Рабочая программа по дополнительному образованию Спортивный кружок «Игры наших предков»
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа спортивного кружка "Игры наших предков" разработана с целью обучения старших дошкольников хакасским играм, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportivnyy_kruzhok_igry_nashih_predkov.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» Рабочая программа по дополнительному образованию Спортивный кружок «Игры наших предков» Разработала Челядко Елена Сергеевна инструктор по физической культуре г. Черногорск 2015г. |
Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон « Об образовании в Российской
Федерации» №273ФЗ от29.12.2012г
2. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО от 17.10.2013г №1155
3. Конституция РФ.
4. Конституция РХ.
5. Конвенция о правах ребенка.
6. Закон «Об образовании» РХ.
7. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15. 05.2013 г. определяют требования к организации образовательного процесса.
Мир хакасской детской игры богат и разнообразен. Существует несколько групп хакасских игр: настольные игры, единоборства, упражнения с тяжестями, состязания, имеющие прикладное значение, игры на местности, игры с костями, игры-хороводы и др. Национальные игры и подвижные развлечения имеют большое значение в общем интеллектуальном и физическом развитии детей, в подготовке их к труду, а также для развлечения и отдыха. Среди хакасских детских игр наблюдается большое разнообразие и в названиях, правилах и атрибутах. Но в настоящее время многие хакасские игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни. Поэтому изучение национальной специфики хакасских детских игр требует тщательного изучения, выделения и использование подлинных родников народной мудрости, народной культуры.
Таким образом, совершенно очевидно, что народные игры не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям южно-сибирских народов.
Программа спортивного кружка разработана с целью обучения старших дошкольников хакасским играм, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности. Согласно ФГОС программа направлена на:
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
-формирование общей культуры;
-развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
-формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
В ее основу заложено использование хакасских игр-забав, подвижных, спортивных и настольных игр, определен объем информации для детей о хакасских играх.
Цель:Целенаправленное развитие национального самосознания воспитанников через стремление к изучению своей «малой родины», ее истории, традиции и обрядов в соответствии с возрастными особенностями детей посредством использования хакасских национальных игр.
Задачи:
• Создать условия для физического совершенствования детей.
• Создавать условия для формирования необходимых навыков движений и развития моторики детей.
• Создавать условия для формирования нравственных качеств, воспитания дружеских взаимоотношений, умения действовать в коллективе.
• Создавать условия для расширения и углубления знаний детей о национальных традициях
• Создавать условия для развития речи детей и обогащение словаря.
• Формировать интерес к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм.
Практическая значимость.
Хакасские народные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В хакасских играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Хакасские народные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Дети, живущие на земле Хакасии, должны узнать ее природу, культуру, историю. Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям.
Основными принципами данной программы являются:
1. Отношение к ребенку как к будущему семьи, рода и народа.
2. Учет индивидуальности ребенка, его возрастной и половой психологии.
3. Воспитание ребенка как носителя лучших человеческих качеств, через осознание им принадлежности к своему народу, гордости за него – и через это уважение к другим народам.
4. Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей, обеспечивающее гармонизацию в развитии каждого ребенка.
Основными принципами данной программы являются:
1. Отношение к ребенку как к будущему семьи, рода и народа.
2. Учет индивидуальности ребенка, его возрастной и половой психологии.
3. Воспитание ребенка как носителя лучших человеческих качеств, через осознание им принадлежности к своему народу, гордости за него – и через это уважение к другим народам.
4. Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей, обеспечивающее гармонизацию в развитии каждого ребенка.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
ДОУ работает по базисной программе «Истоки». Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает физкультурно-оздоровительную работу с детьми: спортивный зал, тренажерный зал, физкультурные уголки в группах, спортивная площадка.
В ДОУ: группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет – 26 детей;
группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет – 25 детей;
группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет – 20 детей;
группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи от 6 до 7 лет – 20 детей.
1 группа здоровья – 42 ребенка.
2 группа здоровья – 49 детей.
Содержание образовательной деятельности.
Программа кружка рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия провожу 1 раз в неделю во второй половине дня, в спортзале либо на улице.
Программа состоит из 4 разделов.
№ | Раздел программы | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 | Хакасские народные игры-забавы | 12 | 11 |
2 | Хакасские подвижные игры | 9 | 8 |
3 | Хакасские спортивные игры | 8 | 9 |
4 | Хакасские настольные игры | 2 | 3 |
Длительность одного занятия – 25-30 минут.
Форма обучения – кружок.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область | Содержание |
«Познавательное развитие» | Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарём. |
«Социально-коммукативное развитие» | Создание ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение, проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. |
«Социально-коммукативное развитие» | Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования. |
«Познавательное развитие» | Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни. |
«Речевое развитие», «Познавательное развитие» | Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры. |
«Речевое развитие» | Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях кружка изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение. |
Одним из условий успеха в реализации Программы является: разнообразие методов и приемов направленных на обогащение двигательного опыта, формирование интереса к хакасским подвижным и спортивных играм, использование физкультурных пособий, инвентаря, поощрение творческой инициативы, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности.
Тематическое планирование
по использованию хакасских подвижных и спортивных игр
для детей 5-6 лет
Месяц | Раздел программы | № | Тема | Развивающая среда | Психолого-педагогические условия |
Сентябрь | Хакасские народные игры-забавы | 1 | Беседа об играх Хакасии. «Хоор-хоор», «Застукалочка» | Иллюстрации по теме. | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития и стимулирования речевой активности. |
2 | «Застукалочка», «Косой дождь» | ||||
Октябрь | Хакасские народные игры-забавы | 3 | «Орынпылазах», «Косой дождь» | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития умения действовать в коллективе. | |
4 | «Застукалочка», «Хазыхтабызах» | ||||
5 | «Орынпылазах», «Хазыхтабызах» | ||||
6 | «Алахуча», «Косой дождь», «Хоор-хоор». | ||||
Ноябрь | Хакасские подвижные игры | 7 | Беседа об играх Хакасии. «Киик – пуури», «Метпечек» | Иллюстрации по теме, шапочка – волк, шарф. | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития умения действовать в коллективе. |
8 | Киик – пуури», «Мелей тастазах» | ||||
9 | «Метпечек», «Аба паза тёкпес» (медведь и пень) | Шарф, шапочка - медведь | |||
10 | Спортивное развлечение на основе Хакасских народных и подвижных игр. | Оборудование к играм. | |||
Декабрь | Хакасские спортивные игры | 11 | Беседа о хакасских спортивных играх. «Оранмай» (1 вар.), «Холл тартызах» | Иллюстрации по теме, обручи, метровые палки. | Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития положительных морально-волевых качеств. |
12 | «Оранмай» (2 вар.), «Хайыстартызах» | Длинный ремень. | |||
13 | «Оранмай» (1 вар.), «Холл тартызах» | обручи, метровые палки. | |||
14 | «Оранмай» (2 вар.), «Хайыстартызах» | Длинный ремень. | |||
Январь | Хакасские настольные игры. | 15 | Беседа о настольных играх Хакасии. Настольная игра «Тобит» | Доска и фигуры. | Условия для развития логического мышления. Условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками. |
16 | Настольная игра «Тобит» | Доска и фигуры. | |||
Февраль | Хакасские народные игры-забавы | 17 | «Кем табырах», «Хур» | Обручи, ремень | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для формирования нравственных качеств, воспитания дружеских взаимоотношений. |
18 | «Ала хуча», «Пагибиреойын» | Длинная веревка | |||
19 | «Кем табырах», «Мелей чазыр». | Обручи, рукавица | |||
20 | Спортивный праздник «Богатырские потехи». | Оборудование к играм. | |||
Март | Хакасские народные игры-забавы | 21 | «Орынпылазах», «Камешки». | По 5 маленьких камешков. | |
22 | «Алахуча», «Камешки» | По 5 маленьких камешков. | |||
Хакасские подвижные игры | 23 | «Ахтокпес», «Мелей тастазах».. | Веревка, рукавица | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития умения действовать в коллективе. | |
24 | «Киик – пуури», «Пагибиреойын». | Шапочка – волк, длинная веревка | |||
Апрель | Хакасские подвижные игры | 25 | «Метпечек», «Аба паза тёкпес» (медведь и пень). | Шарф, шапочка - медведь | |
26 | «Чуурана», «Мелей тастазах». | Метровая палка, рукавица | |||
27 | «Пагибиреойын», «Чуурана». | Длинная веревка, метровая палка | |||
Хакасские спортивные игры | 28 | «Чарыс» (конные скачки), «Окрас». | Лошадки на палках. | Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития положительных морально-волевых качеств.Условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками. | |
Май | Хакасские спортивные игры | 29 | «Шаровка», «Окрас». | Чурочки и палка-шаровка. | |
30 | «Чарыс» (конные скачки), «Шаровка». | Лошадки на палках, чурочки и палка-шаровка. | |||
31 | Спортивный праздник «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас». | Оборудование к играм |
Тематическое планирование
по использованию хакасских подвижных и спортивных игр
для детей 6-7 лет
Месяц | Раздел программы | № | Тема | Развивающая среда | Психолого-педагогические условия |
Сентябрь | Хакасские народные игры-забавы | 1 | Беседа об играх Хакасии. «Обааибиречюгюрери», «Камешки». | Иллюстрации по теме, по 5 маленьких камешков. | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития и стимулирования речевой активности. |
2 | «Алахуча», «Мелей чазыр». | Рукавица. | |||
Октябрь | Хакасские народные игры-забавы | 3 | «Обааибиречюгюрери», «Застукалочка» | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития умения действовать в коллективе. | |
4 | «Алахуча», «Косой дождь». | ||||
5 | «Кем табырах», «Косой дождь», «Хазыхтабырах». | Колечко или мячик маленький. | |||
6 | «Орынпылазах», «Пагибиреойын». | Длинная веревка. | |||
Ноябрь | Хакасские подвижные игры | 7 | Беседа об играх Хакасии. «Чуурана», «Мелей тастазах». | Метровая палка, рукавица. | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития умения действовать в коллективе. |
8 | «Ахтокпес», «Хозанорых». | Веревка, шапочка – волк, разметка площадки. | |||
9 | «Метпечек», «Аба токпес». | Шарф, шапочка – медведь. | |||
10 | «Киик – пуури», «Пагибиреойын». | Шапочка – волк, длинная веревка. | |||
Декабрь | Хакасские спортивные игры | 11 | Беседа о хакасских спортивных играх. «Оранмай» (1 вар.), «Холл тартызах» | Иллюстрации по теме, обручи, метровые палки. | Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития положительных морально-волевых качеств. |
12 | «Куренчик» | Клюшки, мяч. | |||
13 | «Оранмай» (2 вар.), «Хайыстартызах» | Длинный ремень. | |||
14 | «Куренчик» | Клюшки, мяч. | |||
Январь | Хакасские настольные игры. | 15 | Беседа о настольных играх Хакасии. Настольная игра «Тобит» | Доска и фигуры. | Условия для развития логического мышления. Условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками. |
16 | Настольная игра «Тобит» | Доска и фигуры. | |||
Февраль | 17 | Соревнования по тобиту. | Доска и фигуры. | ||
Хакасские народные игры-забавы | 18 | «Орынпылазах», «Камешки». | По 5 маленьких камешков. | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для формирования нравственных качеств, воспитания дружеских взаимоотношений. | |
19 | «Обааибиречюгюрери», «Мелей чазыр». | Рукавица. | |||
20 | Спортивный праздник «Богатырские потехи». | Оборудование к играм. | |||
Март | Хакасские народные игры-забавы | 21 | «Орынпылазах», «Хур». | Ремень. | |
22 | «Ала хуча», «Пагибиреойын» | ||||
Хакасские подвижные игры | 23 | Беседа об играх Хакасии. Игры по выбору детей | Условия для познавательного развития. Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития умения действовать в коллективе. | ||
24 | «Чолкизиречугурис», «Хозанорых» | Разметка площадки. | |||
Апрель | 25 | «Чолкизиречугурис», «Метпечек». Шарф. | Шарф. | ||
26 | Игры по выбору детей. | ||||
Хакасские спортивные игры | 27 | «Окрас», «Холл тартызах» | метровые палки. | Условия для развития двигательной активности детей, для развития мелкой моторики. Условия для развития физических качеств (ловкость, выносливость, быстрота). Условия для развития положительных морально-волевых качеств. Условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками. | |
28 | «Шаровка», «Хайыстартызах» | Чурочки и палка-шаровка, длинный ремень. | |||
Май | 29 | «Игрес», «Мечеекей». | Веревка, палка-дротик. | ||
30 | «Шаровка», «Чарыс». | Чурочки и палка-шаровка, лошадки на палках. | |||
31 | Спортивный праздник «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас». | Оборудование к играм |
Требования к уровню подготовки воспитанников.
В основу разработки содержания Программы положены требования к всестороннему развитию двигательных функций, взаимосвязи физического, интеллектуального и психического развития ребенка, и в своей основе она не меняет образовательные стандарты. Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.
К концу учебного года
- дети должны знать иметь представление о многообразии хакасских народных, подвижных и спортивных игр.
- должны уметь правильно выполнять игровые правила, самостоятельно организовывать игры.
Система мониторинга.
Для оценки уровня физической подготовленности детей использую вариативность проведения диагностики:
1. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду»
2. Параметры развития выпускника детского сада. Основной общеобразовательной программы «Истоки».
3. Формула определения темпа прироста показателей физического развития. Усакова.
Список используемой литературы.
1. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан, 1995г.
2. Кышпанакова О.Н. Педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста к обучению и воспитанию в начальной школе. - Автореф. дис...канд.пед.наук. - М., 1994г.
3. Х.Д-Н.Ооржак, Игры народов южной сибири. – ж. «Физическая культура» №2, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Музыкальная мозаика"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Музыкальная мозаика"(допобразование)...
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Вдумчивое чтение"
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Вдумчивое чтение"(допобразование)...
Рабочая программа по дополнительному образованию 4 класс. Кружок "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа по дополнительному образованию с календарно-тематическим планированием для 4 класса по кружку "Смотрю на мир глазами художника"...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Умелые ручки"
рабочая программа дополнительного образования...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Спортивная гимнастика"
Рабочая программа дополнительного образования "Спортивная гимнастика" для 3-4 класса, 2 часа в неделю....