мониторинг уровня физического развития и физических качеств обучающихся
Уровень познавательного интереса на моих уроках считаю достаточно высоким...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
Роль адаптивной физической культуры в физическом развитии обучающихся с поражениями опорно-двигательного аппарата.
В статье представлены данные о влиянии занятий адаптивной физической культурой (АФК) на показатели силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса, силы мышц кисти. Результаты исследования подтвержда...
мониторинга уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов
Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...
Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников
В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...
Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов
Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...