Рабочая программа для дошкольной образовательной группы "Обучение письму"
рабочая программа по русскому языку ( класс) на тему
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. На занятиях мы имеем возможность не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pismu.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО ________ Е.В.Марнова Протокол от 09.09.2014 №1 | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ Т.Ю.Каминская Протокол от 16.09.2014 №1 | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №6 » ________ Т.А. Курушина Приказ от 20.09.2014 №645 - о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
для дошкольной образовательной группы
Составитель: Т.Ю.Каминская,
учитель начальных классов
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие - то элементы навыков формируются неверно, то умение писать в целом будет неправильное. Почти все дети не любят писать. У них нет потребности в этом. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребёнка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях мы имеем возможность не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
знакомить с правилами письма: с правильной посадкой при письме, положением листа и ручки при работе в тетради, учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки слева направо, знакомить с контуром предмета и его особенностями, знакомить с конфигурациями печатных букв и их звуковой оболочкой, моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации, поднять на новый уровень наглядное образное и отвлечённое мышление детей, снизить психологическую нагрузку ребенка.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Особое значение при подготовке детей к обучению письму приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество учебных часов | |||
Теоретические занятия | Практические (лабораторные) занятия | Контрольные работы (зачеты, тесты) | Всего | ||
1 | Правила письма. Подготовка руки к письму. Подготовительные упражнения для развития глазомера | 16 | 16 | ||
2 | Обводка контуров, штриховка, дорисовывание | 14 | 14 | ||
3 | Письмо элементов букв | 16 | 16 | ||
4 | Письмо и печатание букв | 40 | 9 | 49 | |
5 | Повторение | 4 | 4 | ||
Итого | 86 | 13 | 99 |
Содержание
Правила письма. Подготовка руки к письму (16ч)
Подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составлять узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещению пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.
Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке; в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки (раскрашивание, конструирование и штриховка внутри и снаружи предметов, обведение контуров предметов по шаблонам, калькирование, дорисовывание и пр.). Упражнения в развитии координации движений при выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв.
Звуки речи. Звуки гласные, согласные. Обводка, штриховка, дорисовывание (14ч)
Письмо элементов букв (16ч) Знакомство с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделирование и конструирование предметов из элементов букв различной конфигурации.
Письмо и печатание букв (40)
Повторение (4ч)
Планируемые результаты освоения программы:
у обучающихся
- будут сформированы положительная мотивация и познавательный интерес к формированию графического навыка;
- произойдет развитие аккуратности и опрятности;
- научатся правильно произносить звуки; отчетливо и ясно произносить слова;
- научатся выделять из слов звуки, проводить классификацию звуков по их произношению, находить слова с определённым звуком; определять место звука в слове;
- проводить классификацию печатных букв по их элементам;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- соблюдать элементарные гигиенические требования к письму;
- ориентироваться на странице тетради.
Литература
Илюхина В.А. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А. Илюхиной: Программы, методические рекомендации, поурочные разработки. – М. : Астрель; Владимир: ВКТ, 2012
Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов /Н.А. Федосова, Т.В. Белова, В.А. Солнцева и др.; науч. рук. Н.А. Федосова. – М. : Просвещение, 2013
Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет /Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А. Федосова. – М. : Просвещение, 2013
Приложение к рабочей программе по обучению письму для ДОГ Т.Ю.Каминская
|
Календарно-тематическое планирование
по обучению письму
ДОГ
Количество часов в неделю -3 часа
Количество часов в год - 99 часов
№ | Тема урока | Запланировано | Фактически проведено | ||
Кол-во часов | Дата проведения | Кол-во часов | Дата проведения | ||
1 | Знакомство с тетрадью, ручкой. Письменная речь. Обведение предметов по контуру. Дорисовывание предметов в ограниченном пространстве. | 1 | 01.09 | ||
2 | Обведение предметов по контуру. Описание предметов. Письмо в ограниченном пространстве (наклонные линии) | 1 | 03.09 | ||
3 | Письмо в ограниченном пространстве (овалы, полуовалы) | 1 | 04.09 | ||
4 | Письмо полуовалов в строке и в междустрочном пространстве. | 1 | 08.09 | ||
5 | Работа в ограниченном пространстве (дорисовать ряд деревьев) | 1 | 10.09 | ||
6 | Работа в ограниченном пространстве (дорисовать предмет) | 1 | 11.09 | ||
7 | Обводка, штриховка, вырезание. | 1 | 15.09 | ||
8 | Обводка, штриховка, вырезание. | 1 | 17.09 | ||
9 | Обводка контура, дорисовывание. | 1 | 18.09 | ||
10 | Обведение по контуру, дорисовывание | 1 | 22.09 | ||
11 | Обведение по контуру, дорисовывание | 1 | 24.09 | ||
12 | Работа в ограниченном пространстве (дорисовать по образцу) | 1 | 25.09 | ||
13 | Работа в ограниченном пространстве (обвести и дорисовать) | 1 | 29.09 | ||
14 | Работа в ограниченном пространстве (обвести и дорисовать) | 1 | 01.10 | ||
15 | Работа в ограниченном пространстве (обвести и дорисовать) | 1 | 02.10 | ||
16 | Зарисовки своих иллюстраций к стихотворению | 1 | 06.10 | ||
17 | Знакомство со звуками речи. Письмо овалов. | 1 | 08.10 | ||
18 | Звуки гласные, согласные. Письмо вертикальных наклонных линий, горизонтальных линий. | 1 | 09.10 | ||
19 | Письмо наклонных линий, овалов. Звуки речи, слоги. | 1 | 13.10 | ||
20 | Письмо больших овалов, слоги. | 1 | 15.10 | ||
21 | Письмо наклонных линий, овалов, обводка, штриховка. | 1 | 16.10 | ||
22 | Письмо овалов, наклонных линий. Слово, слог, ударный слог. | 1 | 20.10 | ||
23 | Письмо овалов, наклонных линий. | 1 | 22.10 | ||
24 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, обводка, разукрашивание. | 1 | 23.10 | ||
25 | Письмо больших овалов, полуовалов. Слоги. | 1 | 27.10 | ||
26 | Обводка, штриховка, письмо овалов. | 1 | 29.10 | ||
27 | Упражнения в письме различных элементов букв. Слово, слог, звук, ударение. | 1 | 30.10 | ||
28 | Упражнения в письме различных элементов букв. Печатание и письмо буквы О, о. | 1 | 10.11 | ||
29 | Печатание и письмо буквы А, а. | 1 | 12.11 | ||
30 | Письмо изученных элементов букв и букв о, а строчных и заглавных. | 1 | 13.11 | ||
31 | Письмо букв у, У. | 1 | 17.11 | ||
32 | Буква ы. Гласные звуки, ударение. | 1 | 19.11 | ||
33 | Буква и. Печатание и письмо. | 1 | 20.11 | ||
34 | Письмо изученных букв | 1 | 24.11 | ||
35 | Буква э. Печатание и письмо. | 1 | 26.11 | ||
36 | Письмо изученных букв | 1 | 27.11 | ||
37 | Буква я. | 1 | 01.12 | ||
38 | Письмо изученных букв, рисование, письмо различных элементов. | 1 | 03.12 | ||
39 | Письмо изученных букв, письмо различных элементов. | 1 | 04.12 | ||
40 | Буква ю. Печатание, письмо. | 1 | 08.12 | ||
41 | Буква е. Печатание, письмо. | 1 | 10.12 | ||
42 | Письмо изученных букв. Звуковой анализ слов. | 1 | 11.12 | ||
43 | Буквы Ё, ё. | 1 | 15.12 | ||
44 | Буквы Л, л. | 1 | 17.12 | ||
45 | Письмо изученных букв | 1 | 18.12 | ||
46 | Буквы М, м. | 1 | 22.12 | ||
47 | Буквы Н, н. | 1 | 24.12 | ||
48 | Письмо изученных букв | 1 | 25.12 | ||
49 | Буквы Р, р. | 1 | 12.01 | ||
50 | Письмо изученных букв. | 1 | 14.01 | ||
51 | Печатание, письмо, анализ | 1 | 15.01 | ||
52 | Буква В, в. | 1 | 19.01 | ||
53 | Буква Ф, ф | 1 | 21.01 | ||
54 | Письмо изученных букв | 1 | 22.01 | ||
55 | Буква З, з | 1 | 26.01 | ||
56 | Буква С, с | 1 | 28.01 | ||
57 | Письмо изученных букв и их соединение с другими буквами | 1 | 29.01 | ||
58 | Письмо букв Ш, ш. | 1 | 02.02 | ||
59 | Письмо букв Ж, ж. | 1 | 04.02 | ||
60 | Соединения верхние, нижние с другими буквами | 1 | 05.02 | ||
61 | Буквы Б, б | 1 | 16.02 | ||
62 | Буквы П, п | 1 | 18.02 | ||
63 | Письмо изученных букв. Запись слогов, слов. Анализ. | 1 | 19.02 | ||
64 | Письмо букв Д, д | 1 | 25.02 | ||
65 | Буквы Т, т | 1 | 26.02 | ||
66 | Письмо изученных букв. Соединение изученных букв | 1 | 02.03 | ||
67 | Запись слов, предложений. Соединение изученных букв | 1 | 04.03 | ||
68 | Письмо букв Г, г. | 1 | 05.03 | ||
69 | Письмо изученных букв | 1 | 11.03 | ||
70 | Буквы К, к | 1 | 12.03 | ||
71 | Виды предложений. Закрепление изученного | 1 | 16.03 | ||
72 | Письмо слов с изученными буквами | 1 | 18.03 | ||
73 | Чтение и запись слов с изученными буквами | 1 | 19.03 | ||
74 | Письмо букв Х, х. Соединение изученных букв | 1 | 30.03 | ||
75 | Письмо слогов и слов с буквой х. | 1 | 01.04 | ||
76 | Письмо букв Ц, ц, слогов и слов с буквой ц | 1 | 02.04 | ||
77 | Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1 | 06.04 | ||
78 | Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1 | 08.04 | ||
79 | Буквы Щ, щ | 1 | 09.04 | ||
80-81 | Письмо слогов и слов с буквой щ. | 2 | 13.04 15.04 | ||
82 | Буквы Ч, ч | 1 | 16.04 | ||
83 | Буква й | 1 | 20.04 | ||
84 | Письмо слогов и слов с буквами ч, й. | 1 | 22.04 | ||
85 | Буквы Ъ, Ь | 1 | 23.04 | ||
86 | Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1 | 27.04 | ||
87 | Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1 | 29.04 | ||
88 | Письмо слов, предложений с изученными буквами | 1 | 30.04 | ||
89 | Письмо слов, предложений с изученными буквами | 1 | 06.05 | ||
90 | Письмо слов, предложений с изученными буквами | 1 | 07.05 | ||
91 | Письмо слов, предложений с изученными буквами | 1 | 11.05 | ||
92 | Списывание с печатного текста | 1 | 13.05 | ||
93 | Списывание с печатного текста | 1 | 14.05 | ||
94 | Игры со словами | 1 | 18.05 | ||
95 | Игры со словами | 1 | 20.05 | ||
96 | Игры со словами | 1 | 21.05 | ||
97 | Закрепление изученного | 1 | 25.05 | ||
98 | Закрепление изученного. | 1 | 26.05 | ||
99 | Итоговое занятие | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дошкольных групп по математике
Рабочая программа для подготовительных групп по математике К.В. Шевелёва...
Рабочая программа для дошкольных групп по обучению грамоте
Рабочая программа для дошкольников по обучению грамоте. Н.С. Жукова "Букварь"...
Рабочая программа по дошкольной подготовке
Предлогаемый курс дошкольной подготовки дает возможность интенсивно развивать интеллектуальные возможности ребёнка дошкольного возраста. Занятия для дошкольников имеют блочную структуру. Програм...