Организационные подвижные игры.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Поляков Дмитрий Васильевич

Организационные игры могут проводиться в любой части урока. Их задача в начале занятия – организация детей, концентрация внимания, формирование правильной осанки в различных построениях и перестроениях, проверка знаний терминологии ОРУ. Основную часть следует посвятить преимущественно активной деятельности – выполнению упражнений со значительной физической и эмоциональной нагрузкой, в том числе направленные на совершенствование двигательных умений и навыков. В конце урока проводятся игры для успокоения и организованного завершения занятия, не требующие большого возбуждения и мышечного напряжения. Лучше отдавать предпочтение играм на внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionnye_podvizhnye_igry.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Организационные подвижные игры».

Организационные игры могут проводиться в любой части урока. Их задача в начале занятия – организация детей, концентрация внимания, формирование правильной осанки в различных построениях и перестроениях, проверка знаний терминологии ОРУ. Здесь могут применяться такие игры, как «Класс, смирно!», «Верь ушам, а не глазам», «Быстро по местам!», «Выполни фигуру» и др. Основную часть следует посвятить преимущественно активной деятельности – выполнению упражнений со значительной физической и эмоциональной нагрузкой, в том числе направленные на совершенствование двигательных умений и навыков, например: «У ребят порядок строгий», «Быстро и аккуратно переложи маты». В конце урока проводятся игры для успокоения и организованного завершения занятия, не требующие большого возбуждения и мышечного напряжения. Лучше отдавать предпочтение играм на внимание.

подготовительная часть урока

Широта воздействия подвижных игр на организм учащихся предъявляет определенные методические требования к их проведению. Методика здесь подчиняется общим требованиям, но имеет и свою специфику.

Быстро по местам!

 Задачи:

 – биологического развития: формировать правильную осанку, пространственные ощущения в различных точках зала и в строю;

 – образовательные: обучать школьников различным построениям, совершенствовать быстроту и качество их выполнения; объяснить исходные правила удержания правильной осанки;

 – воспитательные: способствовать психосоциальной и физической адаптации детей к условиям урока, учить запоминать свое место в строю и занимать его, не мешая другим.

Содержание игры.

Класс выстраивается в одну шеренгу или колонну или в две шеренги в разных концах зала. По команде учителя: «Убежали!» – все дети разбегаются в разные стороны. По второй команде: «Быстро по местам!» – все должны вернуться в исходное положение.

Подведение итогов.

 Если класс построен в одну шеренгу, то проигрывает и получает штрафное очко тот, кто занял место последним, а если разделен на две шеренги (колонны), то побеждает команда, которая не только быстро построилась, но и не нарушала при этом дисциплину.

Правила игры

1. Возвращаться в строй можно только после команды: «Быстро по местам!». 2. Занимая свое место в строю, нельзя мешать другим игрокам: толкать их, задерживать и т.п. 3. В строю нужно стоять, сохраняя правильную осанку. В случае нарушения игрок получает штрафное очко.

Методические указания.

 Построения могут быть самыми разнообразными: в две шеренги лицом друг к другу, в два круга, положив руки на плечи соседей, и др. По мере освоения простейших построений можно предлагать детям более сложные варианты. Вначале особое внимание необходимо обращать на качество построения: равнение в шеренге или колонне, соблюдение дистанции и интервала, знание учащимися своего места в строю – как относительно рядом стоящих товарищей, так и того места, где он стоит. Затем добавляется учет скорости построения. Особое внимание следует уделить осанке учащихся – вначале в строю, а затем и в движении, напомнив детям, что нужно избегать излишнего напряжения мышц.

Класс, смирно!

Задачи:

 – биологического развития: формировать пространственную ориентацию, правильную осанку, развивать статическую сил мышц туловища;

– образовательные: проверять технику выполнения строевых упражнений, знание терминологии и техники принятия положений рук, ног, туловища и движений ими; развивать концентрацию внимания на выполняемых действиях;

 – воспитательная: обучать поведению в групповых играх, взаимоуважению.

Содержание игры.

Класс выстраивается в одну шеренгу. Учитель, стоя лицом к детям в 5–6 шагах перед ними, подает команды. Если учитель предварительно перед командой, например, скажет слово класс, например: «Класс, руки вперед», – команда выполняется. Но если это слово не произнесено, ее выполнять не нужно. Ученики, которые допустили ошибку, делают шаг вперед. Можно предложить им встать в конце строя. Вариант. Если учитель скажет слово так и выполнит любое движение, играющие должны повторить его, а если этак, то играющие не должны повторять движение.

Правила игры:

1. Выполнять команды должны все одновременно. Несвоевременное и неправильное выполнение считается ошибкой.

 2. Небрежное выполнение движений: неточное положение рук, расслабленные руки, кисти – также считается ошибкой.

Подведение итогов.

Побеждают те ученики, которые ни разу не ошиблись, технически правильно выполняли названные действия или принимали нужное положение, сохраняя правильную осанку.

Методические указания.

 Нельзя отстранять от игры учеников, которые допустили ошибку. Перед началом игры нужно предложить детям принять правильную осанку – основную стойку – или подать команду: «Смирно!» – проверить, не слишком ли сильно напряжены мышцы, и предупредить, что все последующие действия нужно выполнять, сохраняя эту позу. Если в игре делается акцент на проверке знаний, например, терминологии, то учитель только называет положения, но не показывает их. Для более объективной оценки можно назначить помощников из числа учащихся, освобожденных от урока.

Верь ушам, а не глазам

 Задачи:

– биологического развития: формировать правильную осанку;

 – образовательная: проверять знание терминологии и техники принятия основных положений рук, ног, туловища;

 – воспитательная: развивать внимательность, честность, умение анализировать.

Содержание игры.

Класс выстраивается в одну шеренгу. Учитель называет какое-либо положение рук, а сам показывает другое. Учащиеся принимают то положение, которое было названо вслух. Например, учитель говорит: «Руки вверх», – а сам поднимает их в стороны или ставит на пояс. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед.

Правила игры

1. Необходимо соблюдать правильную технику принятия положений и выполнения движений руками, ногами, туловищем и сохранять правильную осанку.

2. Запрещается вступать в спор с помощниками учителя и нарушать дисциплину.

Подведение итогов.

 Побеждают те, кто, выполняя все задания правильно, не допустил ни одной ошибки.

Методические указания.

 Возможные ошибки, которые не следует допускать, оговариваются до начала игры. Это и техника принятия различных положений тела, рук, ног, и знание терминологии. Ученикам, которые не допустили ни одной ошибки, можно поставить отличную отметку в журнал, а остальным детям – посоветовать лучше подготовиться к следующей игре, уточнить еще раз терминологию и повторить технику выполнения упражнений. При этом важно устно оценить умения и знания каждого. Эту игру можно проводить как с различными предметами: мячами, палками, скакалками и др. – так и без них. В этом случае лучше выстроиться в две шеренги: стоящие в одной выполняют упражнения, в другой – оценивают. Затем дети меняются ролями.

основная часть урока

 У ребят порядок строгий

Задачи:

– биологического развития: формировать чувство ориентации в пространстве, правильную осанку;

– образовательные: обучать правильному дыханию во время движения; содействовать развитию речи, требуя от учащихся правильного и выразительного произношения всех слов;

– воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину, чувство справедливости; формировать умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других; приучать детей сохранять правильную осанку во время движения, соблюдать правила построения.

Инвентарь: флажки разных цветов на подставках – по одному на команду.

Содержание игры.

 Класс делится на три команды, которые выстраиваются в шеренги или колонны. У каждой команды флажок своего цвета. По сигналу учителя все дети разбегаются по площадке или образуют общий круг, двигаются в разных направлениях и одновременно произносят: У ребят порядок строгий – Знают все свои места. Ну, трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та! По второму сигналу – два коротких свистка – учителя игроки быстро становятся в шеренгу или в колонну в указанном месте. Затем учитель подводит итоги, и игра повторяется. Места построения каждый раз меняются. Помощники незаметно переставляют флажки в разные места спортивного зала.

Правила игры

1. Выстраиваться нужно обязательно по росту, соблюдая равнение, интервал или дистанцию.

 2. Во всех построениях необходимо сохранять правильную осанку.

 3. Каждая команда выстраивается у своего флажка.

 4. При построении нельзя толкать друг друга, нарушать дисциплину.

 5. За каждое нарушение правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов.

 Побеждает команда, которая выстроилась быстрее других и получила меньше штрафных очков.

Методические указания.

 Вначале дети повторяют слова и маршируют в такт им, стоя на месте, затем – в движении, но обязательно сохраняя ритм и четко проговаривая слова. Рекомендуется сначала провести пробную игру, а затем на результат. Очень важно отметить тех учащихся, которые все построения выполнили правильно. Детям следует напомнить, что нужно запоминать, с кем рядом они стоят в строю.

Плетень

Задачи:

– биологического развития: развивать ориентацию в пространстве, зрительную память, координацию движений;

– образовательная: формировать навык быстрого построения в шеренгу;

 – воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и товарищества, корректного отношения друг к другу.

 Содержание игры.

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги одна напротив другой на расстоянии 10–15 м, каждая у своей черты. Обе шеренги, переплетя руки, движутся навстречу друг другу со словами: Раз, два, три, четыре! Выполнять должны приказ – Нет, конечно, в целом мире Дружбы крепче, чем у нас! Учитель подает сигнал. Дети разбегаются, образуя один общий круг на середине площадки, и весело пляшут. Учитель дает короткий свисток и начинает медленно считать: «Раз, два, три!» На счет «Раз!» все должны остановиться на том месте, где их застала команда; на счет «Два!» – вернуться на свои места и построиться в шеренги; на счет «Три!» – переплести руки, образуя плетень. После подведения итогов игра продолжается.

Правила игры

1. Каждый игрок должен занять свое место в шеренге.

2. Необходимо соблюдать равнение в шеренге.

 3. Нельзя толкать другу друга, нарушать дисциплину.

 4. За нарушение этих правил команда получает штрафное очко.

Подведение итогов.

Побеждает та команда, которая быстрее сумеет построиться и образовать плетень и допустит меньше ошибок.

Методические указания.

 Учитель предварительно показывает детям, как построить плетень из рук: скрестив руки перед собой. Дети строят плетень несколько раз, а затем приступают к игре. Ученики должны стараться произносить слова в ритме своего движения: на одно слово – один шаг – и четко проговаривать каждое слово, а учитель – следить за тем, чтобы дети не позволяли себе грубых толчков, обидных слов.

Быстро и аккуратно переложи маты

 Задачи:

– биологического развития: развивать у учащихся силу мышц и координацию движений;

– образовательная: обучать их совместным действиям, четкой и эффективной работе;

 – воспитательная: обучать школьников правилам поведения в зале, бережному отношению к инвентарю и оборудованию.

Инвентарь: по 2–3 мата на каждую команду.

Содержание игры.

Класс делится на команды, например по восемь человек в каждой, из расчета по четыре человека на один мат. Команды выстраиваются в шеренги и рассчитываются по четыре. Если такой расчет еще не знаком детям, можно просто разделить их по четыре человека. Место, где укладывают дорожку из матов, обозначает учитель. Рядом с участниками располагаются их стопки матов. По сигналу учителя первые четыре участника от каждой команды берут верхний мат и бегом переносят его в обозначенное место. После этого вторая четверка берет второй мат и кладет его рядом с первым, затем так же быстро возвращается назад, а первая четверка бежит за третьим матом, затем вторая – за четвертым матом. Как только все маты выложены и выровнены, все встают на свои места в шеренге, выравниваются; капитан поднимает руку и говорит: «Есть!» Подводится итог первого тура конкурса – укладка матов – и начинается второй – уборка. Можно также объединить первый и второй этапы в одно задание.

Правила игры

 Команда получает штрафные очки:

1) за преждевременный выход следующей четверки участников;

2) за касание матом пола при переноске;

 3) за неаккуратную укладку матов – как в дорожку, так и в стопку.

Подведение итогов.

Побеждает команда, которая получила меньше штрафных очков и раньше закончила укладку матов. До начала игры учитель оговаривает максимальную сумму баллов, например 10, которую может заработать команда в этой игре, а затем за каждую ошибку снимаются баллы.

Методические указания.

 Объясняя правила игры, можно привести в пример басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Учитель должен сделать акцент на том, что результат зависит от слаженной работы всех участников команды. Заранее оговаривается, что маты надо складывать аккуратно. Учитель назначает судей-помощников. Если количество учащихся не кратно четырем, то можно предусмотреть и другие варианты укладки матов и распределение ролей. До начала игры на результат нужно провести тренировку, чтобы дети освоили способ переноски матов и их укладки, а также последовательность действий, исключив любую возможность столкновения игроков.

заключительная часть урока

 Запрещенное движение

 Задачи:

– биологического развития: формировать правильную осанку, укреплять мышцы рук и плечевого пояса;

– образовательные: освоить с детьми технику принятия специальных положений и движений; объяснить им правила сохранения правильной осанки, а также тренировать ее;

– воспитательная: развивать внимательность, выдержку и честность в выполнении задания, справедливость в оценке успехов товарищей и своих.

Содержание игры.

Ученики делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги на одной линии. Учитель располагается лицом к детям в 5–6 шагах перед ними. Дети выполняют за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее установленного: например, ставить руки на пояс или поднимать их вверх. Затем учитель под счет или под музыку выполняет разные движения, а дети повторяют. Неожиданно он выполняет запрещенное движение. Дети, которые нарушили правило, делают шаг вперед, и игра продолжается. За каждую допущенную ошибку команда получает штрафное очко. Игра проводится 5–8 раз, после чего подводятся итого как личного, так и командного первенства.

Правила игры

 1. Ученик, который выполнил запрещенное движение, делает шаг вперед.

2. Необходимо сохранять правильную осанку на протяжении всего упражнения.

Подведение итогов.

 Побеждает команда, которая наберет меньше штрафных очков. Следует также отметить учащихся, которые честно заявляли о допущенных ошибках.

Методические указания.

Нужно тщательно продумать весь процесс организации учащихся перед игрой, объяснить правила, а также предусмотреть возможные осложнения во взаимоотношениях детей и принять меры по их предупреждению. Для более объективной оценки можно назначить помощников из числа освобожденных. При этом желательно чаще менять их, чтобы как можно больше учащихся побывали в роли судей. Наблюдая за правильностью выполнения заданий их товарищами, они и сами лучше усваивают учебный материал. Для формирования осанки нужно перед началом игры принять правильное положение и все последующие действия выполнять, сохраняя его. Для воспитания честности ученикам, которые допустили ошибку, предлагается самостоятельно сделать шаг вперед, не дожидаясь указания учителя или его помощников. Для тренировки внимания игра проводится несколько раз, но чтобы дети не потеряли к ней интерес, можно предложить им поиграть в различных вариантах: 1. Играющие стоят в одной шеренге. В этом случае побеждают те ученики, которые ни разу не ошиблись, технически правильно выполняли названные действия, сохраняя позу правильной осанки. 2. То же в кругу. 3. Если детей много, то учитель может построить всех в две-три колонны, а сам встать перед ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-деятельностная игра "Как добиться успеха"

Организационно-деятельностная игра поможет разобраться как добиться успеха....

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Организационно-деятельностная игра "Моя Бурятия" для начальных классов.

Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался бы красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше, особенно тех мест ...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Методическая разработка подвижной игры "Подвижный лабиринт".2023

Методическая разработка представлена на конкурсе "Фестиваль подвижных игр".2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника. Данныйфестиваль проходил в рамках мероприятий Выбо...