Система оценки коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
учебно-методический материал (1 класс)
Данный материал будет интересен как учителям, так и специалистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_monitoring_kommunikativnye_navyki_2021.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки коммуникативных навыков
у детей с расстройствами аутистического спектра
Фамилия, имя ребенка: _________________
Умение, навык | 1 класс (первого года обучения) | 1 класс (второго года обучения) | Комментарии | |||
Балл на начало года | Балл на начало года | Балл на конец года | Балл на конец года | |||
Формирование умений выражать просьбы/требования | ||||||
1. Просит повторить понравившееся действие | ||||||
2. Просит один из предметов в ситуации выбора | ||||||
3. Просит поесть/попить | ||||||
4. Требует предметы/игрушки | ||||||
5. Требует выполнения любимой деятельности | ||||||
6. Просит о помощи | ||||||
Сумма баллов | ||||||
2. | Формирование социальной ответной реакции | |||||
1. Откликается на свое имя | ||||||
2. Выражает отказ от предложенного предмета/деятельности | ||||||
3. Отвечает на приветствия других людей | ||||||
4. Выражает согласие | ||||||
Отвечает на личные вопросы | ||||||
Сумма баллов | ||||||
3. | Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события | |||||
1. Дает комментарии в ответ на неожиданное событие | ||||||
2. Умеет называть различные предметы | ||||||
3. Умеет называть различных персонажей из книг, мультфильмов | ||||||
4. Определяет принадлежность собственных вещей (мой) | ||||||
5. Умеет называть знакомых людей по имени | ||||||
6. Комментирует действия, сообщение ,информацию о действиях | ||||||
7. Описывает местонахождение предметов, людей | ||||||
8. Описывает свойства предметов | ||||||
9. Описывает прошедшие события | ||||||
10. Описывает будущие события | ||||||
Сумма баллов | ||||||
4. | Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы | |||||
1. Умеет привлекать внимание другого человека | ||||||
2. Задает вопросы о предмете («Что___?») | ||||||
3. Задает вопросы о другом человеке («Кто___?») | ||||||
4. Задает вопросы о действиях («Что делает___?») | ||||||
5. Задает общие вопросы, требующие ответа да/нет | ||||||
6. Задает вопросы о местонахождении предметов («Где___?») | ||||||
7. Задает вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?») | ||||||
Сумма баллов | ||||||
5. | Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них | |||||
1. Выражает радость, сообщает о радости («ура», «весело») | ||||||
2. Выражает грусть, сообщает о грусти («мне грустно», «грустит») | ||||||
3. Выражает страх, сообщает о страхе («мне страшно») | ||||||
4. Выражает гнев, сообщает о гневе («сердитый», «сердится») | ||||||
5. Сообщает о боли («Больно», «болит») | ||||||
6. Сообщает об усталости («Устал») | ||||||
7. Выражает удовольствие/недовольство («нравится/не нравится») | ||||||
Сумма баллов | ||||||
6. | Формирование социального поведения | |||||
1. Просит повторить социальную игру | ||||||
2. Просит поиграть вместе | ||||||
3. Выражает вежливость | ||||||
4. Умеет поделиться чем-либо с другим человеком | ||||||
5. Выражает чувство привязанности (обнимает, целует) | ||||||
6. Оказывает помощь, когда попросят | ||||||
7. Умеет утешить другого человека | ||||||
Сумма баллов | ||||||
7. | Формирование диалоговых навыков | |||||
1. Умеет инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени | ||||||
2. Умеет инициировать диалог, используя стандартные фразы | ||||||
3. Умеет завершить диалог, используя стандартные фразы | ||||||
4. Умеет поддержать диалог, делясь информацией с собеседником | ||||||
5. Умеет поддержать диалог, организованный собеседником | ||||||
6. Умеет поддержать диалог на определенную тему | ||||||
7. Умеет поддержать диалог в различных социальных ситуациях | ||||||
8. Умеет соблюдать правила разговора (смотрит на собеседника, соблюдает дистанцию, слушает) | ||||||
Сумма баллов | ||||||
Общая сумма баллов |
Для оценки используется балльная система.
«0» - навык не сформирован. Ребенок никогда не использует данный коммуникативный навык.
«1» - навык сформирован частично. Ребенок иногда использует данный коммуникативный навык, (например, только с близкими людьми, только со взрослыми, только в домашних условиях и т.д.) или использует частично - только с подсказкой.
«2» - навык сформирован полностью. Ребенок всегда использует данный навык в различных социальных ситуациях – в разных местах, с разными людьми. Когда все баллы проставлены, посчитайте сумму по каждой области и общую сумму баллов.
Уровни развития коммуникативных умений, навыков:
Низкий уровень: умение выражать просьбы/требования, отказ, согласие, реагировать на свое имя, отвечать на приветствия и простые вопросы, привлекать внимание.
Средний уровень: умения называть различные предметы, людей (по имени), описывать действия и местонахождение предметов; отвечать и задавать простые вопросы, адекватно выражать собственные эмоции.
Высокий уровень: умение описывать свойства, прошедшие и будущие события, умение задавать вопросы, связанные с понятием времени; умения сообщать о собственных эмоциях и чувствах; формирование социального поведения.
Разработано в соответствии с рекомендациями А.В.Хаустова. (А.В.Хаустов. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, 2010г.)
Система оценки коммуникативных навыков у обучающихся с РАС
1 класс (первого года обучения) 2019-2020 г.
ФИО | Формирование умений выражать просьбы/требования | Формирование социальной ответной реакции | Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события | Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы | Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них | Формирование социального поведения | Формирование диалоговых навыков | Общая сумма баллов | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
КГ | 7 | 8 | 6 | 7 | 10 | 12 | 7 | 9 | 7 | 9 | 6 | 8 | 2 | 4 | 45 | 57 | |
КМ | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 6 | |
ПВ | 6 | 9 | 6 | 9 | 5 | 10 | 4 | 7 | 9 | 10 | 7 | 10 | 3 | 8 | 40 | 63 | |
РК | 6 | 7 | 6 | 9 | 6 | 11 | 1 | 5 | 2 | 6 | 3 | 5 | 3 | 7 | 27 | 50 | |
СВ | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 4 | 12 | |
Система оценки коммуникативных навыков у обучающихся с РАС
1 класс (второго года обучения) 2020-2021 г.
ФИО | Формирование умений выражать просьбы/требования | Формирование социальной ответной реакции | Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события | Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы | Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них | Формирование социального поведения | Формирование диалоговых навыков | Общая сумма баллов | |||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
КГ | 12 | 9 | 18 | 12 | 12 | 11 | 10 | 84 | |||||||||
КМ | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 2 | 4 | 24 | |||||||||
ПВ | 12 | 10 | 13 | 11 | 13 | 12 | 9 | 80 | |||||||||
РК | 11 | 10 | 15 | 8 | 7 | 10 | 11 | 72 | |||||||||
СВ | 6 | 4 | 4 | 1 | 4 | 5 | 2 | 26 | |||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра
Теоретические основы исследования зависимости коммуникативно-личностного развития детей с расстройствами аутистического спектра...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА...
Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра в процессе совместного рисования "
Опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра...
Упражнения для развития графомоторных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Причины нарушения развития графомоторных навыков у детей с РАС многообразны. Здесь можно выделить недостаточное развитие памяти и зрительного восприятия, пространственных представлений, а также ручной...
Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с формирования общеучебных умен...