"Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре (1, 2 класс) на тему

Егорова Елена Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности по баскетболу в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_fgos.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                              БОУ ВМР «Ковжинская средняя общеобразовательная школа»        

Утверждено:                                                                             Рассмотрено на заседании

Приказ от ________                                                                педагогического совета

№_______________                                                                 школы

Директор школы________(Максимова Л. Н.)                 протокол от__________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«ШКОЛА МЯЧА»

1класс

 

                                                                                                      Возраст детей: 6,6- 8 лет

                                                                                                    Срок реализации:1 год

                                                                                              Руководитель: Е.М. Егорова

                                                                           

                                                                         

С. Анненcкий Мост

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Современную  систему воспитания можно  рассматривать как  систему социального  становления  личности. Всё  больше  в  ней  отводится активным  приёмам  и  средствам  воспитания,  таким  как  игры  и  соревнования.  Известные  педагоги  прошлого  и  настоящего Песталоцци, Ушинский,  Сухомлинский  и  др.  относились  к  игре как  к  уникальному  явлению  детства .Игра – не  имитация  жизни,  это  очень  серьёзная  деятельность,  которая  помогает  ребёнку  самореализоваться. Огромное  значение  для  ребёнка  имеет  участие в  жизни  класса  вне  школьных  уроков.  Для  многих  ребят - это  основной  мотив  посещения школы,  так  как  есть  возможность  проявить  инициативу  и  самостоятельность,  ответственность  и  открытость.          В  игре  преодолеваются  трудности,  даётся  выход  энергии.   Элемент  соревнования  пробуждает  смекалку,  нацеливает  на  творчество.  В первую очередь, преследуются цель научить учащихся учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений.

Повышение эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте продолжают закладываются основы физического развития человека.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

  1. недостаточная двигательная активность детей в течение дня, (особенно в холодный период года)
  2. большая загруженность статическими занятиями
  3. желание реализовать себя в движении
  4. взаимосвязь с  программой Физическая культура (начальная школа, учебная программа для учащихся 1-4 классов под ред. А.П. Матвеева, совместно с М.В. Малыхиной) по обучение детей игровым видам спорта  с первого класса
  5. желание родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным
  6. коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
  7. преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);
  8. активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.        

Дополнительная образовательная программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Программа   полностью построена на подвижных играх с элементами спорта и игровых упражнениях. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т.е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения).

Развитие физических способностей детей осуществляется в интеграции учебно-воспитательного процесса и кружковой работы. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п.

Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность  и точность выполнения упражнений с мячом.

Содержание программы сориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

Данная программа модифицированная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ:

- «Старт», Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;

- «Программа Олимпийского образования дошкольников», И.А. Филиппова;

- «Играйте на здоровье» (Волошина Л.Н., Новичкова Л.В.);

- Современные здоровьесберегающие технологии, разработчики В.Л. Старковскова, А.С. Галанова, Т.А. Куценко;

- Технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол»

Адашкявичене Э.Й.

Актуальность программы.

  1. всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков
  2. способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном совершенствовании своих результатов
  3. создает оптимальные условия для реализации творческой активности

Положительная эмоциональная окрашенность физической деятельности детей (умение владеть мячом) и руководителя обеспечивает комфортную обстановку на занятиях и укрепляет желание дальнейшей работы. Смена видов действия с мячом,  использование различных дополнительных игровых приемов с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и, снимает напряжение.

Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.

Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.

Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала  в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки.

Принимая во внимание необходимость  индивидуальной  и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.

Данная программа составлена с учетом особенностей развития детей младшего школьного возраста.

Следовательно, необходимо детально разработать методику обучения элементам игры в баскетбол детей младшего  школьного возраста для использования ее в кружковой работе, определение его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности. При этом необходимо учитывать и задачи физического воспитания детей  младшего школьного возраста, и специфику работы учреждения.

На седьмом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения  в действии кистью при передаче, ведении, броска  мячом по кольцу.

Элементарные действия игры в баскетбол должны более широко использоваться в школе. В кружковую работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей с баскетболом в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию .

 Внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

           ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Цель работы кружка «Школа мяча» (обучение детей игре в баскетбол): освоение техники  игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Задачи кружка «Школа мяча»

  1. Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.)
  2. Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
  3. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним.
  4. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
  5. Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
  6. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
  7. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Планируемый      результаты:

  • укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
  • обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
  • развитие умений работать в коллективе,
  •  развитие лидерских качеств
  • формирования у детей и уверенности в своих силах
  • способствовать быстрой адаптации в школьной среде
  • умение применять игры в самостоятельных занятиях.

 Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1 классе:

Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;

Знать :

-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;

-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);

-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Уметь:

-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;

-выполнять правила игры.

Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры

Продолжительность занятий – 45 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.

1 час в неделю.

 

Методическое обеспечение.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

 - Обручи ;

-Скакалки;

-Гимнастические палки;

-Кегли;

- Мячи :мягкие, резиновые, баскетбольный, футбольный, волейбольный;

Для работы требуется спортивный зал или игровая площадка( в зависимости от темы);                                                                  

Технические средства: компьютер , проектор, экран, фотоаппарат .

У каждого ребенка – спортивная форма, спортивная обувь.

Тематический план кружка «Школа мяча»

Разделы и темы

Количество часов

1

Теория, техника безопасности

1 час

2

Жонглирование мячами

5 часа

3

Упражнения и игры с передачей и ловлей  мячей

4 часа

4

Упражнения и игры с ведением мяча

4 часа

5

Упражнения и игры с бросками мяча в корзину

5часа

6

Упражнения для обучения приёмам игры

6 часов

7

Подвижные игры с элементами баскетбола

8 часов

Поурочное планирование

Содержание

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Стойка игрока и перемещение. 

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом, спиной вперед. Формирование представлений о мире движений, их роли в сохранении здоровья формирование правильной осанки и развитие навыков бега

2

Упражнения с маленькими мячами-мякишами на месте и в движении

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом. Мяч в руках долго не задерживать.

3

Упражнения с резиновыми мячами с подбрасываниями вверх, отскоком от пола и ловлей из различных  исходных положений

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять

развивать глазомер и точности движений

развивать быстроту и ловкость

4

Упражнения с резиновыми мячами с отскоком от стенки и в парах

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять

Работать в парах

Научится ловить и передавать мяч  2 руками

5

Упражнения с резиновыми мячами с подбрасываниями вверх, отскоком от пола и ловлей, перекатыванием по полу в движении

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

 Научить выбирать наиболее рациональные способы деятельности для решения поставленных задач

6

Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.

Передача мяча двумя руками от груди стоя на месте в парах.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научить координировать свои действия в зависимости от скорости летящего мяча

7

Передача мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево)

Передача мяча в тройках, пятерках.

Передача мяча в колоннах с переходом в конец своей колонны, а затем противоположной колонны.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Работать в паре, в тройках, группе.

Уметь выбирать место на игровой площадке

8

Ведение мяча на месте.

Ведение мяча вокруг себя

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо

9

Ведение мяча, продвигаясь вперед шагом, бегом    

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку

10

Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку

11

Игры: «Вызовы по номерам», «ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Эстафета с ведением мяча»

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Применять изученные элементы в игровой деятельности.

12

Бросок мяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места через веревку или сетку.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

развивать глазомер и точности движений

13

Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

Игры «пять бросков», «Чья команда больше».

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

развивать глазомер и точности движений

14

 Ведение с изменением направления.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку

15

Ведение мяча правой (левой) рукой и остановка после него.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку

 

1        

16

Сочетание действий:

-  ведения - передачи.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научить координировать свои действия в зависимости от скорости летящего мяча

17

Сочетание действий:

- ведения – бросков мяча,

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. Учить детей встречать мяч руками, следить за его полетом. Мяч в руках долго не задерживать.

18

Сочетание действий:

- ловли – ведения мяча.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять. При передаче мяча держать его на уровне груди.

Ведение мяча осуществлять с высоким отскоком.

19

Сочетание действий:

- ловли – бросков мяча,

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

При ловле мяча встречать его пальцами вверх,  тянутся на встречу держать кисти на  уровне груди.

20

Передача мяча двумя руками со сменой мест в  движении

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять

Работать в парах

Научится ловить и передавать мяч  2 руками  в движении

21

Упражнения и игры с прокатыванием  мяча ногой.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять

развивать глазомер и точности движений

развивать быстроту и ловкость

22

Ведение мяча, передвигаясь со сменой направления

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку

23

Ведение мяча при противодействии другого игрока

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Научится толкать мяч и держать спину прямо и видеть площадку

25

Защитные действия против игрока без мяча.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Иметь представления об игровых функциях баскетболистов

26

Защитные действия против игрока с

мячом.

Понимать учебную задачу и стараться её.

Иметь представления об игровых функциях баскетболистов выполнять.

27

Остановка двумя шагами и прыжком

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Уметь изменять скорость перемещения на площадке используя остановки

28

Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину).

29

Игры «пять бросков», «Чья команда больше».

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди (игрок описывает небольшую дугу и, выпрямляя руки вверх бросает мяч в корзину).

30

Бросок мяча в корзину после ведения после остановки прыжком.

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Иметь представление о «пробежке»

31

Игровые задания на ловлю и передачу мяча на месте и в движении

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

 Научить выбирать наиболее рациональные способы деятельности для решения поставленных задач

32

Занятие –игра: «Эстафеты с мячами»

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Применять изученные элементы в соревновательной деятельности.

33

Занятие – соревнования: «Борьба за мяч» (упрощенный вариант игры в баскетбол)

Понимать учебную задачу и стараться её выполнять.

Применять изученные элементы в соревновательной деятельности.

Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников.  М., 1983.

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981.

Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.

Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.

Дайлидене И.Ю. Поиграем, малыш! М.. 1992.

Данчева Р., Ганева М., Живкова К. Спортивноподготовительные упражнения и игры в детских садах. София, 1985.

Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века / автор-составитель Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. М., 2000.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989.

Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. Син., 2002.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.,  1993.

Программа «Физическая культура» (начальная школа), под ред. А.М. Матвеева, совместно М.В. Малыхиной  М.,1999.

Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. СПб., 2001

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.

Плаксина Л.И.Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду( Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида.

М.: Просвещения 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа мяча"

Программа по баскетболу для 1 класса...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Школа мяча

программа мастер-класса в рамках реализации муниципального конкурса "Учитель- мастер"-2011 год. Предназначена  учителям начальной школы, ведущим уроки физической культуры...

«Школа мяча»

План-конспект открытого урока в 4 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс

Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...

Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс

План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....

План-конспект урока физической культуры: «Школа мяча в подвижных и спортивных играх».

Представляю вашему вниманию игровой урок «Школа мяча в подвижных и спортивных играх» из раздела «Подвижные игры» в 4 классе....