ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (здоровый образ жизни, 1 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Сильные, смелые и ловкие" имеет спортивно - оздоровительную направленность. Состоит из подвижных игр, спортивных эстафет и направлена на формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Сильные, смелые и ловкие»
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная образовательная программа «Сильные, смелые и ловкие» имеет физкультурно - спортивную направленность, состоит из подвижных игр, спортивных эстафет, спортивных игр по упрощённым правилам, гимнастических и общефизических упражнений и направлена на формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта.
Подвижные игры один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Цель: создать условия для развития жизненно важных навыков и умений учащихся посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта.
Задачи:
Обучающие:
- обучить детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой;
- формировать умения и навыки применять физические упражнений в жизни.
Развивающие:
- развивать коммуникативную компетентность учащихся посредством обучения различным эстафетам;
-развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Воспитательные:
- воспитывать у школьников внимание, дисциплинированность, аккуратность, чувство дружбы и товарищества, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в преодолении трудностей;
- формировать умение сотрудничать в команде.
Основные принципы программы:
1. Сознательности и активности.
2. Наглядности.
3. Доступности и индивидуализации.
4. Динамичности.
Содержание программы предполагает освоение детьми основ знаний: по теории и методике физической культуры; о гигиене, технике безопасности, первой медицинской помощи при травмах; о правилах и организации проведения соревнований, о правилах поведения на спортивных площадках; о влиянии физических упражнений на организм человека и формировании здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети будут
знать:
1. ТБ на спортплощадке, ТБ в спортзале.
2. Двигательный режим дня, понятие о гигиене.
3. Правила подвижных игр.
4. Правила соревнований.
уметь:
1. Работать в коллективе.
2. Применять игры в самостоятельных занятиях.
В результате изучения программы у детей будут сформированы умения использовать разнообразные формы игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Учебно-тематический план
№ занятия | Наименование разделов и тем | Всего | Теор. | Практ. |
1. | Основы знаний | 14 | 7 | 7 |
1.1 | Введение. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Влияние физических упражнений на организм человека. ТБ на спортплощадке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.3 | Здоровый образ жизни. | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.4 | Двигательный режим дня. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.6 | Питание и жизнь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.7 | Движение и жизнь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.8 | Понятие о гигиене. ТБ в спортзале. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.9 | Развитие и жизнь. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.10 | Здоровье и общество. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.11 | Здоровье и эмоции. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.12 | Закаливание и его значение для растущего организма. | 3 | 0,5 | 2,5 |
2 | Подвижные игры | 30 | 6 | 24 |
2.1 | Подвижные игры: «Быстро шагай», «Пятнашки по кругу». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.2 | Подвижные игры: «Салки», «Называя дни недели». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.3 | Подвижные игры: «Живые мишени», «Переправа», «Прятки». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.4 | Подвижные игры: «Падающая палка», «Компас». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.5 | Подвижные игры: «Метко в цель», «Нептун и рыбки». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.6 | Подвижные игры: «Охотники и утки», «Красный свет – зеленый свет». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.7 | Подвижные игры: «Скакалка-подсекалка», «Колесо». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.8 | Подвижные игры: «Пять имен», «Поймай мяч». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.9 | Подвижные игры: «Поймай мяч», «Паровоз». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.10 | Подвижные игры: «Вороны и воробьи», «Не ошибись». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.11 | Подвижные игры: «Прятки», «Быстро шагай». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.12 | Подвижные игры: «Пустое место», «Золотые ворота». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.13 | Подвижные игры: «Кто первый», «Поезда». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.14 | Подвижные игры: «Не давай мяч водящему», «Вороны и воробьи». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.15 | Подвижные игры: «Мяч соседу», «Не пропусти мяч». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.16 | Подвижные игры: «Выше ноги от земли», «Съедобное, несъедобное». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.17 | Подвижные игры: «Самые быстрые», «Запятнай последнего». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.18 | Подвижные игры: «Цапля ходит по болоту», «Море волнуется». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.19 | Подвижные игры: «Часовые и разведчики», «Сбей городок». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.20 | Подвижные игры: «Салки», «Паровоз». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.21 | Подвижные игры: «Борьба за мяч», «Ногой по мячу». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.22 | Подвижные игры: «Переправа», «Вороны и воробьи». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.23 | Подвижные игры: «Охотники и лисицы», «Жмурки». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.24 | Подвижные игры: «Поезда», «День и ночь». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.25 | Подвижные игры: «Третий лишний», «Цепи». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.26 | Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Тише едешь-дальше будешь». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.27 | Подвижные игры: «Пятнашки», «Второй лишний». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.28 | Подвижные игры: «Выбивной», «Мяч по кругу». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.29 | Подвижные игры: «Лови, не лови», «Мячом в цель». | 1 | 0,2 | 0,8 |
2.30 | Подвижные игры: «Прятки», «Поезда». | 1 | 0,2 | 0,8 |
3. | Спортивные эстафеты | 17 | 3.4 | 13.6 |
3.1 | Эстафеты без предметов. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.2 | Эстафетные гонки. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.3 | Эстафеты на развитие ловкости. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.4 | Встречная эстафета. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.5 | Эстафеты в движении. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.6 | Эстафеты с мячом. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.7 | Эстафеты на месте. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.8 | Эстафетный калейдоскоп. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.9 | Эстафеты с предметами. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.10 | Гимнастическая эстафета. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.11 | Эстафеты с обручем. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.12 | Эстафеты со скакалкой. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.13 | Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.14 | Эстафеты на развитие быстроты. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.15 | Эстафета «Не промахнись». | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.16 | Комбинированная эстафета. | 1 | 0,2 | 0,8 |
3.17 | Легкоатлетическая эстафета. | 1 | 0,2 | 0,8 |
4 | Мини-соревнования | 6 | 1,2 | 4,8 |
4.1 | Мини –соревнование «Кто первый?» | 1 | 0,2 | 0,8 |
4.2 | Мини-соревнование «Кто смелый?» | 1 | 0,2 | 0,8 |
4.3 | Мини-соревнование «Не промахнись». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4.4 | Мини-соревнование «Весёлые старты». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4.5 | Мини-соревнование «Смелые, ловкие и отважные». | 1 | 0,2 | 0,8 |
4.6 | Мини-соревнование «Кто ловкий?» | 1 | 0,2 | 0,8 |
5 | Итоговое занятие. | 1 | 0,2 | 0,8 |
ИТОГО | 68 | 17,8 | 50,2 |
Учебный план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Основы знаний | 14 |
2 | Подвижные игры | 30 |
3 | Спортивные эстафеты | 17 |
4 | Мини-соревнования | 6 |
5 | Итоговое занятие | 1 |
Всего | 68 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Основы знаний. Основные понятия об игре, значение подвижных игр в физическом воспитании детей. Техника безопасности на занятиях. ТБ на спортплощадке. ТБ в спортзале. Понятие о гигиене. Закаливание и его значение для растущего организма. Краткое содержание теоретического материала (лекция 7 часов). Определение подвижной игры как вида деятельности. Специфические особенности подвижных игр в отличие от спортивных. Теории происхождения и развития игры. Естественнонаучные основы игровой деятельности. Игра и труд, их связь и различия. Взгляды отечественных общественных деятелей, педагогов и ученых на игру. Педагогическая группировка (классификация) подвижных игр. Анализ игрового материала школьных программ по физическому воспитанию. Место подвижных игр в решении задач физического воспитания. Беседы о здоровье.
Раздел 2.Подвижные игры. Основные педагогические требования к организации и проведению подвижных игр. Краткое содержание теоретического материала (лекция 6 часов). Воспитывающий характер обучения. Реализация дидактических принципов в обучении подвижным играм. Основные правила игры. Подготовка детей к игре. Критерий выбора игры. Конспект игры, подготовка места, инвентаря, разметка площадки. Организация играющих. Выбор капитанов и помощников. Способы выбора водящего. Способы разделения на команды. Построение играющих в исходное положение для игры. Требования к рассказу игры, роль показа во время объяснения. Руководство процессом игры.
Раздел 3. Спортивные эстафеты. Краткое содержание теоретического материала. Планирование спортивных эстафет в режиме кружка. Спортивные эстафеты как средство диагностики спортивных способностей, отбора в спорте.
Раздел 4. Мини-соревнования. Организация мини-соревнований на местности, на площадках (лаптовые игры), на физкультурных праздниках (типа аттракционов), в помещениях в дождливую погоду. Организация соревнований по подвижным играм («Веселые старты», «Смелые, ловкие и отважные» и др.).
Раздел 5. Итоговое занятие. Подведение итогов по всем пройденным темам. ТБ на спортплощадке. ТБ на спортзале. Понятие о гигиене. Наше здоровье. Питание и жизнь. Развитие и жизнь. Школа и здоровье. Актуальность подвижных игр. Двигательный режим дня. Влияние физических упражнений на организм человека.
Используемая литература.
1.Богданов Г.П. «Игры и развлечения в группах продленного дня»-
М.: «Просвещение», 1985г.
2. Гайдина Л.И., Кочергина А.В.«Группа продленного дня» 1-2 классы -
М.: «ВАКО», 2011г.
3.Гайдина Л.И., Кочергина А.В. «Группа продленного дня» 1-2 классы -
М.: «ВАКО», 2012г.
4.Галеев Э., Ханбиков Я. «Татарские народные игры и праздники» -
Казань: «Татарское книжное издательство» , 1999г.
5.Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. «Физическая культура 1 класс».-М.:«Владос», 1998г.
6. Гутько И.П., Соколов В.А. «Азбука здоровья»- Минск: «Полымя», 1999 г.
7.Гуревич И.А. «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию»-Минск: «Вышэйшая школа», 1999г.
8. Журнал №1-№3 «Физическая культура в школе», 2008 г.
9. Кузьмин В.В., Матвеев А.П., Гавердовский Ю.К., Жариков С.М. «Физическая культура 1 класс».-М.: «Фрахт», 1996г.
10. Литвинова М.Ф.«Русские народные подвижные игры»-М.: «Просвещение», 1998г.
11. Литвинов Е.Н., Г.И. Погадаев. «Ура, физкультура!»- М.: «Просвещение», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год
Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...