Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев)
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему

Логинова Наталья Георгиевна

Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев), 2016- 17 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._pr._fizkultura_4_kl._2016-17.doc1022.5 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г.  №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015№507).

- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы  от 31.08.2016 № 26/1)

- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)

- Положение о Рабочей программе по ФГОС (утв. приказом от 22.05.2015 №21/1)

- Примерная программа по предмету. Начальная школа. В 2-х частях.. – М.:     Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемые результаты начального общего образования;

- Авторская программа. Физическая культура. Погадаев Г. И.  1-4 классы - М. :Дрофа, 2014

 - Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)

 

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта «РИТМ»:

Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: программа. — М.: Дрофа, 2013.

Погадаев Г. И. Физическая культура. 3—4 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2013.

Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.

Программа по физической культуре разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и психолого-педагогических и концептуальных основах УМК «РИТМ».

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы

      Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.
     УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Особенности системы учебников «РИТМ»:
- интеграция всех предметов программы начальной школы;
- вариативность на всех уровнях;
- обширная информационно-образовательная среда;
- использование современных образовательных ресурсов.

Основные принципы реализации целей обучения. Каждый ребенок:
- должен быть успешен;
- включается в активную учебно-познавательную деятельность;
- получает возможность раскрыть свою индивидуальность;
- учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.

        Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц. 

Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

        Курс предназначен для реализации следующих основных задач :

  • укрепление здоровья учащихся;
  • содействие гармоничному физическому, нравственному, социальному развитию и успешному обучению школьников;
  • формирование первоначальных учений саморегуляции средствами физической культуры;
  • развитие установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Особенности УМК

     Своеобразие предлагаемой программы состоит в том, что она создана не только в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», государственным стандартом начального общего образования и примерной программой по физической культуре, но и на основе традиций народов Российской Федерации. Содержание программы соответствует достижениям мировой культуры, культурно-национальным особенностям нашей страны, современным образовательным технологиям и принципам обучения (доступность, индивидуальность, преемственность, результативность).

Применение программы в образовательном процессе обеспечивает достижение следующих целей:

  • реализация принципа вариативности, позволяющего планировать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • выполнение принципа достаточности и целесообразности, позволяющего распределять материал в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности с учётом особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному» при выборе и планировании учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

При проведении занятий по физической культуре следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности. Обучающиеся должны заниматься в спортивной обуви и одежде, которые соответствуют температурным условиям и виду занятий.

Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации

Целевая  ориентация   реализации  настоящей  рабочей программы в  практике  4 класса

          Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10-11 лет. Класс можно разделить на три группы. Высокий уровень комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Средний уровень входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости. Низкий уровень составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Также применяется дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).

      Алгоритм деятельности с детьми:

а) высокий  уровень:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;

- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;

- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.

б) средний уровень:

- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;

- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;

в) низкий  уровень:

- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;

- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;

- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и   проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;

- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.

     Информация о внесенных изменениях в авторскую программу

В авторскую программу изменения не внесены.

               Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочаей программы Физическая культура. 1—4 классы (автор: Погадаев Г. И. ) и методического пособия Физическая культура. 1—4 классы (автор: Погадаев Г. И.  ) , разработанного  на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) и программы по учебным предметам, с учетом особенностей дидактического обеспечения курса (учебника, рабочей тетради для ученика). Пособие помогает понять общую логику разворачивания содержания образования завершенной предметной линии «РИТМ» в 4 классе, дидактический смысл заданий, связанных с формированием универсальных учебных действий; содержит программу, тематическое и поурочное планирование.

Общая характеристика учебного предмета.

       Структурно курс состоит из трёх разделов: теоретического, практического и контрольно-оценочного.

В теоретическом разделе представлены теоретико-практические основы знаний о физической культуре. Этот раздел обеспечивает получение учащимися начальных знаний о собственном организме, гигиенических требованиях на занятиях по физической культуре, из истории физической культуры и спорта, о роли и значении регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека.

Практический раздел состоит из двух частей.

Методико-практическая часть содержит материал, который формирует у школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, совершенствует их жизненно важные умения и навыки.

Учебно-тренировочная часть включает материал, способствующий развитию основных физических качеств обучаемых (быстроты реакции, силы, выносливости и др.).

В контрольно-оценочном разделе сформулированы основные подходы, обеспечивающие получение оперативной, текущей и итоговой информации о степени освоения учащимися теоретических знаний и усвоения практических умений, о состоянии и динамике их физического развития, физической подготовленности, об уровне сформированной физической культуры каждого ученика.

Весь применяемый в курсе арсенал средств и методов обучения направлен на то, чтобы на занятиях по физической культуре учащиеся учились использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для бесснежных районов Российской Федерации вместо темы «Лыжные гонки» рекомендуется изучение темы «Кроссовая подготовка» либо углублённое изучение тем «Гимнастика», «Подвижные и народные игры», а при наличии катка — темы «Конькобежная подготовка».

Используемые методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Проблемно-поисковый;

Метод стимулирования интереса к учению;

Метод самоконтроля;

Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный,  творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера)

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

-  проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  учебным планом образовательного учреждения в 4 классе на изучение физической культуры отводится 3 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры содержания предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения физической культуры в начальной школе. Они имеют следующие целевые установки:

  • укрепление здоровья школьников через развитие их физических качеств и повышение их функциональных возможностей;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений через обучение подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям на основе базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, различным формам активного досуга и отдыха;
  • освоение простейших способов контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Реализация ценностных ориентиров на уроках физической культуры заключается в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и нравственного развития учащихся, что обеспечивает возможность их саморазвития, а в последующем — высокую эффективность решения жизненных задач.

Это позволит подготовить и воспитать творческих, компетентных, высоконравственных и успешных граждан России, способных к самореализации в области организации и ведения здорового образа жизни для укрепления и сохранения своего здоровья, в сфере профессиональной и общественной деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты

Для достижения личностных результатов в образовательном процессе следует использовать разнообразные задания, упражнения, игры, задачи. Они способствуют повышению мотивации школьников на основе самооценки результатов собственных достижений, заинтересованности в приобретении, расширении и углублении знаний и способов действий.

Личностными достижениями освоения курса «Физическая культура» являются понимание значения занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, а в последующем и для трудовой деятельности; понимание положительного влияния физической культуры на развитие всех систем и органов организма человека; овладение основами здорового об-раза жизни.

Метапредметные результаты

К метапредметным результатам относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя целеполагание, планирование, контроль и оценку своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя смысловое чтение, поиск информации в дополни-тельных источниках (книги, Интернет), умение адекватно, осознанно и понятно строить речевые высказывания в уст¬ной и письменной речи, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные универсальные учебные действия направлены на формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Метапредметными результатами изучения физической культуры являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществ-ления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать да¬же в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
  • умение определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совмест-ной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон посредством сотрудничества.

Предметные результаты

  • Предметными результатами освоения программного материала начального общего образования являются:
  • качество усвоения первоначальных знаний о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
  • овладение умениями правильно выполнять двигательные действия и физические упражнения, предусмотренные программой, а также использовать их в игровой и соревновательной практике;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
  • сформированность первичных навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, антропометрическими показателями (рост, масса тела и др.), развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости

Содержание учебного предмета.

Теоретический раздел

Теоретико-практические основы знаний о физической культуре

История возникновения и развития физической культуры в России, её значение для подготовки молодых людей к службе в армии. Современная организация физического воспитания школьников. Подготовка места для проведения самостоятельных занятий утренней гимнастикой, физкульт-минутки во время выполнения домашних заданий, игр во дворе. Физическая нагрузка, правила контроля за её дозировкой. Физическое развитие и его связь с занятиями физическими упражнениями. Последовательность выполнения контрольных упражнений для определения уровня физического развития и физической подготовленности.

Практический раздел

Методико-практическая часть

(формирование умений и навыков

средствами физической культуры)

Методико-практические занятия по овладению учащимися навыками самостоятельной организации активного отдыха и досуга: выбор физкультурно-спортивной деятельности; подготовка мест проведения занятий; определение достаточности физической нагрузки; обеспечение безопасности. При проведении методико-практических занятий целесообразно придерживаться схемы, приведённой в содержании программы для учащихся 1 класса.

Учебно-тренировочная часть

(физическая культура для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта)

Лёгкая атлетика

Бег. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: прыжки со скакалкой; скачки на одной ноге и др. Подводящие упражнения: имитация работы рук при беге на месте; бег со старта по обозначенной линии; бег со старта с пробеганием под планкой или натянутой верёвкой (скакал-кой). Техника бега. Положение по командам: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Техника низкого старта. Низкий старт с последующим стартовым ускорением на дистанции 15, 20 и 30 м. Челночный бег 3 х 10 и 4 х 10 м. Бег на 30 и 60 м в полную силу с низкого старта. Обучение способам бега в гору, с горы (с перепадом высоты от 4 до 10 м и уклоном до 30°), через препятствия высотой до 40 см, траншеи, рвы, канавы шириной от 50 до 100 см и глубиной не более 60 см. Бег продолжительностью до 6 мин с учётом преодолённой дис-танции (ранжирование учащихся по занятым в забеге местам). Бег с высокого старта в индивидуальном, удобном для себя темпе до 1800 м (девочки) и до 2000 м (мальчики).

Прыжки в высоту. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: улучшающие гибкость в маховых движениях и наклонах к поднятой ноге; развивающие силу мышц-разгибателей стопы и др. Подводящие упражнения: запрыгивание на горку матов и спрыгивание с неё; в висе или в упоре на руках имитация движений ногами в фазе полёта при выполнении прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание». Техника прыжка. Прыжки в высоту (50—70 см).

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» (под углом 30—45° к планке) на максимальный результат.

Прыжки в длину. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: в положении лёжа для укрепления мышц живота, спины, связок голеностопных и коленных суставов; упражнения в приседаниях и выпрыгиваниях. Подводящие упражнения: последовательные (серийные) от-талкивания через каждые 5 шагов; прыжок с отталкиванием от повышенной опоры; прыжок с отталкиванием перед пре-пятствием; в висе или упоре на руках имитация движений ногами в фазе полёта при выполнении прыжка в длину с раз¬бега способом «согнув ноги». Техника прыжка. Фиксация правильного выполнения всех фаз прыжка. Прыжки в дли¬ну с разбега на максимальный результат.

Метания. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: для укрепления мышц-сгибателей кисти; для укрепления мышц локтевых суставов и плечевого пояса; для развития подвижности плечевых суставов броски набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений на дальность и вверх. Подводящие упражнения: метание мяча через препятствие; метание с места мяча в цель (размеры цели такие же, что и для учащихся 1—3 классов, расстояние до цели такое же, что и для учащихся 3 класса). Техника метания мяча. Метание мяча способом «из-за спины через плечо» с 8 шагов разбега (4 простых и 4 скрестных шага) на дальность.

Гимнастика с элементами акробатики

Строевые приёмы и упражнения. Повторение и закрепление умений и навыков, полученных в 1—3 классах. Пере-движение в колонне с изменением дистанции в разном темпе противоходом и по диагонали.

Общеразвивающие упражнения. Выполнение упражнений в следующей последовательности: для мышц рук и плечевого пояса, для мышц шеи, туловища, ног, всего тела. Упражнения без предметов и с предметами.

Упражнения на формирование правильной осанки. Повторение упражнений, разученных в 1—3 классах.

Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке, забору одноимёнными и разноимёнными способами. Перелезание через препятствия высотой до 1 м; преодоление полосы препятствий (3—4 препятствия). Лазанье по канату в два и три приёма.

Упражнения в равновесии. Ходьба по рейке гимнастической скамейки и бревну с движениями рук и ног, с выполнением различных заданий, приставными шагами (стопы ног продольно и поперёк), большими шагами и выпадами, на носках ног; повороты прыжком на 90 и 180°; упор стоя на правом (левом) колене и соскок махом назад в сторону в полу- присед, руки в стороны вверх; ходьба по бревну выпадами; ходьба по качающемуся бревну. Произвольная комбинация из освоенных упражнений, составленная учащимися.

Висы и упоры. Висы на гимнастической стенке и перекладине: на согнутых руках, согнув ноги, согнувшись, прогнувшись, завесом одной и двумя ногами. Подтягивание из виса. Упоры на перекладине: выход в упор, сед верхом завесом правой (левой) и махом левой (правой) ноги, перемах правой (левой) ногой назад. Произвольная комбинация на низкой перекладине.

Прыжки через скакалку в течение 35—40 с с отдыхом между попытками до 15 с (3—4 раза). Прыжки с поворотом на 270 и 360°. Опорный прыжок через гимнастический козёл (высотой 95 см): с небольшого разбега в упор стоя на коле¬нях, упор присев, соскок прогнувшись в полуприсед на гимнастический мат.

Акробатические упражнения. Из упора присев кувырок вперёд и назад в упор присев, из упора присев перекатом на-зад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в стойку на коленях, основная стойка; «мост» из поло-жения лёжа с помощью или самостоятельно; произвольная акробатическая комбинация.

Лыжные гонки

Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход. Торможение и повороты «упором», «плугом». Повороты переступанием в движении. Подъём «лесенкой» и «ёлочкой». Повторное прохождение отрезков 200—300 м. Прохождение на лыжах в удобном для себя темпе дистанции до 4 км. Прохождение на лыжах с демонстрацией техники передвижения в соревновательном темпе до 1 км.

Конькобежная подготовка

Совершенствование основных способов бега на коньках. Бег на коньках на дистанцию 100 м.

Подвижные игры с элементами спортивных игр, народные игры

К разделу «Лёгкая атлетика»: «Перебежка с выручкой», «Круговая эстафета», «Удочка под ногами», «Невод», «Пят-нашки в парах (тройках)», «Заяц без дома», «Караси и щука», «Мяч водящему».

К разделу «Гимнастика с элементами акробатики»:

«Альпинисты», «Быстро по местам», «Тяни в круг», «Кузнечики», «Перетягивание в парах», «Часовые и разведчики», «Точный поворот».

К разделу «Лыжные гонки»: «Быстрый лыжник», «Охотники и зайцы», «За мной», «Самый меткий», «Лыжный поезд».

К разделу «Плавание»: «Дельфины», «Фонтан», «На буксире», «Сомбреро», «Гонка лодок», «Кто выше», «Карусель».

К разделу «Конькобежная подготовка»: «Змейка», «Пятнашки», «Гонка по кругу», «Поезда», «Наступление», «Вызов номеров», «Ловля парами», «День и ночь», «Карусели».

Народные игры подбирает непосредственно учитель с учётом подготовленности учащихся, знания ими ранее разучен-ных игр и местных традиций.

Спортивные игры

Баскетбол. Повороты на месте; ведение мяча с изменением направления и скорости движения; передача мяча одной рукой и приём двумя руками; бросок мяча в движении после его ловли. Правила игры. Двусторонняя игра по упрощённым правилам в мини-баскетбол.

Футбол. Остановка катящегося и летящего мяча; удары по мячу; эстафеты с ведением мяча между стоек; жонглирование мячом. Правила игры. Мини-футбол без вратарей и с вратарями.

Бадминтон, волейбол, настольный теннис и другие игры.

Выполнение технических действий. Правила игры. Двусторонняя игра.

Учебно – тематический план

Тема

Кол-во

часов

Теоретический раздел

9 ч

Практический раздел Методико-практическая часть

9 ч

Гимнастика с элементами акробатики

15 ч

Лёгкая атлетика

19 ч

Лыжные гонки

16 ч

Подвижные игры с элементами спортивных игр, народные игры.
Спортивные игры — баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол и др.

34 ч

Итого

102


Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура»  для 4 класса общеобразовательной школы (3 часа в неделю)

Тема урока

Формы  контроля

Формы и методы  обучения

Основные виды учебной деятельности

Оборудование

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

РАЗДЕЛ 1.

Теоретический раздел (9 ч) 

Инструктаж по технике безопасности.

Фронтальный опрос

Объяснительно-иллюстративный метод.

Узнают о причинах и признаках остановки сердца, порядке действия по оказанию первой помощи. Получают первичные практические навыки проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца

Узнают о том, как возникают кровотечения, о видах кровотечений, какие из них наиболее опасные. Получают первичные практические навыки оказания первой помощи при кровотечении

Узнают, что такое ушиб, каковы признаки ушиба и какой должна быть первая помощь при ушибах. Получают первичные навыки оказания первой помощи при ушибах

Получают практику пересказа текстов об истории физической культуры в России

Узнают, что представляют собой нервная система человека, как проявляются положительные и отрицательные эмоции.

Усваивают полезные правила общения и честной игры во время занятий физической культурой и спортом

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Первая помощь при остановке сердца.

Самостоятельная работа

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Первая помощь при остановке сердца.

Фронтальный опрос

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Первая помощь при ушибах.

Практическая работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

История физической культуры в России.

Динамичная самостоятельная работа

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

История физической культуры в России.

Тестирование

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Нервная система человека.

Фронтальный опрос

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Нервная система человека. Эмоции и здоровье.

Самостоятельная работа

Тестирование

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Контрольный урок по теоретическому разделу

Самостоятельная работа

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

РАЗДЕЛ 2.

Практический раздел Методико-практическая часть (9)

Развитие двигательных качеств.

Фронтальный опрос

Работа в группах. Исследовательский метод.

Узнают, какие бывают двигательные качества и как их развивать

Узнают, что такое сила, какой возраст наиболее благоприятен для развития силы. Осваивают и демонстрируют упражнения для развития силы

Узнают, что такое быстрота, какой возраст наиболее благоприятен для её развития. Осваивают и демонстрируют упражнения для развития быстроты

Узнают, что такое выносливость, от чего зависит её развитие. Осваивают и демонстрируют упражнения для развития выносливости

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Развитие двигательных качеств.

Фронтальный опрос

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Сила.

Практическая работа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Сила.

Практическая работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Быстрота.

Самостоятельная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Быстрота.

Практическая работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Выносливость

Тестирование

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Выносливость

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Контрольный урок по теме по практическому разделу

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО

РАЗДЕЛ 3.

Гимнастика с элементами акробатики (15)

Строевые приёмы и упражнения

Подвижная игра «Скопируй позы»

Фронтальный опрос

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Демонстрируют правильное выполнение строевых приёмов и упражнений

Разучивают и демонстрируют выполнение упражнений утренней гимнастики. Составляют и демонстрируют свой комплекс утренней гигиенической гимнастики

Разучивают и демонстрируют выполнение упражнений физкультурных минут и физкультурных пауз. Составляют и демонстрируют свои комплексы физкультурных минут и физкультурных пауз

Узнают, как укладывать гимнастические маты под канатом, какие упражнения рекомендуется выполнять, чтобы хорошо лазать по канату.

Осваивают способ лазанья с использованием захвата каната ногами «ступенькой». Демонстрируют технику лазанья по канату

Разучивают и демонстрируют комбинацию упражнений в равновесии (на бревне)

Осваивают отдельные упражнения и предложенную комбинацию упражнений на низкой перекладине. Составляют свою комбинацию упражнений. Демонстрируют выполнение освоенных комбинаций упражнений. Демонстрируют выполнение разученных акробатических упражнений и комбинаций.

Составляют свою акробатическую комбинацию из освоенных упражнений и демонстрируют её

Осваивают и демонстрируют опорный прыжок через гимнастический козёл высотой 95 см

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Строевые приёмы и упражнения

Фронтальный опрос

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Комплекс утренней зарядки

Подвижная игра «Переправа»

Самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Комплексы упражнений.

Фронтальный опрос

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО, коврики гимнастические,

маты гимнастические.

1

Комплексы упражнений.

Подвижная игра «Ходьба на ходулях»

Практическая работа

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, коврики гимнастические,

маты гимнастические.

1

Лазанье по канату.

Подвижная игра «Удочка»

Фронтальный опрос. Проверочная работа.

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО, канат для лазания, с механизмом крепления

1

Упражнения в равновесии (на бревне)

Проверочная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, Бревно гимнастическое напольное.

Бревно гимнастическое высокое.

1

Упражнения в равновесии (на бревне)

Самостоятельная работа

Репродуктивный метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Бревно гимнастическое напольное.

Бревно гимнастическое высокое.

1

Упражнения на перекладине.

Подвижная игра «Пройди бесшумно»

Динамичная самостоятельная работа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Упражнения на перекладине.

Динамичная самостоятельная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Перекладина гимнастическая.

1

Акробатические упражнения.

Подвижная игра «Змейка»

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Акробатическая дорожка.

Маты гимнастические.

1

Акробатические упражнения.

Подвижная игра «Иголка и нитка».

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Акробатическая дорожка.

Маты гимнастические.

1

Опорные прыжки.

Подвижная игра «Удочка»

Проверочная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Бег.

Подвижная игра «Змейка»

Динамичная самостоятельная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Контрольный урок по теме «Гимнастика с элементами акробатики»

Сдача контрольных нормативов

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО Канат для лазания, с механизмом крепления. Скамейки гимнастические жёсткие.

Скамейки гимнастические мягкие.

РАЗДЕЛ 3.

Лёгкая атлетика (19)

Техника бега.

Подвижная игра «Третий лишний»

Тестирование

Работа в группах.

Эвристический метод

Осваивают и демонстрируют разнообразные прыжки через скакалку. Выполняют прыжки через скакалку на результат в течение 1 мин

Осваивают и демонстрируют технику выполнения стартовых команд при низком старте.

Демонстрируют выполнение разученных беговых заданий

Демонстрируют выполнение разученных заданий

Демонстрируют выполнение разученных заданий

Демонстрируют выполнение разученных заданий

Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре.

1

Челночный бег 3 X 10 и 4 X 10 м. Подвижная игра «Невод»

Фронтальный опрос.

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре.

1

Челночный бег 3 X 10 и 4 X 10 м.

 Динамичная самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре.

Рулетка измерительная (10 м; 50 м).

1

Бег на 30 и 60 м в полную силу с низкого старта.

Практическая работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре.

Рулетка измерительная (10 м; 50 м).

1

Бег на 30 и 60 м в полную силу с низкого старта.

Тестирование

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре.

Рулетка измерительная (10 м; 50 м).

1

Бег в удобном для себя темпе Подвижная игра «Космонавты»

Динамичная самостоятельная работа

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО

1

Бег в удобном для себя темпе

Самостоятельная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре.

Рулетка измерительная (10 м; 50 м).

1

Прыжки в высоту. Подвижная игра «Вороны и воробьи»

Проверочная работа.

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту.

Стойки для прыжков в высоту.

1

Прыжки в высоту. Подвижная игра «Гонка с выбыванием»

Динамичная самостоятельная работа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО 

Планка для прыжков в высоту.

Стойки для прыжков в высоту.

1

Прыжки в высоту.

Практическая работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту.

Стойки для прыжков в высоту.

1

Прыжки в длину. Подвижная игра «Круговая эстафета»

Проверочная работа.

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Рулетка измерительная

1

Прыжки в длину.

Динамичная самостоятельная работа

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО Рулетка измерительная Дорожка разметочная для прыжков в длину с места.

1

Прыжки в длину. Подвижная игра «Салки с ленточками»

Самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Рулетка измерительная Дорожка разметочная для прыжков в длину с места.

1

Тренировки в метании на развитие ловкости и скорости движения метающей руки.

Проверочная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Мячи

1

Тренировки в метании на развитие ловкости и скорости движения метающей руки.

Самостоятельная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Мячи

1

Метание мяча с места в цель Подвижная игра «Охотники и утки»

Тестирование

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи

1

Метание мяча с места в цель  Подвижная игра «Подвижная цель»,

Практическая работа

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи

1

Метание мяча с места в цель Подвижная игра «Попади в цель»

Тестирование

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи

1

Контрольный урок по теме «Легкая атлетика»

Сдача контрольных нормативов

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту.

Стойки для прыжков в высоту.

Флажки разметочные на опоре.

Лента финишная. Дорожка разметочная для прыжков в длину с места.

Рулетка измерительная

РАЗДЕЛ 4.

Лыжные гонки (16)

Подготовительные упражнения перед ходьбой на лыжах.

Практическая работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Демонстрируют выполнение разученных заданий

Демонстрируют выполнение разученных заданий

Проходят на лыжах с демонстрацией правильной техники в соревновательном темпе дистанцию до 1 км

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Подготовительные упражнения перед ходьбой на лыжах.

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра «Ловкий лыжник»

Проверочная работа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра «Ловкий лыжник»

Самостоятельная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Одновременный бесшажный ход.

Динамичная самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

Одновременный одношажный ход

Тестирование

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Одновременный одношажный ход Подвижная игра «Пустое место»

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Одновременный одношажный ход

Динамичная самостоятельная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Подъём «ёлочкой». Подвижная игра «Два дома»

Проверочная работа.

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Подъём «ёлочкой».

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Подъём «ёлочкой». Подвижная игра«По местам»

Проверочная работа.

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Торможение упором

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Торможение упором Подвижная игра «Заячьи следы»

Динамичная самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Поворот упором

Проверочная работа.

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Поворот упором Подвижная игра «Эстафета без палок»

Самостоятельная работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

Контрольный урок по теме «Лыжные гонки»

Контроль и учет умений

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО

Лыжи

1

РАЗДЕЛ 4.

Спортивные игры (34 ч)

История появления баскетбола.

Фронтальный опрос.

Работа в группах. Исследовательский метод.

Узнают об истории появления баскетбола и воздействии его на организм человека. Осваивают и демонстрируют основные действия баскетболиста в двусторонней игре по упрощённым правилам

Узнают об истории появления волейбола и влиянии занятий волейболом на здоровье и физическое развитие человека.

Осваивают и демонстрируют основные действия волейболиста в двусторонней игре по упрощённым правилам

Узнают историю появления бадминтона, о влиянии занятий бадминтоном на здоровье и физическое развитие человека.

Осваивают и демонстрируют основные действия игрока при игре в бадминтон

Узнают историю появления футбола, о влиянии занятий футболом на здоровье и физическое развитие человека. Осваивают и демонстрируют основные действия игрока во время игры в футбол

Демонстрируют знания, приобретённые на уроках физической культуры.

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные.

1

Основные правила и приёмы игры в баскетбол

Фронтальный опрос. Проверочная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные

1

Основные правила и приёмы игры в баскетбол

Динамичная самостоятельная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные

1

Основные правила и приёмы игры в баскетбол

Тестирование

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные

1

Двусторонняя игра по упрощённым правилам (баскетбол)

Практическая работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные

1

Двусторонняя игра по упрощённым правилам(баскетбол)

Проверочная работа.

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные

1

Двусторонняя игра по упрощённым правилам(баскетбол)

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные

1

История появления волейбола.

Самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

1

Основные игровые приёмы волейболиста.

Фронтальный опрос. Проверочная работа.

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

1

Основные игровые приёмы волейболиста.

Динамичная самостоятельная работа

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

1

Основные игровые приёмы волейболиста.

Практическая работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные

1

Правила игры в волейбол.

Фронтальный опрос.

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

1

Правила игры в волейбол.

Проверочная работа.

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные

1

Двусторонняя игра по упрощённым правилам (волейбол)

Самостоятельная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

1

Двусторонняя игра по упрощённым правилам(волейбол)

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах. Исследовательский метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные

1

Двусторонняя игра по упрощённым правилам(волейбол)

Проверочная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

1

История появления бадминтона.

Динамичная самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

Технические приёмы, применяемые в бадминтоне.

Практическая работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

Технические приёмы, применяемые в бадминтоне.

Самостоятельная работа

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

Технические приёмы, применяемые в бадминтоне.

Фронтальный опрос. Проверочная работа.

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

Правила игры бадминтон

Динамичная самостоятельная работа

Словесные методы (беседа, объяснение)

Коллективная работа.

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

Правила игры бадминтон

Самостоятельная работа

Фронтальная.

Частично-поисковый метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

Технические приёмы игры бадминтон

Динамичная самостоятельная работа

Фронтальная

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

Технические приёмы игры бадминтон

Практическая работа

Работа в парах

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

Игра в бадминтон  по упрощённым правилам

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка

1

История зарождения футбола.

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Практические методы

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

1

Основные игровые приёмы футболиста

Динамичная самостоятельная работа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

1

Основные игровые приёмы футболиста

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

Правила игры футбол

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

Правила игры футбол

Тестирование

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

Мини-футбол без вратарей

Самостоятельная работа

Коллективная работа.

Исследовательский метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

1

Мини-футбол   с вратарями

Динамичная самостоятельная работа

Работа в группах.

Эвристический метод

Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные

1

Контрольный урок по теме «Спортивные игры»

Самостоятельная работа

Объяснительно-иллюстративный метод.

Учебник, наглядные пособия, ТСО Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные. Стойки волейбольные универсальные.

Сетка волейбольная.

Мячи волейбольные.

Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные.

1

Итоговый урок

Контроль и учет знаний и умений

Индивидуальная работа

Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту.

Стойки для прыжков в высоту.

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места.

Рулетка измерительная (10 м; 50 м).

1

Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.

Личностные результаты

Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

 1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;

2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;

3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.

 Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:

 сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

 сформированности основ гражданской идентичности;

 сформированности самооценки;

 сформированности мотивации учебной деятельности;

 знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений

Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на уроках, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедший урок, используя различные приемы.

Метапредметные результаты

 Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

- наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов.

Предметные результаты

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач

Оценка достижений предметных результатов производится в 4 классе по пятибалльной оценочной шкале.

Примерные минимальные требования
к двигательной подготовленности учащихся

Виды упражнений

Показатели

Мальчики

Девочки

Бег 30 м (с)

6,1

6,4

Бег 60 м (с)

11,1

11,6

Челночный бег 3 X 10 м (с)

10,2

10,7

Бег 1000 м (мин, с)

6,30

7,30

Подтягивание из виса (кол-во раз)

3

Подтягивание из виса лёжа (кол-во раз)

8

6

Ходьба на лыжах 1 км (мин, с)

8,00

8,30

Плавание 26 м любым способом

Без учёта времени

Прыжки через скакалку в течение 1 мин (кол-во раз)

70

90

Критерии отслеживания результативности деятельности по физической культуре в 4 классе

Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся.

Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков, которое  проводится практически по итогам каждого урока. Для определения уровня умений, навыков, способностей обучающихся используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Результаты оцениваются по специальным таблицам (отдельно для девочек и мальчиков).

По окончании каждого класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, данных в рабочей программе по каждому классу.

На уроках физической культуры осуществляется индивидуальный подход к оцениванию умений, навыков обучающихся, учитываются личностные особенности и возможности, состояние здоровья на каждом уроке, принадлежность ребенка к той или иной группе по состоянию здоровья.

Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе по состоянию здоровья, могут быть по рекомендации врача или освобождены от сдачи нормативных требований, или нормативные требования для них могут быть ниже. Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе, освобождаются от сдачи нормативов, противопоказанных по состоянию здоровья.

Сдача нормативных требований основных программ для обучающихся специальных медицинских групп исключается. Аттестация обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, осуществляется по результатам выполнения требований учебных программ по разделу знаний и практических умений (Письмо Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»)

При проверке усвоения материала по каждой контролируемой теме обязательным является оценивание 3-х основных составляющих:

  1. теоретические знания;
  2. двигательных умений;
  3. динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.

Оценивание результатов обучения по предмету физическая культура.

 Оценивание двигательных умений.

Критерии оценивания знаний учащихся в школе абсолютно одинаковы для всех учебных дисциплин. Однако оценивание двигательного умения производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. При этом эталон для различных видов движений будет различаться. Например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движение, четкому прохождению всех фаз, точности выполнения движений. В игровых видах баскетбол, волейбол положение рук и ног, контроль мяча, уверенность выполняемого упражнения;  в метаниях - дальность и точность полета снаряда. В любом случае движение, близкое к эталонному, максимально эффективно решает двигательную задачу

«5» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно, оценивается движение максимально приближенное к технике эталонного. Выполненное без ошибок, с максимальной амплитудой и устойчивым ритмом.

«4» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно; движение выполнено приближенно к эталонному, но в процессе выполнения возникли незначительные ошибки, которые не повлияли на результат.

«3» - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, выполненное упражнение имеет сходство с эталонным, допущены грубые ошибки, искажающие технику движения.

«2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; при выполнение допущены значительные ошибки, полностью искажена техника выполнения, в результате чего нет сходства с эталоном. Упражнение не выполнено.

Оценивание теоретических знаний.

«5» - ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (уроках по другим предметам), а также знания из личного опыта и опыта других людей;

-  рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

-  четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» -  выставлена тогда, когда:

-  раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

-  усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

-  допускаются ошибки и нет  точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот, кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии

 Оценивание динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.

Тестирование физических качеств учащихся производится с 1 класса по 11 класс.  Контроль ведется в течение всего учебного года. Оценивание производиться на основе сравнения полученных результатов тестов с показанными результатами   учащихся,  который были выполнены в прошлом учебном году, четверти (далее - исходный результат).

"5"- выставляется тем учащемся, у которых результат показанный в контрольном упражнении при сравнении с исходным является выше.

"4" - выставляется, если учащийся повторяет исходный результат.

 "3" – выставляется, если учащийся показывает результат ниже исходного.

Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Итоговая отметка  по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом  теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также  с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и  развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития.     Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок  в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное).

- Ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки.

- Разрешение переделать задание, с которым ученик не справился.

- Предоставление возможности выбора контрольного задания.

- Объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения,  упрощенная    формулировка задания,  разрешение выполнить пробу и пр.).

- Разрешение устных ответов по читаемым текстам.

- Оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей.

- Неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов.

- Предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом.

- Акцентирование внимания на достижениях ученика

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: программа. — М.: Дрофа, 2013.
  • Погадаев Г. И. Физическая культура. 3—4 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2013.
  • Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
  • Лепёшкин В. А. Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.
  • Муравьёв В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития детей и подростков: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
  • Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.
  • Погадаев Г. И., Мишин Б. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
  • Погадаев Г. И. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.

Учебно – практическое оборудование:

  • бревно напольное (3м),
  • козел гимнастический,
  • перекладина гимнастическая (пристеночная),
  • стенка гимнастическая,
  • скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
  • комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
  • мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные,
  • палка гимнастическая,
  • скакалка детская,
  • мат гимнастический,
  • акробатическая дорожка,
  • гимнастический подкидной мостик,
  • коврики: гимнастические, массажные,
  • обруч пластиковый детский,
  • планка для прыжков в высоту,
  • стойка для прыжков в высоту,
  • флажки: разметочные с опорой, стартовые,
  • лента финишная,
  • дорожка разметочная резиновая для прыжков,
  • рулетка измерительная.

Интернет-ресурсы.

  • http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)         
  • http://www.ug.ru (Учительская газета)
  • http://viki.rdf.ru
  • http://www.uchportal.ru/load./
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http://nachalka.info/
  • http://bomoonlight.ru/azbuka/

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны иметь представление об истории возникновения и развития физической культуры; о подготовке мест для самостоятельных занятий физическими упражнениями; о способах регулирования физической нагрузки; о последовательности выполнения контрольных упражнений для определения уровня физической подготовленности; о значении регулярных занятий физическими упражнения¬

ми для укрепления здоровья человека.

Учащиеся должны уметь самостоятельно организовать активный отдых и досуг; определять достаточную физическую нагрузку; выполнять общеразвивающие упражнения для развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости); передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях; пробегать в индивидуальном, удобном для себя темпе до 2000 м; правильно выполнять все фазы прыжка в высоту способом «перешагивание» и в длину способом «согнув ноги»; технически правильно метать мяч способом «из-за спины через плечо» с 8 шагов разбега; выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения, комплексы утренней физической зарядки, упражнения для формирования правильной осанки; составлять и выполнять комбинации упражнений: акробатических, на низкой перекладине и бревне; лазать по канату в два и три приёма; выполнять индивидуальные и групповые действия в подвижных, спортивных и народных играх.

Общие требования к ученикам 4 класса:

•        прочное усвоение основ знаний, определённых учебной программой по физической культуре;

•        освоение системы базовых способов двигательной деятельности, указанных в учебной программе;

•        достижение установленных учебной программой норм физического развития и физической подготовленности;

•        сформированность постоянного положительного интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (физическая культура 5 -7 классы) Тематический план

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему ...

Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.

Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....

Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....

Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)

Тематическое планирование составлено на  основе  программы по «Физической  культуре»  (для   четырёхлетней  начальной  школы) Егорова  Б.Б., Пер...

Рабочая программа Физическая культура 1, 3 классы 2014-2015

Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря....

Рабочая программа Физическая культура ФГОС 1-4 класс

АННОТАЦИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯОбразовательная область: физкультурно - спортивная Название предмета: физическая культура Класс: 1-4Аннотация к комплексной программе физического...

Рабочая программа «Физическая культура» Било Оксана2 класс /адаптированная на основе Примерной программы по физической культуре В.И. Лях

I. Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа разработана с целью выполнения требований ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и создания специа...