Организация сохранения и развития здоровья в образовательном пространстве.
статья по физкультуре по теме

Плясинова Ольга Львовна

Как воспитать здорового ученика в условиях современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сохранения и развития здоровья в образовательном пространстве   

                                                                                             

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

В последнее время, сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.

Педагогический коллектив начальной школы рассматривает понятие «здоровье» как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса  четырёх компонентов:

-здоровья физического;

-здоровья социального;

-здоровья психического;

-здоровья духовно-нравственного.

Физическое здоровье школьников.

Приоритетным направлением деятельности школы является  сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереотипов  и потребностей в здоровом образе жизни. Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, - охраны и укрепления здоровья. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается нашими педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном пространстве и пространственно-предметном окружении» (Ю.А.Янсон). Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно? Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления работы по здоровьесбережению:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • создание условий;
  • формирование здорового образа жизни.

Наши наблюдения констатируют, что количество здоровых учащихся не увеличивается, а имеет тенденцию к уменьшению. На эту динамику оказывают влияние множество факторов: экологическое состояние города, образ жизни, качество питания, качество оказания медицинских услуг, безответственность родителей, перегруженность программным материалом и другие. Возможно, поэтому и приходит сознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. И это определяет стратегию деятельности образовательного учреждения по проблеме здоровья учащихся.

Результаты работы по данному направлению дают основания надеяться на позитивные изменения в области здоровьесбережения наших учащихся:

-в учебный план школы введён третий урок физкультуры – во 2-5-х классах обучение плаванию, а в 1 классе – подвижные игры;

-работает оборудованный  тренажёрный зал  и хореографический;

-оборудован медицинский блок, состоящий из кабинетов педиатра, логопеда, процедурного кабинета;

-организовано питание учащихся, работа школьной столовой и буфета;

-ведётся контроль  учебной перегрузки обучающихся;

-оптимально организован учебный  день с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей;

-ведётся работа по привлечению максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях в рамках работы ОДОД (ОФП, футбол, баскетбол)

Проведены организационные мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Психическое здоровье школьников

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием  адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных  ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни: от рождения до последних дней  пребывания на земле.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Социальное здоровье школьников.

Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также  адаптация детей к социуму.

         К сожалению, наблюдается увеличение числа неполных семей учащихся. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной  задачей  работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.

Система формирования социального здоровья учащихся рассматривается педагогами нашей школы как целостность взаимодействующих между собой структур воспитательно-образовательного процесса школы на основе сотрудничества. Это единство психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательно-образовательного аспектов жизнедеятельности школы, которые позволяют обеспечить оптимальные условия для социального становления, личностно-творческого развития, формирования здорового образа жизни школьников.

Духовно-нравственное здоровье школьников.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Современное образование переживает процесс модернизации, что связано с обновлением общественных отношений и неизбежно влечёт за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, которые становятся не только регуляторами жизнедеятельности общества, но и приоритетным направлением в формировании целостной личности с высоким уровнем интеллектуального кругозора, плюрализма, свободы мировоззренческих установок, нравственных ориентиров и открытости.

В связи с этим значительно возросла роль школы, в рамках которых происходит духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Перед педагогическим  коллективом  нашей школы стоит цель:  формирование социально-активной, нравственно-здоровой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Для достижения данной цели в школе создана система работы по формированию и совершенствованию духовно-нравственного здоровья школьников.

Заключение.

Понятие «здоровье человека» - многоаспектная категория. Это производное от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений, здоровой школы. Именно школа должна помочь осознать детям и молодежи идеи здоровой и мирной жизни на базе единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Список литературы.

  1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.
  2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4.
  3. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006. -436 с.: ил.
  4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
  6. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
  7. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.
  8. Янсон Ю.А.Оздоровительные модели физического воспитания школьников/ Валеология 1997, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

Знание здоровье сберегающих технологий важная составляющая технологий компетентности современного учителя. Используя технологии учитель разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроке....

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях

Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать п...

Выступление на городском Аналитическом совете по сохранению жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Представление опыта работы "Опыт,  проблемы организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным программам в системе общего образования"...

«Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве»

Процессы, происходящие в российском обществе в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижен...

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...