Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и ТиБи, с учащимися начальных классов имеющих нарушение зрения
материал по физкультуре на тему
Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и Тиби, разработанные специально для учащихся начальных классов имеющих нарушение зрения. Но в ходе активного применения их в учебно-воспитательном процессе замечено, что они отлично подходят и для учащихся среднего звена имеющих нарушение зрения. Старшеклассники с удовосльствием играют в Футбол сидя, а элементы ТиБи используют как зрительную гимнастику. В футбол сидя могут играть и слепые школьники, если использовать звуковой мяч и играть без аута, т.е. оградить игровое поле. Данные игры могут найти применение и с детьми не имеющих данной патологии, т.к. они подвижны, интересны, эмоциональны и в полной мере способствуют развитию физических и личносных качест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
futbolsidyaitibi-1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные подвижные игры, Футбол сидя и ТиБи, с учащимися начальных классов имеющих нарушение зрения
В современных условиях подрастающее поколение много времени уделяет играм, но игры существенно отличаются от игр детей прошлого века. Без сомнения, все это оказывает влияние на их психическое и физическое развитие, к сожалению не всегда позитивное. Изменения интересов детей следует учитывать в учебно-воспитательном процессе. Так учителю физической культуры, порой, не целесообразно использовать некоторые традиционные подвижные игры, с современными школьниками, которые предпочитают двусторонние игры, игры с явным соперничеством. Тем не менее, подвижные игры необходимы для физического и психического развития.
Игры, применяемые в процессе физической культуры со школьниками, имеющими нарушение зрения, следует использовать динамичные и безопасные. Это позволит в полной мере реализовать соревновательный метод, что в свою очередь делает уроки и внеурочные формы со слабовидящими школьниками эмоционально насыщенными.
Рассмотрим особенности организации игровой деятельности на примере игр Футбол сидя и ТиБи.
Футбол сидя. Функциональные возможности детей с нарушениями зрения не позволяют им, в соответствии с безопасностью, передавать мячи, как это делается в обыкновенном футболе. Любые передачи мяча рекомендуется делать по земле. Не рекомендуется, чтобы мяч летел выше пояса, тем более на уровне лица. Поэтому с детьми, имеющими нарушения зрения, используются только элементы традиционного футбола.
История возникновения игры Футбол сидя. Ученики делились на две группы, садились на маты, одна группа напротив другой. Выполняли упражнение на пресс, а именно: из упора сидя сзади, ноги на звуковом мяче, выпрямить ноги, удерживая мяч, и согнуть ноги, то есть придти в исходное положение. Выполнив упражнение несколько раз, одна группа ногами передавала мяч другой группе. Было замечено, что дети с удовольствием и интересом передают мяч ногами друг другу.
Так были разработаны следующие упражнения (на пресс, на координацию): из упора сидя сзади передавать мяч друг другу, а также из одной команды в другую зигзагом. Со слабовидящими детьми задание выполнялось одним и двумя мячами. Дети хорошо и четко выполняли передачи друг другу. Затем были разработаны правила игры, и учащиеся с нарушением зрения начали играть в Футбол сидя.
Целью данной игры является: развитие физических и личностных качеств младших школьников, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
Образовательные: учить правила игры Футбол сидя; обучать разнообразным двигательным действиям.
Развивающие: развивать быстроту, выносливость, подвижность тазобедренных суставов, координацию движений, силу мышц ног и брюшного пресса; развивать коммуникативные способности учащихся; развивать познавательные психические процессы.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную устойчивость; воспитывать волевые качества – силу и стойкость воли, целеустремленность; воспитывать ценностное отношение к физической культуре.
Площадка и инвентарь для игры Футбол сидя со слабовидящими школьниками. Необходимы маты (два или четыре, в зависимости от количества игроков и уровня подготовки), утяжеленный мяч d 25–35 см. Два гимнастических мата кладутся на пол и соединяются короткими сторонами друг с другом. На расстоянии трех метров кладутся еще два мата так, чтобы длинная сторона одного мата была напротив длинной стороны другого мата.
Правила игры в Футбол сидя.
1. Игроки находятся в положении – упор сидя сзади, ноги согнуты.
2. Подающая команда определяется жеребьевкой.
3. Каждая команда выполняет по одной подаче.
4. Подачу и передачу выполнять подошвой стопы (передней частью, пяткой или всей стопой).
5. Остановку, пас, передачу, подачу выполнять одной или двумя ногами.
6. Мяч катать только по полу (он не должен подпрыгивать, для этого и нужен утяжеленный мяч).
7. Если мяч не докатился до команды, любая команда может привстать, опираясь на руки и подкатить его к себе (кто быстрее).
8. Игра длится три партии.
9. Каждая партия продолжается десять минут.
10. После каждой партии команды меняются местами.
11. За каждое штрафное очко одной команды очко начисляется другой команде.
Начисление штрафных очков.
1. Игрок коснулся мяча рукой.
2. Мяч вышел за линию, ограничивающую игровое поле (аут).
3. Мяч коснулся мата.
4. Если мяч подпрыгнул от игрока, то дается предупреждение, в последующем начисляется штрафное очко.
5. Мяч подали или передали носком стопы, при этом подошва была направлена вниз.
6. При подаче и передаче мяча таз игрока располагался не над матом, то есть ученик привстал с продвижением вперед.
Возможные варианты игры Футбол сидя. В игре участвуют два, четыре, шесть или восемь учащихся, распределяемые на команды. Игроки сидят на краю длинной стороны гимнастического мата в упоре сидя сзади, ноги согнуты.
Определение победителей. Победитель выбирается по наибольшему количеству выигранных партий. Если счет по партиям будет равным, то игроки меняются полями и играют до первого очка.
Игра ТиБи. Изначально игра ТиБи – это разновидность игр с использованием ракеток и мяча (шарика), среди которых широко известны: большой теннис, настольный теннис и бадминтон. ТиБи – сокращение англоязычного варианта (ТableBall – табуретбол). В ТиБи может играть не только абсолютно здоровый человек, но и люди с ограниченными возможностями здоровья. В адаптированных вариантах игра может использоваться как средство лечебной физкультуры. Данная игра является эффективной и доступной для детей во многих отношениях.
Учитывая возможности и особенности воспитанников школ-интернатов и коррекционных школ, а именно: нарушение координации движений, отклонения в психическом развитии, нарушения зрительного анализатора, предлагаем играть в игру ТиБи без ракетки. Название остается прежним «ТableBall», сокращенно «ТиБи», так как для игры также нужны табуретки и мячи.
Целью данной игры является: развитие физических и личностных качеств младших школьников, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
Образовательные: учить правила игры ТиБи; обучать разнообразным двигательным действиям с мячом.
Развивающие: развивать быстроту, выносливость, координацию движений; коммуникативные способности учащихся; познавательные психические процессы.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную устойчивость; воспитывать волевые качества: силу и стойкость воли, целеустремленность; воспитывать ценностное отношение к физической культуре.
Площадка и инвентарь для игры ТиБи.
Для игры в ТиБи нужен ровный пол с любым покрытием и немного свободного места (возможно, играть даже в небольшой комнате).
Две табуретки ставятся на расстоянии одного метра. Табуретки квадратные.
Мяч необходим диаметром 7 см, из поролона или силикона.
Правила игры ТиБи.
1. Подающий определяется жеребьевкой.
2. Каждый игрок выполняет по одной подаче. Мяч должен удариться об ближайшую табуретку к подающему, дугой перелететь на табуретку к принимающему, после отскока о которую мяч должен поймать принимающий подачу и тоже выполнить подачу.
3. При подаче не заходить за красную линию.
4. Подачу выполнять одной рукой от плеча.
5. При ловле мяча, мяч не прижимать к себе, ловить мяч двумя руками или одной.
6. Мяч не должен ударяться о внутренние ребра табуретки от подающего игрока.
Партия длится до 10 очков. Очки начисляются следующим образом: за нарушение пунктов 3-6 правил игры одним игроком, очко назначается другому.
Возможные варианты игры ТиБи. В игру играют два или четыре человека. Если играют два игрока, то используют две табуретки, возможно использование табуреток разной высоты. Если играют парами (четыре игрока), используются четыре табуретки и выполняются подачи по прямой и по диагонали.
Определение победителей. Победитель определяется но наибольшему числу выигранных партий – 5 или 3 (оговаривается заранее).
Рассмотренные подвижные игры Футбол сидя и ТиБи можно использовать с учащимися, не имеющих серьезных нарушений функциональных систем организма, в том числе зрительного анализатора. Игра ТиБи является хорошей зрительной гимнастикой и для нормально видящих школьников, так как в ходе игры всегда отмечается прослеживающая функция глаза.
Список литературы
1. Киселева Ж.И., Колтырева Л.Ю., Шляпникова В.В. Особенности оценивания физической подготовленности обучающихся специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительной направленности // ВЕСТНИК ОГУ. — 2014. — № 2 (163) — С. 112-117.
2. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушениями зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / Под ред. Л.В. Шапковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. — 66 с.
3. Соловьев М.А., Евсеев С.П., Несмеянов А.А. ТиБи и адаптивная физическая культура // Адаптивная физическая культура. — 2008. — № 3 (35). — С. 7-8.
4. Шляпникова В.В., Шавшаева Л.Ю. Особенности методики физической культуры в развитии младших школьников, имеющих нарушения зрения // Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : монография / А. А. Богданова, О. Ф. Богатая, Н. Н. Иванова [и др.] ; под общ. ред. Н. В. Лалетина ; Сиб. федер. ун-т ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. — Красноярск : Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. — С.58-86
5. Шляпникова В.В. Урок физической культуры для слабовидящих учащихся младшего школьного возраста // Современный учитель: личность и профессиональная деятельность.— Материалы VII Международной научно-практической конференции. – М.: Издательство «Спутник+», 2013. — С. 380-384.
6. Шляпникова В.В. Нетрадиционные подвижные игры как средство развития слабовидящих младших школьников // Инновации в современной науке: Материалы I Международного летнего симпозиума (30 июля 2013 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. Г. Ф. Гребенщиков. — М.: Издательство «Перо», 2013. — С.126-129.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция специфических ошибок в письменной речи учащихся начальных классов с нарушениями интеллекта и зрения на уроках русского языка
Развитие речи учащихся с нарушениями интеллекта и зрения...
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Особенности формирования сенсорных эталонов у учащихся начальных классов с нарушениями зрения и задержкой психического развития
В статье освещены особенности формирования представлений о цвете, форме, величине у детей с нарушениями зрения и ЗПР....
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В разработке представлены методики исследования уровня восприятия формы первокласниками с нарушениями зрения....
Урок-игра «Семь цветов радуги». Внеурочное занятие по изобразительному искусству для учащихся 2 класса имеющих нарушение слуха
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)
Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...
Исследование общей и мелкой моторики у учащегося 1 класса с нарушением зрения.
В материале консультации представлены тестовые задания для изучения состояния общей и мелкой моторики учащегося начальной школы (1кл.) с нарушением зрения....