Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
учебно-методический материал (здоровый образ жизни, 4 класс) по теме
Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kompleksnoy_raboty_po_zdorovesberezheniyu.docx | 61.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Балаково Саратовской области
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья
в образовательных учреждениях
подготовила
учитель начальных классов
Ганичкина Людмила Михайловна
2014 год
Здоровьесбережение
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
Проанализировав состояние здоровьесберегающей системы нашей школы, можно сказать, что главной целью работы школы по здоровьесбережению является формирование потребности у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В школе разработана программа здоровьесбережения.
Цели программы:
- создание в школе организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников образовательного процесса;
- создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.
Задачи программы:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике.
Функции различных категорий работников школы
Функции медицинской службы школы:
* проведение диспансеризации учащихся школы;
* медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
* выявление учащихся специальной медицинской группы.
Функции администрации:
* общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
* общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
* организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
* организация и контроль уроков физкультуры;
* обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
* разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
* организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
* организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
* организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
* санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
* организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
*организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
* организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
* организация и проведение профилактических работы с родителями;
* организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
* организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
* организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
* организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Участники программы:
- учащиеся
-педагогическое сообщество
- родители.
- социальные партнеры (2-я городская клиническая больница, ИГЭУ)
Ожидаемые конечные результаты программы:
* повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
* рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
* повышение приоритета здорового образа жизни;
* повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
* повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
* повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.
Реализация программы направлена на формирование у учащихся
культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
* культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
* культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
* культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
* формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
* формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
* формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
* формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
* проведение заседаний Методического совета школы;
* посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
* создание методической копилки опыта;
* мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
* сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
* контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- проведение физкультминуток;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- планомерная организация питания учащихся;
- реабилитационную работу:
- обязательное медицинское обследование;
- мероприятия по очистке воды.
Просветительское направление предполагает:
* организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
* организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
* пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление предполагает:
* использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
* предупреждение проблем развития ребенка;
* обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
* развитие познавательной и учебной мотивации;
* формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
* совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
* организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительноенаправление предполагает:
* организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
* привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
* широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
- здоровьесберегающие медицинские технологии;
- здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
- здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Реализация основных направлений программы:
Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
- Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Применение разнообразных форм работы.
1.Учёт состояния детей:
* анализ медицинских карт;
* определение группы здоровья;
* учет посещаемости занятий;
* контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
* организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
* динамические паузы;
* индивидуальные занятия;
* организация спортивных перемен;
* дни здоровья;
* физкульминутка для учащихся;
* организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
* открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
* открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
* спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис.
План деятельности по реализации программы
№ | Мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки | Планируемый результат и выполнение |
1. | Медицинское направление. |
|
|
|
1.1. | Медико-педагогическая экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; -выявление учащихся специальной медицинской группы; -ведение строгого учета детей по группам здоровья; - формирование групп здоровья по показателям. | врач школы
| ежегодно | медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
1.2. | Проведение диспансеризации учащимся школы. | врач школы
| ежегодно |
|
1.3. | Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов. | врач школы
| ежегодно | план медосмотров |
1.4. | Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. | врач школы
| ежегодно | план медосмотров |
1.5. | Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. | врач школы
| ежегодно | план прививок |
1.6. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | врач школы
| ежегодно | классные журналы |
1.7. | Анализ случаев травматизма в школе.
| врач школы, заместитель директора | ежегодно | материалы отчетов |
1.8. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | врач школы | ежегодно | материалы отчетов |
1.9. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | мед.сестра | ежедневно в течение года |
|
1.10. | Смотр кабинетов, их соответствия гигиеническим требованиям: проветривание, освещение, отопление, вентиляция, уборка | мед.сестра, учителя | ежедневно в течение года |
|
1.11. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | заместитель директора | ежегодно | справка по оценке расписания |
1.12. | Постоянный контроль за школьной столовой. | врач школы директор школы | ежедневно в течение года |
|
2. | Просветительское направление |
|
|
|
2.1. | Организация просветительской работы с родителями (лекторий). | заместитель директора | ежегодно | график проведения лектория |
2.2. | Разработка и внедрение родительского лектория по здоровому образу жизни. | заместитель директора | 201…-201… уч. г. | тематика лектория |
2.3. | Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. | администрация школы | ежегодно | план работы |
2.4. | Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. | администрация школы | ежегодно | план работы |
2.5. | Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни» | заместители директора | 201…-201…у.г. | протокол педсовета |
2.6. | Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ). | заместитель директора | ежегодно | план работы |
2.7. | Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. | заместитель директора | ежегодно | план работы |
2.8. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. | учителя-предметники | в течение года | планы уроков |
3. | Психолого-педагогическое направление. |
|
|
|
3.1. | Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. | администрация школы | ежегодно | план работы |
3.2. | Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам: - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение умственного развития учащихся с целью возможности продолжения обучения в профильных классах; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения; - разработка и внедрение системы медико-физиологического контроля за адаптацией учащихся к различным формам обучения. | психолог школы, врач школы, классные руководители | ежегодно | диагностические исследования |
3.3. | Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. | психолог школы | ежегодно | план работы психолога |
3.4. | Конференция по теме «Здоровьесберегающие технологии обучения» | заместитель директора | 201…-201…уч..г. | материалы конференции |
3.5. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | учителя-предметники | ежегодно | планы уроков |
4. | Спортивно-оздоровительное направление. |
|
|
|
4.1. | Организация спортивных мероприятий.
| учителя физической культуры | ежегодно | план работы |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. | заместитель директора | ежегодно | план работы кружков и секций |
4.3. | Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. | заместитель директора | ежегодно | план работы |
5. | Диагностическое направление |
|
|
|
5.1. | Мониторинг состояния здоровья детей. | председатель МС | ежегодно | результаты мониторинга |
5.2. | Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития». | председатель МС, психолог | 201…-201… уч. г. | материалы семинара |
Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
Органы управления. | Мероприятия программы «Здоровье» |
Управляющий Совет | 1. Создание временной творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения. |
2. Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса. | |
3. Анализ влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний и уровень обученности. | |
4. Анализ дозировки учебной нагрузки: учебные планы; график контрольных работ. | |
5. Анализ эффективности уроков физкультуры. | |
6. Итоговый анализ состояния здоровья учащихся. | |
Педагогический Совет | 1.Обсуждение и принятие Программы здоровьесбережения. |
2.Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. | |
3.«Аукцион» педагогических идей (здоровьесберегающие технологии). | |
4.Здоровьесбережение при применении ИКТ. | |
Методический Совет | 1.Обсуждение Программы здоровьесбережения. |
2.Составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий. | |
3.Разработка критериев и индикаторов уровня здоровья участников образовательного процесса для мониторинга оценки качества образования. | |
4.Методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии». | |
5.Организация методической недели «Обучение и воспитание с успехом». | |
6.Мониторинг влияния состояния здоровья учащихся на качество знаний по предметам. | |
7.Кураторство над лекторскими группами старшеклассников «Жизнь без наркотиков». | |
Общешкольный родительский комитет | 1.Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. |
2.Круглый стол «Здоровье наших детей». | |
3.День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья». | |
4.Ознакомление родителей с различными оздоровительными системами. | |
5.Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. | |
МО мониторинга здоровьесбережения | 1.Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе. |
2.Комплектование полного пакета документов по реализации Программы здоровьесбережения. | |
3.Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни. | |
4.Составление рационального режима дня для учащихся. |
Можно сделать вывод, что работа по сохранению и укреплению здоровья в нашем образовательном учреждении ведется в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья«Здоровье - это сос...
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся
В своей педагогической практике я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, ...
"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...
Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских клубов по месту жительства
В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в по...
Презентация" Психолого-педагогические основы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса".
Выступление на МО учителей начальных классов....
Формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
В статье представлены формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса....
Система комплексной работы педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальных классов в соответствии требований ФГОС.
Показан опыт в сфере деятельности педагогического коллектива : все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, инфо...