Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев)
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему
Рабочая программа, физическая культура, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Погодаев), 2016- 17 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._fizkultura_4_kl._2016-17.doc | 1022.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015№507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о Рабочей программе по ФГОС (утв. приказом от 22.05.2015 №21/1)
- Примерная программа по предмету. Начальная школа. В 2-х частях.. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа. Физическая культура. Погадаев Г. И. 1-4 классы - М. :Дрофа, 2014
- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта «РИТМ»:
Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: программа. — М.: Дрофа, 2013.
Погадаев Г. И. Физическая культура. 3—4 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2013.
Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
Программа по физической культуре разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и психолого-педагогических и концептуальных основах УМК «РИТМ».
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы
Учебно-методический комплекс «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» (РИТМ) создан на основе УМК «Классическая начальная школа», главной особенностью которого является сочетание современных подходов к решению методических проблем и проверенных практикой принципов дидактики, что позволяет школьникам достигать неизменно высоких результатов образования.
УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенности системы учебников «РИТМ»:
- интеграция всех предметов программы начальной школы;
- вариативность на всех уровнях;
- обширная информационно-образовательная среда;
- использование современных образовательных ресурсов.
Основные принципы реализации целей обучения. Каждый ребенок:
- должен быть успешен;
- включается в активную учебно-познавательную деятельность;
- получает возможность раскрыть свою индивидуальность;
- учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.
Комплекс учебников «РИТМ» представляет собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы. В учебниках, разработанных на единой концептуальной основе, органически соединяются традиции отечественной начальной школы, восходящие к К. Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии и методики начального обучения. Информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» дополняется рабочими тетрадями, мультимедийными приложениями, словарями, дидактическими материалами, тренажерами, книгами для чтения, методическими пособиями, комплектами демонстрационных таблиц.
Возможность выбора образовательной траектории и единая информационно-образовательная среда комплекса «РИТМ» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Курс предназначен для реализации следующих основных задач :
- укрепление здоровья учащихся;
- содействие гармоничному физическому, нравственному, социальному развитию и успешному обучению школьников;
- формирование первоначальных учений саморегуляции средствами физической культуры;
- развитие установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Особенности УМК
Своеобразие предлагаемой программы состоит в том, что она создана не только в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», государственным стандартом начального общего образования и примерной программой по физической культуре, но и на основе традиций народов Российской Федерации. Содержание программы соответствует достижениям мировой культуры, культурно-национальным особенностям нашей страны, современным образовательным технологиям и принципам обучения (доступность, индивидуальность, преемственность, результативность).
Применение программы в образовательном процессе обеспечивает достижение следующих целей:
- реализация принципа вариативности, позволяющего планировать учебный материал в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- выполнение принципа достаточности и целесообразности, позволяющего распределять материал в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности с учётом особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному» при выборе и планировании учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
При проведении занятий по физической культуре следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности. Обучающиеся должны заниматься в спортивной обуви и одежде, которые соответствуют температурным условиям и виду занятий.
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования и науки Российской Федерации
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике 4 класса
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 10-11 лет. Класс можно разделить на три группы. Высокий уровень комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Средний уровень входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости. Низкий уровень составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Также применяется дифференцированный подход, учет индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).
Алгоритм деятельности с детьми:
а) высокий уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.
б) средний уровень:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;
в) низкий уровень:
- создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочаей программы Физическая культура. 1—4 классы (автор: Погадаев Г. И. ) и методического пособия Физическая культура. 1—4 классы (автор: Погадаев Г. И. ) , разработанного на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) и программы по учебным предметам, с учетом особенностей дидактического обеспечения курса (учебника, рабочей тетради для ученика). Пособие помогает понять общую логику разворачивания содержания образования завершенной предметной линии «РИТМ» в 4 классе, дидактический смысл заданий, связанных с формированием универсальных учебных действий; содержит программу, тематическое и поурочное планирование.
Общая характеристика учебного предмета.
Структурно курс состоит из трёх разделов: теоретического, практического и контрольно-оценочного.
В теоретическом разделе представлены теоретико-практические основы знаний о физической культуре. Этот раздел обеспечивает получение учащимися начальных знаний о собственном организме, гигиенических требованиях на занятиях по физической культуре, из истории физической культуры и спорта, о роли и значении регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека.
Практический раздел состоит из двух частей.
Методико-практическая часть содержит материал, который формирует у школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, совершенствует их жизненно важные умения и навыки.
Учебно-тренировочная часть включает материал, способствующий развитию основных физических качеств обучаемых (быстроты реакции, силы, выносливости и др.).
В контрольно-оценочном разделе сформулированы основные подходы, обеспечивающие получение оперативной, текущей и итоговой информации о степени освоения учащимися теоретических знаний и усвоения практических умений, о состоянии и динамике их физического развития, физической подготовленности, об уровне сформированной физической культуры каждого ученика.
Весь применяемый в курсе арсенал средств и методов обучения направлен на то, чтобы на занятиях по физической культуре учащиеся учились использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Для бесснежных районов Российской Федерации вместо темы «Лыжные гонки» рекомендуется изучение темы «Кроссовая подготовка» либо углублённое изучение тем «Гимнастика», «Подвижные и народные игры», а при наличии катка — темы «Конькобежная подготовка».
Используемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный;
Проблемно-поисковый;
Метод стимулирования интереса к учению;
Метод самоконтроля;
Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
- проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
- развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
- дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
- игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера)
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
- здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения в 4 классе на изучение физической культуры отводится 3 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения физической культуры в начальной школе. Они имеют следующие целевые установки:
- укрепление здоровья школьников через развитие их физических качеств и повышение их функциональных возможностей;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений через обучение подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям на основе базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, различным формам активного досуга и отдыха;
- освоение простейших способов контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Реализация ценностных ориентиров на уроках физической культуры заключается в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и нравственного развития учащихся, что обеспечивает возможность их саморазвития, а в последующем — высокую эффективность решения жизненных задач.
Это позволит подготовить и воспитать творческих, компетентных, высоконравственных и успешных граждан России, способных к самореализации в области организации и ведения здорового образа жизни для укрепления и сохранения своего здоровья, в сфере профессиональной и общественной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты
Для достижения личностных результатов в образовательном процессе следует использовать разнообразные задания, упражнения, игры, задачи. Они способствуют повышению мотивации школьников на основе самооценки результатов собственных достижений, заинтересованности в приобретении, расширении и углублении знаний и способов действий.
Личностными достижениями освоения курса «Физическая культура» являются понимание значения занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, а в последующем и для трудовой деятельности; понимание положительного влияния физической культуры на развитие всех систем и органов организма человека; овладение основами здорового об-раза жизни.
Метапредметные результаты
К метапредметным результатам относятся регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя целеполагание, планирование, контроль и оценку своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя смысловое чтение, поиск информации в дополни-тельных источниках (книги, Интернет), умение адекватно, осознанно и понятно строить речевые высказывания в уст¬ной и письменной речи, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные универсальные учебные действия направлены на формирование компетентности в общении, умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Метапредметными результатами изучения физической культуры являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществ-ления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать да¬же в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;
- умение определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совмест-ной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон посредством сотрудничества.
Предметные результаты
- Предметными результатами освоения программного материала начального общего образования являются:
- качество усвоения первоначальных знаний о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями правильно выполнять двигательные действия и физические упражнения, предусмотренные программой, а также использовать их в игровой и соревновательной практике;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
- сформированность первичных навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, антропометрическими показателями (рост, масса тела и др.), развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости
Содержание учебного предмета.
Теоретический раздел
Теоретико-практические основы знаний о физической культуре
История возникновения и развития физической культуры в России, её значение для подготовки молодых людей к службе в армии. Современная организация физического воспитания школьников. Подготовка места для проведения самостоятельных занятий утренней гимнастикой, физкульт-минутки во время выполнения домашних заданий, игр во дворе. Физическая нагрузка, правила контроля за её дозировкой. Физическое развитие и его связь с занятиями физическими упражнениями. Последовательность выполнения контрольных упражнений для определения уровня физического развития и физической подготовленности.
Практический раздел
Методико-практическая часть
(формирование умений и навыков
средствами физической культуры)
Методико-практические занятия по овладению учащимися навыками самостоятельной организации активного отдыха и досуга: выбор физкультурно-спортивной деятельности; подготовка мест проведения занятий; определение достаточности физической нагрузки; обеспечение безопасности. При проведении методико-практических занятий целесообразно придерживаться схемы, приведённой в содержании программы для учащихся 1 класса.
Учебно-тренировочная часть
(физическая культура для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта)
Лёгкая атлетика
Бег. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: прыжки со скакалкой; скачки на одной ноге и др. Подводящие упражнения: имитация работы рук при беге на месте; бег со старта по обозначенной линии; бег со старта с пробеганием под планкой или натянутой верёвкой (скакал-кой). Техника бега. Положение по командам: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Техника низкого старта. Низкий старт с последующим стартовым ускорением на дистанции 15, 20 и 30 м. Челночный бег 3 х 10 и 4 х 10 м. Бег на 30 и 60 м в полную силу с низкого старта. Обучение способам бега в гору, с горы (с перепадом высоты от 4 до 10 м и уклоном до 30°), через препятствия высотой до 40 см, траншеи, рвы, канавы шириной от 50 до 100 см и глубиной не более 60 см. Бег продолжительностью до 6 мин с учётом преодолённой дис-танции (ранжирование учащихся по занятым в забеге местам). Бег с высокого старта в индивидуальном, удобном для себя темпе до 1800 м (девочки) и до 2000 м (мальчики).
Прыжки в высоту. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: улучшающие гибкость в маховых движениях и наклонах к поднятой ноге; развивающие силу мышц-разгибателей стопы и др. Подводящие упражнения: запрыгивание на горку матов и спрыгивание с неё; в висе или в упоре на руках имитация движений ногами в фазе полёта при выполнении прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание». Техника прыжка. Прыжки в высоту (50—70 см).
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» (под углом 30—45° к планке) на максимальный результат.
Прыжки в длину. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: в положении лёжа для укрепления мышц живота, спины, связок голеностопных и коленных суставов; упражнения в приседаниях и выпрыгиваниях. Подводящие упражнения: последовательные (серийные) от-талкивания через каждые 5 шагов; прыжок с отталкиванием от повышенной опоры; прыжок с отталкиванием перед пре-пятствием; в висе или упоре на руках имитация движений ногами в фазе полёта при выполнении прыжка в длину с раз¬бега способом «согнув ноги». Техника прыжка. Фиксация правильного выполнения всех фаз прыжка. Прыжки в дли¬ну с разбега на максимальный результат.
Метания. Специальные упражнения. Подготовительные упражнения: для укрепления мышц-сгибателей кисти; для укрепления мышц локтевых суставов и плечевого пояса; для развития подвижности плечевых суставов броски набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений на дальность и вверх. Подводящие упражнения: метание мяча через препятствие; метание с места мяча в цель (размеры цели такие же, что и для учащихся 1—3 классов, расстояние до цели такое же, что и для учащихся 3 класса). Техника метания мяча. Метание мяча способом «из-за спины через плечо» с 8 шагов разбега (4 простых и 4 скрестных шага) на дальность.
Гимнастика с элементами акробатики
Строевые приёмы и упражнения. Повторение и закрепление умений и навыков, полученных в 1—3 классах. Пере-движение в колонне с изменением дистанции в разном темпе противоходом и по диагонали.
Общеразвивающие упражнения. Выполнение упражнений в следующей последовательности: для мышц рук и плечевого пояса, для мышц шеи, туловища, ног, всего тела. Упражнения без предметов и с предметами.
Упражнения на формирование правильной осанки. Повторение упражнений, разученных в 1—3 классах.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке, забору одноимёнными и разноимёнными способами. Перелезание через препятствия высотой до 1 м; преодоление полосы препятствий (3—4 препятствия). Лазанье по канату в два и три приёма.
Упражнения в равновесии. Ходьба по рейке гимнастической скамейки и бревну с движениями рук и ног, с выполнением различных заданий, приставными шагами (стопы ног продольно и поперёк), большими шагами и выпадами, на носках ног; повороты прыжком на 90 и 180°; упор стоя на правом (левом) колене и соскок махом назад в сторону в полу- присед, руки в стороны вверх; ходьба по бревну выпадами; ходьба по качающемуся бревну. Произвольная комбинация из освоенных упражнений, составленная учащимися.
Висы и упоры. Висы на гимнастической стенке и перекладине: на согнутых руках, согнув ноги, согнувшись, прогнувшись, завесом одной и двумя ногами. Подтягивание из виса. Упоры на перекладине: выход в упор, сед верхом завесом правой (левой) и махом левой (правой) ноги, перемах правой (левой) ногой назад. Произвольная комбинация на низкой перекладине.
Прыжки через скакалку в течение 35—40 с с отдыхом между попытками до 15 с (3—4 раза). Прыжки с поворотом на 270 и 360°. Опорный прыжок через гимнастический козёл (высотой 95 см): с небольшого разбега в упор стоя на коле¬нях, упор присев, соскок прогнувшись в полуприсед на гимнастический мат.
Акробатические упражнения. Из упора присев кувырок вперёд и назад в упор присев, из упора присев перекатом на-зад в стойку на лопатках, из стойки на лопатках перекатом назад в стойку на коленях, основная стойка; «мост» из поло-жения лёжа с помощью или самостоятельно; произвольная акробатическая комбинация.
Лыжные гонки
Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный одношажный ход. Торможение и повороты «упором», «плугом». Повороты переступанием в движении. Подъём «лесенкой» и «ёлочкой». Повторное прохождение отрезков 200—300 м. Прохождение на лыжах в удобном для себя темпе дистанции до 4 км. Прохождение на лыжах с демонстрацией техники передвижения в соревновательном темпе до 1 км.
Конькобежная подготовка
Совершенствование основных способов бега на коньках. Бег на коньках на дистанцию 100 м.
Подвижные игры с элементами спортивных игр, народные игры
К разделу «Лёгкая атлетика»: «Перебежка с выручкой», «Круговая эстафета», «Удочка под ногами», «Невод», «Пят-нашки в парах (тройках)», «Заяц без дома», «Караси и щука», «Мяч водящему».
К разделу «Гимнастика с элементами акробатики»:
«Альпинисты», «Быстро по местам», «Тяни в круг», «Кузнечики», «Перетягивание в парах», «Часовые и разведчики», «Точный поворот».
К разделу «Лыжные гонки»: «Быстрый лыжник», «Охотники и зайцы», «За мной», «Самый меткий», «Лыжный поезд».
К разделу «Плавание»: «Дельфины», «Фонтан», «На буксире», «Сомбреро», «Гонка лодок», «Кто выше», «Карусель».
К разделу «Конькобежная подготовка»: «Змейка», «Пятнашки», «Гонка по кругу», «Поезда», «Наступление», «Вызов номеров», «Ловля парами», «День и ночь», «Карусели».
Народные игры подбирает непосредственно учитель с учётом подготовленности учащихся, знания ими ранее разучен-ных игр и местных традиций.
Спортивные игры
Баскетбол. Повороты на месте; ведение мяча с изменением направления и скорости движения; передача мяча одной рукой и приём двумя руками; бросок мяча в движении после его ловли. Правила игры. Двусторонняя игра по упрощённым правилам в мини-баскетбол.
Футбол. Остановка катящегося и летящего мяча; удары по мячу; эстафеты с ведением мяча между стоек; жонглирование мячом. Правила игры. Мини-футбол без вратарей и с вратарями.
Бадминтон, волейбол, настольный теннис и другие игры.
Выполнение технических действий. Правила игры. Двусторонняя игра.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
Теоретический раздел | 9 ч | |
Практический раздел Методико-практическая часть | 9 ч | |
Гимнастика с элементами акробатики | 15 ч | |
Лёгкая атлетика | 19 ч | |
Лыжные гонки | 16 ч | |
Подвижные игры с элементами спортивных игр, народные игры. | 34 ч | |
Итого | 102 |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура» для 4 класса общеобразовательной школы (3 часа в неделю)
№ | Тема урока | Формы контроля | Формы и методы обучения | Основные виды учебной деятельности | Оборудование | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
РАЗДЕЛ 1. Теоретический раздел (9 ч) | ||||||||
Инструктаж по технике безопасности. | Фронтальный опрос | Объяснительно-иллюстративный метод. | Узнают о причинах и признаках остановки сердца, порядке действия по оказанию первой помощи. Получают первичные практические навыки проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца Узнают о том, как возникают кровотечения, о видах кровотечений, какие из них наиболее опасные. Получают первичные практические навыки оказания первой помощи при кровотечении Узнают, что такое ушиб, каковы признаки ушиба и какой должна быть первая помощь при ушибах. Получают первичные навыки оказания первой помощи при ушибах Получают практику пересказа текстов об истории физической культуры в России Узнают, что представляют собой нервная система человека, как проявляются положительные и отрицательные эмоции. Усваивают полезные правила общения и честной игры во время занятий физической культурой и спортом | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||
Первая помощь при остановке сердца. | Самостоятельная работа | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Первая помощь при остановке сердца. | Фронтальный опрос | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Первая помощь при ушибах. | Практическая работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
История физической культуры в России. | Динамичная самостоятельная работа | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
История физической культуры в России. | Тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Нервная система человека. | Фронтальный опрос | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Нервная система человека. Эмоции и здоровье. | Самостоятельная работа Тестирование | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||||||
Контрольный урок по теоретическому разделу | Самостоятельная работа | Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | |||||
РАЗДЕЛ 2. Практический раздел Методико-практическая часть (9) | ||||||||
Развитие двигательных качеств. | Фронтальный опрос | Работа в группах. Исследовательский метод. | Узнают, какие бывают двигательные качества и как их развивать Узнают, что такое сила, какой возраст наиболее благоприятен для развития силы. Осваивают и демонстрируют упражнения для развития силы Узнают, что такое быстрота, какой возраст наиболее благоприятен для её развития. Осваивают и демонстрируют упражнения для развития быстроты Узнают, что такое выносливость, от чего зависит её развитие. Осваивают и демонстрируют упражнения для развития выносливости | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||
Развитие двигательных качеств. | Фронтальный опрос | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Сила. | Практическая работа | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Сила. | Практическая работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Быстрота. | Самостоятельная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Быстрота. | Практическая работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Выносливость | Тестирование | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Выносливость | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Контрольный урок по теме по практическому разделу | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО | |||||
РАЗДЕЛ 3. Гимнастика с элементами акробатики (15) | ||||||||
Строевые приёмы и упражнения Подвижная игра «Скопируй позы» | Фронтальный опрос | Коллективная работа. Исследовательский метод | Демонстрируют правильное выполнение строевых приёмов и упражнений Разучивают и демонстрируют выполнение упражнений утренней гимнастики. Составляют и демонстрируют свой комплекс утренней гигиенической гимнастики Разучивают и демонстрируют выполнение упражнений физкультурных минут и физкультурных пауз. Составляют и демонстрируют свои комплексы физкультурных минут и физкультурных пауз Узнают, как укладывать гимнастические маты под канатом, какие упражнения рекомендуется выполнять, чтобы хорошо лазать по канату. Осваивают способ лазанья с использованием захвата каната ногами «ступенькой». Демонстрируют технику лазанья по канату Разучивают и демонстрируют комбинацию упражнений в равновесии (на бревне) Осваивают отдельные упражнения и предложенную комбинацию упражнений на низкой перекладине. Составляют свою комбинацию упражнений. Демонстрируют выполнение освоенных комбинаций упражнений. Демонстрируют выполнение разученных акробатических упражнений и комбинаций. Составляют свою акробатическую комбинацию из освоенных упражнений и демонстрируют её Осваивают и демонстрируют опорный прыжок через гимнастический козёл высотой 95 см | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | |||
Строевые приёмы и упражнения | Фронтальный опрос | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Комплекс утренней зарядки Подвижная игра «Переправа» | Самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Комплексы упражнений. | Фронтальный опрос | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО, коврики гимнастические, маты гимнастические. | 1 | ||||
Комплексы упражнений. Подвижная игра «Ходьба на ходулях» | Практическая работа | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, коврики гимнастические, маты гимнастические. | 1 | ||||
Лазанье по канату. Подвижная игра «Удочка» | Фронтальный опрос. Проверочная работа. | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО, канат для лазания, с механизмом крепления | 1 | ||||
Упражнения в равновесии (на бревне) | Проверочная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, Бревно гимнастическое напольное. Бревно гимнастическое высокое. | 1 | ||||
Упражнения в равновесии (на бревне) | Самостоятельная работа | Репродуктивный метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Бревно гимнастическое напольное. Бревно гимнастическое высокое. | 1 | ||||
Упражнения на перекладине. Подвижная игра «Пройди бесшумно» | Динамичная самостоятельная работа | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Упражнения на перекладине. | Динамичная самостоятельная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Перекладина гимнастическая. | 1 | ||||
Акробатические упражнения. Подвижная игра «Змейка» | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Акробатическая дорожка. Маты гимнастические. | 1 | ||||
Акробатические упражнения. Подвижная игра «Иголка и нитка». | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Акробатическая дорожка. Маты гимнастические. | 1 | ||||
Опорные прыжки. Подвижная игра «Удочка» | Проверочная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Бег. Подвижная игра «Змейка» | Динамичная самостоятельная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Контрольный урок по теме «Гимнастика с элементами акробатики» | Сдача контрольных нормативов | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Канат для лазания, с механизмом крепления. Скамейки гимнастические жёсткие. Скамейки гимнастические мягкие. | |||||
РАЗДЕЛ 3. Лёгкая атлетика (19) | ||||||||
Техника бега. Подвижная игра «Третий лишний» | Тестирование | Работа в группах. Эвристический метод | Осваивают и демонстрируют разнообразные прыжки через скакалку. Выполняют прыжки через скакалку на результат в течение 1 мин Осваивают и демонстрируют технику выполнения стартовых команд при низком старте. Демонстрируют выполнение разученных беговых заданий Демонстрируют выполнение разученных заданий Демонстрируют выполнение разученных заданий Демонстрируют выполнение разученных заданий | Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре. | 1 | |||
Челночный бег 3 X 10 и 4 X 10 м. Подвижная игра «Невод» | Фронтальный опрос. | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре. | 1 | ||||
Челночный бег 3 X 10 и 4 X 10 м. | Динамичная самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре. Рулетка измерительная (10 м; 50 м). | 1 | ||||
Бег на 30 и 60 м в полную силу с низкого старта. | Практическая работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре. Рулетка измерительная (10 м; 50 м). | 1 | ||||
Бег на 30 и 60 м в полную силу с низкого старта. | Тестирование | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре. Рулетка измерительная (10 м; 50 м). | 1 | ||||
Бег в удобном для себя темпе Подвижная игра «Космонавты» | Динамичная самостоятельная работа | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО | 1 | ||||
Бег в удобном для себя темпе | Самостоятельная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Флажки разметочные на опоре. Рулетка измерительная (10 м; 50 м). | 1 | ||||
Прыжки в высоту. Подвижная игра «Вороны и воробьи» | Проверочная работа. | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту. Стойки для прыжков в высоту. | 1 | ||||
Прыжки в высоту. Подвижная игра «Гонка с выбыванием» | Динамичная самостоятельная работа | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту. Стойки для прыжков в высоту. | 1 | ||||
Прыжки в высоту. | Практическая работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту. Стойки для прыжков в высоту. | 1 | ||||
Прыжки в длину. Подвижная игра «Круговая эстафета» | Проверочная работа. | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Рулетка измерительная | 1 | ||||
Прыжки в длину. | Динамичная самостоятельная работа | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО Рулетка измерительная Дорожка разметочная для прыжков в длину с места. | 1 | ||||
Прыжки в длину. Подвижная игра «Салки с ленточками» | Самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Рулетка измерительная Дорожка разметочная для прыжков в длину с места. | 1 | ||||
Тренировки в метании на развитие ловкости и скорости движения метающей руки. | Проверочная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Мячи | 1 | ||||
Тренировки в метании на развитие ловкости и скорости движения метающей руки. | Самостоятельная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи | 1 | ||||
Метание мяча с места в цель Подвижная игра «Охотники и утки» | Тестирование | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи | 1 | ||||
Метание мяча с места в цель Подвижная игра «Подвижная цель», | Практическая работа | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи | 1 | ||||
Метание мяча с места в цель Подвижная игра «Попади в цель» | Тестирование | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Мячи | 1 | ||||
Контрольный урок по теме «Легкая атлетика» | Сдача контрольных нормативов | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту. Стойки для прыжков в высоту. Флажки разметочные на опоре. Лента финишная. Дорожка разметочная для прыжков в длину с места. Рулетка измерительная | |||||
РАЗДЕЛ 4. Лыжные гонки (16) | ||||||||
Подготовительные упражнения перед ходьбой на лыжах. | Практическая работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Демонстрируют выполнение разученных заданий Демонстрируют выполнение разученных заданий Проходят на лыжах с демонстрацией правильной техники в соревновательном темпе дистанцию до 1 км | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | |||
Подготовительные упражнения перед ходьбой на лыжах. | Фронтальный опрос. | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра «Ловкий лыжник» | Проверочная работа | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Одновременный бесшажный ход. Подвижная игра «Ловкий лыжник» | Самостоятельная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Одновременный бесшажный ход. | Динамичная самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | |||||
Одновременный одношажный ход | Тестирование | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Одновременный одношажный ход Подвижная игра «Пустое место» | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Одновременный одношажный ход | Динамичная самостоятельная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Подъём «ёлочкой». Подвижная игра «Два дома» | Проверочная работа. | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Подъём «ёлочкой». | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Подъём «ёлочкой». Подвижная игра«По местам» | Проверочная работа. | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Торможение упором | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Торможение упором Подвижная игра «Заячьи следы» | Динамичная самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Поворот упором | Проверочная работа. | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Поворот упором Подвижная игра «Эстафета без палок» | Самостоятельная работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
Контрольный урок по теме «Лыжные гонки» | Контроль и учет умений | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Лыжи | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 4. Спортивные игры (34 ч) | ||||||||
История появления баскетбола. | Фронтальный опрос. | Работа в группах. Исследовательский метод. | Узнают об истории появления баскетбола и воздействии его на организм человека. Осваивают и демонстрируют основные действия баскетболиста в двусторонней игре по упрощённым правилам Узнают об истории появления волейбола и влиянии занятий волейболом на здоровье и физическое развитие человека. Осваивают и демонстрируют основные действия волейболиста в двусторонней игре по упрощённым правилам Узнают историю появления бадминтона, о влиянии занятий бадминтоном на здоровье и физическое развитие человека. Осваивают и демонстрируют основные действия игрока при игре в бадминтон Узнают историю появления футбола, о влиянии занятий футболом на здоровье и физическое развитие человека. Осваивают и демонстрируют основные действия игрока во время игры в футбол Демонстрируют знания, приобретённые на уроках физической культуры. | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные. | 1 | |||
Основные правила и приёмы игры в баскетбол | Фронтальный опрос. Проверочная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные | 1 | ||||
Основные правила и приёмы игры в баскетбол | Динамичная самостоятельная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные | 1 | ||||
Основные правила и приёмы игры в баскетбол | Тестирование | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные | 1 | ||||
Двусторонняя игра по упрощённым правилам (баскетбол) | Практическая работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные | 1 | ||||
Двусторонняя игра по упрощённым правилам(баскетбол) | Проверочная работа. | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные | 1 | ||||
Двусторонняя игра по упрощённым правилам(баскетбол) | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные | 1 | ||||
История появления волейбола. | Самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. | 1 | ||||
Основные игровые приёмы волейболиста. | Фронтальный опрос. Проверочная работа. | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. | 1 | ||||
Основные игровые приёмы волейболиста. | Динамичная самостоятельная работа | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. | 1 | ||||
Основные игровые приёмы волейболиста. | Практическая работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные | 1 | ||||
Правила игры в волейбол. | Фронтальный опрос. | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. | 1 | ||||
Правила игры в волейбол. | Проверочная работа. | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные | 1 | ||||
Двусторонняя игра по упрощённым правилам (волейбол) | Самостоятельная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. | 1 | ||||
Двусторонняя игра по упрощённым правилам(волейбол) | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Исследовательский метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные | 1 | ||||
Двусторонняя игра по упрощённым правилам(волейбол) | Проверочная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО, мячи Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. | 1 | ||||
История появления бадминтона. | Динамичная самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
Технические приёмы, применяемые в бадминтоне. | Практическая работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
Технические приёмы, применяемые в бадминтоне. | Самостоятельная работа | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
Технические приёмы, применяемые в бадминтоне. | Фронтальный опрос. Проверочная работа. | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
Правила игры бадминтон | Динамичная самостоятельная работа | Словесные методы (беседа, объяснение) Коллективная работа. | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
Правила игры бадминтон | Самостоятельная работа | Фронтальная. Частично-поисковый метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
Технические приёмы игры бадминтон | Динамичная самостоятельная работа | Фронтальная | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | |||||
Технические приёмы игры бадминтон | Практическая работа | Работа в парах | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | |||||
Игра в бадминтон по упрощённым правилам | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО, воланы, ракетки, сетка | 1 | ||||
История зарождения футбола. | Фронтальный опрос. | Работа в парах. Практические методы | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | 1 | ||||
Основные игровые приёмы футболиста | Динамичная самостоятельная работа | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | 1 | ||||
Основные игровые приёмы футболиста | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | |||||
Правила игры футбол | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | |||||
Правила игры футбол | Тестирование | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | |||||
Мини-футбол без вратарей | Самостоятельная работа | Коллективная работа. Исследовательский метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | 1 | ||||
Мини-футбол с вратарями | Динамичная самостоятельная работа | Работа в группах. Эвристический метод | Учебник, наглядные пособия, ТСО Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные | 1 | ||||
Контрольный урок по теме «Спортивные игры» | Самостоятельная работа | Объяснительно-иллюстративный метод. | Учебник, наглядные пособия, ТСО Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой. Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой. Мячи баскетбольные. Стойки волейбольные универсальные. Сетка волейбольная. Мячи волейбольные. Ворота для мини-футбола. Сетка для ворот мини-футбола. Мячи футбольные. | 1 | ||||
Итоговый урок | Контроль и учет знаний и умений | Индивидуальная работа | Учебник, наглядные пособия, ТСО Планка для прыжков в высоту. Стойки для прыжков в высоту. Дорожка разметочная для прыжков в длину с места. Рулетка измерительная (10 м; 50 м). | 1 |
Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.
Личностные результаты
Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;
2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
∙ сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
∙ сформированности основ гражданской идентичности;
∙ сформированности самооценки;
∙ сформированности мотивации учебной деятельности;
∙ знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений
Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на уроках, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедший урок, используя различные приемы.
Метапредметные результаты
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
- наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов.
Предметные результаты
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач
Оценка достижений предметных результатов производится в 4 классе по пятибалльной оценочной шкале.
Примерные минимальные требования
к двигательной подготовленности учащихся
Виды упражнений | Показатели | |
Мальчики | Девочки | |
Бег 30 м (с) | 6,1 | 6,4 |
Бег 60 м (с) | 11,1 | 11,6 |
Челночный бег 3 X 10 м (с) | 10,2 | 10,7 |
Бег 1000 м (мин, с) | 6,30 | 7,30 |
Подтягивание из виса (кол-во раз) | 3 | — |
Подтягивание из виса лёжа (кол-во раз) | 8 | 6 |
Ходьба на лыжах 1 км (мин, с) | 8,00 | 8,30 |
Плавание 26 м любым способом | Без учёта времени | |
Прыжки через скакалку в течение 1 мин (кол-во раз) | 70 | 90 |
Критерии отслеживания результативности деятельности по физической культуре в 4 классе
Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся.
Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков, которое проводится практически по итогам каждого урока. Для определения уровня умений, навыков, способностей обучающихся используются тесты-упражнения; для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Результаты оцениваются по специальным таблицам (отдельно для девочек и мальчиков).
По окончании каждого класса учащиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, данных в рабочей программе по каждому классу.
На уроках физической культуры осуществляется индивидуальный подход к оцениванию умений, навыков обучающихся, учитываются личностные особенности и возможности, состояние здоровья на каждом уроке, принадлежность ребенка к той или иной группе по состоянию здоровья.
Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе по состоянию здоровья, могут быть по рекомендации врача или освобождены от сдачи нормативных требований, или нормативные требования для них могут быть ниже. Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе, освобождаются от сдачи нормативов, противопоказанных по состоянию здоровья.
Сдача нормативных требований основных программ для обучающихся специальных медицинских групп исключается. Аттестация обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, осуществляется по результатам выполнения требований учебных программ по разделу знаний и практических умений (Письмо Минобразования России от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»)
При проверке усвоения материала по каждой контролируемой теме обязательным является оценивание 3-х основных составляющих:
- теоретические знания;
- двигательных умений;
- динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.
Оценивание результатов обучения по предмету физическая культура.
Оценивание двигательных умений.
Критерии оценивания знаний учащихся в школе абсолютно одинаковы для всех учебных дисциплин. Однако оценивание двигательного умения производится на основе сравнения техники выполнения с эталонной. При этом эталон для различных видов движений будет различаться. Например, в гимнастике наибольшее внимание уделяется амплитуде движение, четкому прохождению всех фаз, точности выполнения движений. В игровых видах баскетбол, волейбол положение рук и ног, контроль мяча, уверенность выполняемого упражнения; в метаниях - дальность и точность полета снаряда. В любом случае движение, близкое к эталонному, максимально эффективно решает двигательную задачу
«5» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно, оценивается движение максимально приближенное к технике эталонного. Выполненное без ошибок, с максимальной амплитудой и устойчивым ритмом.
«4» - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно; движение выполнено приближенно к эталонному, но в процессе выполнения возникли незначительные ошибки, которые не повлияли на результат.
«3» - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, выполненное упражнение имеет сходство с эталонным, допущены грубые ошибки, искажающие технику движения.
«2» - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; при выполнение допущены значительные ошибки, полностью искажена техника выполнения, в результате чего нет сходства с эталоном. Упражнение не выполнено.
Оценивание теоретических знаний.
«5» - ставится если:
- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (уроках по другим предметам), а также знания из личного опыта и опыта других людей;
- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
«4» - выставлена тогда, когда:
- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.
«3» - ставится если:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий не достаточно четкие;
- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий
«2» - получает тот, кто:
- не раскрыл основное содержание учебного материала;
- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;
- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии
Оценивание динамики развития физических качеств в зависимости от индивидуального уровня физического развития.
Тестирование физических качеств учащихся производится с 1 класса по 11 класс. Контроль ведется в течение всего учебного года. Оценивание производиться на основе сравнения полученных результатов тестов с показанными результатами учащихся, который были выполнены в прошлом учебном году, четверти (далее - исходный результат).
"5"- выставляется тем учащемся, у которых результат показанный в контрольном упражнении при сравнении с исходным является выше.
"4" - выставляется, если учащийся повторяет исходный результат.
"3" – выставляется, если учащийся показывает результат ниже исходного.
Оценивание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Итоговая отметка по физической культуре у учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкость их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры
Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Специальные методики обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.
Методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное).
- Ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки.
- Разрешение переделать задание, с которым ученик не справился.
- Предоставление возможности выбора контрольного задания.
- Объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.).
- Разрешение устных ответов по читаемым текстам.
- Оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей.
- Неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов.
- Предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом.
- Акцентирование внимания на достижениях ученика
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература
- Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: программа. — М.: Дрофа, 2013.
- Погадаев Г. И. Физическая культура. 3—4 классы: учебник. — М.: Дрофа, 2013.
- Погадаев Г. И. Физическая культура. 1—4 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
- Лепёшкин В. А. Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.
- Муравьёв В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития детей и подростков: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
- Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.
- Погадаев Г. И., Мишин Б. И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013.
- Погадаев Г. И. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014.
Учебно – практическое оборудование:
- бревно напольное (3м),
- козел гимнастический,
- перекладина гимнастическая (пристеночная),
- стенка гимнастическая,
- скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
- комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
- мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные,
- палка гимнастическая,
- скакалка детская,
- мат гимнастический,
- акробатическая дорожка,
- гимнастический подкидной мостик,
- коврики: гимнастические, массажные,
- обруч пластиковый детский,
- планка для прыжков в высоту,
- стойка для прыжков в высоту,
- флажки: разметочные с опорой, стартовые,
- лента финишная,
- дорожка разметочная резиновая для прыжков,
- рулетка измерительная.
Интернет-ресурсы.
- http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
- http://www.ug.ru (Учительская газета)
- http://viki.rdf.ru
- http://www.uchportal.ru/load./
- http://school-collection.edu.ru/
- http://nachalka.info/
- http://bomoonlight.ru/azbuka/
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны иметь представление об истории возникновения и развития физической культуры; о подготовке мест для самостоятельных занятий физическими упражнениями; о способах регулирования физической нагрузки; о последовательности выполнения контрольных упражнений для определения уровня физической подготовленности; о значении регулярных занятий физическими упражнения¬
ми для укрепления здоровья человека.
Учащиеся должны уметь самостоятельно организовать активный отдых и досуг; определять достаточную физическую нагрузку; выполнять общеразвивающие упражнения для развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости); передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях; пробегать в индивидуальном, удобном для себя темпе до 2000 м; правильно выполнять все фазы прыжка в высоту способом «перешагивание» и в длину способом «согнув ноги»; технически правильно метать мяч способом «из-за спины через плечо» с 8 шагов разбега; выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения, комплексы утренней физической зарядки, упражнения для формирования правильной осанки; составлять и выполнять комбинации упражнений: акробатических, на низкой перекладине и бревне; лазать по канату в два и три приёма; выполнять индивидуальные и групповые действия в подвижных, спортивных и народных играх.
Общие требования к ученикам 4 класса:
• прочное усвоение основ знаний, определённых учебной программой по физической культуре;
• освоение системы базовых способов двигательной деятельности, указанных в учебной программе;
• достижение установленных учебной программой норм физического развития и физической подготовленности;
• сформированность постоянного положительного интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (физическая культура 5 -7 классы) Тематический план
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему ...
Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.
Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....
Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....
Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)
Тематическое планирование составлено на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) Егорова Б.Б., Пер...
Рабочая программа Физическая культура 1, 3 классы 2014-2015
Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря....
Рабочая программа Физическая культура ФГОС 1-4 класс
АННОТАЦИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯОбразовательная область: физкультурно - спортивная Название предмета: физическая культура Класс: 1-4Аннотация к комплексной программе физического...
Рабочая программа «Физическая культура» Било Оксана2 класс /адаптированная на основе Примерной программы по физической культуре В.И. Лях
I. Пояснительная записка Индивидуальная образовательная программа разработана с целью выполнения требований ст.79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ и создания специа...