Рабочая программа по физической культуре для 2 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по физкультуре (2 класс) по теме

 Рабочая программа по физической культуре для 2 класса разработана на основе  учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fizkultura_2_kl._shkola_rossii.zip127.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

«СОГЛАСОВАНО»

РУКОВОДИТЕЛЬ МО

ПРИДВОРОВА О. М………….

ФИО

ПРОТОКОЛ №…………………..

ОТ «……»…………………2011 Г.

«СОГЛАСОВАНО»

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА

ПО УВР МОУ «ПЯТНИЦКАЯ СОШ»

СИЛЬЧЕНКО Н. В………………

ФИО

«…….» ……………………….2011 Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

РУКОВОДИТЕЛЬ МОУ

«ПЯТНИЦКАЯ СОШ»

БУРМЕНСКИЙ В.Г.. ……………

ФИО

ПРИКАЗ №……………………….

ОТ «…….» ……………….2011 Г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Волошиной Ларисы Анатольевны

по физической культуре

для 2 «Б» класса

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

1. Роль и место  дисциплины в образовательном процессе.

Ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее  в последние годы,  привело к необходимости разработки и обоснования инновационных технологий физической подготовки подрастающего поколения и механизмов их внедрения в практику образовательных учреждений.

Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер:

  1. физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:
  2. модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
  3. сохранение обязательной формы физкультурного образования - для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время путем дополнения блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» для достижения нового, современного качества общего образования среди первоочередных мероприятий отмечается необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет использования эффективных методов обучения, повышения объема и качества занятий физической культурой. Отмечается также необходимость дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов многообразием вариативных образовательных программ. Особое внимание в настоящее время уделяется программному обеспечению физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, его вариативному компоненту, учитывающему как индивидуальные потребности и интересы детей, так и региональные особенности среды обитания.

Необходимость введения 3-го часа урока физкультуры продиктовано снижением двигательной активности обучающихся.

2. Адресат.

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту.

 Рабочая программа по физической культуре для 2 класса разработана на основе  учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2007) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1–4 классов, 5–9 классов и 9–10 классов.

   Рабочая программа составлена в соответствии с Региональным базисным учебным планом.

   В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в начальной школе предлагается использовать следующие учебники:

  1. Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2009

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части: базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

Предлагаемые рекомендации по введению третьего (дополнительного) часа физической культуры разработаны на основе нормативно-правовых документов Министерства образования РФ для органов управления образованием и образовательных учреждений по организации физического воспитания в 1- 11 классах всех типов образовательных учреждений.

Сборник адресован заместителям директоров по учебно-воспитательной работе, руководителям методических объединений, учителям и преподавателям физической культуры образовательных учреждений Белгородской области.

   Нормативно-правовыми актами и инструктивно-методическими документами, регламентирующими введение третьего дополнительного урока физической культуры в системе образования, являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования от 16.07.02 N 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
  3. Письмо Минобразования РФ от 12.08.2002 г. №13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
  4. Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.09.2003 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  5. Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  6. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  7. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ
    (с изменениями от 23 июля, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 18 июля 2009 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  8. Распоряжение Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

4. Цели программы.

Цели программы по физическому воспитанию учащихся 1–4 классов направлены:

  1. на укрепление здоровья учащихся, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
  2. овладение школой движений;
  3.  развитие координационных и кондиционных способностей;
  4. формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей;
  5. выработку представлений об основных видах спорта;
  6. приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
  7. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, занятий.

    Цель 3-го урока физкультуры – создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры направлено не только реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры.

5. Задачи программы.

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школь ников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих                                образовательных задач:

  1. совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании и плавании;
  2. обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
  3. развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
  4. формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

6. Формы организации образовательного процесса.

   Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.        

    При проведении уроков используются беседа, интегрированные уроки, рассказ, подвижные игры с предметами и без них, ролевые игры, практические занятия в спортивном зале и на улице, направленные на укрепление силы, выносливости и ловкости детей,  экскурсии.

7. Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать и понимать:

  1.  роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
  2.  правила  и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики,  физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
  3.  правила  поведения на занятиях физической культуры.

Уметь:

  1. передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в раз личных условиях;
  2. выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражне ния;
  3. выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики,  упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования пра вильной осанки;
  4. осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
  5. выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов)  для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
  2. преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
  3. соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
  4. наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;
  5. самостоятельной организации активного отдыха и досуга.

8.Образовательные технологии.

   В процессе обучения используются  современные образовательные технологии:

  1. здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
  2. личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
  3. информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры;

9.Освоения программного материала во 2 классе.

  1. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся  2 класса должны:
      иметь представление:
    о зарождении древних Олимпийских игр;
  1. о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
  2. об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
  3.  об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающихся процедур.
  4.  о правилах  поведения на занятиях физической культуры и причинах травматизма.                   

уметь:

  1. определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости);
  2. вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  3.  выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
  4.  выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
  5. выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
  6.  выполнять комплексы упражнений для развития равновесия.

выполнять двигательные умения и  навыки:
      

Легкоатлетические упражнения

     Выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках.   Бегать в равномерном темпе до 6 минут. Стартовать из различных исходных положений. Отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков с места и с зоны отталкивания 60-70 см.  Преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3 препятствий. Прыгать в высоту с 4—5 шагов. Прыгать с поворотами на 180◦.     Метать мячи на дальность, заданное направление и в цель.

Гимнастика с  элементами акробатики

     Ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма. Выполнять строевые упражнения,  принимать основные положения и движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами.  Лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату.   Выполнять кувырок вперед, кувырок в сторону, стойку на лопатках согнув ноги. Ходить по бревну по рейки гимнастической скамейки, Выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов. Прыгать через скакалку.     

 Подвижные игры

          Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр. Играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической 1 класс ФГОС

Рабочая программа по предмету «Физическая культура»  составлена на основе программы начального общего образования учебного предмета « Физическая культура » разработана в соответствии с требования...

Рабочая программа по физической культуре (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по физической культуре3 класс Школа 2100

Пояснительная запискапрограмма «Физическая культура» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС начального общег...

Рабочие программы по физической культуре УМК "Школа России"

Рабочие программы по физической культуре 1,2,4 класс УМК "Школа России"...

3 класс Рабочая программа по физической культуре Ляха "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по физической культуре включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся,планируемые результаты осво...

Рабочая программа по физической культуре ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по физической культуре  ФГОС "Школа России" на 2021-2022 учебный год...