Школа мяча
методическая разработка по физкультуре по теме
программа мастер-класса в рамках реализации муниципального конкурса "Учитель- мастер"-2011 год. Предназначена учителям начальной школы, ведущим уроки физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
физкультурно-оздоровительная работа | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Программа мастер-класса
«Школа мяча»
Категория слушателей учителя начальных классов, ведущие физическую культуру
Составитель:
Абрамова Е.М.
учитель физической культуры
высшей квалификационной
категории
Набережные Челны-2011
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 36 часов и предназначена учителям начальной школы, ведущим уроки физической культуры, ориентирована на обеспечение равных возможностей для учащихся начальных классов в получении качественного образования, освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов физкультурной деятельности. В процессе изучения данного курса педагоги имеют возможность расширить свои знания и укрепить практические навыки по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через физические упражнения, подвижные игры с мячом и внедрение их в образовательный процесс.
Цель школьного образования по физической культуре - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. На современном этапе, при переходе школ на профильное обучение, требования к уровню квалификации учителя, естественно, возрастают. Существует острая потребность учителей начальных классов в оказании методической помощи при выборе тем, в условиях введения третьего часа урока физической культуры. Недостаточная двигательная активность, чрезмерное увлечение компьютером, безусловно, влечет за собой снижение как умственной, так и физической работоспособности подрастающего поколения. И поэтому очень важно ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь школьников, сформировать потребность двигаться.
Миссия учителей, ведущих предмет «физическая культура» - донести до ребят красоту движения, увлечь, создать предпосылки к осознанной мотивации в приобретении компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, научить заполнять свой досуг, поверить в себя. Очень важно помнить и знать, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование жизненно-необходимых физических качеств, закладываются основы для дальнейшей спортивно-соревновательной деятельности.
Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать различные физические упражнения и народные игры с мячом не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Применять упражнения с мячом, игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм, не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Доступно! Интересно! Качественно!». Использование игровых образовательных технологий во внеурочной и урочной деятельности один из компонентов моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Упражнения с мячом лежат в основе технической подготовки спортивных игр. Поскольку овладение техникой двигательного движения в спортивных играх является сложным, то различные упражнения с мячом помогают учащимся приспосабливаться к меняющимся условиям в игре, оказывают большую помощь в успешном овладении техникой в избранном виде спорта. Несомненно, и то, что упражнения и игры с мячом развивают быстроту, гибкость, ловкость и координацию детей. Исходя из своего опыта, могу заметить, что чем раньше дается возможность ребенку работать с мячом, тем он более подготовлен к освоению базовых игровых видов спорта, меньше подвержен травмам верхних конечностей.
По данному направлению выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы».
Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе начальной школы через народные подвижные игры и упражнения с мячом, формирование двигательных навыков, создающих предпосылки к спортивно-соревновательной деятельности.
Задачи:
- создать предпосылки к осознанной мотивации педагогов в изучении и применении упражнений с мячом и народных игр;
- целенаправленно использовать подвижные игры с мячом в урочной и внеурочных формах образовательного процесса;
- способствовать повышению уровня теоретической, методической и практической подготовки учителей, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;
- пропаганда и популяризация народных игр с мячом
3. Содержание мастер-класса
Теоретические основы методики физического воспитания учащихся начальных классов
Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов. Уровень развития физической культуры учащихся, заканчивающих начальную школу. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Осуществление педагогического и врачебного контроля в физическом воспитании. Возрастные особенности детей 7-10 лет.
Общая методика проведения урока физической культуры в школе
Требования к современному уроку физической культуры. Цель и определение задач урока. Типы урока и методы обучения. Проведение урока. Нагрузка, ее дозировка и признаки утомления.
Развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте и формирование навыка
Характеристика двигательных качеств и их тестирование. Двигательный навык и этапы его формирования.
Общеразвивающие и специальные упражнения
Общеразвивающие упражнения с волейбольными, баскетбольными и набивными мячами. Специальные упражнения для укрепления фаланг пальцев. Упражнения с теннисными мячами.
Основы методики проведения народных игр
Место и роль народных игр, их влияние на развитие двигательных качеств. Воспитательное значение народных игр. Возрастная характеристика народных игр. Подбор игр, принципы и методы. Требования к технике безопасности во время проведения игр. Игры на основе мастер-классов 2 Международного конгресса учителей физической культуры.
Подвижные игры народов Поволжья
Особенности национальных подвижных игр. Татарские и чувашские народные игры: «Бегом за мячом», «Мяч по кругу», «Подвижная цель», «Возьми городок».
Мордовские и марийские игры: «Круговой», «Кого назвали, тот и ловит», «Попади мячом», «Сильный бросок».
Русские игры: «Перестрелка», «Шесть мячей», «Пионербол»
Мини-лапта
История и этапы развития лапты. Разновидности игры. Правила игры. Технические и тактические приемы. Техника безопасности.
Основы спортивных игр
Игры на закрепление техники стоек и перемещений в волейболе и баскетболе («Замри-отомри», «День и ночь», «Коршун и наседка», «Защита крепости», эстафеты: «Спиной к финишу», «Челночный бег с переносом кубиков»); на технику ловли и передачи мяча в баскетболе («Мяч капитану», «Передал-садись», «Вслед за мячом», «Пятнашки», «Гонка мячей», «Мяч в центр»). Мини-баскетбол без ведения. Жесты судей.
Игры с передачами мяча в волейболе («Художник», «Мяч над головой», «Обстрел чужого поля», «Не урони мяч», «Поймай и передай», эстафеты «Мяч над сеткой», «Летающий мяч»). «Лапта волейболистов». Жесты судей.
Интегральная подготовка.
Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов в баскетболе и волейболе. Развитие специальных способностей (двигательных, психофизиологических) посредством многократного выполнения технических приемов; переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты. Учебные игры с системой заданий в игре («Десять передач», «Пионербол с элементами волейбола»), отражающих программный материал. Судейство.
Доврачебная помощь
Виды травм, признаки, первая медицинская помощь.
Итоговый контроль. Тестовые задания по пройденному материалу курса.
Учебно-тематический план по программе
«Школа мяча»
Цель - способствовать разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности в образовательном процессе начальной школы через народные подвижные игры и упражнения с мячом, формирование двигательных навыков, создающих предпосылки к спортивно-соревновательной деятельности.
Категория слушателей учителя начальных классов, ведущие уроки физической культуры
Срок обучения 36 часов
Форма обучения очная
Режим занятий 2 часа (час. в день)
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | Выездные занятия и другое | Практ., лаб., семинарские занятия | ||||
1. | Теоретические основы методики физического воспитания учащихся начальных классов | 2 | ||||
1.1 | Цель, задачи и содержание физического воспитания учащихся начальных классов | 0,5 | текущий | |||
1.2 | Педагогический и врачебный контроль | 0,5 | текущий | |||
1.3 | Учет возрастных особенностей детей | 1 | текущий | |||
2. | Общая методика проведения урока физической культуры в школе | 2 | ||||
2.1 | Характеристика урока, типы. Методы обучения | 1 | текущий | |||
2.2 | Определение задач урока и дозирование нагрузки на уроке | 0,5 | 0,5 | текущий | ||
3. | Развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте. Формирование навыка. | 2 | 1 | 1 | текущий | |
4 | Общеразвивающие и специальные упражнения | 2 | текущий | |||
4.1 | Комплексы физических упражнений с различными мячами | 1,5 | 1,5 | текущий | ||
4.2 | Упражнения на укрепление фаланг пальцев рук | 0,5 | 0,5 | текущий | ||
5. | Основы методики проведения народных игр | 1 | 1 | текущий | ||
6. | Подвижные игры народов Поволжья | 5 | 5 | текущий | ||
7. | Мини - лапта | 6 | 6 | текущий | ||
8. | Основы спортивных игр | 11 | ||||
8.1 | Игры с элементами баскетбола | 6 | 6 | текущий | ||
8.2 | Игры с элементами волейбола | 5 | 5 | текущий | ||
9. | Интегральная подготовка | 2 | 2 | текущий | ||
10. | Доврачебная помощь | 2 | 1 | 1 | текущий | |
11. | Итоговый контроль | 1 | 1 | |||
итого | 36 | 6 | 30 |
4. Планируемые результаты
В результате изучения курса участники мастер-класса должны
Знать:
- возрастные особенности школьников младшего возраста;
-основные методы и формы обучения физическим упражнениям и играм;
-роль подвижных игр в развитии и формировании двигательных качеств;
-разновидности и правила лапты;
-основные признаки реакции организма на физическую нагрузку;
-основы элементов техники баскетбола и волейбола;
Уметь:
-проводить функциональные пробы;
-оказывать первую медицинскую помощь;
-подбирать подводящие упражнения;
-организовывать и подбирать игры и эстафеты;
- разрабатывать комплексы упражнений;
Демонстрировать:
-владение техникой двигательного действия;
-знания, умения, навыки в практической деятельности;
-готовность к применению игровой рационализации уроков в соответствии с разделами программы;
-осуществлять судейскую деятельность
5. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по данному курсу необходимы:
-наличие спортивного зала, ровная открытая площадка, самодельные биты (длина 60-110см, ширина 8-13см, ручка закругленная, вес не более 1500 гр.), теннисные, волейбольные, баскетбольные мячи №3,№5; набивные мячи (вес 1 кг), секундомер, фишки, флажки, интерактивная доска, компьютер.
Разработан раздаточный материал: игры, комплексы упражнений по разделам программы, игровые карточки, организация и проведение судейства игр - мини-волейбол, мини-баскетбол, пионербол.
6. Портфолио
Имеются рецензии на программный материал элективных курсов: «Расступись, лапте дорогу» методиста кафедры ЕМОД ИНПО г.Набережные Челны Э.Л. Гафуровой; «Родом из детства – народная игра Лапта» доктора педагогических наук, профессора КамГАФКСиТ Ф.Р.Зотовой.
По данной теме неоднократно выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы»:
Темы выступлений | Год | Форма обобщения опыта |
Использование народных игр на уроках физической культуры | 2007 | Доклад в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей физической культуры в ИНПО «Современные подходы к преподаванию физической культуры. Реализация концепции профильного обучения». |
Народные игры в урочной и внеурочной форме физического воспитания | 2009 | Мастер-класс на региональных курсах повышения квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в ИНПО «Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры и ОБЖ» |
Лапта на уроках физической культуры | 2009 | Мастер-класс на региональной конференции «Урок – основная форма физического воспитания школьников», Альметьевский техникум физической культуры |
Народные игры как средство развития двигательных качеств | 2009 | Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов. |
Расступись, лапте дорогу! | 2010 | Здоровье - в школы! Сборник статей по материалам 2 Международного конгресса учителей физической культуры, г.Петрозаводск. |
Летающий диск: игры и упражнения с диском | 2010 | Мастер-класс на городском семинаре «Игровая рационализация уроков «Другая физкультура» |
Выступление «От игры к спорту», публикация статьи | 2010 | Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны. |
Использование летающих тарелок на уроках физической культуры | 2011 | Мастер-класс на региональном семинаре «Формирование познавательной активности учителя физической культуры» |
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах
год | уровень | аудитория | место проведения конференции | форма участия, результат |
2009 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | региональная конференция «Урок –основная форма физического воспитания школьников», г.Альметьевск, техникум физической культуры | мастер – класс «Лапта на уроках физической культуры» |
2009 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | выступление «Учитель идет на урок. Первые шаги» | |
2010 | муниципальный | Учителя физической культуры | профессиональный конкурс «Учитель-мастер» в сфере повышения квалификации | Мастер-класс «Оздоровительная физическая подготовка через подвижные игры» |
2010 | республиканский | Специалисты физической культуры | Республиканский конкурс «Мастер педагогического труда по организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» | победитель |
2010 | российский | Учителя физической культуры | Московский педагогический марафон учебных предметов | участник |
2010 | российский | Специалисты физической культуры | «Урок физкультуры 21 века» | участник |
2010 | международный | Специалисты физической культуры | 16 Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор-здоровый образ жизни» | участник |
2010 | международный | Учителя физической культуры | 2 международный конгресс учителей физической культуры | участник |
2010 | международный | Специалисты физической культуры | Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны. | участник |
Литература:
- Дробышева Л.А. Урок физической культуры. Методическое пособие для учителей образовательных школ. Набережные Челны.,1997-207с.
- Дулин А.Л. Баскетбол в школе.Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры. Ижевск: Изд-во Удм.ун-та,1996-400с.
- Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение,2011-77с.
4. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные Челны, 1996. - 100с.
5. Лепешкин В.А. Лапта: обучение тактике игры. М.,2006.-32с. - ( Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып.5(11)).
6. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. М.,Глобус,2008.-320 с.
7. Сайт федерации лапты России www.lapta.ru
Сайты: www.ruslapta.ru, www.mucnkap.ru, www.1september.ru,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа мяча"
Программа по баскетболу для 1 класса...
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"
В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...
«Школа мяча»
План-конспект открытого урока в 4 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по физической культуре «Школа мяча (баскетбол)» 2 класс
Пояснительная запискаСовременная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонент...
Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс
План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....
План-конспект урока физической культуры: «Школа мяча в подвижных и спортивных играх».
Представляю вашему вниманию игровой урок «Школа мяча в подвижных и спортивных играх» из раздела «Подвижные игры» в 4 классе....
"Школа мяча"
Рабочая программа внеурочной деятельности по баскетболу в рамках реализации ФГОС....