Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
учебно-методический материал (здоровый образ жизни, 4 класс) по теме

Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев­ной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kompleksnoy_raboty_po_zdorovesberezheniyu.docx61.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Балаково Саратовской области

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья

в образовательных учреждениях

 

 

подготовила

учитель начальных классов

Ганичкина Людмила Михайловна

2014 год

                                                 

                                                                     

Здоровьесбережение

                                                             

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях

Проанализировав состояние здоровьесберегающей системы нашей школы, можно сказать, что главной целью работы школы по здоровьесбережению является формирование потребности у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В школе разработана программа здоровьесбережения.

Цели программы:

- создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;

- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;

- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;

- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.

Задачи программы:

- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по  данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.

Функции различных категорий работников школы

Функции  медицинской службы школы:

* проведение диспансеризации учащихся школы;

* медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;

* выявление учащихся специальной медицинской  группы.

Функции администрации:

* общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

* общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

* организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

* организация и контроль уроков физкультуры;

* обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

* разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

* организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;

* организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

* организация работы психологической  службы в школе.

Функции классного руководителя:

* санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

* организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

*организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

* организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;

* организация и проведение профилактических работы с родителями;

* организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

* организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

* организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

* организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Участники программы:

- учащиеся

-педагогическое сообщество

- родители.

- социальные партнеры (2-я городская клиническая больница, ИГЭУ)

Ожидаемые конечные результаты программы:

* повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

* рост   уровня   физического   развития   и   физической   подготовленности школьников.

* повышение приоритета здорового образа жизни;

* повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

* повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

* повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении,  как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Реализация программы направлена на формирование у учащихся

культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

* культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

* культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

* культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управлять   своими   мыслями   и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

* формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

* формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

* формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

* формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Методы контроля над реализацией программы:

* проведение заседаний Методического совета школы;

* посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;

* создание методической копилки опыта;

* мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

* сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

* контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • реабилитационную работу:
  • обязательное медицинское обследование;
  • мероприятия по очистке воды.

Просветительское  направление предполагает:

* организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

* организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

* пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

* использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

* предупреждение проблем развития ребенка;

* обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

* развитие познавательной и учебной мотивации;

* формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

* совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;

* организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительноенаправление предполагает:

* организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

* привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

* широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

  • проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:
  • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Здоровьесберегающие  образовательные технологии:

- здоровьесберегающие медицинские технологии;

- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

Реализация основных направлений программы:

  1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

  2. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  3. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  4. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  5. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  6. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  7. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  8. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
  9. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  10. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  11. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Применение разнообразных форм работы.

1.Учёт состояния детей:

* анализ медицинских карт;

* определение группы здоровья;

* учет посещаемости занятий;

* контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

* организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

* динамические паузы;

* индивидуальные занятия;

* организация спортивных перемен;

* дни здоровья;

* физкульминутка для учащихся;

* организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным  пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

* открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

* открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

* спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис.

План деятельности по реализации программы

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Медицинское направление.

 

 

 

1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик  состояния здоровья детей в школе;

-выявление учащихся специальной медицинской  группы;

-ведение строгого учета детей по группам здоровья;

- формирование групп здоровья по показателям.

врач школы

 

 

ежегодно

медицинские карты, листы здоровья в классных журналах

1.2.

Проведение диспансеризации учащимся школы.

врач школы

 

ежегодно

 

1.3.

Проведение  медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.

врач школы

  

ежегодно

  план  медосмотров

1.4.

Медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья.

врач школы

 

ежегодно

 план  медосмотров

1.5.

Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

врач школы

 

ежегодно

 план прививок

1.6.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

врач школы

 

ежегодно

 классные журналы

1.7.

Анализ случаев травматизма в школе.

 

врач школы,

заместитель директора

ежегодно

 материалы отчетов

1.8.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

врач школы

ежегодно

 материалы отчетов

1.9.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

мед.сестра

ежедневно в течение года

 

1.10.

Смотр кабинетов, их соответствия гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка

мед.сестра, учителя

ежедневно в течение года

 

1.11.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

заместитель директора

ежегодно

справка по оценке расписания

1.12.

Постоянный контроль за школьной столовой.

врач школы директор школы

ежедневно в течение года

 

2.

Просветительское направление

 

 

 

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

заместитель директора

ежегодно

график проведения лектория

2.2.

Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни.

заместитель директора

201…-201… уч. г.

тематика лектория

2.3.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.4.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.5.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

заместители директора

201…-201…у.г.

протокол педсовета

2.6.

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).

заместитель директора

ежегодно

план работы

2.7.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

заместитель директора

ежегодно

план работы

2.8.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя-предметники

в течение года

 планы уроков

3.

Психолого-педагогическое направление.

 

 

 

 

3.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

 администрация школы

 ежегодно

 план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье  детей;

- изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах;

-  изучение психологических возможностей и готовности детей   к школе;

-  выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения;

-  разработка и внедрение системы медико-физиологического   контроля за адаптацией учащихся    к различным формам  обучения.

психолог школы,

врач школы,

классные руководители

ежегодно

диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

психолог школы

ежегодно

план работы психолога

3.4.

Конференция по  теме «Здоровьесберегающие технологии обучения»

заместитель директора

201…-201…уч..г.

материалы конференции

3.5.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

ежегодно

 планы уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление.

 

 

 

4.1.

Организация спортивных мероприятий.

 

учителя физической культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

заместитель директора

ежегодно

план работы кружков и секций

4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

заместитель директора

ежегодно

план работы

5.

Диагностическое направление

 

 

 

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

председатель МС

ежегодно

результаты мониторинга

5.2.

Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».

председатель МС, психолог

201…-201… уч. г.

материалы семинара

 

Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива

 Органы управления. 

 Мероприятия программы «Здоровье»

 

Управляющий Совет

1.  Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения.

2.  Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса.

3.  Анализ влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний и уровень обученности.

4.  Анализ дозировки учебной нагрузки:                        учебные планы;  график контрольных работ.

5.  Анализ эффективности уроков физкультуры.

6.  Итоговый анализ состояния здоровья учащихся.

 

Педагогический Совет

1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения.

2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).

4.Здоровьесбережение при применении ИКТ.

 

Методический Совет

1.Обсуждение Программы здоровьесбережения.

2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

3.Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования.

4.Методическая панорама «Здоровьесберегающие  технологии».

5.Организация методической недели «Обучение и  воспитание с успехом».

6.Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам.

7.Кураторство над лекторскими группами старшеклассников «Жизнь без наркотиков».

Общешкольный родительский комитет

1.Ознакомление родителей с  деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

2.Круглый стол «Здоровье наших детей».

3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья».

4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами.

5.Анализ результатов работы  школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

 

МО мониторинга здоровьесбережения

1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе.

2.Комплектование полного пакета документов по  реализации Программы здоровьесбережения.

3.Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни.

4.Составление рационального режима дня для учащихся.

Можно сделать вывод, что работа по сохранению и укреплению здоровья в нашем образовательном учреждении ведется в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...

Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся

В своей педагогической практике я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, ...

"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...

Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских клубов по месту жительства

В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в по...

Формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

В статье представлены формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса....

Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.

Показан опыт в сфере деятельности  педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...