Авторская программа для факультативных занятий "Секреты речи"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boris_vladimirovich_zahoderprezentaciya.rar | 2.66 МБ |
programma_razvitie_rechi_2_klass.rar | 61.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО
на заседании методического совета на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 11 г. Камышина МБОУ СОШ№11 г. Камышина Протокол №__ от «__» __________20___ г. Протокол № __ от «__» ____20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 11
_________Стойловская Н. С.
«Секреты речи»
Авторская программа
для факультативных занятий
по развитию речи
для учащихся 2 - х классов
Составитель:
Мазилина Е. В.,
учитель начальных классов
г. Камышин
2012 г.
Содержание.
I. Пояснительная записка.
- Методы обучения.
- Основные направления и содержание деятельности.
- Направления деятельности.
II. Тематическое планирование.
III. Содержание программы.
IV. Измерители.
V. Конечный результат по программе.
VI. Список литературы.
VII. Приложение.
Пояснительная записка
Актуальность
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся 2-х классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая.
Программа курса рассчитана на 1года(34часа) - на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников: 2 класс
Форма учебной работы: факультативная.
Цели и задачи программы
Цель:
- Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников;
- совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
- говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
- Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
- Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы
По источникам получения новых знаний:
словесные ;
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) ;
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) ;
проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности:
создание ситуации успеха в обучении;
использование игр и игровых форм организации деятельности;
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащичся:
учебные дискуссии;
творческие задания;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
Методы контроля и диагностики:
устный контроль;
письменный контроль;
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
Основные направления и содержание деятельности.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
Дидактическая база:
- словари, в том числе и электронные;
- справочники, научно-популярные книги о русском языке;
- дидактические игры;
- раздаточный материал;
- демонстрационные таблицы и схемы;
- тестовые задания по русскому языку;
- компьютер, диски, дискеты, мультимедийные презентации с материалами по русскому языку.
II.Тематическое планирование
№ | Основные темы программы | Количество часов |
1. | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | 1 |
2. | Играем в загадки. Сочинение загадок. | 1 |
3. | Сочинение скороговорки. | 1 |
4. | Сочиняем считалку. Два секрета считалки. | 1 |
5. | Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка. | 1 |
6. | Происхождение слов. Как нужно говорить. | 1 |
7. | Крылатые слова и выражения. | 1 |
8. | Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок. | 1 |
9. | Сочинение стихов по заданной рифме. | 1 |
10. | Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок. | 1 |
11. | Волшебная сказка. Сочинение и инсценирование сказки. | 1 |
12. | Что такое речь? Речь устная и письменная. | 1 |
13. | Составление предложений из отдельных слов. | 1 |
14. | Выделение признаков предложения в устной речи и на письме. | 1 |
15. | Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. | 1 |
16. | Текст. Тема текста. | 1 |
17. | Сочинение по плану «Моя бабушка». | 1 |
18. | Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам. | 1 |
19. | Сочинение «Мой друг. Моя подруга». | 1 |
20. | Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам. Написать рассказ по заданной теме. | 1 |
21. | Деление сплошного текста на предложения. | 1 |
22. | Восстановление деформированного текста. | |
23. | Редактирование текста. | 1 |
24. | Сочинение «Мое любимое домашнее животное». | 1 |
25. | Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода». | 1 |
26. | Составление сказочного рассказа на тему: «Путешествие в космос» | 1 |
27. | Сочинение по наблюдениям и воображению «О чём чирикал воробей?» | 1 |
28. | Слово и образ, или поговорим о словарях. | 1 |
29. | Ознакомление с понятием «изложение». | 1 |
30. | Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам. | 1 |
31. | Подробное изложение по коллективно составленному плану. | 1 |
32. | Творческое продолжение текста – повествования. | 1 |
33. | Олимпиада. | 1 |
34. | Подведение итогов. Выставка лучших работ. | 1 |
III. Содержание программы.
Занятие №1. Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи.
Цель: раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.
Содержание занятия:
1. Значение звуков в речи.
2. Звуко – буквенный анализ слов.
3. Загадки. Скороговорки.
4. Конкурс «скороговорителей».
5. Составление словарика.
Занятие №2. Играем в загадки. Сочинение загадок.
Цель: познакомить с приемами конструирования загадки.
Содержание занятия:
1. Языковая игра «Загадка».
2. Игровые упражнения с загадками.
3. Сочинение загадок детьми.
4. Чтение детских работ.
Занятие №3. Сочиняем скороговорки.
Цель: учить сочинять скороговорку.
Содержание занятия:
1. Выразительное чтение пословиц.
2. Игра «скороговорка рассыпалась»
3. Инсценирование скороговорок.
4. Сочинение скороговорок детьми.
5. Иллюстрирование скороговорок.
Занятие №4. Сочиняем считалку. Два секрета считалки.
Цель: познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.
Содержание занятия:
1. Рассказ учителя «Почему так назвали?»
2. Игра «Найди животных»
3. Сочинение считалок детьми.
4. Чтение детских считалок.
Занятие №5.
Сколько слов вы знаете? Рассказ - беседа о словарном богатстве русского языка.
Цель: Обогатить словарный запас учащихся, познакомить с лингвистическими словарями русского языка.
Содержание занятия:
1. Лесенка из слов.
2. Составление словарика.
3. Игра «Грамматическая арифметика».
4. Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.
5. Словесное рисование времён года.
Занятие №6. Происхождение слов. Как нужно говорить.
Цель: рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить, способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.
Содержание занятия:
1.Слоговой аукцион.
2.Притча о «слове».
3. Рассказ учителя «Почему так назвали?»
4. Чтение затранскрибированных слов.
5. Распределение слов по группам.
Занятие №7. Крылатые слова и выражения.
Цель: познакомить детей с крылатыми словами и выражениями; учить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка; указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;
Содержание занятия:
1. Рассказ об истории крылатых слов и выражений. Знакомство со словарём В. Даля.
2. Крылатые выражения о труде. Чтение пословиц, их толкование.
3. Викторина.
Занятие №8. Родное слово в пословицах и поговорках.
Цель: познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой, учить иллюстрировать их.
Содержание занятия:
1. Чтение пословиц с объяснением орфограмм.
2. Игра «Собери пословицу».
3. Инсценирование пословиц.
4. Иллюстрирование пословиц.
5. Просмотр детских работ.
Занятие №9. Сочинение стихов по заданной форме.
Цель: сочинить стихи по заданной рифме.
Содержание занятия:
1. Поиграем в буриме?
2. Допиши две строчки.
3. Сочини стихотворение, используя 4 слова.
4. Тавтограмма.
Занятие №10. Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.
Цель: познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.
Содержание занятия:
1. Работа над понятием «сказка».
2. Викторина «Сказки».
3. Знакомство с понятиями «текст», «опорные слова».
4. Сочинение сказки по опорным словам.
6. Слушание сказок. Устные рассказы.
Занятие №11. Волшебна сказка. Сочинение и инсценирование сказки.
Цель: сочинить волшебную сказку.
Содержание занятия:
1. Работа над деформированным текстом.
2. Беседа о волшебных сказках.
3. Работа с памяткой сказок.
4. Чтение и анализ детских работ.
5. Инсценировка сказки.
Занятие №12. Что такое речь? Речь устная и письменная.
Цель: познакомить с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.
Содержание занятия:
1.Особенности устной и письменной речи.
2. Благозвучие – важное свойство устной речи.
3.Работа с фразеологизмами.
4. Весёлая минутка. Игра «Летает – не летает».
5. Составление предложений и рассказа с пиктограммами ( или без пиктограмм).
Занятие №13. Составление предложений из отдельных слов.
Цель: научить составлять предложения.
Содержание занятия:
1.Языковая игра «Бесконечное предложение».
2. Составление предложений из букв заданного слова.
3. Составление распространённого предложения из заданных слов.
4.Работа над деформированным предложением.
Занятие №14. Выделение признаков предложения в устной речи и на письме. Выделить признаки предложения.
Цель: Научить выделять признаки предложения.
Содержание занятия:
1.Игра «Весёлый наборщик».
2. Игра «Грамматическая арифметика».
3. Составление предложений из букв заданного слова.
4. Слушание рассказа М. Пришвина «Золотой лес» (вычленение в контексте звучащей речи отдельных предложений; анализ звучащей речи и установление, как в устной речи одно предложение отделяется от другого).
5. Чтение текста. ( анализ записанного текста и установление того, как в письменной речи одно предложение отделяется от другого).
Занятие №15. Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.
Цель: познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.
Содержание занятия:
1. Речевая разминка.
2. О понятиях «название текста», «главная мысль текста», «заголовок», «абзац».
3. Знакомство с понятием «опорные слова».
4. Составление предложений по опорным словам.
5. Составление текста на тему «Моя зима».
Занятие №16. Текст. Тема текста.
Цель: познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.
Содержание занятия:
1.Речевая разминка.
2. Повторение о сущности понятий «опорные слова», «название текста», «главная мысль текста», «заголовок», «абзац».
3. Знакомство с понятием «текст», «тема текста».
4. Типы текстов. (текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение).
5. Составление текстов по выбору.
6. Анализ составленных текстов.
Занятие №17. Сочинение по плану « В гостях у бабушки».
Цель: написать сочинение на заданную тему.
Содержание занятия:
1.Игра «Подбери пару».
2. Игра «Весёлый наборщик».
3. Чтение стихотворения «Бабушкины руки».
4. Составление рассказа на тему «В гостях у бабушки» по плану.
5. Анализ составленных текстов.
Занятие №18. Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.
Цель: учить созданию текста по серии картинок, написать рассказ по заданной теме.
Содержание занятия:
1. Игра «Цепочка слов».
2. Рассматривание сюжетных картинок.
3. Определение типа текста.
4. Выбор лучшего названия сочинения.
5. Работа с памяткой « Как написать сочинение».
6.Самостоятельная творческая работа.
Занятие №19.Сочинение «Мой друг», «Моя подруга».
Цель: написать сочинение на заданную тему.
Содержание занятия:
1.Чтение скороговорок.
2. Игра «Найди рифму».
3. Беседа о дружбе.
4. Словесное рисование друга, подруги.
5. Сочинение – миниатюра.
6. Чтение сочинений-миниатюр. Проверка выполнения речевой задачи.
Занятие №20. Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.
Цель: написать рассказ по заданной теме.
Содержание занятия:
1. Игра «Весёлый наборщик».
2. Составление предложений с опорными словами.
3. Игровое упражнение «Фантазёры».
4. Написание и иллюстрирование сочинений.
5. Чтение детских работ, просмотр иллюстраций.
Занятие №21. Деление сплошного текста на предложения.
Цель: учить делить сплошной текст на предложения, выделять главную мысль, озоглавливать, правильно оформлять предложения на письме.
Содержание занятия:
1. Игра «Грамматическая арифметика».
2. Чтение и сочинение чистоговорок.
3. Первичное знакомство с текстом.
4. Членение сплошного текста на предложения.
5. Беседа по содержанию.
6. Орфографическая работа.
7. Самостоятельная работа.
Занятие №22. Восстановление деформированного текста.
Цель: учить восстанавливать деформированный текст, развивать умения самостоятельно составлять рассказы.
Содержание занятия:
1. Грамматическая разминка.
2. Чтение занранскрибированных слов.
3. Чтение и анализ текста.
4. Беседа по тексту.
5. Самостоятельная запись рассказа.
Занятие №23. Редактирование текста.
Цель: формирование умения исправлять ошибки в содержании, построении и речевом оформлении текста; формирование умения точно употреблять слова в речи.
Содержание занятия:
1. Работа над загадками, над ребусом.
2. Ознакомление с памяткой работы над ошибками.
3. Коллективное исправление типичных ошибок:
а) нарушение границ предложений;
б) неоправданное повторение слов;
в) использование неточного слова;
г) пропуск необходимого слова;
д) пропуск предложения.
4. Индивидуальное исправление ошибок.
5. Переписывание текста с исправлением ошибок.
Занятие №24. Сочинение на тему: «Моё любимое домашнее животное».
Цель: формирование умения строить предложения-объяснения и включать их в текст; развитие умения использовать различные слова и конструкции предложений, передающие отношение.
Содержание занятия:
1. Разгадывание загадок о животных.
2. Пословицы и крылатые выражения о волке.
3. Беседа о доброжелательном отношении к животным.
4. Словесное рисование любимого животного.
5. Написание сочинения на тему: « Моё любимое животное».
6. Слушание сочинений.
Занятие №25. Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Весна - большая вода».
Цель: формирование умения строить текст – повествование; формирование умения определять и раскрывать основную мысль в сочинении, умения связывать предложения и части текста.
Содержание занятия:
1.Чтение стихотворений: «Февраль» О. Сенатовича, «Покормите птиц» А Яшина.
2.Беседа о признаках весны и зимы.
3. Рассматривание картины И.И. Левитана «Весна – большая вода».
4. Составление словарика по картине.
5. Языковая игра «Слово – магнит».
6. Составление плана.
7. Слушание рассказов детей.
Занятие №26. Составление сказочного рассказа на тему: «Путешествие в космос».
Цель: развивать умения формулировать вводную и заключительную части в тексте.
Содержание занятия:
1. Игра «Звездочёт».
2. Работа со стихотворением «Мы юные гагаринцы…»
3.Языковая игра «Бесконечное предложение».
4. Составление словарика по теме.
5. Составление рассказа по готовому плану.
6. Слушание рассказов детей.
Занятие №27. Сочинение по наблюдениям и воображению «О чём чирикал воробей?»
Цель: формирование умения наблюдать за природой и описывать свои наблюдения.
Содержание занятия:
1. Обобщение наблюдений по записям детей.
2. Обсуждение содержания и языкового оформления сочинения.
3. Обсуждение структуры текста. Коллективное составление вводной части.
4. Орфографическая подготовка.
5. Запись сочинения.
6. Проверка работы. Чтение сочинений.
Занятие №28.Слово и образ, или поговорим о словарях.
Цель: учить работать со словарями.
Содержание занятия:
1. Игра «Узнай слово»
2. Чтение стихотворения С. Маршака «Словарь».
3. Знакомство со словариком М. Львова.
4. Коллективное составление тематического словаря.
5. Составление устного рассказа с использованием слов из словарика.
Занятие №29.Ознакомление с понятием «изложение».
Цель: познакомить с понятием «изложение», ознакомить со структурными частями текста, формирование умения делить текст на части и выделять их при записи.
Содержание занятия:
1.Минутка грамотея.
2. Знакомство с понятием «изложение».
а) Чтение текста про себя.
б) Беседа по содержанию текста.
в) Определение главной мысли.
г) Ознакомление со структурными частями текста.
3. Подготовка к записи текста по частям.
4. Наблюдение за словами для связи предложений и частей в тексте.
5. Перечитывание и запись текста.
Занятие №30. Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.
Цель: формирование умения составлять текст по вопросам и опорным словам, используя различные средства связи между предложениями.
Содержание занятия:
1. Разгадывание ребуса. Игра «Дополни предложение».
2. Определение темы текста по опорным словам.
3. Чтение текста. Определение главной мысли. Подбор заголовка.
4. Ознакомление со структурными частями текста.
5. Подготовка к записи текста по частям.
6. Наблюдение за словами для связи предложений и частей текста.
7. Перечитывание текста.
8. Запись текста. Проверка.
Занятие №31. Подробное изложение по коллективно составленному плану.
Цель: практическое ознакомление с построением текста – повествования, формирование умения составлять план текста – повествования.
Содержание занятия:
1. Игра «Сюрприз».
2. Ознакомление с текстом.
3. Определение темы и основной мысли текста. Подбор заголовка.
4. Анализ текста. Деление текста на части. Составление плана.
5. Орфографическая подготовка.
6. Перечитывание текста.
7. Запись текста. Проверка.
Занятие №32.Творческое продолжение текста – повествования.
Цель: познакомить с построением текста – повествования, формировать умения продолжать текст – повествование с учётом его композиции.
Содержание занятия:
1.Игра «Корзинка».
2. Ознакомление с текстом.
3. Анализ исходного текста.
4. Составление продолжения рассказа.
5. Обсуждение предложенных детьми вариантов. Составление заключительного предложения.
6. Дополнение плана.
7. Перечитывание и запись текста.
Занятие №33. Олимпиада.
Цель: выявить способности обучающихся, определить их творческие возможности, поддерживать познавательный интерес к изучению русского языка.
Занятие №34. Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Цель: обобщить знания, полученные во время занятий.
IV. Измерители.
V. Конечный результат по программе.
Обучающиеся должны знать:
- Зачем нужны звуки языка.
- Происхождение слов.
- Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
- Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
- Методы при работе над сочинением сказок.
- Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
- Признаки текста.
- Что такое план.
- Что такое изложение, сочинение.
- Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
- Строить собственные устные высказывания.
- Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
- Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.
- Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.
- Формулировать тему небольшого текста.
- Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
- Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку.
- Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
- Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).
- Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.
- Составлять текст по вопросам учителя.
- Редактировать текст.
- Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать.
- Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
- Составлять рассказы по серии картинок.
- Уметь писать изложения, сочинения.
- Сочинять загадки, стихи, сказки.
Список литературы:
- Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
- Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1995.
- Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1993.
- Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1992.
- Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996.
- Григорян Л. Т. язык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1986.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991.
- Рассказы о русском языке. Минск, 1985.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. - М.: просвещение, 1988.
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Составьте из данных слов предложения, чтобы получился текст.
Живёт, большого, белка, дупле, дерева, рыженькая.
Гнёздышко, а, птичка, в, его, ветвях, маленькой.
Целый, они, день, хлопочут.
Червяков, а, птичка.
В, ночной, лесу, час, затихают, шум, и, возня.
Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
2. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения.
Мама, аквариум, с, рыбкой, подарила, Виталику.
У, жил, Виталика, Мурзик, котёнок.
Котёнок, серый, и, пушистый, был.
Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.
3. Прочитайте. По выбору вместо точек напишите кличку животных.
1) Дядя Саша вёл коня … на речку. (Воронок, Орлик, Буян)
2) На лугу пасётся коза … . У неё маленький козлик … . (Розка, Зайка, Тоська, Пушок, Шустрик).
3) У Вовы была ручная ворона … . Вова сам кормил её. (Муська, Люлька, Мила).
4) Кот … спит на крыльце. Он ловит рыбу. (Васька, Мурзик, Кузьма).
5) У нас живёт собака … . Мы её очень любим. (Гром, Джек, Шарик).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Раздели текст на предложения.
Стояла глубокая осень лес выглядел хмурым каждый день шёл дождь ползли низкие тучи журавли и аисты давно улетели на юг пусто и уныло в лесу.
Хмурится осень зарядили холодные дожди налетел порывистые ветер нет больше цветов только сухие стебли торчат покинули лес звонкие птицы.
2. Отредактируй. Найди в тексте повторяющуюся мысль. Запиши в исправленном виде.
Трудное плавание.
Корабль плыл по бурному морю. Вокруг поднимались высокие гребни волн. Корабль их рассекал своим килем. На море было сильное волнение. Скоро мог начаться настоящий шторм.
3. Прочитай внимательно четверостишие, запомни. Напиши по памяти.
Осинку украсила осень.
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль – облетает…
В. Лунин
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Определи границу предложений.
От пригретых солнцем елей. Поднимается чуть заметный пар.
Петя подошел и услышал. Что собака громко залаяла.
В чулане были мыши. Пушок ловко ловил мышей.
Он сидел за сосной и с любопытством наблюдал за мной.
Они бегали друг за дружкой, прыгали. И прятались.
2. Подбери синонимы.
Источник,
Плут,
Ровесник,
Мокрый,
Душистый,
Забава,
Холодный,
Родина
3. Восстанови текст по плану, предложениям, заголовку.
Котята.
Котятки наедаются и засыпают. А кошка убегает искать своим малышам пищу.
У нашей кошки шесть котят. Они очень хорошенькие и пушистые. Малыши живут в кухне на печке.
Маленькие слепые котята пищат, ищут мать. Им есть хочется. Кошка ложится на бок. Котята подползают к ней. Они хоть и слепые, но умеют находить мать.
Они слышат её голос и носом чуют её запах. Кошка кормит котят своим молоком. Котята сосут и чмокают.
Кошка бегает худая, голодная ищет пищу. Хищница ловит мышей, птичек и ест их. Когда она сыта, у неё много молока. Тогда она бежит в кухню, прыгает на печку.
План:
1. Сколько котят у кошки?
2. Для чего кошка-мама много ест?
3. Как слепые котята находят мать?
4. Что делает кошка, когда котята наедятся?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1. Раздели текст на части. Обозначь абзацы. Составь план.
Однажды, нырнув особенно глубоко, я вдруг увидел железную клетку, похожую на птичью! Я подплыл ближе, в клетке были рыбки! Я подхватил клетку и вынырнул из воды. На берегу разглядел находку. Клетка оказалась рыболовным садком, дверца садка закрыта на защёлку. В садке пять ершей. Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я выкинул в воду, а садок забрал в деревню. Там и нашелся его хозяин – дед Степан. Оказалось, что этот садок он потерял ещё в прошлом году! Наловил живцов-ершей, посадил их в садок, привязал садок на бечёвку и опустил с лодки за борт. Но бечёвка перетёрлась и садок вместе с ершами утонул. Так и просидели ерши в клетке под водой целый год!
Как они жили взаперти и чем питались – неизвестно. Но значит, питались, раз жить остались
(Н. Сладков)
2. Отредактируй. Замени повторяющиеся слова синонимами.
Медведь подошёл к большому дубу. Медведь засунул лапу в дупло. Медведь зачерпнул пригоршню мёда. Пчёлы начали кусать медведя. Медведь побежал к речке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
1. Запиши предложения, исправив ошибки в словах.
1) У розы колючие шыпы. У нас жывёт собака Рыжык.
2) Декабрь – начяло зимы. Чясто трещят лютые морозы. Вот она, настоящяя зима!
3) За рекой дубовая рощя. Мы с товарищями чясто ходим туда гулять.
4) Я помогаю маме. Чищю двор. В корзине тащю мусор в яму. Я хочю, чтобы везде было чисто.
2. Запиши одним словом название каждой группы.
1) тополь, клён, берёза, ель;
2) волк, лиса, заяц, медведь;
3) сорока, ворона , воробей, аист;
4) брусника, черника, земляника;
5) футболист, хоккеист, волейболист;
6) шкаф, парта, стол, стул;
7) молоко, сахар, хлеб, мясо;
8) костюм, пальто, кофта, платье;
9) ботинки, сапоги, валенки, туфли;
10) кукла, мяч, юла, барабан.
(Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
1. Отредактируй. Запиши повторяющиеся слова синонимами.
Маша рассказала нам о своём летнем отдыхе. Сначала девочка рассказала о поездке на дачу. Потом она рассказала про путешествие на машине в Крым. Маша рассказала о Крымских горах и о Чёрном море. Она рассказывала целых полчаса.
2. Подбери синонимы.
Смешной,
Беспокоиться,
Спешить,
Заглядеться,
Белый,
Красный,
Лиловый,
Зелёный,
3. Подбери антонимы.
Родина –
Жёсткий –
Город –
Помогать –
Лентяй –
Делать –
4. Внимательно прослушайте слова, постарайтесь их запомнить (учитель произносит слова 2-3 раза).
Чернеть, кошачий, змеиный, темнеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, скворцовый, краснеть.
Ответьте на вопросы и выполните задания.
1) Сколько слов было названо?
2) На какие группы можно разделить все эти слова?
3) Какое слово было произнесено первым?
4) Напишите по памяти имена прилагательные.
5) Напишите по памяти глаголы.
6) Подчеркните орфограммы, объясните их написание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
1. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
1) Ло… ка, игру…ка, кату…ка, клю… ка.
2) Д…ро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.
3) Лоша…ка, лю…ской, л…па…ка, зага…ка.
4) Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.
5) Оши…ка, ру…ка, тру…ка, ла…ка.
2. Найдите слова в стихотворениях, которые звучат ласково, почему?
Верочка время нашла:
К Верочке в гости пришла.
Дома её не застала –
Времечко всё потеряла…
С. Белорусец.
Тучка по небу плыла. В теплых лужах потоптался
Дождик за ручку вела. Наигрался и умчался
Он шагал на тонких ножках Не его ли там колошки?
В чёрных маленьких колошках… Мокнут в луже на дорожке.
Дождик всюду походил,
Дождик всюду наследил, Г. Лагздын
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
- Игра «Грамматическая арифметика».
- Посмотрите на эти необычные примеры. Что должно получится, если в слове вычитать или прибавлять буквы.
(Библия – я) + отека = кабинет для книг. (Библиотека)
(Компот – т) + зитор = человек, сочиняющий музыку. (Композитор)
При+ключ+(пение – п) = интересный случай. (Приключение)
(Фантик – ик) + (ластик – л) + а = вымышленное произведение. (Фантастика)
Загар – р + дка = (Загадка)
От + (гадюка –ю) = (отгадка)
Шут + кА = (шутка)
2.Языковая игра «Загадка».
- Восстановите полный текст загадок и напишите отгагки.
а)… без топорёнка… ( Без рук, без топорёнка – построена избёнка. Гнездо.)
б) … во дворе певец. (На шесте дворец, во дворе певец. Скворец.)
в)… сухим остался. (В воде купался – сухим остался. Гусь.)
3. Языковая игра «Бесконечное предложение».
- Начиная со слов «клавиатура», составляем предложения, добавляя по одному слову.
Клавиатура.
Белая клавиатура.
…
…
…
На моём компьютерном столе лежит белая клавиатура.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Занятие №10. Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.
Цель: познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.
Оборудование: пословицы про сказки,
Ход занятия:
- Орг. момент. Сообщение темы и целей занятия.
- Прочитайте пословицы и постарайтесь сформулировать тему урока.
- Сказка – ложь, а песня – правда.
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Будем говорить о сказках, сочиним сказку по опорным словам.
II. Работа над понятием «сказка».
- Прочитайте пословицу, объясните её смысл: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Сказки поучительны. Они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых поступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми, остроумными.)
- Подбери однокоренные слова к слову «сказка». (Сказочник, сказать, сказочный.)
Сказка: 1. Повествовательное, обычно народ – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, ложь. 3. То же, что и чудо.
- Какие сказки вы знаете?
III.Викторина «Сказки»
- Кто автор данного отрывка? Как называется произведение?
… Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза…
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить…
(Корней Иванович Чуковский, сказка «Федорино горе».)
- Сколько поросят хотел съесть волк? (Трёх.)
- Какую рифму Нейзнайка придумал к слову «палка»? (Селёдка.)
- Сколько героев сказки тянули репку? (Шесть.)
- Что купила Муха – цокотуха? (Самовар.)
- Кто женился на Алёнушке? (Купец.)
- Что у Царевны Лебеди блестело под косой? (Месяц.)
- Как называется цветок, из которого появилась Дюймовочка? (Тюльпан.)
IV. Знакомство с понятиями «текст», «опорные слова»
- Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения.
Я хоте устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый … (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости… (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минутку… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не… (нашли).
- Назовите слова, которые вы добавили. Кто может перечислить все слова?
- На какую тему данное стихотворение? (О вкусном пироге. О том, как мальчик пёк пирог. О том, как гости пришли и не попробовали пирога.)
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Автор назвал это стихотворение «Очень, очень вкусный пирог». Почему автор дал именно такое название стихотворению?
- Что именно говорится о пироге? (Из чего мальчик его испёк.)
- Это и есть главная мысль стихотворения? Что такое главная мысль? (Главная мысль – это то, что говорится в тексте о предмете.)
-Прочитайте слова.
- Коза, козлята, волк, кузнец, съел.
- Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар.
- О чём вам говорят эти слова? (Слова первой строки из сказки «Волк и семеро козлят», а слова второй строки из сказки «Муха – цокотуха».)
- Какие слова вам помогли определить сказку? (Опорные слова)
- Что такое опорные слова? (Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста.)
- Как ещё называются опорные слова? (Ключевые, главные.)
V. Сочинение сказки по опорным словам.
- Придумайте сказку по опорным словам (работа в парах).
К сказке можно придумать название и нарисовать иллюстрацию.
- Бабочка, цветок.
- Волшебный корабль, Вася, чудо – остров, ковёр – самолёт.
- Красная Шапочка, волк, бабушка, вертолёт.
VI. Слушание сказок. Устные рассказы.
Примерные тексты детских работ.
Бабочка и цветок.
Однажды бабочка села на красны цветок, а на цветке была пчела. Пчела её ужалила. Бабочка упала на траву.
Плохо и скучно одному.
Вася оказался на чудо – острове. На деревьях росли арбузы, конфеты, мороженое. Он лакомился целый день. На острове он увидел волшебный корабль. Он летал над морями, горами и лесами. Сначала было очень весело, но потом Вася заскучал.»Плохо одному», - подумал Вася. На чудо – острове он нашёл ковёр – самолёт и улетел домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
Авторская программа для факультативных занятий "Секреты речи"
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его игр...
Авторская программа факультативного курса «Экология» в 3 – 4 классе
Для усиления экологической направленности содержания в дополнение к «Окружающему миру» я предлагаю Факультативный курс «Экология» для 3-4 класса.Для формирования научного взгляда на окружающий м...
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Авторская программа внеурочной деятельности - факультативный курс "Дорога к храму", православная культура (1-4 классы)
Разработка факультативного курса "Дорога к храму" предназначена для изучения основ православной культуры в 1-4 классах во внеурочной деятельности учащихся. Программа носит культурологический...
Презентация Авторской программы факультативного курса "Юный конструктор"
В презентации представлены методологические основы и направленность авторской программы на обогащение, коррекцию и развитие сенсомоторных функций и интеллекта учащихся младших классов Специальных (кор...
Авторская программа факультативного курса «Риторика»
Интегрированный факультативный курс риторики и этики....