«Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».
статья по зож по теме
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые изучая деятельность детского мозга, психику отметили стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи обучающихся находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Как же связано развитие тонкой моторики с развитием речи обучающихся?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».
Автор Богомаз Елена Васильевна
Место работы: ГКОУ РО Матвеево - Курганская школа интернат.
Должность: учитель начальных классов.
Содержание.
Введение.
Игра – важнейший инструмент оптимизации двигательной
активности младших школьников.
I. Двигательная активность – генетически обусловленная основа
биологической потребности человеческого организма.
II. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
- Формы проведения оздоровительных мероприятий.
- 1. 1 Физкультурные минутки.
- 1.2 Гимнастика для глаз.
- 1. 3 Дыхательная гимнастика.
- 1. 4 Упражнения для профилактики и коррекции осанки.
- Совершенствование мелкой моторики пальцев рук средствами
пальчиковых игр.
- 2. 1 Массаж пальцев и ладоней рук.
- 2. 2 Упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости
пальцев.
- 2. 3 Гимнастика с учебными предметами.
III. Заключение.
IV. Литература.
V. Приложение.
Игра – важнейший инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников.
Работая учителем начальных классов с 1999 года, я стала все чаще задавать себе вопрос: Каким быть человеку в XXI веке, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия?
Всматриваясь в лица обучающихся, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы: Как изжить пассивность на уроке? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась на встречу тебе душа? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Как повлиять на обучающегося усилиями его самого? Как воспитывать с таким уровнем багажа знаний, совести чтобы не стыдно было перед родителями, коллегами, наконец перед обществом. Как это сделать, какими средствами, методами? На каких, примерах, книгах, учебниках увлечь детей в мир знаний, только – только перешагнувших порог школы?
Современная школа стремится подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Цель не в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические задачи. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, развитию воображения, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, а самое главное способствует развитию и коррекции двигательной активности младших школьников.
Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Развивающие и воспитывающие ресурсы игры настолько огромны, что на фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым в современной педагогической практике средствам.
Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовать в игре принципы яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.
Игра позволяет создать обособленное пространство, для « внутренней
социализации» каждого ребенка (Л. С. Выготский ), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности. Игровая модель не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации.
В игровой деятельности – уже хорошо освоенной младшими школьниками дети легче усваивают межличностные отношения, приобретают опыт терпимости, совместимости, дружбы, а так же навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Включение игровых приемов в систему работы с младшими школьниками обуславливают необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в коррекционном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих обучающихся в коррекционных школах отмечаются различные сопутствующие отклонения в развитии нервно психической сферы. Такие обучающиеся характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности. Невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся поступающих в начальную школу, а так же дальнейшее его снижение в процессе обучения представляет сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
По данным выборочного исследования ряда психофизических и педагогических показателей характеризующих уровень физического развития детей в Российской Федерации 4,5% (1,6 млн.) детей от 0 и до 18 лет имеют отклонения в развитии. В эту группу не входят дети обучающиеся в классах компенсирующего обучения. Обратимся к статистике проведенной за последние 5 лет.
Наименование учреждения. | 2013 год. | 2018 год. |
Дошкольное ОУ (Дети с отклонениями в развитии). | 105 тыс. |
Более 382 тыс. |
Специальное коррекционное общеобразовательное учреждение VI вида. | 150 тыс. | 250 тыс. |
Учреждения VIII вида. | 1395 тыс. | 1445 тыс. |
Сегодня совершенно четко установлено: не менее 40% заболеваний взрослых людей своими истоками уходят в детский возраст. Связано это с тем, что детский организм в следствии свойственных ему анатомофизиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому, требует создания таких условий обучения и воспитания, которые не только бы исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития детей, повышению
их общей работоспособности в учебной деятельности. Согласно «Канону
врачебной науки» очень ценны для поддержания здоровья такие компоненты, как свет и воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, эмоции. Вдумаемся – способна ли современная семья и школа обеспечить эти компоненты младшему школьнику в полной мере?
В связи с этим требования обязательной оздоровительной направленности оздоровительного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования эмоциональной, физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья, а так же предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.
Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Но результативно это может проходить только в том случае, если педагог не только хорошо знает индивидуальные особенности владеет «рациональной технологией» встраивания разнообразных подвижных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно – развивающего и коррекционно – профилактического потенциала в неразрывном единстве.
I. Двигательная активность – генетически обусловленная основа биологической потребности человеческого организма.
Движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости» которое он испытывает двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма которая дарует человеку сама жизнь. Двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Работая мышцами, обучающийся не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для организма является костно – мышечная система, а все остальные органы развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.
Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей
позы, создающей значительную нагрузку на опорно – двигательный аппарат и мышечную систему детей. В результате такой работы мы можем наблюдать, что соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансированно, резко преобладает статическое напряжение. Длительная работа учеников в вынужденной статической позе за столом сопровождается спазмом артериол, что чревато общим повышением артериального давления, а также отклонениями в развитии нервно- мышечного аппарата, сужением диапазона возможностей двигательного и зрительного анализаторов. Недостаток движения снижает адаптивные способности сердечно – сосудистой системы, вызывая также расстройство регуляции вегетативных отделов нервной системы. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психических качеств: координации, точности и быстроты движений, мелкой моторики, скорости двигательной реакции, силы мышц, выносливости и общей работоспособности. Недостаток мышечных движений ослабляет не только сами мышцы, но и мозг, делает его более уязвимым. И только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создает у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и повышения работоспособности.
Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем.
Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития, коррекции отдельных недостатков в развитии призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Игра представляет собой естественный вид физических упражнений. Ни при каком другом способе физических упражнений цель не достигается так полно, как при использовании игровой деятельности.
Работу начинаю с тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития обучающихся. Опираясь на методику В.В. Воронковой, методом наблюдения с первых дней обучения была проведена работа по выявлению детей с разной степенью моторности (подвижности).
I уровень – высокий, составила группа обучающихся детей большой подвижности. Эти дети наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организационных и самостоятельных подвижных игр чаще являются лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают свойственны высокая реактивность и конфликтность поведения.
II уровень – средний, составили дети с наиболее ровным, спокойным
поведением. Они эмоциональны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
III уровень – ниже среднего, составили малоподвижные дети. Они выбирают деятельность, не требующую большого пространства, меньше находятся в движении.
VI уровень дети с низкой подвижностью. Эти обучающиеся пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держаться в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность, не требующую большого пространства, меньше находятся в движении.
Осуществляя управление режимом двигательной активности обучающихся предполагаю дифференцированную регуляцию двигательной активности обучающихся всех названных групп в течении дня. Планируя режим двигательной активности учитываю уровень физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, их индивидуальные особенности поведения, а также степень организованности двигательной активности. При этом каждая из форм имеет определенную интенсивность двигательной нагрузки во время игр – малую, умеренную или выраженную. Такой подход позволяет мне решить целый комплекс важных вопросов в работе с обучающимися: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, развивать не только физические, но и умственные способности, нравственные качества личности, творческую активность.
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у обучающихся повышенный тонус всего организма.
Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему обучающихся оказывая непосредственное влияние на процессы возбуждения и торможения. Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: обучающиеся не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других обучающихся.
Разумное использование резервов игровой двигательной активности позволяет мне добиваться снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличивать уровень ежедневной двигательной активности обучающихся, совершенствовать их физические возможности, работать над коррекцией интеллектуальных способностей обучающихся, повышать психоэмоциональную устойчивость и адаптационные резервы организма обучающихся с тем, чтобы в конечном счете способствовать сохранению и
укреплению здоровья.
II. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
1. Формы проведения оздоровительных мероприятий.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Гигиенисты считают, что необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.
В работе с обучающимися утомление обычно наблюдаю в снижении работоспособности, которое наступает в следствии выполнения продолжительной или интенсивной работы на уроке. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.
Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15 – 20 минут. После 30 – 35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество ее на 50 %. При этом около 50% обучающихся начинают отвлекаться от работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать все возможные средства восстановления работоспособности. В соей практике с этой целью применяю различные формы оздоровительных мероприятий.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
1.1. Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой обучающихся.
Физкультурные минутки использую с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (в пределах возможностей обучающихся), профилактики нарушений осанки.
Физкультурные минутки положительно влияют на аналитико – синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Физиологически обоснованным временем для проведения физминутки, является 15 – я – 20 – я минуты урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке. Во втором – четвертом классах рекомендуется проводить по одной физминутке начиная со второго или третьего урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части обучающихся класса.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. В
каждую физминутку включаю комплекс из трех – четырех правильно
подобранных упражнений повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, улучшить самочувствие обучающихся.
Комплексы физминуток подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения подбираю с учетом разнообразия, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность. Физминутки провожу на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. При выполнении данной оздоровительной работы считаю важным обеспечить позитивный эмоциональный настрой обучающихся. В своей работе вырабатываю 2 – 3 условных вербально – поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности. Комплекс упражнений подбираю с учетом вида деятельности на данном уроке. Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений корректирую, принимая во внимание степень утомления детей.
Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках провожу динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса, зрительных анализаторов). В своей практике использую физкультминутки под стихотворные тексты. При подборе стихотворений к конкретному уроку обращаю внимание на содержание текста, его сочетаемость с темой занятия. Учитываю совместимость программной задачи текста и задачи урока. Преимущество отдаю стихам с четким ритмом, так как такой подход стимулирует четкость выполнения разнообразных движений. Ритмичность движений подбираю с учетом индивидуальных особенностей детей.
В своей работе использую прием проведения «скрытых» физкультурных пауз. Как можно большему числу обучающихся периодически предлагаю выполнять задания у классной доски. На классной доске предлагаю незавершенные задания. Необходимо выйти к доске и завершить его. Содержание задания на доске пишу на максимальной высоте, вынуждая обучающихся потянуться при его выполнении. Обучающимся предлагаю сдавать тетради на проверку в следующем порядке: обучающийся первой парты, прогнувшись назад, передает свою тетрадь обучающемуся второй парты и так до последней парты. Обучающийся последней парты ряда встает и приносит стопку тетрадей мне на стол. По ходу занятий выделяю для себя обучающихся с наибольшим склонением головы к парте во время работы. При необходимости стереть с доски задание, или выполнить любое другое задание с применением активного движения мышц поручаю эту работу этим обучающимся.
Осуществляя коллективную проверку прочности усвоения материала, предлагаю обучающимся сопровождать свой ответ условным жестом. Например, в случае правильного варианта ответа скрестить руки, имитирую
знак «+» , а при неправильных знак «-». Задание выполняем не менее 1 минуты.
Физкультминутка как элемент двигательной активности помогает обучающимся переключить внимании на другой вид деятельности. Каждый новый режимный момент подбираю так, чтобы он отличался по характеру воздействия на организм. В этом случае отдых более эффективен, активно снимает утомление вызванное предыдущей деятельностью. В процессе активного отдыха, в коре больших полушарий возникает новый очаг возбуждения, локализующийся в центрах не связанных с предыдущей деятельностью. По закону отрицательной индукции, новое возбуждение усиливает процесс торможения в нервных клетках, утомленных предыдущей работой, тем самым стимулируя в них восстановительные процессы. В конечном итоге этим определяется эффективность отдыха. Подбирая физкультминутку учитываю значение и характер работы предшествующей отдыху: если она была утомленной, то нагрузку во время активного отдыха уменьшаю. Нагрузки большой интенсивности не только не снимают утомление, но приводят к его нарастанию, нагрузки малой интенсивности , не обеспечивают положительного воздействия, именно средне интенсивный темп отдыха приносит желаемый результат.
Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий помогают мне развивать творческие способности обучающихся, способствовать развитию интереса обучающихся к изучению того или иного предмета, повышать эмоциональный настрой и способствовать развитию выразительности в движениях обучающихся.
1. 2. Гимнастика для глаз.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современных обучающихся достаточно высокая, а отдыхают они только во время сна. В целях профилактики нарушения зрения гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую гимнастику для глаз. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Г. Базарного. Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные длительные нагрузки. Близорукость у обучающихся является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему работать без напряжения . Глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к четкому видению отдельных предметов. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения способствует массовому возникновению зрительных расстройств. С этой целью в своей работе считаю
необходимым расширять зрительно – пространственную активность в
режиме школьного урока. В процессе выполнения коррекционно оздоровительных игр, упражнений веду наблюдения за тем, чтобы во время выполнений любых упражнений обучающиеся получали адекватную (без признаков переутомления) двигательную нагрузку.
Используемая мною гимнастика для глаз включает специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз, предусматривает движение глазного яблока по всем направлениям. Вся коррекционно- оздоровительная система упражнений направлена на устранение и предупреждение дальнейшего прогрессирования отклонений в области зрения.
(Приложение №1).
1.3. Дыхательная гимнастика.
Чаще всего мы задумываемся над тем, как мы дышим и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать обучающихся на уроке. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляции крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
В целях сохранения и укрепления здоровья вырабатываю у обучающихся привычку к правильному дыханию – дышать через нос, ровно, ритмично. Это первое и важное условие правильного дыхания.
При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделение слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Кроме того, дыхание через рот является более поверхностным.
Все упражнения провожу в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. При выполнении упражнений сложно определить начало вдоха и выдоха. Очень часто обучающиеся испытывают трудности в этой области дыхательной гимнастики. Нормировать дыхание обучающихся, делать его плавным или прерывистым мне помогают следующие упражнения:
- Вдох через нос – выдох через рот.
- Краткий глубокий вдох – замедленный выдох.
- Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
- Глубокий вдох – выдох толчками.
- Выдохнуть воздух и не дышать в течении нескольких секунд, затем наполнить легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов.
6. На одном выдохе усиливать или ослаблять звук:
а) жужжание пчелы: ж – ж – ж …
б) писк летающего комара: з – з – з …
в) рычание собаки: р – р – р …
г) воздух выходящий из шара: с – с – с …
д) на одном вдохе произнести 5 – 10 звуков ( ф ), делая короткие
промежутки между звуками.
7) «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.
При работе с обучающими в области дыхательной гимнастики руководствуюсь следующими правилами:
- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.
- Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.
- Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.
- Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.
- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.
- Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа – делаем вдох.
Комплексное использование этих средств позволяет мне решать задачи педагогики оздоровления: способствовать активизации биологических процессов вызываемых процессом обучения, повышать общую работоспособность организма, замедлять процесс утомления, активизировать двигательную активность обучающихся. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий правильный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи. Чтобы максимально скорректировать четкое благозвучное произношение уделяю внимание играм для развития речевого дыхания. (Приложение № 2).
1.4. Упражнения для профилактики и коррекции осанки.
В младшем школьном возрасте опорно - двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться.
Результатом этого процесса является осанка. Осанка – приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и движения. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положение позвоночного столба обычно развиты слабее. Неправильная, вынужденная поза во время обучения способствует прогрессированию нарушений опорно - двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки легко приводят к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном, поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.
Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактику нарушений осанки осуществляю в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы. Упражнения для формирования осанки включаю в комплексы утренней гимнастики, физкультурных минуток и динамических пауз. (Приложение № 3).
Рассаживая обучающихся, принимаю во внимание их состояние здоровья. Один раз в год (после зимних каникул) не нарушая принципов правильной посадки меняю местами обучающихся. Такая смена мест, во – первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во – вторых, создает более равномерные условия освещения.
2. Совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук средствами пальчиковых игр.
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые изучая деятельность детского мозга, психику отметили стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи обучающихся находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Как же связано развитие тонкой моторики с развитием речи обучающихся?
В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является собственно ее частью. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. Далее возбуждение переходит на соседний цент – речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь обучающихся. Функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование моторики – это совершенствование речи.
При работе с обучающимися младших классов особое внимание уделяю развитию тонко координированных движений кистей рук, так как у обучающихся младшего школьного возраста кисти рук еще только формируются. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки. Эти мышцы у обучающихся к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10 – 13 лет. Чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для обучающихся не желательны на данном этапе развития.
Работу по развитию мелкой моторики провожу систематически уделяя ей по 5 -10 минут ежедневно. С этой целью использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика увеличивает подвижность пальцев, развивает их силу и гибкость и, как следствие, улучшает почерк.
Пальчиковую гимнастику применяю на уроках письма и развития речи, математики, рисования и труда.
Упражнения подбираю с учетом возрастных особенностей обучающихся. Подбирая комплекс упражнений стараюсь вовлекать в движение все пальчики обучающихся, учитывая при этом два важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук обучающихся нагружаю равномерно; второе: после каждого упражнения организовываю расслабление кистей и пальчиков обучающихся.
Незрелость тонких движений руки, мышечно – суставного чувства не только усложняет освоение навыка письма, но и способствует быстрому утомлению и потери интереса обучающихся к занятиям. Для развития кисти руки, совершенствования мелкой моторики организовываю игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, работу с пластилином, цветной бумагой .
Выполнение различных практических работ помогают мне стимулировать развитие таких качеств у обучающихся, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, сосредоточенность. Развивать пространственную ориентацию обучающихся, в частности, на листе бумаги. Развивать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест. Работу по совершенствовании моторики организовываю так, чтобы физические упражнения были направлены на включение в работу всего организма (поворот рук, ног, головы, глаз, мелких мышц пальцев рук) учитывая при этом разнообразие форм и средств используемых упражнений.
2.1. Массаж пальцев и ладоней руки.
Массаж – это система приемов механического воздействия на тело массируемого при помощи рук или специальных аппаратов.
Массаж появился и развивался в связи с необходимостью оказания лечебной помощи и был одним из первых лечебных средств.
Влияние массажа на мышцы обусловлено повышением их работоспособности при воздействии на утомленные мышцы. Массаж мышц у обучающихся, вынужденных находится в неподвижном состоянии или ограничивать свою подвижность, вызывает значительное повышение тонуса неработающих мышц, повышение их силы и выносливости. Массаж утомленных мышц снижает усталость, вызывает чувство бодрости, легкости, повышает работоспособность. При использовании массажа учитываю индивидуальные способности обучающихся, общее состояние на данный момент, степень утомления обучающихся. Принимая во внимание потенциальные возможности массажа, включаю в систему работы с обучающимися общие элементы самомассажа.
Приведу пример используемого мною комплекса массажных игр и упражнений.
Массаж рук.
- Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
- Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
- Интенсивные движения большого пальца вперед – назад, вверх – вниз, по кругу.
- Сгибание - разгибание всех пальцев одновременно.
- Сгибание – разгибание руки в кистевом суставе.
- Интенсивное растирание каждого пальца.
- Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально – тыльных сторон.
Для тренировки пальцев использую игры и упражнения с речевым сопровождением, включающие элементы массажа.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев, формируют тонкие движения пальцев рук.
2. 2. Упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев.
Выполняя пальчиками различные упражнения, обучающиеся достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (та как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает кисть обучающихся к работе. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С этой целью в системе данных упражнений использую инсценировки, шуточные стихотворные рифмы сопровождающиеся наглядным представлением изучаемого объекта. Например изображение пальцами букв и цифр.
Пальчиковые игры способствуют развитию творческих возможностей обучающихся, позволяют мне расширить общий кругозор обучающихся, развивать их фантазию, повышать мотивацию обучения путем включения в работу элементов театрализации.
Приведу фрагмент данной работы на уроке чтения. Например, такой рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерева, гнезда с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка мама, которая стала защищать своих птенцов.(Изображаем птичку). Кот испугался и убежал. (Изображаем кота).
При выполнении каждого упражнения стараюсь дать равномерную нагрузку для каждой руки обучающихся, упражнения выполняем как правой, так и левой рукой, вовлекая все пальчики. Упражнения усложняю постепенно в ходе освоения выполнения фигурок. На уроках чтения и
развития речи, опираясь на фантазию обучающихся мы придумываем рассказы и сказки, которые тоже сопровождаем изображением различных фигурок из пальцев. В процессе работы, добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись обучающимися легко, без труда, чтобы занятия приносили радость.
2. 3. Гимнастика с учебными предметами.
Гимнастика в целом имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Растущему организму необходимо много движений. Чем больше ребенок двигается, бегает, играет, тем лучше он развивается. Развивать движения у обучающихся мне помогает специально подобранный комплекс гимнастических упражнений.
Учитывая физические особенности своего класса, включаю в структуру урока гимнастику с учебными предметами. Оздоровительное значение гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо – физиологических и психических особенностей обучающихся.
Подобранный кормплекс упражнений, обучающиеся сопровождают шуточными рифмованными строками. Комплекс гимнастических упражнений включает гармоническое сочетание движений пальцев, кистей рук и учебных предметов (ручек, карандашей, линеек, книг). Все это помогает обучающимся после долгого сидения за партой снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.
В данный комплекс гимнастических упражнений включаю работу в парах, преследую при этом не только цель оздоровительного характера, но и цель повысить коммуникабельность обучающихся, научить их общению. Такой подход повышает интерес к выполнению упражнений, улучшает качество движений.
Данный вид гимнастики служит активным отдыхом для утомленных пальцев, увеличивает их подвижность и силу.
Заключение.
Создание учебной среды способствующей сохранению здоровья обучающихся, имеет важное значение в обучающемся процессе. Регулярное включение оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет мне целесообразно развивать и совершенствовать двигательные функции обучающихся. Реализуя принципы многообразия форм воздействия средствами игровой деятельности, прибегаю к нестандартным приемам работы с обучающимися.
На уроках математики использую элементы самомассажа, комплексов упражнений для снятия напряжения, повышения тонуса организма добилась улучшения внимания обучающихся. Стимулируя напряжение мыслительной деятельности повысилась степень сообразительности отдельных обучающихся.
На уроках чтения и развития речи используя элементы дыхательной гимнастики удалось создать эмоциональный фон, благоприятно воздействующий на технику чтения. При этом значительно улучшилось самочувствие обучающихся, они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, повысилась продуктивность работы в учебно – познавательном процессе.
На уроках письма и развития речи работая над развитием моторики средствами пальчиковых игр, у обучающихся улучшились каллиграфические навыки письма.
Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радость в силу того, что отвечают возрастному стремлению детей к игре. Специфическое влияние игровых приемов и игровых элементов позволило преодолеть у одних учеников отставание в темпе работы на уроке, у других – замкнутость в коллективе сверстников. Увеличение ежедневной двигательной активности обучающихся средствами игровой деятельности положительно сказались на предотвращении утомления. Являясь действующим фактором двигательная активность позволяет мне активизировать физиологические процессы в организме детей, укреплять устойчивость организма к различного рода заболеваниям.
Проблема здоровья детей сегодня. Как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современных обучающихся больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерб здоровью. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать обучающимся необходимое образование, не менее важная –задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать принципом не только деятельности врачей, но и педагогов.
Литература.
- К.С. Бабина «Комплекс утренней гимнастики». М.: «Просвещение», 2000, 94 с..
- В.М. Букатов, А.П. Ершова «Хрестоматия игровых приемов». М.: «Первое сентября», 2000, 212 с..
- О.С. Газман, Н.Е. Харитонова «В школу с игрой». М.: «Просвещение», 1991, 96 с..
- Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить». М.: Издательство «Гном и Д», 2005, 40 с..В.И.
- С.А. Исаева «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе». М.: «Айрис Пресс», 2004, 43 с..
- Квалько «Здоровье – сберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы». М.: «ВАКО», 2004, 296с..
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе». Воронеж.: «ТЦ Учитель», 2004, 150 с..
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцетина «Воспитательная работа в начальной школе». Воронеж.: «Учитель», 2001, 161 с..
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «135 уроков здоровья». М.: «Вако», 2005, 2007 с..
- О. А. Степанова «Игра и оздоровительная работа в начальной школе». М.: «Т.Ц. Сфера», 2003, 144 с..
- О.А. Степанова, О.А. Рыдзе «Дидактические игры на уроках в начальной школе». М.: «Т.ц. Сфера», 2003, 96 с..
- О.В. Узарова, Е.А. Нефедова «Игры с пальчиками». М.: «АСТ» Астрель, 2004, 178 с..
Приложение № 1.
Гимнастика для глаз.
1. Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца ( и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое – то мгновение начнет казаться, что кто – то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Вверх - вниз, влево – вправо.
Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представьте себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Я предлагаю изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. ( Затем изобразить кикимору, Бабу – ягу, бульдога, волка, мартышку).
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
7. Раскрашивание.
Я предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их … и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик ( и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик ( и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9. Буратино.
Предлагаю детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Я медленно начинаю считать от 1 до 8. дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами за кончиком носа.
Корррекционно – оздоровительный комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 – 6 раз с интервалом в 30 секунд.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Сесть, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть их на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз.
- Встать, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25 – 30 сантиметров от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.
- Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течении 1 минуты.
- Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10 – 12 раз.
- Круговые вращения глазами в один и обратном направлении. Повторить 4 – 6 раз.
Приложение № 2.
Игры для развития речевого дыхания.
1. Чудо – нос.
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
2. Охота.
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними ( апельсин, духи, варенье).
3. Шарик.
Я предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 – 8 медленно выдыхают.
4. Паровоз.
Вариант 1.
Я предлагаю сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит: «Ду – ду – у – у!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так – так, так – так.
Чуф – чуф, чуф – чуф.
Ш – ш – ш , у – у – у !
Приехали!»
Вариант 2.
Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело.
Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.
Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.
5. Каша кипит.
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
6. Ветерок.
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох ( подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
Приложение № 3.
1. Ходьба.
а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
2. Котик.
Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.
3. Самокоррекция.
Построиться в колонну. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
4. Елочки.
«Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Елки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
«Елочки» - присесть, руки вперед.
следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки.
Ели – елки – елочки.
Лежат на елях небеса,
На елках – птичьи голоса,.
Внизу на елочках – роса.
5. Кузнечики.
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
6. В лесу. Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.
Мы шли, шли, шли.
Земляничку нашли.
Сели, поели и опять пошли.
Упражнение повторяется 3 – 4 раза, меняются только названия ягод (черничка, голубика, ежевика).
Мы шли, шли,
Наконец, домой пришли.
7. Гуси шипят.
Исходное положение ( и.п.) – ноги врозь, руки за спину.
1 – наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш – ш – ш».
2 – и. п.
3 – снова наклон, руки в стороны – назад.
4 – и.п.
Упражнение повторить 5 раз.
8. Оглянись.
И.п. –ноги слегка расставить, руки за голову.
1 – 2 – поворот вправо, хлопнуть по левой пятке правой рукой, сказать «хлоп».
3 – 4 – и.п.
То же в другую сторону. Повторить 4 раза.
9. Равновесие.
Я предлагаю детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя.
Ребенок садиться прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.
Игры малой подвижности.
Название. | Место проведения, игровой инвентарь. | Преобладающие задачи. | Ход игры. |
Схвати! | Класс, игровая комната, Инвентарь – шарик. | Тренировка быстроты, координации в произвольности движений. | Играют два ребенка. Один из них стоит, выставив вперед расставленные и чуть согнутые в локтях руки. Другой игрок держит шар над руками первого и выждав некоторое время для нагнетания напряжения, отпускает его. «Ловец» должен схватить шар, прежде чем он коснется земли. Большинство детей соединяют для этого руки в хлопке, стараясь поймать шар. |
Веревочка. | Класс, спортивный зал, пришкольная площадка. Инвентарь – скакалка или веревочка не менее 1,5 м в длину. | Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей. | Каждому игроку ведущий раздает по веревочке и дает задание – «нарисовать» определенную фигуру, например, лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку. Выигрывает игрок, наиболее точно изобразивший задание. |
Камень – ножницы – бумага. | Класс, игровая комната. Инвентарь не требуется. | Развитие быстроты реакции, взаимодействия с партнером; тренировка мышц руки. | Двое детей прячут левые или правые – по договоренности – руки за спину, а затем по команде «Камень – ножницы – бумага» быстро показывают их друг другу. Пальцы рук при этом должны быть зажаты определенным образом: ножницы – все пальцы сжаты, кроме указательного и среднего; камень – кулак; бумага – плоская ладонь. Затем оба игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – ножницы выигрывают; бумага завертывает камень – бумага побеждает; камень тупит ножницы – побеждает камень. Играть в эту игру нужно быстро. |
Настроение. | Класс, игровая комната. Инвентарь на требуется. | Развитие мимических движений и навыков невербального общения | Детям предлагаю отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица. Я шепчу на ухо изображающему, какое именно выражение лица ему надо принять для передачи того или иного настроения: «сделай счастливое лицо»…В последствии эту роль может с успехом выполнять и любой ребенок. |
Конспира - торы. | Класс, игровая комната. Инвентарь не требуется. | Развитие тактильного восприятия. | Игроки становятся в круг лицом к центру. Водящий с завязанными глазами становится внутрь круга. Он должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих. Узнанный игрок выходит из круга. Когда круг становится совсем маленьким, можно взяться за руки, чтобы водящий не вышел из круга. Лучший конспиратор – последний узнанный. |
Три движения. | Класс, игровая комната. Инвентарь не требуется. | Тренировка быстроты реакции, координации и произвольности движений. | «Пусть каждый запомнит три движения, которые я покажу, - говорю я. – первое: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе – руки вытянуть вперед на уровне плеч; третье – поднять руки вверх». Я показываю движения, все игроки повторяют их за мною 2 – 3 раза, чтобы запомнить номер каждого движения. Затем начинается игра. Я показываю одно движение, называя при этом номер другого. Игроки же должны проделывать те движения, которые соответствуют, а не те, которые показываю я. |
Спящий пират. | Класс, рекреация. Инвентарь не требуется. | Тренировка слухового внимания, быстроты реакции, произвольности двигательной деятельности. | Водящий садиться спиной к остальным игрокам и прикрывает глаза, охраняя свое «сокровище» ( это может быть , например, конфета). Дети по очереди подкрадываются на цыпочках к сокровищу, чтобы «украсть» его незаметно для водящего. Если игрок произведет какой – либо шум, ведущий оборачивается и открывает глаза. Но если игрок успел замереть и стоит, не шелохнувшись, он становится невидимым. Когда водящий вновь закроет глаза и отвернется – он сможет. |
Карлики и великаны. | Класс, школьная рекреация. Инвентарь не требуется. | Развитие координации, произвольности движений, внимания, сообразительности, творческого воображения. | По команде «Великаны!» игроки должны выпрямиться, подняться на носки как можно выше, по команде «Карлики!» - присесть как можно ниже. Варианты заданий для «великанов»: а) на коски, руки вверх; б) подпрыгнуть как можно выше; в) руки за голову, на пятки. Варианты заданий для «карлики»: а) присесть, руки на пол; б) сесть на пол, руки за спину; в) упор присев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Значение танцевальной подготовки для детей младшего школьного возраста.
Танцы-это одно из средств эстетического воспитания и формирования творческого начала в человеке....
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Пальчиковая гимнастика. Массаж и самомассаж.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением и памятью, поэтому считаю, что тема " Развитие мелкой моторики" являет...
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения....
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения.
Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОВЗ для успешного процесса обучения."...