Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) на тему

Рабочая программа по физкультуре для учащихся 1-4 класс по ФГОС. Программа разработана по требованиям ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_fizkulture_1-4_klass.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное  учреждение  средняя общеобразовательная школа  п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

   

Рабочая программа

 по предмету «Физическая культура»

 составлена на основе Федерального государственного

 образовательного стандарта второго поколения

 начального общего образования.

1-4 класс

Составитель:

C.Ю. Ефремова

учитель физической культуры

высшей  квалификационной категории

                                             

п. Светлополянск.

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..….3
  2. Общиая характеристика преподаваемого предмета………………………………….4
  3. Место учебного курса в учебном плане…………………………………………….....4
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета……………………………………………………………………………….....5

  1. Содержание учебного предмета:

1 класс……………………………………………………………………………………6

2 класс……………………………………………………………………………………8

3 класс…………………………………………………………………………………..10

4 класс…………………………………………………………………………………..12

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на                          освоение каждой темы:
  1. класс…………………………………………………………………………………14
  2. класс…………………………………………………………………………………14
  3. класс…………………………………………………………………………………15
  4. класс…………………………………………………………………………………15
  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

           «Физическая культура»…………………………………………………………………16

  1. Список литература ………………………………………………………….................17
  2. Приложение к рабочей программе……………………………………………………

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование курса

«Физическая культура» 1 класс.

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование курса

«Физическая культура» 2 класс.

            Приложение 3. Календарно-тематическое планирование курса

«Физическая культура» 3 класс.

Приложение 4. Календарно-тематическое планирование курса

«Физическая культура» 4 класс.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,

В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью.

  1. Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373),  от 29.12.2014 N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 27 марта 2014 г., письмо от 2 февраля 2015 г. N НТ-136/08 о Федеральном перечне учебников);
  • Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. №889 и от 3 июня 2011 г. №1994, от 1 февраля 2012 г. №74);
  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Алтайского края, реализующих программы общего образования;
  • Учебный план МКОУ СОН п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области;
  1. Примерная авторская программа А.В. Шишкиной «Физическая культура» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
  • Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Светлополянск Верхнекамского района Кировской области

       1.2 Общие цели преподаваемого предмета 

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных) скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.        

  1. Общая характеристика преподаваемого предмета

            Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

            Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

  1. Место учебного курса в учебном плане

            Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3ч в неделю

(всего 405ч): в 1 классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе— 102ч, в 4 классе— 102ч.

Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

 Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3ч в неделю).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;
  • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
  • Подготовка к выполнению нормативов Всероссийского комплекса физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

  1. Содержание учебного предмета.  

1 класс

                                       

Наименование раздела

Основные виды учебной деятельности

1

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями.

Возникновение физической культуры у древних людей.          

Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.

Режим дня и личная гигиена.

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки.

Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря.

Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

3

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.             Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

3.1

Гимнастика с основами акробатики

Техника безопасности на уроках гимнастики      

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Общеразвивающие упражнения: без предметов с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: сочетание различных положений рук, ног, туловища.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке, гимнастической скамейке и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты, кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейке. хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

3.2

Легкоатлетические упражнения

Техника безопасности на уроках легкой атлетика     - Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий и низкий старт с последующим стартовым ускорением.

Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.

Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.

Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через плечо» с разбега.

3.3

Лыжная подготовка

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки                                                                 Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременным двухшажным и одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции. Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором». Спуски: в основной и низкой стойке.

Подъемы: ступающим и скользящим шагом.

Торможение: палками и падением.

3.4

Подвижные игры

Техника безопасности во время подвижных игр.                                                                На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол: подвижные игры типа «Точная передача»  Баскетбол: подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

3.5

Футбол

Техника безопасности на уроках по футболу.                                                              Удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу;

3.6

Баскетбол

Техника безопасности на уроках по баскетболу.                                                             Ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча);

3.7

Пионербол

Техника безопасности на уроках по пионеболу.                                                             Ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча различными способами через волейбольную сетку.

3.8

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО

Повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

  В результате изучения физической культуры в 1 классе учащиеся научатся:

  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять строевые упражнения.

  Учащиеся получат возможность научиться:

  • здоровому образу жизни, навыку систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
  • величиной физических нагрузок, взаимодействию со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.

   

  Содержание учебного предмета.  

2 класс                           

Наименование раздела

Основные виды учебной деятельности

1

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований.

Появление мяча, упражнений и игр с мячом.

История зарождения древних Олимпийских игр.

Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие.

 Закаливание организма (обтирание)

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча.

Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок.

Измерение длины и массы тела

3

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.             Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.                                                                 Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

3.1

Гимнастика с основами акробатики

Техника безопасности на уроках гимнастики      

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами

3.2

Легкоатлетические упражнения

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену

3.3

Лыжная подготовка

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой

3.4

Подвижные игры

Техника безопасности во время подвижных игр.                                                                На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка». На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

3.5

Футбол

Техника безопасности на уроках по футболу.                                                              Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

3.6

Баскетбол

Техника безопасности на уроках по баскетболу.                                                             Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

3.7

Пионербол

Техника безопасности на уроках по пионеболу.                                                             Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок»

3.8

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО

Повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»

Ученик 2 класса научится:

- соблюдать правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.

- выполнять правила личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.

- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;

- выполнять игровые действия, играть по правилам.

- знать и иметь представление: правила поведения и технику безопасности при проведении игр; названия и правила изучаемых игр;

- уметь правильно выполнять двигательные действия во время игры; самостоятельно играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом:  держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, броски.

-знать и иметь представление: понятий шеренга, колонна, ходьба, бег, темп, прыжок, метание, вертикальная цель, дистанция, старт, финиш, беговая дорожка; название метательных снарядов, прыжкового инвентаря; иметь представление о физических качеств быстрота, выносливость, сила. - уметь прыгать в длину с места, выполнять с места метание малого мяча на меткость и дальность и бегать на короткие дистанции до 30 и 60 метров с максимальной скоростью.

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и коррекции её нарушений;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений.

   

 Содержание учебного предмета.  

       3 класс

                                       

Наименование раздела

Основные виды учебной деятельности

1

Знания о физической культуре

Физическая культура у народов Древней Руси.

Связь физических упражнений с трудовой деятельностью.

Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные).

Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ)

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол.

Развитие выносливости во время лыжных прогулок.

Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.

Проведение элементарных соревнований.

3

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.             Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.                                                                 Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

3.1

Гимнастика с основами акробатики

Техника безопасности на уроках гимнастики  

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения. из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне. Опорный прыжок    

переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

3.2

Легкоатлетические упражнения

Техника безопасности на уроках легкой атлетика     - Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий и низкий старт с последующим стартовым ускорением.

Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.

Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.

Метание: малого мяча на дальность способом «из-за головы» стоя на месте и «из-за головы через плечо» с разбега.

3.3

Лыжная подготовка

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки                                                                 Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах: ступающим и скользящим шагом; попеременным двухшажным и одновременным одношажным и двухшажным ходом; чередование шагов и ходов во время передвижения по дистанции.

Повороты: переступанием на месте и в движении; «упором». Спуски: в основной и низкой стойке.

Подъемы: ступающим и скользящим шагом.

Торможение: палками и падением.

3.4

Подвижные игры

Техника безопасности во время подвижных игр.                                                                На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».

3.5

Футбол

Техника безопасности на уроках по футболу.                                                              Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».

3.6

Баскетбол

Техника безопасности на уроках по баскетболу.                                                             Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».

3.7

Волейбол  

Техника безопасности на уроках по волейбола.                                                              Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».

3.8

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО

Повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Результаты  освоения учебного предмета «Физическая культура».

Ученик 3 класса научится:

  • знать историю и особенности зарождения и развития физической культуры и спорта, излагать факты истории развития физической культуры, характеризуя ее роль и значение в жизни человека;
  • способы и особенности движений и передвижений;
  • положительный результат влияния занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения;
  • способы простейшего контроля за деятельностью жизнеобеспечивающих систем;
  • терминологию разучиваемых упражнений, функциональный смысл и направленность воздействия на организм;
  • общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактику нарушений осанки;
  • правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий.
  • Ученик получит возможность:
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами;
  • метать и бросать мячи; лазать и перелазать через препятствия; выполнять гимнастические и акробатические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России) и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
  • выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
  • выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, силы, скорости и гибкости;
  • составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
  • использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры на отдыхе и при проведении досуга;
  • измерять индивидуальные показатели физического развития и развитие основных физических качеств;
  • оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
  • взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий физической культурой, оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам;
  • выполнять навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия  игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия;
  • организовывать места занятий  физическими  упражнениями

        Содержание учебного предмета.  

        4 класс.  

                                       

Наименование раздела

Основные виды учебной деятельности

1

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

3

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.             Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.                                                                 Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

3.1

Гимнастика с основами акробатики

Техника безопасности на уроках гимнастики  

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев,кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги»

3.2

Легкоатлетические упражнения

Техника безопасности на уроках легкой атлетика  

 Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой -

Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.

Метание: малого мяча на дальность с разбега.

3.3

Лыжная подготовка

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки                                                                 .Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. Спуски в основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом». Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременнымдвухшажным. Поворот переступанием Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

3.4

Подвижные игры

Техника безопасности во время подвижных игр.                                                                На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела). На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».

3.5

Футбол

Техника безопасности на уроках по футболу.                                                              Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).

3.6

Баскетбол

Техника безопасности на уроках по баскетболу.                                                             Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

3.7

Волейбол  

Техника безопасности на уроках по волейбола.                                                              Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол»

3.8

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО

Повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

 Результаты освоения программы по физической культуре

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами
  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  • выполнять передвижения на лыжах

  1. Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.  

                                                            1 класс.

Название темы (разделов)

Количество часов

1

Знания о физической культуре

Изучается в ходе урока

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Изучается в ходе урока

3

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей  направленностью

99

3.1

Гимнастика с основами акробатики

12

3.2

Легкоатлетические упражнения

                   28

3.3

Лыжная подготовка

13

3.4

Спортивные игры

26

3.5

Подвижные игры

20

3.6

Футбол

Изучается в ходе урока

3.7

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Изучается в ходе урока

         

           Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2 класс.

Название темы (разделов)

Количество часов

1

Знания о физической культуре

Изучается в ходе урока

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Изучается в ходе урока

3

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей  направленностью

102

3.1

Гимнастика с основами акробатики

12

3.2

Легкоатлетические упражнения

29

3.3

Лыжная подготовка

11

3.4

Спортивные игры

29

3.5

Подвижные игры

21

3.6

Футбол

Изучается в ходе урока

3.7

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Изучается в ходе урока

        Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.    

3 класс

Название темы (разделов)

Количество часов

1

Знания о физической культуре

Изучается в ходе урока

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Изучается в ходе урока

3

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей  направленностью

102

3.1

Гимнастика с основами акробатики

12

3.2

Легкоатлетические упражнения

29

3.3

Лыжная подготовка

10

3.4

Спортивные игры

32

3.5

Подвижные игры

19

3.6

Футбол

Изучается в ходе урока

3.7

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Изучается в ходе урока

        Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.  

                                                                               4  класс

Название темы (разделов)

Количество часов

1

Знания о физической культуре

Изучается в ходе урока

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Изучается в ходе урока

3

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей  направленностью

102

3.1

Гимнастика с основами акробатики

12

3.2

Легкоатлетические упражнения

27

3.3

Лыжная подготовка

10

3.4

Спортивные игры

31

3.5

Подвижные игры

22

3.6

Футбол

Изучается в ходе урока

3.7

Подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Изучается в ходе урока

  1. Список литературы.

  1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  2. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений  М.: Просвещение, 2013г.
  3. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989.
  4. Лях В.И Мейсон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа. М.: Просвещение, 1993
  5. Матвеев А.П., Матвеева С.А., Пузырь Ю.П. Хрестоматия по физической культуре. Начальная школа. М.: Радио Софт, 2002.
  6. Планируемые результаты начального общего образования.  Под редакцией. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
  7. Подвижные игры. 1-4 классы /Автор  составитель. А.Ю. Патрикеев. М.: ВАКО, 20
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». Источник: «Российская газета»; федеральный выпуск № 5976 от 31.12.2011г
  10. Комплексная программа Физического воспитания для учащихся  1-11 классы. М. Просвещение. 2009.
  11. Рабочая программа по Физической культуре 1-4 класс. Составитель. А.Ю. Патрекеев. М.: ВАКО, 2018.
  12. Физическая культура. Входные и проверочные работы: 1-4 класс. Автор. составитель В.Н. Верхлин, К.А.Воронцов. М.:ВАКО, 2012.  (Контрольно-измерительные материалы).

        

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс (3 часа)

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования,Примерной программы общего образованияи...

Рабочая программа по физкультуре для 1 класса, УМК "Перспектива"

Рабочая программа на 2012/2013 учебный год по физической культуре для 1 классаСоставила учитель начальных классов Ситдикова Милеуша АсхадулловнаДанная программа составлена на основе Федерального госуд...

Рабочая программа по физкультуре для 2 класса, УМК "Перспектива"

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММАна 2012/2013 учебный годПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА                          Данная программа с...

Рабочая программа по физкультуре для 1 класса

Рабочая программа по физкультуре для 1 класса (ФГОС)...

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по физкультуре 1-4 класс по системе Л.В.Занкова...