Значение танцевальной подготовки для детей младшего школьного возраста.
статья по физкультуре на тему

Макарова Екатерина Владимировна

Танцы-это одно из средств эстетического воспитания и формирования творческого начала в человеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_polnyy.docx42.29 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Екатерина Владимировна,

Учитель физической культуры ГБОУ лицей №373 Московского района г.Санкт-Петербург.

Методическая разработка.

Реферат

Тема:  Значение танцевальной подготовки для детей младшего школьного возраста.

Санкт-Петербург

2014

Значение танцевальной подготовки для детей младшего школьного возраста.

Эпиграфом к своему  выступлению я взяла слова французского писателя Андрэ Моруа:

«Жизнь – это постоянное изменение.

Как только движение останавливается, человек старится и умирает.»

На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса в школе все актуальнее становится проблема, связанная с эмоциональным напряжением, которое отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности школьника: на учебу, общение (как с учителями, так и со сверстниками), на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Основной причиной возникновения данной проблемы является чрезмерная  нагрузка в школе, а также очень высокий темп современной жизни, с которым справляется далеко не каждый.

Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению школьников, снижают уровень их работоспособности. Объясняется это тем, что «относительно однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга. Вследствие этого наступает внутреннее охранительное торможение, которое ведет к снижению работоспособности детей». (Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилева, 2005г.)

Вместе с тем необходимо отметить и одновременное нарастание общего мышечного утомления. «Из-за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ухудшается экскурсия грудной клетки, что изменяет частоту и глубину дыхательных движений, нарушает поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки» (Е.Г.Сайкина,Ж.Е.Фирилева-2005г.)

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что нашим  школьникам по окончании учебного дня просто необходима как физическая, так и эмоциональная разрядка. На мой взгляд, одной из наиболее увлекательных и универсальных областей, оказывающих огромное  воздействие на укрепление здоровья школьников, являются танцы. Именно поэтому мы решили рассмотреть данное направление – ведь состояние здоровья подрастающего поколения в наших руках.

История появления танца уходит своими корнями глубоко в древность. Самые первые известные человечеству танцы – это ритуальные танцы, которые появились еще в то время, когда люди жили племенами, и все самые важные события, а именно охота, война или любовь, воплощались в ритуальных танцах.

Следующий этап истории возникновения танца – это так называемый греко-римский период. Древние греки  вкладывали в понятие танец гармонию. Греки считали танец одним из «основных инструментов обработки души человека» (Бекина С.И., Ломова Т.П., 1893). Костюмированные танцы данного периода  явились началом появления балета и разнообразных танцевальных шоу.

Американская танцовщица и основоположница свободного танца Айседора Дункан в начале XX века создала новую концепцию танца, отличную от классической дворцовой хореографии. Танца, способного, как она считала, лечить и совершенствовать душу.

Айседора Дункан перечеркнула все условности классической школы, сняв с балерины пуанты и предложив почувствовать энергию сцены босыми ногами. Она отказалась от пачки, надела тунику: тело, не зажатое в корсет, дышит, живет, танцует. «А танцевать надо с душой и душою. Именно человеческое тело способно уловить и передать дуновение ветра, мятеж морских волн, раскаты грома и сияние солнца. Человек в танце — это продолжение существования природы, во всем ее величии и мельчайших проявлениях. Тело танцора — это просто светящееся проявление его души.» (Касаткина Т.С. «Айседора» 1992г.)

Сегодня открываются и новые возможности хореографии Дункан. Тело и психика взаимосвязаны, а отдельные изменения в сфере эмоциональной или мыслительной вызывают изменения во всех этих областях. Часто люди при высокой степени телесного напряжения не осознают свои чувства. «Мышечный зажим — это невыведенная эмоция, которая мешает человеку почувствовать себя целостной личностью. И если с помощью танца активизировать тело, освободить напряжение, то и освободятся, а значит, обострятся чувства. Совершенствуя координацию, достигая гармоничного владения телом, удается гармонизировать внутренний эмоциональный мир человека» (Касаткина Т.С. «Айседора» 1992г.)

Как это ни печально, но современные дети зажаты не меньше, чем в пуританские времена, хотя нынче и не носят корсетов. Сейчас дети проводят большую часть дня за партами и компьютерами. Это искажает их мускулатуру, грудная клетка не может нормально двигаться, человек не может нормально дышать… Надо ли дальше продолжать эту полумедицинскую цепочку?

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является одной из актуальных, она привлекает внимание не только медиков, но и педагогов и родителей. Для поддержания психического и физического здоровья специалисты различных отраслей применяют разнообразные средства, среди которых особенное место занимают танцы. Танцы обладают положительным эмоциональным и физическим воздействием на ребенка.

Сегодня практически во всех странах мира существует танцевальная терапия. Ведь с помощью танца можно улучшать настроение, приобретать уверенность в себе, и даже лечить серьёзные заболевания. Но в первую очередь танец – это возможность познать собственное тело, научиться управлять им.

Результаты американских научных исследований показывают, что дети, занимающиеся в школе танцев для детей, развиваются гораздо быстрее и достигают больших успехов в развитии, чем их сверстники, не посещающие детские танцевальные студии . Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям.

У человека, который танцует, улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет. Различные движения заставляют трудиться все мышцы, что очень полезно для осанки. Одновременно тренируется и дыхание. Танцы особенно полезны тем, кто засиживается за письменным столом и жалуется на неприятные ощущения в позвоночнике, на боль в спине.

Танцетерапия - модное и едва ли не самое популярное ныне направление современной медицины. По мнению психологов, у каждого из нас есть «свой защитный панцирь из скованных мышц. Танцуя, человек освобождается от него, и душа его обретает гармонию.» (Эрна Грёнлюнд и Наталия Оганесян, 2004г.)

Если вспомнить великих танцоров, артистов балета, то в большинстве своем они живут исключительно долго и выглядят моложе своих лет. Как правило, любящие танцевать люди - это абсолютно счастливые люди, потому что они до глубокой старости молоды и душой, и телом.

Очень многие родители, выбирая для своего ребёнка занятия танцами, убеждаются, что ребёнок не только учится красиво  двигаться и  держать осанку, но и  развивается духовно. Ведь танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребенку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Я являюсь преподавателем секции танцевальной гимнастики в Экономическом лицее №373 Московского района.

Эта разновидность танцев  появилась значительно недавно. В 1997 году в Санкт-Петербурге был проведен первый открытый чемпионат по танцевальной гимнастике. Первое место заняла сборная команда академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, я являюсь участницей этой команды.

По правилам соревнований в композициях танцевальной гимнастики разрешается использовать любой танцевальный стиль в сочетании с элементами художественной гимнастики. Разрешается использовать как гимнастические предметы, так и декоративные - шарфы, гимнастические палки, шляпы и т.д.

Отличительная черта этой программы заключается в объединении элементов танца с элементами художественной гимнастики, что позволило значительно расширить спектр технических средств в постановке танцевальных композиций и их выразительности. Дети, у которых недостаточно природных способностей для занятий художественной гимнастикой, могут успешно обучаться по данной программе. Она актуальна и для мальчиков, что неприемлемо для художественной гимнастики.

В программу  обучения секции танцевальной гимнастики  входит:

-Партерная гимнастика - комплекс упражнений, направленный на развитие физических качеств.

- Ритмопластика - комплекс музыкально-ритмических упражнений направленный на формирование правильной осанки, равномерное развитие мышечного корсета,  развитие координации движений и музыкального слуха.

-Художественная гимнастика

-Акробатическая подготовка

 -Танцевальная подготовка

Актуальность программы заключается в том, что занятия танцевальной гимнастикой способствуют укреплению здоровья и формированию красивой осанки. За счет увеличения скорости нервно-психических процессов развивается  координация движений, повышается устойчивость вестибулярного аппарата, быстрота реакции, расширяется представление о двигательных возможностях собственного организма. Развивается гибкость, подвижность в суставах, что является мощным профилактическим средством многих заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Исполнение танцевальных композиций предполагает определенный уровень развития музыкальных способностей, ведь движения должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться характеру музыки.

Кроме того, танцевальная гимнастика помогает развивать такие природные физические данные, как растяжка, гибкость и даже артистичность, поскольку в процесс обучения  входит  изучение простых танцевальных движений и постановка небольших танцевальных композиций. В процессе постановки участвуют не только преподаватель, но и дети. В результате происходит  общение ребенка в смешанном коллективе (особенно это важно для застенчивых детей).

Умение правильно и красиво двигаться придает чувство уверенности, повышает самооценку. Танцы являются эффективным средством организации досуга школьников, культурной формой отдыха, позволяющей ориентироваться на здоровый образ жизни.

 Желание детей заниматься в секции зависит не только от их интереса к учебному процессу, но и от его результата. Именно поэтому занятия не должны быть бесцельными, "для себя". В ходе занятий готовятся и ставятся танцевальные номера, с которыми ребята постоянно выступают на различных школьных праздниках. Выступления позволяют детям не только показать то, чего они уже добились, но и являются стимулом для продолжения занятий.

Таким образом, подводя итоги моего выступления, хочется сказать, что занятия танцами оказывают огромное положительное воздействие на ребенка!

В процессе систематических занятий танцами  дети приобретают стройную осанку, начинают легко и свободно  двигаться, улучшается их координация движений. На занятиях танцами  полезные навыки приобретаются естественно.

Танцы дают возможность обрести уверенность в себе, получить удовольствие от движения, а также способствуют духовному обогащению ребенка. Таким образом танцы - это одно из средств эстетического  воспитания и формирования творческого начала в человеке.

Танцы предоставляют прекрасную возможность для выхода творческой энергии, положительно влияют на физическое развитие ребенка и дарят детям хорошее настроение!

Список литературы:

 

1Бекина С.И., Ломова Т.П. «Музыка и движение» 1983

  1. М.Тобаас, М.Стюарт «Растягивайся и расслабляйся» 1994г.
  2. С.С.Поляков «Основы современного танца», Ростов-на-Дону, 2006г.
  3. «Танц.терапия» Эрна Грёнлюнд и Наталия Оганесян, СПб 2004г.
  4. Касаткина Т.С.(составитель) «Айседора» 1992г.
  5. Варшавская Р.А.,Шишкарева Ю.Н. «Поэзия движения»,Лениздат 1987г.
  6. Д.Я.Богданова «Занимательная психология спорта».Москва ФиС1993.
  7. Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилева «Физкульт-привет» СПб. «Детство-Пресс»2005

Смотр-конкурс учителей физической культуры

города Санкт-Петербурга.

УЧАСТНИЦА КОНКУРСА

Макарова Екатерина Владимировна,

Учитель физической культуры ГБОУ лицей №373 Московского района г.Санкт-Петербург.

   Тема урока: Упражнения с гимнастической палкой для детей 2-3 классов.

Внеклассная работа-секция танцевальной гимнастики.

Основные задачи:

Образовательные задачи:

1.Разучить  движения с гимнастической палкой.

2.Научить занимающихся выполнять танцевальные шаги в сочетании с работой предметом (гимнастической палкой).

Оздоровительные задачи:

1.Способствовать развитию координационных способностей применительно к  танцевальным движениям с гимнастической палкой.

2.Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки и упражнений на релаксацию.

Воспитательные задачи:

1.Формировать умение проявлять дисциплинированность,трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

2.Формировать умение общаться со сверстниками в совместной деятельности.

Место проведения занятия:  спортивный зал

Время проведения:  16ч.30мин.

Необходимое оборудование и инвентарь: гимнастические палки-12,

Гимнастические обручи-12 ,гимнастические коврики-12, магнитофон,

диски музыкальные.

Дата проведения занятия:  7 апреля  2014г.

 

 КОНСПЕКТ УРОКА  по внеклассной работе.

Секция- танцевальной гимнастики.

 Тема урока: Упражнения с гимнастической палкой .

Основные задачи:

Образовательные задачи:

1.Разучить  движения с гимнастической палкой.

2.Научить занимающихся выполнять танцевальные шаги в сочетании с работой предметом (гимнастической палкой).

Оздоровительные задачи:

1.Способствовать развитию координационных способностей применительно к  танцевальным движениям с гимнастической палкой.

2.Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса упражнений для профилактики  нарушений осанки и упражнений на релаксацию.

Воспитательные задачи:

1.Формировать умение проявлять дисциплинированность,трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

2.Формировать умение общаться со сверстниками в совместной деятельности.

Части урока и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Содержание учебного материала

Дози-ровка

Организационно-методические указания

Вводно-подготовительная часть урока.

Организовать обучающихся к началу урока.

Ознакомить  с условиями проведения урока.

Ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе с гим-настическими палками.

Содействовать формированию уме-ния договариваться в совместной деятель-ности,выслушивать  мнения других,

использовать речь для регуляции своих действий.

Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма в активную двигательную деятельность.

Построение,сообще-ние задач урока.

Беседа:

Правила техники безопасности при работе с гимнастическими палками.

Ритмичная ходьба в обход зала в коло-

нне по одному с последующим перестроением в шахматном порядке.

Разминка с гимнастическими палками.

2 мин.

3 мин.

10мин

Ученики выполняют строевые команды и контролируют свои действия согласно инструкции учителя.

Ученики ведут обсуждение по заданной теме,всту-пают в диалог с учителем и одно-классниками.Строят

высказывания .

Выполнять под счет и по распоряжению учителя. При построении соблюдать интервалы и дистанции в два шага.

Упражнения выполнять с максимальной амплитудой  в соответствии с ритмом и темпом музыкального сопровождения.

Основная часть урока.

Содействовать развитию координационных качеств учащихся посредством выполнения танцевальных движений.

Содействовать формированию умения принимать инструкцию учителя и четко ей следовать.

Сформировать умение в выполнении танцевальной комбинации в сочетании с движением предметом

Содействовать развитию умения слушать и понимать музыку.

Содействовать развитию музыкального слуха учащихся посредством выполнения упражнений под музыкальное сопровождение.

Содействовать развитию силы мышц спины .

Содействовать формированию мышечного корсета спины.

Содействовать

развитию умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Содействовать проявлению активности в овладении двигательными навыками и умениями.

Подводящие танцевальные движения (упрощенный вариант).

Объединить разученные танцевальные движения телом и ногами.

Разучить движения с гимнастической палкой.

Объединить движения телом с движениями предметом в целостную танцевальную комбинацию.

Прослушать музыку и хлопками отразить ее ритм (просчитать по тактам).

Выполнить разученные танцевальные движения под музыку.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки

1.И.П.-лежа на животе,руки наверх,

подняться в положение «лодоч-ка»,держать 3счета,вернуться в И.П.

2.И.П.-лежа на животе,палка сзади,зажата в локтях,подняться в положение «лодочка»,держать 3 счета-И.П.

7.И.П.-«корзинка»-

лежа на животе,

захват стопами палки;прогнуться в спине и потянуться руками наверх зафиксировав положение- держать 3 счета и по сигналу учителя вернуться в И.П.

В парах-стоя спиной друг к другу,палка сзади зажата в локтях.Глубокое приседание и выпрямление.

15мин

5мин.

Движения выполняются под счет по показу преподавателя, а затем самос-тоятельно.

Упражнения выполняются под счет и по распоряжению учителя.

В положении «лодочка» ноги и руки прямые.

Выполнять с максимальной амплитудой.

Зафиксировать положение в самой высокой точке.

Приседание выполнять одновременно,

корпус  держать ровно.

Пара-которая справится с заданием получает жетон.

Заключительная часть урока.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

.

Выполнение упражнений на релаксацию.

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.Повторяют новые полученные знания.Обсуждают работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке,выслушивают оценку учителя.

До 3 минут

До 2 минут

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнений и ритме дыхания.

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста

Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

«Проблема мотивации детей младшего школьного возраста в группах танцевально-спортивного направления»

Что мотивирует наших детей к занятиям,связанных с физическим трудом? Что заставляет их приседать, подпрыгивать, отжиматься и одновременно думать, запоминать, принимать решения? Как, не только заинтере...

«Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или  неосознанные, ...

Научная разработка на тему "Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики (танцевальной аэробики)"

Актуальность темы проявилась в том, что младший школьный возраст это период вторичной социализации, когда меняется весь образ жизни ребенка. Поступление в школу требует от него большого эмоционального...

Определение уровня общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по специализации «Лыжные гонки».

В данной статье освещается значение общей физической подготовки (ОФП) для детей младшего школьного возраста, занимающихся лыжными гонками в спортивной школе, и предлагается таблица для определения уро...

«Значение развития речи у детей младшего школьного возраста.»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...