Факультативные занятия
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
Программа и тематическое планирование для факультативного курса "Сильные, ловкие, смелые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_s.l.s.doc | 136.5 КБ |
rabochaya_progr._po_sekts.1-4_kl.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Благовещенская
средняя общеобразовательная школа Купинского района
Согласовано Рассмотрено
---------------------------------------- ------------------------------------ --
«____» ____________ _____ «____» ____________ _____
Рабочая программа
по курсу «Сильные, ловкие, смелые» 1 класс
(часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса)
Составитель:
учитель физической культуры
Евгений Викторович Бель
2015 год
Пояснительная записка
Физическое воспитание – одно из основных звеньев в цепочке оздоровления учащихся. Организация внеурочной деятельности в форме спортивного кружка должна поспособствовать укреплению здоровья, совершенствованию физических качеств, достижению оптимального уровня двигательных способностей, познанию в области физической культуры, повышению мотивации в осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. (Всё это соответствует предмету обучения физической культуры по ФГОСам второго поколения).
Целью примерной программы является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи :
- Содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся
- Формировать и совершенствовать умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазанье, равновесии; создание правильной осанки, профилактика плоскостопия
- Развитие координационных способностей: точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве
- Содействовать развитию двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости)
- Прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом
- Воспитывать нравственную культуру учащихся, желания побеждать в себе отрицательные привычки и эмоции
- Воспитывать морально-волевые качества, формировать навыки культуры поведения
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений; содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности
- Содействовать проявлению интересов и склонностей к занятиям спортом физическими упражнениями, подвижными играми
Планируемые результаты
Учащиеся узнают
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида
- о физических качествах и общих правилах их тестирования
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов
- о способах простейшего контроля над деятельностью скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений
- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр
Учащиеся научатся
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки
- красиво и выразительно выполнять движения всех упражнений, следить за точностью их выполнения
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам
- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой
- организованно играть и соревноваться, общаясь со сверстниками
Учащиеся сумеют продемонстрировать физические способности (скорость, силу, выносливость, координацию), соответствующие возрасту. Различные упражнения, игры, эстафеты будут способствовать укреплению здоровья, а также, совершенствованию физических качеств, достижению оптимального уровня двигательных способностей. На спортивном кружке они будут отдыхать от умственного труда, и развивать те качества, которые спланированы на уроках физической культуры:
- правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической скамейке
- метать небольшие предметы массой до 150г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места); попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10м для мальчиков и 7м для девочек
- В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем с соблюдением правильной осанки); прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад;
- В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».
- В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;
- самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности
- осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта
- соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий
На факультативных занятиях будут продемонстрированы личностные и коммуникативные универсальные действия, которые поспособствуют личностному и жизненному самоопределению, развитию нравственно-этических норм. Также на этих занятиях мы увидим планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Материально-техническая база
Спортивный зал хорошо проветриваемый, с мягким напольным покрытием (пол – один большой спортивный мат), где дети занимаются без обуви, а это – профилактика плоскостопия, на окнах - сетки.
Гимнастическая стенка из 4-х секций
Гимнастическая скамейка
Перекладина (переносная на разные уровни высоты) для висов, подтягиваний
Обручи, мячи большие и малые резиновые, кегли, скакалки короткие и длинные, гимнастические палки, канат.
По одной стене – зеркала, что воспитывает эстетически, т.к. ребёнок видит как он или другой выразительно красиво делает упражнения, точнее их повторяет.
Магнитофон для музыкального сопровождения
Тематическое планирование факультативных занятий «Сильные, ловкие, смелые»
№ | Дата | Содержание занятия | Решаемая проблема | Планируемые результаты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | спорт. инвентарь, гимнаст. снаряды | предметные | УУД | личностные |
5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | Знакомство с местом проведения занятий, техникой безопасностью в спортивном зале, выполнение О.Р.У., подвижная игра с большими мячами «Мяч соседу». | Какие правила безопасного поведения надо соблюдать в зале? Какими упр. и играми укрепляем здоровье? | Большие мячи | Познакомятся с Т.Б. в спорт. зале, во время игры будут учиться общаться и правильно контактировать. | Планирование сотрудничества с учител. и сверстниками, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Адекватная мотивация на занятие, коммуникативная готовность | |
2 | Беседа о роли занятий физическими упр., требования к одежде, соблюдение гигиенич. требований, ходьба с чередованием бега, О.Р.У.., подвижная игра «Мяч соседу», «Ловишки» | Какие требования к одежде? Как соблюдать гигиену? | Большие мячи | Узнают о необходимости соблюдения правил гигиены, будут учиться чередовать ходьбу и бег, следя за пульсом, познакомятся с новой игрой. | Планирование сотрудничества с учител. и сверстниками, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Адекватная мотивация на занятие, коммуникативная готовность. Развитие доброжелательности, внимательности к сверстникам, честности | |
3 | Ходьба и бег врассыпную, О.Р.У., лазанье по гимнастич. стенке, висы неск. секунд, подвижная игра «Ловишки» | Какие правила соблюдать при лазанье и висах? | Гимнаст. стенка | Познакомятся с новым бегом, научатся лазать вверх по лестнице до определен. высоты, проведут висы, задержавшись несколько секунд, крепко удерживая себя. | Планирование сотрудничества, управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий) | Воспитание смелости, развитие сопереживания, стремление придти на помощь, формирование мотивов достижения и социального признания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 | Занятие на свежем воздухе. Ходьба и бег с изменением направления движения, О.Р.У., упр. с большими мячами, подвижная игра «Совушка», игра малой подвижности «Тихо-громко» | Какие упражнения с большими мячами проводят? | Большие мячи, бант для игры «Тихо-громко» | Научатся упражнениям с подниманием мячей вперёд, назад, в стороны, над головой, назад, с наклонами, поворотами, с приседаниями, в положении сидя, лёжа. | Планирование учебного сотрудничества, оценка действий партнёра, разрешение конфликтов. | Воспитываем эстетику выполнения упр., учимся голосом управлять в беседе, формируем установку на здоровый образ жизни. | |
5 | Рассказ о правильной осанке и её значении для здоровья, бег с сохранением правильн. осанки, прыжки на двух ногах с продвижением, О.Р.У. с гимнаст. палками, упр. в перебрасывании мяча в шеренгах, подвижная игра «Прыжки по кочкам». | Как обращаться с гимнастической палкой во время упражнений? | Большие мячи, гимнаст. палки | Узнают, как необходима правильная осанка, отработают прыжки с продвижением, научатся перебрасывать мяч друг другу, познакомятся с упражнениями с гимнаст палками. | Целеполагание, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом, управление поведением партнёром (коррекция, оценка его действий) | Формируют установку на здоровый и безопасный образ жизни, развивают готовность к сотрудничеству в парах. | |
6 | Беседа «Режим дня. Утренняя гимнастика», примерный комплекс утр. гимн., О.Р.У. с гимнаст. палками, прыжки на месте на двух ногах, подвижные игры «Прыжки по кочкам», «У медведя на бору» | Какие упражн. подбирать для утренней гимнастики? | Гимнаст. палки | Познакомятся с упражн. для утренн. гимнастики, учатся развивать скоростные качества в играх. | Прогнозирование, оценка, саморегуляция, сотрудничество, разрешение конфликтов | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, развитие эмоциональной нравственной отзывчивости. | |
7 | Повторение режима дня, ходьба и бег с переступанием через предметы, О.Р.У. с большими мячами, перебрасывание мяча друг другу, эстафеты с мячами. | Чем отличаются эстафеты от общих игр? | Большие мячи, кубики, обручи | Научатся организовываться в командные игры | Целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция, планирование сотрудничества со сверстниками, разрешение конфликтов, умение точно выражать мысли. | Развитие чувства сплочённости, ответственности, общего дела, за которое надо бороться всем вместе, формирование установки безопасности личности и общества. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8 | Занятие на свежем воздухе. Ходьба и бег врассыпную, О.Р.У., упражнения в подлезании под скакалку и равновесии, эстафеты. | Как подлезть под скакалку и удержать равновесие? | Скакалка, мячи, обручи, кегли для эстафеты | Узнают, как удерживать равновесие, подлезая под натянутую скакалку, закрепят бег врассыпную и умение находить своё место по сигналу, будут учиться действовать в эстафетах. | Целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция, планирование сотрудничества со сверстниками | Воспитание духа коллективизма, стойкого бойцовского характера, формировать стремление побеждать, не причиняя никому боли. | |
9 | Рассказ о значении физич. упр. в режиме дня для здоровья уч-ся, ходьба по линии, бег с изменением направления, О.Р.У., эстафеты, игра малой подвижности «Эхо» | Как надо действовать в эстафетах? | Мячи, кегли, обручи, скакалки | Закрепляют слаженность действий в эстафетах. | Целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, управление поведением партнёра (оценка его действий) | Развивают внимательность в играх малой подвижности, слаженность в эстафетах, воспитание отзывчивости, стремление выручить. | |
10 | Повороты переступанием, бег в чередовании с ходьбой, О.Р.У., акробатические упр. на полу, подвижные игры «У медведя на бору», «Волк во рву» | Какая т.б. должна соблюдаться при выполнении акробатических упражнений? | Узнают, что при выполнении акробатич. упр. должна быть собранность, осторожность, аккуратность. | Планирование сотрудничества с учителем | Воспитание чувства прекрасного, эстетического, формирование установки на здоровый образ жизни | ||
11 | Ходьба боком приставным шагом, бег парами, О.Р.У. со скакалками, прыжки через длинную качающуюся скакалку, подвижные игры «Волк во рву», «За мной» | Как научиться не навредить себе, играя со скакалками? | Скакалки короткие и длинные | Потренируются в ходьбе, беге, прыжках. Познакомятся с новой игрой. | Планирование, коррекция, саморегуляция, умение полно и точно выражать мысли. | Развитие доброжелательности, взаимопонимания, формирование основных норм (честности, ответственности) | |
12 | Рассказ о влиянии на учёбу нарушений режима дня, ходьба по линии, бег в быстром темпе, О.Р.У., упражнения в ловле и передаче мяча, игры «За мной», «Ловкие ребята» | Как добиться точной передачи и ловли мяча? | Большие мячи | Узнают, что от правильного держания мяча, точного движения, правильн. выпрямления рук, работы плеч зависит бросок при передаче и ловле. | Целеполагание, прогнозирование, оценка, контроль и оценка действий сверстников. | Формирование корректного отн. в игре, воспитание аккуратных в делах, развитие познав. интересов и учебных мотивов, формирование адекватной самооценки. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
13 | Занятие на свежем воздухе. Ходьба по разметке, бег в среднем темпе, О.Р.У. с малыми мячами, повороты прыжком, игры «Метко в цель», «Ловкие ребята» | Как попасть в цель? | Малые мячи | Узнают о позе, движении руки при броске для точного попадания в цель; научатся поворачиваться прыжком. | Планирование учебного сотрудничества с учителем Разрешение конфликтов, контроль и оценка действий. | Формирование адекватной самооценки, развитие чувств стыда, вины; развитие доброжелательности, доверия к сверстникам. | |
14 | Ходьба и бег в среднем темпе, повороты прыжком налево и направо, О.Р.У. с малыми мячами, игры «Метко в цель», «Узнай по голосу». | Какие спортивные качества нужны для игры «Вышибалы»? | Малые мячи | Учатся точно попадать, резко поворачиваться, тренируются узнавать по голосу своих одноклассников. | Прогнозирование, саморегуляция, планирование сотрудничества со сверстниками, разрешение конфликтов | Формируют доброжелательность, готовность к сотрудничеству и пониманию, развиваем толерантность. | |
15 | Ходьба и бег по кругу, О.Р.У. с малыми мячами, акробатич. упр. (перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях), игры «Метко в цель»,«Вышибалы» | Как правильно сделать перекат? | Малые и большие мячи | Научатся выполнять перекаты в группировке, в «Вышибалах» доказывать свою меткость, сноровку ловить и уворачиваться от мяча | Целеполагание, прогнозирование, оценка, саморегуляция, разрешение конфликтов при сотрудничестве между сверстниками, умение точно выражать мысли | Воспитание добродушия, внимания, желание придти на помощь, формирование чувства справедливости. | |
16 | Беседа о мерах безопасности во дворе, ходьба и бег врассыпную, бег с изменен. направления, упражнения в равновесии (стойка на носках), О.О.У. , упр. в передаче больших мячей, игры «Передача мячей», «Вышибалы» | Какие упр. выполнять для сохранения равновесия? | Большие мячи | Закрепят правила поведения во дворе, отработают приём передачи мяча снизу и от груди. Тренироваться в игре в «Вышибалы» в меткости, увёртливости, ловле мяча как свечи. | Контроль, оценка, саморегуляция, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. | Формирование мотивов достижения и социального признания, выделение нравственных поступков на основе моральных норм. | |
17 | Упражнения в беге и равновесии, лазанье по гимнастической стенке, О.Р.У., игры «Передача мячей», «Узнай по голосу». | Как лазать на гимнастич. стенке вправо и влево? | Гимнаст. стенка, большие мячи | Упражняются в беге и равновесии, учатся лазать по стенке на 3-4 ступеньке справа налево, закрепляют умение играть в изученные игры. | Целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, управление поведением партнёра. | Формирование желания лучше знать своих однокл., помогать и сопереживать им, развивать нравственную отзывчивость. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
18 | Ходьба и бег по заданию, прыжки на одной ноге с поворотом, комплекс стрейчинга, игра на релаксацию «Дерево качается», перетягивание каната, | Какие упр. надо делать, чтобы быть гибким? | канат | Познакомятся с комплексом стрейчинга для развития гибкости, научатся прыгать на одной ноге с поворотом, применят гибкость при перетягивании каната. | Планирование учебного сотрудничества с учителем Разрешение конфликтов, контроль и оценка действий. | Развивать мотив познания и обучения в физич. упр. и играх. Формировать желание бороться и побеждать. | |
19 | Беседа о необходимости правильной осанки, бег с сохранением правильной осанки, ходьба с мячом, комплекс стрейчинга, игры «Заяц, сторож, Жучка», «Дерево качается». | Как сохранить правильную осанку? | Большие мячи | Формируют правильную осанку через бег, упр., развивают гибкость комплексом стрейчинга, развивают ловкость, скорость в играх. | Планирование, коррекция, саморегуляция, умение полно и точно выражать мысли. | Повышать самооценку, быть нужным окружающим, формировать желание придти на помощь. | |
20 | Ходьба и бег по кругу, врассыпную по всему залу, с остановкой по сигналу, О.Р.У., ползание по скамейке любым способом, подвижные игры «Заяц, сторож, Жучка», «Кто ушёл?» | Как можно переползти по скамейке? | скамейка | Узнают приёмы переползания по скамейке, попробуют свой способ ползания, повторят бег с остановкой по сигналу | Целеполагание, прогнозирование, оценка, контроль и оценка действий сверстников | Воспитание бережного отнош. к животным, развитие спортивного творчества, формирование чувства прекрасного и эстетического. | |
21 | Ходьба и бег с измен. темпа движения, попеременное подпрыгивание на левой и правой ноге, О.Р.У. с мячами, перебрасывание мяча одной и ловля двумя руками, подвижные игры. | Как поймать мяч? Какие спорт игры с мячом знаете? | Большие мячи | Научатся перебрасывать мяч одной рукой и ловить двумя, повторят бег с изменением темпа. Узнают о баскетболе, спорт. достижениях наших команд. | Планирование сотрудничества с учителем | Формировать чувства гордости за Родину, за её героев, развивать самооценку. | |
22 | Построение, игра «Найди своё место», ползание по скамейке подтягиванием на руках без ног, О.Р.У., акробатич. упр. (перекаты назад и вперёд), «Ножки от земли» | Какие приёмы переползания по скамейке знаете? | скамейка | Научатся ползать по скамейке подтягиванием на руках, повторят перекаты в группировке лёжа на животе. | Контроль, оценка, саморегуляция, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Воспитывать настойчивых, упорных, ставящих цели и стремящихся к ней. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
23 | Построение, игра «Найди своё место», ходьба и бег в медленном темпе, О.Р.У., упр. с мячами: удары о пол и ловля одной рукой, игры «Эхо», «Ножки от земли» | Как найти своё место в строю? | Большие мячи | Научатся упражнениям с мячами, ударяя о пол и ловя рукой. | Прогнозирование, саморегуляция, планирование сотрудничества со сверстниками, разрешение конфликтов | Формирование моральных норм, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству | |
24 | Построение и перестроение в круг, О.Р.У. с гимнаст. палками, упр. в равновесии и прыжках, ходьба по скамейке со скоком, игры «Эхо», «Удочка» | Как можно перестроиться в круг? | Скамейка, гимнаст. палки | Познакомятся с перестроением в круг без рук и взявшись за руки, закрепят ходьбу по скамейке со скоком. | Целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка, управление поведением партнёра. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, развитие сопереживания, отзывчивости. | |
25 | Ходьба и бег с изменением направл., упр. в поперемен. прыжках на левой и правой ногах, О.Р.У. с мячами, ходьба по скамейке с ударами мяча о пол, игра «Кошки-мышки». | Как пройти по скамейке, ударяя мячом о пол? | Большие мячи, скамейка | Учатся ходить осторожно по скамейке, ударяя мячом по пол, закрепляют умение прыгать на одной ноге. | Планирование, коррекция, саморегуляция, умение полно и точно выражать мысли. | Воспитание целеустремлённых , активных, смелых, формирование установки на здоровый образ жизни | |
26 | Занятие на свежем воздухе. Разминка, техника безопасности на снегу, зимние эстафеты | Как команде добиться победы? | Лыжи, санки, большие мешки, флажки, кегли, пластмассовые мячи, корзины | Сумели договориться и распределиться самост. на команды, показывали умение и желание победить, помогая друг другу, учатся прислушиваться к обсуждению, чтобы не допускать промахов в др. | Целеполагание, прогнозирование, оценка, саморегуляция, разрешение конфликтов при сотрудничестве между сверстниками, умение точно выражать мысли | Формирование правильного отношения к коллективному делу, воспитание бойцовского характера, развитие готовности к сотрудничеству. | |
27 | Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движен., упр. в равновесии и прыжках, О.Р.У., танцев. упражнения: шаги с прискоком; приставн. шаги; шаг галопа в сторону, игра «Кошки-мышки» | Какие танцев. упр. используют в спорте? | магнитофон | Познакомятся с видами спорта, в которых использ. музыка и танцев. движен., разучат несколько движен. под музыку, закрепят упражн в равновесии и прыжках. | Целеполагание, прогнозирование, оценка, контроль и оценка действий сверстников. | Формирование эстетического чувства, развитие точности, формирование чувства ритма, гордости за страну |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
28 | Беседа о здоровом образе жизни, ходьба и бег парами, ходьба по уменьшенной площади опоры с сохранен. равновесия, перестроение, О.Р.У., произвольное лазание по гимнаст. стенке, перекаты на спину, подвижные игры. | Как укрепить здоровье? | гимнаст. стенка | Побеседуют о профилактике здоровья, узнают новый бег по уменьш. площади, повторят лазания и перекаты. | Планирование учебного сотрудничества с учителем Разрешение конфликтов, контроль и оценка действий, умение точно выражать мысли. | Развитие познавательн. интересов, формиров-ие единого образа мира, воспитание доброжелательности и внимательности к людям. | |
29 | Ходьба и бег парами, бег змейкой, О.Р.У., висы стоя, забрасывание мяча в корзину, игра «Будь ловким» | Какую помощь организму окажут висы? Какие висы? | Большие мячи, корзина, гимнаст. стенка | Узнают о разных висах стоя, научатся забрасывать мяч в корзину, закрепят бег змейкой. | Целеполагание, прогнозирование, оценка, саморегуляция, разрешение конфликтов при сотрудничестве между сверстниками, умение точно выражать мысли | Воспитание чувства прекрасного, красоты и точности упражнений, развитие готовности к сотрудничеству. | |
30 | Ходьба и бег парами, бег змейкой, О.Р.У., перебрасывание мячей в шеренгах, забрасывание мяча в корзину, игры «Будь ловким», «Поймай мяч» | Что поможет забросить мяч в корзину? | Большие мячи, корзина | Закрепят умение забрасывать мяч в корзину, перебрасывать его в шеренгах, ходьбу и бег парами. | Целеполагание, прогнозирование, оценка, контроль и оценка действий сверстников | Воспитание добродушия, внимания, желание придти на помощь, формирование чувства справедливости | |
31 | Викторина по теме «Значение здорового образа жизни», О.Р.У., упр. в равновесии и лазании, перекаты, игры «Поймай мяч», «Листок на ладони» | Чем хорош здоровый образ жизни? | Гимнаст. стенка, мяч | Закрепят знание и понимание здорового образа жизни через викторину, физические упражнения. | Планирование, коррекция, саморегуляция, умение полно и точно выражать мысли. | Формируют установку на здоровый и безопасный образ жизни, развитие готовности к сотрудничеству. | |
32 | Ходьба и бег парами, бег змейкой, О.Р.У, забрасывание мяча в корзину, подлезание под скакалку, упр. в равновесии, игры «Листок на ладони», «Хитрая лиса» | Что развиваем в игре? | Большие мячи, скакалка, корзина, | Отработают ходьбу и бег парами, забрасывание мяча в корзину, будут учиться контактировать в игре. | Целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, управление поведением партнёра (оценка его действий) | Воспитание честности, открытости среди друзей, формирование чувства стыда, совести как регуляторов морального поведения |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Благовещенская
средняя общеобразовательная школа Купинского района
Согласовано Утверждено
Зам. директора по ВР Директор школы _________________ ------------------------------
«____» ____________ 20___ «____» ____________20 _____
Рабочая программа
секции «Подвижные игры»
1-4 классы
Составитель:
Бель Е.В.
Учитель физической культуры
2015 год
Пояснительная записка
- Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школе №1.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно программе развития образовательного учреждения.
- Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Нельзя не использовать межпредметные связи в программе внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры», так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами данного курса. Связь с математикой. С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Счет предметов, сравнение предметов, устные вычислительные приемы и т.д. Связь с литературой. В процессе игры дети знакомятся с русским народным творчеством: закличками, считалками, песнями, прибаутками, поговорками.
Связь с окружающим миром. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность взглядов, идей. Важно познакомить учащихся с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности.
- Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Данная работа начинается с 1класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде:
- подвижных игр,
- народных оздоровительных игр,
- прогулок,
- спортивно-оздоровительных часов,
- физкультурных праздников,
- спортивных соревнований.
1.4. Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1-4 классы -34 часа в год.
Основные направления реализации программы:
- организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
- организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;
- организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
- организация и проведение подвижных игр,активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, хоккейная коробка);
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» состоит из четырёх частей:
- 1 класс «Современные подвижные игры»: ознакомление с играми, требующими командного состава.
- 2 класс «Старинные народные игры»: ознакомление с играми старины, культурой и этикетом того времени.
- 3 класс «Русские народные игры и забавы»: формирование у обучающихся интеллектуальных способностей, культуры эмоций и чувств.
- 4 класс «Русские игровые традиции»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена, профилактика вредных привычек.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- планирование общей цели и пути её достижения;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности;
- конструктивное разрешение конфликтов;
- осуществление взаимного контроля;
- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- развитие психических и нравственных качеств;
- повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:
- основы истории развития подвижных игр в России;
- педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
- возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
- правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
- Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
- викторины;
- конкурсы;
- ролевые игры;
- выполнение заданий соревновательного характера;
- оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
- результативность участия в конкурсных программах и др.
№ | Тема | Кол. часов | Теория | Практи-ческие занятия | Дата |
1 | Здоровый образ жизни | 1 | 1 | ||
2 | Здоровье в порядке- спасибо зарядке! | 1 | 1 | ||
3 | Личная гигиена | 1 | 1 | ||
4 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | ||
5 | Нарушение осанки | 1 | 1 | ||
6 | Русские игровые традиции в подвижных играх «Зазывалки» | 1 | 1 | ||
7 | «Жребий» | 1 | 1 | ||
8 | «Волки во рву» | 1 | 1 | ||
9 | «Волки и овцы» | 1 | 1 | ||
10 | «Медведь и вожак» | 1 | 1 | ||
11 | «Водяной» | 1 | 1 | ||
12 | «Невод» | 1 | 1 | ||
13 | «Чехарда» | 1 | 1 | ||
14 | «Птицелов» | 1 | 1 | ||
15 | «Жмурки» | 1 | 1 | ||
16 | Профилактика травматизма | 1 | 1 | ||
17 | «Дуга» | 1 | 1 | ||
18 | «Кот и мышь» | 1 | 1 | ||
19 | «Ляпка» | 1 | 1 | ||
20 | «Заря» | 1 | 1 | ||
21 | «Гуси» | 1 | 1 | ||
22 | «Удар по веревочке» | 1 | 1 | ||
23 | «Зайки» | 1 | 1 | ||
24 | «Прыганье со связанными ногами» | 1 | 1 | ||
25 | «У медведя во бору» | 1 | 1 | ||
26 | «Гуси» | 1 | 1 | ||
27 | «Бой петухов» | 1 | 1 | ||
28 | «Переездной конь» | 1 | 1 | ||
29 | «Зелёная репка» | 1 | 1 | ||
30 | «Дударь» | 1 | 1 | ||
31 | «Капустка» | 1 | 1 | ||
32 | «Солнышко» | 1 | 1 | ||
33 | «В круги» | 1 | 1 | ||
34 | «Медом или сахаром» | 1 | 1 |
5.Литература
1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.-М.: 2004.
4. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
5. Антропова, М.В., Кузнецо Смирнов И.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002
6.Трофимова Г.В. Помоги себе сам. Минск, 2003.
7. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
8. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002
9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
10. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
11. http://collegy.ucoz.ru/publ/6
12. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
13. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
14. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
15. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
16. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
17. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
18. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
19 Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012г, №11, с.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого факультативного занятия по наглядной геометрии на тему: "Пересечение фигур"
Это занятие я проводила для учителей района по программе УМК "Гармония" (автор Истомина Н.Б.). Его можно проводить так же по плану работы с одарённми детьми. На занятии у детей формируется...
Авторская программа для факультативных занятий "Секреты речи"
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученны...
Авторская программа для факультативных занятий "Секреты речи"
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его игр...
Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка» для детей 7-10 лет
Программа факультативных занятий по развитию речи«Речевая копилка»для детей 7-10 лет(срок реализации 4 года)Направление развития личности ребенка - общеинтеллектуальное...
Программа факультативных занятий по развитию речи «Речевая копилка»
Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведени...
тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах
Календарно-тематический план работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...
Конспект факультативного занятия по русскому языку в 4 классе по теме Фразеологизмы- народная мудрость
материал предназначен для проведения дополнительных занятий по русскому языку...