Анализ эффективности проведения учебных занятий
статья по физкультуре на тему
Анализ эффективности проведения учебных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ эффективности проведения учебных занятий | 117.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эффективности проведения учебных занятий
по АФК с детьми младшего школьного возраста, имеющими РАС,
по авторской программе коммуникативно-личностного развития
Экспериментальная проверка эффективности проведения учебных занятий по АФК с детьми младшего школьного возраста (обучающимися в возрасте 8-12 лет), имеющими РАС, по авторской программе коммуникативно-личностного развития проходила на базе 1-5-х классах Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 95» г. Нижнего Новгорода в течение полугода. Она практически подтвердила основные теоретические положения настоящего исследования. Всего в эксперименте участвовало 40 обучающихся 5-и классов; из них 16 обучающихся были отнесены к контрольной группе, а 24 обучающихся занимались по разработанной автором исследования экспериментальной программе. Проведённый анализ статистических данных по вышеописанным тестовым методикам, показал, что коммуникативное развитие младших школьников с РАС экспериментальной группы опережает коммуникативное развитие младших школьников с РАС контрольной группы на 13,9 %. Данные измерений по контрольной и экспериментальной группе записывались в таблицу для сравнительного анализа изменений, в соответствии с трёхуровневым делением детей с РАС. Проявилась положительная динамика в развитии двигательной и коммуникативно-личностной сфер детей с РАС экспериментальных групп (с учётом ранжирования их по уровням сохранности интеллектуальных качеств). Данные эксперимента показали, что количество школьников с высоким уровнем развития моторно-двигательного аппарата увеличилось на 12% (24 – 36,1) за счёт уменьшения количества детей со средним уровнем на 4% (51 – 47,2) и низким уровнем на 8% (25 – 16,7). Соответственно: увеличилось число детей с высоким уровнем развития коммуникативных качеств – на 15% (30 – 45,2) за счёт уменьшения числа детей со средним уровнем на 4% (52 – 48,1) и низким уровнем на 11% (18 – 6,7) (рис.1)..
Соответственно был исчислен ранговый коэффициент корреляции (по Ч. Спирмену) – по формуле К=1 - 6Σ (а1…n – b1…n)2/n(n2 – 1), где К – коэффициент корреляции; а – ранг развития психофизических и двигательных качеств обучающихся; b – ранг развития коммуникативных качеств обучающихся; n – число рангов, или количество учеников в группе. По экспериментальной группе K=0,87 (сильная корреляция).
Рис.1. Динамика изменений двигательных и коммуникативных качеств обучающихся младших классов за период работы с ними по экспериментальной программе
Практика работы с обучающимися младшего школьного возраста с РАС показала, что для всех выделенных нами трёх групп обучающихся для развития коммуникативных качеств в ходе занятий по АФК с успехом применимы командные построения и перестроения, а также гимнастические упражнения. Особенно успешными для речевого развития обучающихся оказались упражнения на развитие мелкой моторики:
- с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру);
- со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену);
- с малыми мячами (перекладывания из руки в руку,подбрасывание двумя руками, удары мяча в стену - в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя);
- с набивными мячами –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).
Очень эффективными в достижении цели нашего исследования оказались упражнения на развитие точности и координации движений:
- построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения;
- ходьба между различными ориентирами;
- бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем);
- несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.
Нами также замечено, что коммуникативную сферу обучающихся с РАС на занятиях развивает частая смена разнообразных и активных движений (лёгкий бег, движения ползком, вращения туловища, прыжки и т.д.).
Оказались весьма эффективными и вышеописанные кинезиологические упражнения: «Крюки», «Кочерга», «Энергетизатор», Слон».
В ходе нашего исследования была подтверждена эффективность методики Э.В. Плаксуновой [55] по использованию специально разработанной системы дидактических игр на уроках АФК с целью преодоления школьниками социально-психологической дезадаптации и полномасштабного включения детей с РАС в широкий процесс социализации, социальной и межличностной коммуникации. В качестве игровых средств в данной методике были выделены основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без предметов. Педагог, включаясь в игровую деятельность, становился образцом для подражания и моделирования ситуаций коммуникативного взаимодействия. В этих играх усложнение задач двигательной активности детей с РАС происходило параллельно с освоением ими смыслового поля каждого действия в игре, с усилением семантических связей между понятиями, которыми оперировал педагог, что в итоге давало активный толчок к коммуникативному и когнитивно-личностному развитию детей с РАС на занятиях по АФК.
Нами были апробированы следующие дидактические игры, входящие в вышеназванный комплекс учебных заданий Э.В. Плаксуновой [55] (подробное описание игр см. в Приложении). В игре «Ровным кругом» основной акцент делался на активизации подражательных способностей детей с РАС и их умении выполнять движения в пространстве собственного тела в соответствии с активизацией речевой деятельности ведущего (ходьба – остановка - изменение направления движения). В игре «Шар» тот же эффект координации движений, согласования действий со смыслом и характером речевых актов ведущего (педагога) достигался при изменении направления ходьбы «вперёд-назад» и свободного бега. В игре «Поезд» согласованность движений напрямую зависила от слаженности командных действий играющих, регулируемых речью ведущего (педагога). В основе игры «Карусель» - тренировка быстроты переключения с одного двигательного действия на другое и изменения скорости движений (ходьба – бег - остановка и т.д.), что связано с вниманием к содержательному контексту речи ведущего. В игре «Солнышко — дождик» умение ориентироваться в пространстве и целенаправленность движений тренировались в силу условного разделения пространственных зон на статические («домики») и свободные («полянки»), связанные с изменением внешних стимулов двигательной активности. В игре «Передай мяч» основное – развитие сенсомоторной координации, двигательной реакции, коррекция мелкой моторики, активизация речи детей с РАС благодаря изменению направления передачи мяча по соответствующему звуковому сигналу, который варьировался в зависимости от источников передачи звука (свисток, хлопок, голос). Игра «Быстрые мячи» позволила дифференцировать усилия при последовательной передаче разных мячей, тренировать мелкую моторику и способности быстро переключать внимание и изменять направление передачи; развивать двигательные реакции, быстроту и точность движений кисти. Игра «Говорящий мяч» была нацелена на активизацию мышления и расширение активного словаря в процессе развития сенсомоторной координации, умения дифференцировать усилия при броске и ловле мяча, внимательно зрительно отслеживать направление движения мяча.
В процессе экспериментальной проверки был сделан вывод, что на занятиях по АФК детям оказался необходим специальный инвентарь, обеспечивающий действия с предметами, которые являлись бы «усилителями» каналов получения сенсорных ощущений
Также нами на основе наблюдений и экспериментальных действий отмечено, что на успешность выполнения физических упражнений младшими школьниками с РАС, помимо целевой установки, влияют визуально-пространственное сопровождение, верная ориентировка в пространстве (действия в знакомом помещении, в окружении знакомых людей и с изученным инвентарём).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка .Организация и проведение учебного занятия "Введение в образовательную программу Истоки"
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе "Истоки".Она может быть использована педагогами дополнительного образования, учит...
Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей дете...
Анализ и самоанализ учебного занятия по ФГОС
Представлен подробный анализ и самоанализ учебного занятия по ФГОС, комплексный анализ урока, требования, предъявляемые к различным типам уроков. Материал будет полезен практикующим учителям, руководи...
Анализ эффективности работы ММО учителей начальных классов городского округа в 2019-2020 учебном году
Цель работы ММО учителей начальных классов городского округа - создание условий для повышения теоретического, методического, профессионального мастерства педагогов, выявлений эффективных методов...
Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования
Показатели эффективности учебного занятия в системе дополнительного образования...
«Анализ и самоанализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей»
laquo;Анализ и самоанализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей»...
- Мне нравится (1)