«Формирование учебной мотивации обучающихся среднего и старшего школьного возраста»
методическая разработка по зож (4 класс)
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете про теме
«Формирование учебной мотивации
обучающихся среднего и старшего школьного возраста»
Подготовила учитель надомного обучения Борунова Г.Н..
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.
Что же может побудить ученика учиться - авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.
Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.
Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.
Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.
В тоже время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.
Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией “хорошего ученика” и позицией “хорошего товарища”. В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность.
Возникает потребность в положительной активности со стороны взрослых.
Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности (труд).
Для мотивации учебной деятельности в старшем возрасте необходимо обратить внимание на предстоящий выбор профессиональной деятельности учащихся, подготовку к ней, достижение компетентности, выбор социальной роли учащегося, позицию будущего гражданина. Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е., зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений.
Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
- При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока.
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
- Создавать ситуации успеха;
- Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
- Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
- Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в создании мотивации играют цели урока
- Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока;
- Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
- Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков)
- Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
- Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся;
- Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в ткань урока необходимые изменения
Одним из стимулов мотивации является оценка. Оценка мотивирует, но не всегда. Оценка мотивирует,
- когда ученик уверен в её объективности;
- Когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
- Знает, что нужно сделать для того, чтобы достичь более высоких показателей;
- Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
- связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
- положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
- от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Эмоции с отрицательной модальностью
- неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;
- обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости.
- перегрузки, эмоциональная напряженность.
Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.
При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов:
- процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
- показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Пути повышения мотивации учащихся к урокам :
1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный.
2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.
3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.
Использование ИКТ при обучении школьников гуманитарным предметам формирует мотивацию к обучению и ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению предмета, позволяет рационально распределять время урока, доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Для повышения мотивации использую следующие виды работ: дидактические игры, групповая работа, отгадывание загадок и кроссвордов, работа по алгоритмам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...
Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте
К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерно...
Психолого-педагогическая поддержка детей среднего и старшего школьного возраста в становление культуры личности.
Семинар-тренинг для педагогов дополнительного образования....
«Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста»
Педагогический проект...
Особенности методики развития качества силы хоккеистов младшего, среднего и старшего школьного возраста
Высокий уровень физической подготовки спортсмена — основа для роста мастерства. Во многих видах спорта (в том числе и в хоккее) особого внимания требует развитие силовых способностей занимающихся.Повы...
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития является одной из актуальных в современной дефектологии. В последнее время отмечается увеличение численности детей с данным диагнозом. С таким...
Использование личностно-ориентированного подхода в формировании учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Формирование учебной мотивации является одной из главных проблем современной школы. Сообщение отражает роль организованной коррекционной работы в сочетании с личностно-ориентированным подходом д...