Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, МО Славянский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №39 хутора Галицына
муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета
от 31 .08. 2015 года протокол № 1
Председатель
________________ Г.В.Дедюхова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Уровень образования : начальное общее, (1- 4) класс
Количество часов: 405 часов
Учитель: Баранник Любовь Владимировна
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04. 2015г №1/15).
1. Пояснительная записка
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
Программа разработана на основе:
- Примерной программы по физической культуре. (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.
Преподавание физической культуры в 2015–2016 учебном году ведётся в
соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273 -ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»
- Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета, курса:
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.
Программный материал представлен следующими разделами:
1. «Знания о физической культуре»:
- физическая культура
- история физической культуры
- физические упражнения
2. «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»:
- Самостоятельные занятия.
- Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
- Самостоятельные игры и развлечения.
3. «Физическое совершенствование»:
- физкультурно-оздоровительная деятельность
- спортивно-оздоровительная деятельность (гимнастика с основами акробатики; легкая атлетика; подвижные и спортивные игры; кроссовая подготовка; Региональный компонент: лыжная подготовка заменяется кроссовой.
Новизна рабочей программы заключается в расширении и углублении содержания примерной программы элементами содержания авторской программы. Программа ориентирована на воспитание у учеников образования стремления к самопознанию, усилению мотивации и развитию познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
- развивающее обучение;
- информационно- коммуникативные;
- личностно-ориентированное;
- игровые;
- здоровьесберегающие.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из рас¬чёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч.. Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3 ч в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
5. Содержание учебного предмета, курса.
1.Знания о физической культуре
1 класс – 3 ч.
Физическая культура Что такое физическая культура. Чему обучают на уроках физической культуры. История физической культуры: Возникновение физической культуры у древних людей. Физические упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности 3 ч.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время динамических пауз, прогулок и проведение игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
3. Физическое совершенствование. (93 ч)
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика (27ч)
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений ; челночный бег; высокий старт с последующим стартовым ускорением от 10 до 15 м. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную, горизонтальную цель и на дальность.
Кроссовая подготовка (12 ч)
Чередование бега и ходьбы, равномерный, медленный бег до 3-6 минут, кросс по слабопересеченной местности, преодоление естественных препятствий, правильное дыхание во время длительного бега, развитие выносливости.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы:
№ | Изменения | Обоснование |
1 | Исключение некоторых тем, не являющихся обязательными для изучения обучающимися: «лыжные гонки» и «плавание» заменены на углубленное освоение тем «гимнастика», «подвижные и спортивные игры» и раздел легкой атлетики «кроссовая подготовка». | В соответствии с САНПИН: температурный режим Краснодарского края (средние плюсовые температуры зимой) не позволяет проводить лыжную подготовку. Материальная база школы не позволяет проводить изучение темы «плавание». |
Подвижные и спортивные игры (36 ч).
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. «Становись – разойдись»; «Смена мест»; «У медведя во бору»; «Бой петухов»; «Совушка»; «Змейка»; «Альпинисты».
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Кто дальше бросит», «Точный расчёт», «Удочка». « Круговая эстафета», «Вызов номеров».
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
«Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Передача мячей в колоннах»; «Передал – садись».
Волейбол: подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола: «Волна», «Неудобный бросок», «У кого меньше мячей». «Мяч через сетку». «Вышибалы через сетку».
Гимнастика с основами акробатики( 18 ч).
Освоение общеразвивающих упражнений, развитие координационных, силовых способностей и гибкости. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом(1кг.), обручем, флажками. Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону.
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Упражнения в висе стоя и лежа, в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног, вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке. Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног, перелезание через гимнастическое бревно(высота до 60 см.), ланье по канату.
Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. Перелезание через гимнастического коня.
Освоение навыков равновесия. Стойка на носках, на одной ноге(на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне(60 см.) на оной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение строевых упражнений. Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!».
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
2 класс
1.Знания о физической культуре – 3 ч.
Физическая культура Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История физической культуры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Физические упражнения: Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности 3 ч.
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела, определение качества осанки.
3. Физическое совершенствование. (96 ч)
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика (27ч)
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений ; челночный бег; высокий старт с последующим стартовым ускорением от 10 до 20 м. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Кроссовая подготовка (12 ч)
Чередование бега и ходьбы, равномерный, медленный бег до 3-6 минут, кросс по слабопересеченной местности, преодоление естественных препятствий, правильное дыхание во время длительного бега, развитие выносливости.
Подвижные и спортивные игры (36 ч).
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. «Становись – разойдись»; «Смена мест»; «У медведя во бору»; «Бой петухов»; «Совушка»; «Змейка»; «Альпинисты», «Конники- спортсмены».
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Вызов номеров», «Космонавты».
На материале спортивных игр.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола: « Метко в цель», «Слалом с мячом».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
«Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». Волейбол: подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола: « Волна», «Неудобный бросок».
Гимнастика с основами акробатики( 21 ч).
Освоение общеразвивающих упражнений, развитие координационных, силовых способностей и гибкости. Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом(1кг.), обручем, флажками. Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону.
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Упражнения в висе стоя и лежа, в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног, вис на согнутых руках; подтягивание в висе лёжа согнувшись, то же из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке. Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног, перелезание через гимнастическое бревно(высота до 60 см.), ланье по канату.
Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. Перелезание через гимнастического коня.
Освоение навыков равновесия. Стойка на носках, на одной ноге(на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне(60 см.) на оной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. Освоение строевых упражнений. Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!».
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки. Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
3 класс
1.Знания о физической культуре – 3 ч.
Физическая культура Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. История физической культуры Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой и военной деятельностью. Особенности физической культуры разных народов. Физические упражнения: Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС).
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности 3 ч.
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
3. Физическое совершенствование. (96 ч)
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика (27ч)
Овладение техникой бега. Бег с ускорением от 30 до 40 м.
Совершенствование- бег на результат 60 м.
Овладение техникой прыжка в длину. Прыжки через длинную скакалку. Прыжки через короткую скакалку. Овладение техникой прыжка в высоту. Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.
Метание мяча150 г с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние.
Кроссовая подготовка (12 ч)
Овладение техникой длительного бега. Равномерный, медленный бег до 4 мин.
Бег по слабопересечённой местности до 1000м.
Развитие выносливости. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в
режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный
бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на
дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный беговые упражнения, эстафеты до 60м.
Подвижные игры и спортивные игры (36 ч).
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания
и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка».
На материале кроссовой подготовки: эстафеты, упражнения на выносливость и координацию. «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты».
На материале спортивных игр: «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча». «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», варианты игры в футбол, мини-волейбол.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале
футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение
мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале
баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
Гимнастика с основами акробатики( 21 ч).
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2—3 кувырка вперёд; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа на спине. Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; «мост» с помощью и самостоятельно. Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Вис завесом; вис на согнутых руках согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь руками; по канату; перелезание через бревно, коня. Лазанье по канату в три приёма; перелезание через препятствия.
Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазанье. Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, на коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
Освоение навыков равновесия. Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1м); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90° и 180°; опускание в упор стоя на колене (правом, левом).
Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаги галопа и польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг. I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев.
Освоение строевых упражнений. Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.
Самостоятельные занятия. Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.
4 класс
1.Знания о физической культуре – 3 ч.
Физическая культура Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. История физической культуры Олимпийские чемпионы по разным видам спорта. Физические упражнения: Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности 3 ч.
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
3. Физическое совершенствование. (96 ч)
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика (27ч)
Овладение техникой бега. Бег с ускорением от 30 до 40 м.
Совершенствование- бег на результат 60 м.
Овладение техникой прыжка в длину. Прыжки через длинную скакалку. Прыжки через короткую скакалку. Овладение техникой прыжка в высоту. Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.
Метание мяча150 г с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние.
Кроссовая подготовка (12 ч)
Овладение техникой длительного бега. Равномерный, медленный бег до 4 мин.
Бег по слабопересечённой местности до 1000м.
Развитие выносливости. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в
режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный
бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на
дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный беговые упражнения, эстафеты до 60м.
Подвижные игры и спортивные игры (36 ч).
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания
и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. «Прыжки по полосам», «Волк во рву», «Удочка».
На материале кроссовой подготовки: эстафеты, упражнения на выносливость и координацию. «Пустое место», «Белые медведи», «Космонавты».
На материале спортивных игр: «Гонка мячей по кругу», «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Подвижная цель», «Мяч ловцу», «Охотники и утки», «Быстро и точно», «Снайперы», «Игры с ведением мяча». «Борьба за мяч», «Перестрелка», «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», варианты игры в футбол, мини-волейбол.
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале
футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение
мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале
баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
Гимнастика с основами акробатики( 21 ч).
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей. Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2—3 кувырка вперёд; стойка на лопатках; «мост» из положения лёжа на спине. Кувырок назад; кувырок вперёд; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; «мост» с помощью и самостоятельно. Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей. Вис завесом; вис на согнутых руках согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лёжа, лёжа на животе, подтягиваясь руками; по канату; перелезание через бревно, коня. Лазанье по канату в три приёма; перелезание через препятствия.
Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки. Лазанье. Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей. Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, на коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
Освоение навыков равновесия. Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1м); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90° и 180°; опускание в упор стоя на колене (правом, левом).
Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей. Шаги галопа и польки в парах; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг. I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев.
Освоение строевых упражнений. Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчёт по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.
Самостоятельные занятия. Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.
1-4 классы общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба
с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе,
со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы
упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление про-стых препятствий; передвижение с резко изменяющимся на-правлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на
переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование
малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координациюс асимметрическими и последовательными движениями рука-ми и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на
голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под
музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль
ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упраж-нения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и до-полнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы
упражнений с постепенным включением в работу основных
мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье
с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастиче-скую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках
(с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге,
на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки
вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в мак-симальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение
многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);
передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по
кругу, из разных исходных положений; метание набивных
мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | Универсальные учебные действия | |||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||||
1 | Знания о физической культуре | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | Познавательные: знать историю возникновения физической культуры и спорта, определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма, выявлять различие в основных способах передвижения человека, определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизм, определять состав спортивной одежды, в зависимости от времени года и погодных условий. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять действия по образцу и заданному правилу, находить необходимую информацию. Коммуникативные: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, слышать и слушать друг друга. | |
Физическая культура | ||||||||
Из истории физической культуры | ||||||||
Физические упражнения | ||||||||
2 | Способы физкультурной деятельности | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | Познавательные: правильно оценивать свое самочувствие и контролировать, как организм справляется с физическими нагрузками; определять основные показатели физического развития и физических способностей и выявлять их прирост в течение учебного года; оформлять дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния, использовать подвижные игры для активного отдыха. | |
2.1 | Самостоятельные занятия | |||||||
2.2 | Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью | |||||||
2.3 | Самостоятельные игры и развлечения | |||||||
3 | Физическое совершенствование: | 381 | 93 | 96 | 96 | 96 | ||
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | Познавательные: уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.) Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | ||||||
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность | |||||||
3.2.1 | Легкая атлетика Беговые упражнения Прыжковые упражнения Метание мяча | 108 | 27 | 27 | 27 | 27 | Познавательные: усваивать основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объяснять их назначение; описывать и осваивать технику беговых упражнений, прыжков и метаний; усваивать правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; выбирать индивидуальный темп передвижений, контролировать темп бега по частоте сердечных сокращений. Коммуникативные: конструктивно разрешать конфликты посредством интереса сторон и сотрудничества; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, Регулятивные: адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. | |
3.2.2 | Кроссовая подготовка Бег равномерный Длительный бег Кросс, ходьба, бег с препятствиями | 48 | 12 | 12 | 12 | 12 | Познавательные: усваивать основные понятия и термины в беге, описывать и осваивать технику беговых упражнений, выбирать индивидуальный темп передвижений, контролировать темп бега по частоте сердечных сокращений. Коммуникативные: конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
3.2.3 | Подвижные и спортивные игры На материале легкой атлетики. На материале гимнастики с основами акробатики. На материале спортивных игр: Баскетбол Волейбол Футбол | 144 | 36 | 36 | 36 | 36 | Познавательные: описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно; организовывать и проводить подвижные игры. Коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками в процессе игровой деятельности. Регулятивные: овладевать способностью сохранять и принимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | |
3.2.4 | Гимнастика с основами акробатики Строевые упражнения Висы и упоры Опорный прыжок Акробатические упражнения Лазания Упражнения в равновесии | 81 | 18 | 21 | 21 | 21 | Познавательные: описывать и осваивать технику выполнения акробатических упражнений, упражнений на снарядах, на узкой опоре, упражнений в лазании и перелазании, опорных прыжков, танцевальных упражнений, общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, различать и выполнять строевые команды. Коммуникативные: конструктивно разрешать конфликты посредством интереса сторон и сотрудничества; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, Регулятивные: адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. | |
Всего | 405 | 99 | 102 | 102 | 102 |
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса. УМК "Школа России"
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса разработана на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданеви...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса.
Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре для 4 класса....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса....
Рабочая программа по физической культуре во втором классе по программе "Школа России"
Рабочая программа по физической культуре во втором классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начал...