"Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре (1, 2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по баскетболу в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_fgos.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ВМР «Ковжинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено: Рассмотрено на заседании
Приказ от ________ педагогического совета
№_______________ школы
Директор школы________(Максимова Л. Н.) протокол от__________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ШКОЛА МЯЧА»
1класс
Возраст детей: 6,6- 8 лет
Срок реализации:1 год
Руководитель: Е.М. Егорова
С. Анненcкий Мост
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше в ней отводится активным приёмам и средствам воспитания, таким как игры и соревнования. Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Сухомлинский и др. относились к игре как к уникальному явлению детства .Игра – не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая помогает ребёнку самореализоваться. Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость. В игре преодолеваются трудности, даётся выход энергии. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. В первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений.
Повышение эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте продолжают закладываются основы физического развития человека.
Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:
- недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года)
- большая загруженность статическими занятиями
- желание реализовать себя в движении
- взаимосвязь с программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта с первого класса
- желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным
- коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);
- активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Дополнительная образовательная программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).
Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.
Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом.
Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.
Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:
- «Старт», Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;
- «Программа Олимпийского образования дошкольников», И.А. Филиппова;
- «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.);
- Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В.Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко;
- Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол»
Адашкявичене Э.Й.
Актуальность программы.
- всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков
- способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном совершенствовании своих результатов
- создает оптимальные условия для реализации творческой активности
Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом, использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и, снимает напряжение.
Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.
Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.
Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.
Принимая во внимание необходимость индивидуальной и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.
Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей младшего школьного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста, и специфику работы учреждения.
На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.
Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в школе. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию .
Внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель работы кружка «Школа мяча» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Задачи кружка «Школа мяча»
- Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
- Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
- Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
- Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Планируемый результаты:
- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
- развитие умений работать в коллективе,
- развитие лидерских качеств
- формирования у детей и уверенности в своих силах
- способствовать быстрой адаптации в школьной среде
- умение применять игры в самостоятельных занятиях.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе:
Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;
Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры
Продолжительность занятий – 45 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.
1 час в неделю.
Методическое обеспечение.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- Обручи ;
-Скакалки;
-Гимнастические палки;
-Кегли;
- Мячи :мягкие, резиновые, баскетбольный, футбольный, волейбольный;
Для работы требуется спортивный зал или игровая площадка( в зависимости от темы);
Технические средства: компьютер , проектор, экран, фотоаппарат .
У каждого ребенка – спортивная форма, спортивная обувь.
Тематический план кружка «Школа мяча»
№ | Разделы и темы | Количество часов |
1 | Теория, техника безопасности | 1 час |
2 | Жонглирование мячами | 5 часа |
3 | Упражнения и игры с передачей и ловлей мячей | 4 часа |
4 | Упражнения и игры с ведением мяча | 4 часа |
5 | Упражнения и игры с бросками мяча в корзину | 5часа |
6 | Упражнения для обучения приёмам игры | 6 часов |
7 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 8 часов |
Поурочное планирование
№ | Содержание | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стойка игрока и перемещение. | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом, спиной вперед. Формирование представлений о мире движений, их роли в сохранении здоровья формирование правильной осанки и развитие навыков бега |
2 | Упражнения с маленькими мячами-мякишами на месте и в движении | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом. Мяч в руках долго не задерживать. |
3 | Упражнения с резиновыми мячами с подбрасываниями вверх, отскоком от пола и ловлей из различных исходных положений | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять развивать глазомер и точности движений развивать быстроту и ловкость |
4 | Упражнения с резиновыми мячами с отскоком от стенки и в парах | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять Работать в парах Научится ловить и передавать мяч 2 руками |
5 | Упражнения с резиновыми мячами с подбрасываниями вверх, отскоком от пола и ловлей, перекатыванием по полу в движении | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научить выбирать наиболее рациональные способы деятельности для решения поставленных задач |
6 | Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его. Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте в парах. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научить координировать свои действия в зависимости от скорости летящего мяча |
7 | Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево) Передача мяча в тройках, пятерках. Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей колонны, а затем противоположной колонны. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Работать в паре, в тройках, группе. Уметь выбирать место на игровой площадке |
8 | Ведение мяча на месте. Ведение мяча вокруг себя | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо |
9 | Ведение мяча, продвигаясь вперед шагом, бегом | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку |
10 | Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку |
11 | Игры: «Вызовы по номерам», «ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафета с ведением мяча» | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Применять изученные элементы в игровой деятельности. |
12 | Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. развивать глазомер и точности движений |
13 | Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Игры «пять бросков», «Чья команда больше». | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. развивать глазомер и точности движений |
14 | Ведение с изменением направления. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку |
15 | Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку |
1
16 | Сочетание действий: - ведения - передачи. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научить координировать свои действия в зависимости от скорости летящего мяча |
17 | Сочетание действий: - ведения – бросков мяча, | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом. Мяч в руках долго не задерживать. |
18 | Сочетание действий: - ловли – ведения мяча. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. При передаче мяча держать его на уровне груди. Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком. |
19 | Сочетание действий: - ловли – бросков мяча, | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. При ловле мяча встречать его пальцами вверх, тянутся на встречу держать кисти на уровне груди. |
20 | Передача мяча двумя руками со сменой мест в движении | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять Работать в парах Научится ловить и передавать мяч 2 руками в движении |
21 | Упражнения и игры с прокатыванием мяча ногой. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять развивать глазомер и точности движений развивать быстроту и ловкость |
22 | Ведение мяча, передвигаясь со сменой направления | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку |
23 | Ведение мяча при противодействии другого игрока | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку |
25 | Защитные действия против игрока без мяча. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Иметь представления об игровых функциях баскетболистов |
26 | Защитные действия против игрока с мячом. | Понимать учебную задачу и стараться её. Иметь представления об игровых функциях баскетболистов выполнять. |
27 | Остановка двумя шагами и прыжком | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Уметь изменять скорость перемещения на площадке используя остановки |
28 | Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину). |
29 | Игры «пять бросков», «Чья команда больше». | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину). |
30 | Бросок мяча в корзину после ведения после остановки прыжком. | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Иметь представление о «пробежке» |
31 | Игровые задания на ловлю и передачу мяча на месте и в движении | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Научить выбирать наиболее рациональные способы деятельности для решения поставленных задач |
32 | Занятие –игра: «Эстафеты с мячами» | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Применять изученные элементы в соревновательной деятельности. |
33 | Занятие – соревнования: «Борьба за мяч» (упрощенный вариант игры в баскетбол) | Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Применять изученные элементы в соревновательной деятельности. |
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М., 1983.
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981.
Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.
Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.
Дайлидене И.Ю. Поиграем, малыш! М.. 1992.
Данчева Р., Ганева М., Живкова К. Спортивноподготовительные упражнения и игры в детских садах. София, 1985.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века / автор-составитель Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М., 2000.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989.
Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. Син., 2002.
Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб., 1993.
Программа «Физическая культура» (начальная школа), под ред. А.М. Матвеева, совместно М.В. Малыхиной М.,1999.
Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. СПб., 2001
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
Плаксина Л.И.Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду( Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида.
М.: Просвещения 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа мяча"
Программа по баскетболу для 1 класса...
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"
В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...
Школа мяча
программа мастер-класса в рамках реализации муниципального конкурса "Учитель- мастер"-2011 год. Предназначена учителям начальной школы, ведущим уроки физической культуры...
«Школа мяча»
План-конспект открытого урока в 4 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс
Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...
Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс
План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....
План-конспект урока физической культуры: «Школа мяча в подвижных и спортивных играх».
Представляю вашему вниманию игровой урок «Школа мяча в подвижных и спортивных играх» из раздела «Подвижные игры» в 4 классе....