Дополнительная образовательная программа секции по волейболу для учащихся 1-4 классов «СЕРЕБРЯНЫЙ МЯЧ»
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме

Андреев Артём Сергеевич

Данная образовательная программа составлена для обучения волейболу в группах дополнительного образования учащихся с 1 по 4 классы. Несмотря на то, что наиболее благоприятным возрастом для начала обучения волейболу считается возраст 10-11 лет, предполагается более раннее начало привлечения детей к данному виду спорта. Исходя из того что волейбол – это сложнокоординационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-10 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.

Дополнительная образовательная программа по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Уставом МОУ «СОШ № 30» г.Сыктывкара. Структура программы составлена в соответствии с рекомендациями, представленными в методическом пособии «Дополнительная образовательная программа» (составитель М. Г. Сивкова, Сыктывкар, 2004 г.), рекомендованном Министерством образования и высшей школы Республики Коми.Исходя из того что волейбол – это сложнокоординационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-10 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanyy_myach.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

Г. СЫКТЫВКАРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СЕРЕБРЯНЫЙ МЯЧ»

Направленность: физкультурно-спортивная

Составил: учитель физкультуры

Андреев Артём Сергеевич

Срок реализации программы: 4 года

Сыктывкар 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной   программы

6

3.

Описание условий для реализации программы

8

4.

Этапы педагогического контроля и ожидаемый результат

9

5.

Учебно-тематический план

11

6.

Учебный материал для групп первого года обучения

12

7.

Учебный материал для групп второго года обучения

14

8.

Учебный материал для групп третьего года обучения

18

9.

Учебный материал для групп четвертого года обучения

23

10.

Список литературы

26

11.

Приложение 1

27

12.

Приложение 2

29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения. Занятия волейболом – эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют формированию таких психологических качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность.

Исходя из того что волейбол – это сложнокоординационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-10 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.

Дополнительная образовательная программа по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Уставом МОУ «СОШ № 30» г. Сыктывкара. Структура программы составлена в соответствии с рекомендациями, представленными в методическом пособии «Дополнительная образовательная программа» (составитель М. Г. Сивкова, Сыктывкар, 2004 г.), рекомендованном Министерством образования и высшей школы Республики Коми.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы – создание особой образовательной и здоровьесберегающей среды для личностного и профессионального самоопределения ребенка посредством регулярных занятий волейболом с учетом  его  способностей и склонностей.

В достижении данной цели программа решает ряд задач:

  1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
  2. Развитие и совершенствование физических качеств: быстроты,  ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.
  3. Обучение основам техники и тактики волейбола.
  4. Подготовка к сдаче тестов «Президентских состязаний», а также подготовка подрастающего поколения к участию за сборную команду школы в «Президентских играх».
  5. Привитие интереса к соревнованиям.
  6. Подготовка помощников судей соревнований по волейболу.
  7. Воспитание чувство коллективизма, партнёрства и ответственности.

Непосредственным условием выполнения этих задач является многолетняя целенаправленная подготовка учащихся - привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Основой для данной программы является:

Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских  спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003, 112 с.

Данная программа является модифицированной. Основные изменения, относительно выше описанной литературы, касаются: учебного материала; учебно-тематического плана занятий; этапов подготовки, а именно деления их на года обучения.

Характеристика программы:

  • по типу – дополнительная;
  • по виду – модифицированная;
  • по направленности – физкультурно-спортивная;
  • по признаку – специализированная;
  • по цели обучения – спортивно-оздоровительная;
  • по возрасту – разновозрастная;
  • по масштабу действия – учрежденческая;
  • по срокам реализации – долгосрочная (4 года).

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа составлена в соответствии с требованиями Сан.Пин.2.4.4. 1251-03.

Программа позволяет поэтапно, на протяжении 4 лет, распределить учебный материал, который рассчитан на последовательное изучение и освоение материала по теоретической, технической, тактической подготовки в соответствии с этапами и годами обучения, что позволяет соблюсти принципы комплексности, преемственности и целостности требований, подходов в построении образовательного процесса.

Возраст обучающихся на начало освоения программы (первый год обучения) 7-8 лет. Набор детей в группы осуществляется на основании медицинского заключения о состоянии физического здоровья, личного заявления родителей (законных представителей) и личного желания ребенка.

Состав обучающихся постоянный, однополый, одновозрастной. Возможен прием детей в группы других годов обучения при условии уже имеющихся умений и навыков технической подготовки и физических данных ребенка.

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится решением педагога дополнительного образования на основании комплексной оценки подготовки занимающихся: теоретических знаний, ОФП, СФП, технической подготовленности и эффективности игровых действий.

Учебно-тренировочный процесс подготовки юных волейболистов в секции МОУ «СОШ № 30» «Серебряный мяч» осуществляется в два этапа:

  • этап 1 и 2 годов обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год;
  • этап 3 и 4 годов обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год.

На этапе 1 и 2 годов обучения осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, привитие «чувства мяча» посредством упражнений из различных игровых видов спорта и подвижных игр, выполнение контрольных тестов «Президентских состязаний», а также тестов, предусмотренных спецификой игровых видов спорта. Учебные группы мальчиков и девочек комплектуются отдельно.

Продолжительность образовательного процесса первого и второго года обучения – 4 часа в неделю (144 часов в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут (2 академических часа).

Цель работы в группах 1 и 2 годов обучения осуществление гармоничного развития юных волейболистов и пропаганда ЗОЖ.

Задачи:

  • укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
  • укрепление опорно-двигательный аппарат;
  • развитие физических качеств;
  • обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча, тактических действий;
  • привитие стойкого интереса к занятиям волейболом;
  • подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки;
  • увеличение объема знаний в области физической культуры и спорта.

Основная форма проведения занятий – учебно-тренировочные занятия. Также в учебный план включены, посещение спортивных соревнований, однодневные походы.

По окончании этапа 1 и 2 годов обучения на основании успешного выполнения контрольных нормативов учащиеся переводятся на этап 3 и 4 годов обучения.

Основным направлением в работе на этапе 3 и 4 годов обучения является подготовка резерва в учебно-тренировочные группы, а также подготовка резерва в сборную команду школы по волейболу. Зачисление учащихся на этап 3-4 годов обучения осуществляется на основе прохождения ими врачебно-педагогического контроля и выполнения контрольных нормативов по физической и технической подготовке.

Учебные группы юношей и девушек комплектуются отдельно.                          Продолжительность образовательного процесса на этапе 3-4 годов обучения – 4 часа в неделю (144 часа в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут.

На этапе 3-4 годов обучения ставятся следующие задачи:

  • укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • повышение уровня общей физической подготовленности;
  • развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники;
  • прочное овладение основами техники волейбола;
  • приучение к соревновательным условиям;
  • приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, пионерболу в качестве помощника судьи, второго судьи, секретаря

Основная форма проведения занятий – учебно-тренировочные занятия. Также в учебный план включены посещение спортивных соревнований, однодневные походы, помощь в организации и проведении соревнований по волейболу, пионерболу (судейская практика).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Обучение детей по данной дополнительной образовательной программе основано на следующих методических принципах:

  • единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов организации образовательного процесса;
  • поступательное увеличение интенсивности учебно-тренировочных нагрузок.

Обучение, как специально организованный процесс педагогом строится в соответствии с дидактическими принципами. К основным принципам обучения и тренировки относятся принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и принцип доступности.

Ведущим является принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения и тренировки педагог не только сообщает обучающимся  необходимые знания и прививает им нужные умения и навыки, но и всеми мерами содействует формированию у них положительных черт характера.

Принцип сознательности и активности обучения означает оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательной, активной, творческой деятельности обучающегося. Без сознательного и активного отношения к занятиям нельзя добиться положительных образовательных результатов.

Для правильного формирования двигательных навыков, более прочного их закрепления, повышения интереса к занятиям большое значение имеет принцип наглядности. Педагог может показать правильное  выполнение физического упражнения сам или поручить это более подготовленному ребенку. Можно использовать на занятиях фото, рисунки, схемы, видеозаписи и т.д. Принцип наглядности реализуется на всех этапах  обучения.

Принцип систематичности предусматривает установление строгой последовательности изучения материала и определенной системы в самих занятиях. Принцип систематичности в обучении обязывает располагать учебный материал так, чтобы последующая работа являлась логическим продолжением предыдущей.

Принцип доступности означает необходимость строить процесс обучения в соответствии с особенностями обучающихся, их возможностями и уровнем подготовленности.

Содержание и объем теоретического материала, а так же физические нагрузки должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их общего развития. Только в этом случае теоретический и практический материал окажется посильным.

Основными формами организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах освоения программы являются теоретические и практические занятия.

Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, самостоятельное чтение специальной литературы. В содержание теоретической подготовки входит изучение основ физического воспитания, ознакомление с историей развития физкультуры и спорта в России и Республики Коми, основами личной и общественной гигиены, влиянии вредных привычек на организм человека. Теоретические занятия целесообразно проводить непосредственно перед практическими, так как после занятия обучающиеся устанут, и беседы не принесут нужной пользы. На занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, применения восстановительных средств возможно приглашение медицинского работника школы или врача физкультурного диспансера.

В учебно-воспитательном процессе используются элементы педагогических технологий, воплощающих гуманистическую направленность: педагогику сотрудничества, игровые, оздоровительные. Применяются различные методы: воспитания, обучения и тренировки. Большинство методов основывается на главном – упражнении, реализуемым тремя его разновидностями: повторным методом (выполнять движения, действия, задания определенное число раз), игровым (действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в форме игры), соревновательным (упражнения, задания выполняются в виде соревнований).

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, указание), наглядные (показ упражнения, демонстрация видеозаписей), метод выполнения упражнения (метод целостного упражнения и целостно-расчлененного упражнения).

Большое место в процессе обучения занимают показ и объяснение педагога. Несмотря на самый четкий показ, сложность приема не всегда позволяет занимающимся сразу уловить главное. Поэтому показ обязательно должен сопровождаться объяснением. Показ и объяснение дополняют друг друга.

Использование вышеперечисленного в работе педагога, позволит обучающимся максимально проявить активность, развить их эмоциональное восприятие, привить навыки спортивной этики, организованности, дисциплины.

В качестве методов нравственного воспитания применяются формирование нравственного сознания и общественного поведения, использование положительного примера, стимулирование положительных действий (поощрение, похвала), предупреждение и обсуждение отрицательных действий.

В процессе работы с детьми важное  значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение обучающимися специальных знаний в области теории и методики физической культуры, гигиены и других дисциплин; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной деятельности.

Педагог дополнительного образования имеет большие возможности для организации образовательного процесса, помощи ребенку в его обучении, воспитании и развитии. Но деятельность будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители ребенка. Задача педагога заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников с целью обеспечения единой образовательной среды.        

Основными направлениями работы педагога являются:

  • информационное педагогическое обеспечение родителей в вопросах воспитания, оздоровления, ознакомление с текущими и прогнозируемыми результатами обучения, воспитания;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс через участие родителей в занятиях учебных групп, демонстрацию родителям учебных достижений детей.

Учебно-воспитательный процесс построен таким образом, чтобы сохранить здоровье учащихся, сформировать здоровый образ жизни и трудовые навыки, развить творческие способности.

Система здоровьесберегающих мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия такие как:

  1. Рациональное распределение нагрузок.
  2. Рациональное планирование процесса учебно-тренировочных занятий.
  3. Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
  4. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
  5. Адекватные интервалы отдыха.
  6. Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
  7. Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.
  8. Формирование значимых мотивов и благоприятного отношения к занятиям физкультурой и спортом.

ОПИСАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • количество занимающихся: для групп первого и второго года обучения – не менее 15-20 человек, для групп третьего и четвёртого годов обучения – 12-15 человек;
  • четкое планирование учебно-тренировочной работы и наличие следующей документации: учебно-тематический план, журнал учета посещаемости, годовой план работы;
  • спортивный зал (24×12 м или 18×9 м);
  • наличие следующего инвентаря и оборудования и его соответствие технике безопасности:
  1. сетка волейбольная – 1 штука;
  2. стойки волейбольные – 2 штуки;
  3. мячи волейбольные – 15 штук;
  4. мячи набивные (1 кг) – 15 штук;
  5. мячи баскетбольные – 15 штук;
  6. мячи футбольные – 4 штуки;
  7. мячи теннисные – 10-12 штук;
  8. фишки – 10 штук;
  9. гантели – 10-12 пар;
  10.  гимнастическая стенка – 6-8 пролетов;
  11.  гимнастические скамейки – 3-4 штуки;
  12.  гимнастические маты – 3 штуки;
  13.  кольца баскетбольные – 4 штуки;
  14.  скакалки – 15-20 штук;
  15.  рулетка – 1 штука;
  16.  секундомер – 2 штуки;
  17.  насос ручной – 1 штука;
  18.  макет площадки с фишками – 1 комплект;
  19.  туристическое снаряжение для походов на 15-20 человек.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 Для определения результатов и качества освоения образовательной программы нужна система отслеживания, то есть четкий педагогический контроль, за уровнем знаний, умений и навыков детей. С этой целью вводится трехуровневая система контроля за развитием обучающихся. Результаты отслеживаются путем:

  • определения стартового уровня физического развития детей. Форма проведение – сдача контрольных нормативов;
  • промежуточной аттестации обучающихся (проводится 2 раза в год сентябрь-октябрь, апрель – май). Форма проведения – сдача контрольных нормативов, контрольные тесты;
  • итоговой аттестации (проводится в конце завершающего года обучения, как результат освоения учащимися программы в целом).

Педагогический контроль осуществляется в традиционных формах: сдача контрольных нормативов, тестирование. Определена единая оценочная шкала. Трех уровневая оценка образовательных результатов: «высокий уровень» - 5 баллов; «средний уровень» - 4 балла; «низкий уровень» - 3 балла. Результаты обученности воспитанников фиксируются в журнале учета групповых занятий и протоколах сдачи контрольных нормативов.

Система педагогического контроля и оценки результатов дает возможность проследить развитие каждого ребенка, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы.

Учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития.

Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической и теоретической подготовленности.

По окончании 4-ого года обучения занимающийся должен

  • знать:
  1. историю развития волейбола в мире;
  2. основы влияния физических упражнений на организм человека;
  3. основы о строении и функциях организма человека;
  4. основы правил организации, проведения и судейства соревнований.
  • уметь:
  1. технически правильно выполнять физические упражнения;
  2. выполнять следующие элементы игры волейбол: передача мяча сверху двумя руками, приём мяча снизу двумя руками после подачи, нижняя прямая подача;
  3. использовать в условиях соревновательной деятельности технические действия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

п/п

Наименование

материала

Количество часов

1 г.о.

2 г.о.

3 г.о.

4 г.о.

т

пр

т

пр

т

пр

т

пр

1.

Правила техники безопасности при занятиях волейболом

2

-

2

-

2

-

2

-

2.

История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми

1

-

1

-

1

-

-

-

3.

Сведения о строении и функциях организма человека

1

-

1

-

1

-

1

-

4.

Влияние физических упражнений на организм человека

1

-

1

-

-

-

-

-

5.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль

1

-

1

-

1

-

-

-

6.

Нагрузка и отдых

-

-

-

-

1

-

1

-

7.

Правила соревнований, их организация и проведение

1

-

1

-

2

-

2

-

8.

Оборудование и инвентарь

-

-

-

-

1

-

1

-

9.

Установка игрокам

-

-

-

-

-

-

2

-

10.

Общая и специальная физическая подготовка

-

66

-

64

-

58

-

56

11.

Основы техники и тактики игры

1

54

1

56

1

54

1

55

12.

Контрольные игры и соревнования

-

6

-

6

-

6

-

6

13.

Контрольные испытания

-

6

-

6

-

6

-

6

14.

Экскурсии, посещение соревнований

-

4

-

4

-

6

-

6

15.

Судейская практика

-

-

-

-

-

4

-

4

Итого в разделе

8

136

8

136

10

134

10

134

Итого за год

144

144

144

144

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
  2. История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми. Появление волейбола.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека. Мышечная система, скелет человека.
  4. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц.
  5. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
  6. Правила соревнований, их организация и проведение. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи.
  7. Основы техники и тактики игры. Стойки игрока и перемещения. Прием и передача мяча.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

І. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и наоборот. Изменение скорости движения.

2. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат).

3. Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

4. Легкоатлетические упражнения:

  • бег: 20, 30, 60м, повторный бег два-три отрезка по 20 м, бег с высокого старта 30 м, эстафетный бег с этапами до 40 м, бег или кросс 500-1000 м;
  • прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
  • метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на дальность.

5. Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, футбол. Основные элементы техники игры: ведение, передачи. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом», «Ворсőм тюрик (салки до последнего)», «Чечаломőн ворсőм (игра в перепрыгивании)».

6. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх. Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. Напрыгивания на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

7. Упражнения для развития быстроты ответных действий. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м. «Челночный» бег с различными видами перемещений. Бег в колонне по одному вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления, поворот на 360°, прыжок вверх, нападающих ударов и т.д. Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров».

ІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВОЛЕЙБОЛА

Техника нападения

1. Перемещения и стойки: стойки - основная, низкая; ходьба, бег, перемещения приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.

2. Передачи: передача мяча сверху и снизу двумя руками: с набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; передачи в стену.

3. Подачи: нижняя прямая; подача мяча в стену - расстояние 3 м, отметка на высоте 1,5-2 м; через сетку - расстояние 3 м.

Техника защиты

1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам.

2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 2-4 м).

3. Прием снизу двумя руками: прием мяча наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается.

ІІІ. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ

Соревнования по физической подготовке

  1. Бег 30 м.
  2. Бег с изменением направления (5×6 м)
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками.
  5. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
  6. Сгибания туловища за 30 секунд.

Соревнования по игровой подготовке

  1. Эстафеты.
  2. Подвижная игра «Пионербол» с одним и двумя мячами.
  3. Подвижная игра «Снайпер».

ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.

V. ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

 Посещение спортивных соревнований по волейболу и другим видам спорта, проводимых в г. Сыктывкаре.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
  2. История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми. Становление волейбола в России.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека. Дыхание человека.
  4. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на дыхание.
  5. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о травмах и их предупреждении.
  6. Правила соревнований, их организация и проведение. Расстановка и переход игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры.
  7. Основы техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

І. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и наоборот. Изменение скорости движения.

2. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат).

3. Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

4.  Легкоатлетические упражнения:

  • бег: 20, 30, 60 м, повторный бег два-три отрезка по 30 м, бег с высокого старта 60 м, эстафетный бег с этапами до 40 м, бег или кросс 500-1000 м;
  • прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
  • метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на дальность.

5. Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, футбол: основные приемы техники игры в нападении и в защите. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Чехарда», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Кар'ясöс куталöм (ловля оленей)», «Шома кытш (кислый круг)», «Чечаломőн ворсőм (игра в перепрыгивании)».

ІІ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Упражнения для развития быстроты ответных действий. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5 м, 10 м и 15 м (сочетая различные виды перемещений). Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие. Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров», «Перестрелки».

2. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 1 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением.

Многократные броски набивного мяча (1 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивания на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 30-60 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.

3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).

Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Многократные волейбольные передачи футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность.

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой - вправо. Броски баскетбольного мяча через сетку с расстояния 3-4 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку).

5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски баскетбольного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 0,5 кг). Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5 – 10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку.

ІІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВОЛЕЙБОЛА

Техника нападения

1. Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями, сочетание способов перемещений (лицом, боком, спиной вперед); остановка прыжком; сочетание перемещений и технических приемов.

2. Передачи мяча: передачи в парах в сочетании с перемещениями в различных направлениях; встречная передача мяча через сетку.

3. Подачи: нижняя прямая подача подряд 15-20 попыток через сетку на расстоянии 3-6 м; соревнование на большее количество подач через сетку.

4. Нападающие удары: удар прямой по ходу по мячу в держателе; по мячу, подброшенному партнером без прыжка.

Техника защиты

1. Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями; перемещения различными способами в сочетании с техническими приемами в нападении и защите.  

2. Прием мяча сверху двумя руками: наброшенного партнером через сетку; в парах направленного ударом (расстояние 3-6 м).

3. Прием  мяча снизу двумя руками: наброшенного партнером (в парах и через сетку); во встречных колоннах; в стену и над собой поочередно многократно;

прием подачи нижней прямой.

ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ

Соревнования по физической подготовке

  1. Бег 30 м.
  2. Бег с изменением направления (5×6 м).
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками.
  5. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
  6. Сгибания туловища за 30 секунд.

Соревнования по игровой подготовке

  1. Эстафеты.
  2. Подвижная игра «Пионербол» с одним и двумя мячами.
  3. Подвижная игра «Снайпер».

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.

VІ. ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Посещение спортивных соревнований по волейболу и другим видам спорта, проводимых в г. Сыктывкаре.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
  2. Физическая культура и спорт в мире, в России, в р. Коми. Участие российских волейболистов на Олимпийских Играх.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека. Основы обмена веществ.
  4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Закаливания организма.
  5. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты тренировочного процесса.
  6. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов.
  7. Оборудование и инвентарь. Вспомогательный инвентарь. Ремонт инвентаря.
  8. Основы техники и тактики игры. Понятие о технике.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

І. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Остановка во время движения шагом и бегом.

2. Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и групповые, с набивными мячами, с гимнастическими палками, с резиновыми амортизаторами, на гимнастических снарядах, с гантелями. Упражнения для мышц шеи и туловища. Упражнения для мышц ног, таза.

3. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.

4. Легкоатлетические упражнения:

  • бег: бег с ускорением до 40м, низкий старт и стартовый разбег до 30 м, эстафетный бег;
  • прыжки: через планку с поворотом с прямого разбега, прыжки в высоту способом «перекидной», прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги»;
  • метания: метание малого мяча с места в стену или в щит на дальность отскока и на дальность.

5. Спортивные игры. Баскетбол – ловля, передача и ведение мяча, броски мяча в корзину. Двухсторонняя игра. Футбол: удар по мячу и передача мяча внутренней частью стопы («щёточкой»), двухсторонняя игра.

6. Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета», «Кар'ясöс куталöм (ловля оленей)», «Шома кытш (кислый круг)», «Чечаломőн ворсőм (игра в перепрыгивании)».

ІІ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений; то же приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за попытку 10 — 15 м); то же с различными видами перемещений; то же с набивными мячами в руках, с отягощением. Подвижные игры. «День и ночь» (зрительный сигнал, различные и. п.), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», «Салки», эстафеты.

2. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, с набивным мячом в руках. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая нога сильно согнута, левая опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги; то же с отягощением.

Упражнения с отягощениями: приседания (до 30% от массы тела). Многократные броски набивного мяча над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии  1-1,5 м  от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену,  приземлиться,  снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д.  

Прыжки через скамейку, через две сложенные друг на друга скамейки  как на одной, так и на двух ногах. Прыжки на скакалке на одной и двух ногах. Прыжки вверх с доставанием предметов (гимнастической перекладины, подвешенных предметов).

3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами. Из упора стоя у стены одновременное или попеременное сгибание в лучезапястных суставах; то же, но упираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно или попеременно. Упор лежа. Передвижение на руках в сторону по кругу, не отрывая носков ног. Из упора присев, переставляя руки, перейти в положение упора лежа. Тыльное сгибание кистей и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица.

Многократные броски и ловля набивного мяча от груди двумя руками, то же на дальность. То же с баскетбольным мячом. Упражнения для кистей рук с гантелями. Сжимание теннисного мяча. Многократные «волейбольные» передачи различных мячей в стену. Передачи волейбольного мяча в стену, увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером. Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет на страховку и ловит мяч в зоне нападения. Двое нападающих на передней линии бросают мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них, бросает мяч через сетку. Защитник должен выбрать место и поймать мяч.

4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой – вправо. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. С набивным мячом в руках у стены (1-2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд).

Совершенствование ударного движения подачи по мячу. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча «крюком» в прыжке — в парах и через сетку.

Метание теннисного мяча в цель на стене (высота – 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 метров). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; тоже через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей.

Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасыванием партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу; то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

Упражнения в парах. С набивным мячом в руках прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал – бросок с сильным заключительным движением кистей вниз-вперед или вверх-вперед плавно. То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх — одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

6. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх – назад,  повернуться на 180°  и в прыжке отбить мяч в стену. Те же предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1 м от сетки, исходное положение принимается после одного шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановка и прыжок по сигналу. Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на  противоположных сторонах площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления. Другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.

ІІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника нападения

1. Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.

2. Передачи мяча сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4, 4-2, 6-4, 6-2 (расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.

3. Подача мяча: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая подряд 10-15 попыток, соревнования - на количество подач через сетку (расстояние 3-6 м).

4. Нападающий удар: прямой сильнейшей рукой из зон 4,2 с различных по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки, по мячу, подвешенному в резиновых жгутах.

Техника защиты

1. Перемещения и стойки: стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений, перемещений и падений с техническими приемами защиты.

2. Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи (расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи, от передачи через сетку в прыжке.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

1. Индивидуальные действия:  выбор места для выполнения второй передачи; подачи (способа, направления); выбор способа отбивания мяча через сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача их зоны 3 в зону 4 или 2 стоя лицом к нападающему.

2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).

Тактика защиты

1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и боковой; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних - снизу, сверху двумя руками с падением).

2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при приеме подачи.

ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ

Соревнования по технической подготовке

  1. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
  2. Подача верхняя прямая на точность.
  3. Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 3.

Соревнования по физической подготовке

  1. Бег 30 м.
  2. Бег с изменением направления (5×6 м).
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
  5. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
  6. Сгибания туловища за 30 секунд.

Соревнования по игровой подготовке

Участие в школьных и районных соревнованиях по пионерболу согласно календарному плану соревнований. Товарищеские встречи по мини-волейболу.

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.

VІ.  ЭКСКУРСИИ, ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.

VІІ. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

  1. Освоение терминологии, принятой в волейболе.
  2. Помощь в организации школьных соревнований по волейболу и пионерболу в качестве секретаря.
  3. В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и оборудования.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП

ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Правила техники безопасности на занятиях волейболом.
  2. История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми. Федерация волейбола республики Коми.
  3. Сведения о строении и функциях организма человека. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха.
  4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Меры личной,  общественной и санитарно-гигиенической профилактики.
  5. Нагрузка и отдых. Характеристика нагрузки в волейболе. Соревновательные и тренировочные нагрузки.
  6. Правила соревнований, их организация и проведение. Системы проведения соревнований. Жеребьевка.
  7. Оборудование и инвентарь. Ремонт инвентаря.
  8. Установка игрокам. Установка на предстоящую игру.
  9. Основы техники и тактики игры. Понятие тактики игры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

І. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ІІ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Разделы по общей и специальной физической подготовке аналогичны с данными разделами третьего года обучения. Изменяются объем и интенсивность выполнения упражнений.

ІІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника нападения

1. Перемещения: чередование способов перемещения на максимальной скорости; сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения.

2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками на точность с собственного подбрасывания (варьируя высоту); стоя спиной в направлении передачи: встречная передача (после передачи над собой и поворота на 180° (в зонах 2-4 6-4, расстояние 3-4 м), в тройках в зонах: 6-3-2, 6-3-4, 5-3-2, 1-3-4, из глубины площадки - с собственного подбрасывания в зонах 6-2,6-4 (расстояние 2-3 м); с набрасывания партнера и затем с передачи.

3. Чередование способов передачи мяча: сверху, снизу с падением; отбивание кулаком; передачи, различные по расстоянию и высоте.

4. Подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с различной силой; через сетку в три продольные зоны: 6-3,1-2,5-4; подачи в правую и левую половины площадки; соревнование на большее количество правильно выполненных подач.

5. Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4,3,2; удар из зоны 4 с передачи из зоны 3; удар из зон 2,4; имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация нападающего удара в разбеге и передача подвешенного мяча; то же в зонах 4 и 2 с передачи из зоны 3; нападающие удары с удаленных от сетки передач.

Техника защиты

1. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений, падений и стоек с техническими приемами игры в защите; перемещения на максимальной скорости и чередование их способов, сочетание с падениями, остановками и выполнением приема мяча.

2. Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу двумя руками нижней подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону нападения; нападающего удара; снизу одной рукой правой, левой в парах; прием подачи; нападающего удара; прием подачи, нападаюшего удара; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча.

3. Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,2,3) стоя на подставке и в прыжке с площадки.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки для нападающего удара, для выполнения подачи и нападающего удара; выбор способа отбивания мяча через сетку; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку).

2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче - игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 в условиях длинных первых передач; взаимодействие игроков передней и задней линий при первой передаче - игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней части площадки от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1,5 с игроком зоны 2 при приеме верхних подач для второй передачи, в доигровках - для нападающего удара или передачи в прыжке.

3. Командные действия: система игры через игрока передней линии, прием подачи (при чередовании способов) и первая передача в зону 3, вторая передача, стоя лицом к нападающему.

Тактика защиты

1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подач различными способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование); при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа приема различных способов подач; выбор способа перемещения и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема мяча в доигровке и при обманных приемах нападения; зонное блокирование (выбор направления при ударах из зон 4,2 и 3 и «закрывание» этого направления).

2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии - игроков зон 1,6,5 между собой при приеме трудных мячей от подач, нападавших ударов, обманных действий; взаимодействие игроков передней линии:

3. Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными способами в дальние и ближние зоны, вторую передачу выполняет игрок зоны 3 и 2; переключение от защитных действий к нападающим - со второй передачи через игрока передней линии.          

ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ

Соревнования по технической подготовке

  1. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
  2. Подача верхняя прямая.
  3. Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
  4. Нападающий удар прямой из зоны 4 со средней передачи.

Соревнования по физической подготовке

  1. Бег 30 м.
  2. Бег с изменением направления (5×6 м)
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
  5. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
  6. Сгибания туловища за 30 секунд.

Соревнования по игровой подготовке

Участие в школьных и районных соревнованиях по пионерболу согласно календарному плану соревнований. Товарищеские встречи по мини-волейболу.

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.

VІ.  ЭКСКУРСИИ, ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.

VІІ. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

  1. Умение вести наблюдения за учащимися, выполняющими прием игры, и находить ошибки.        
  2. Помощь в организации школьных соревнований по волейболу и пионерболу в качестве секретаря, второго судьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских  спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003.
  2. Волейбол: Учеб. для институтов физ. культ./ Под ред. А.Г. Айриянца. М.: Физкультура и спорт, 1976.
  3. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. М.: 1998.
  4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/ Под ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: 2004.
  5. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998.
  6. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. Иркутск.: 1999.
  7. Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1986.
  8. Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки: Методические рекомендации. Сыктывкар, 2004.
  9. Спортивные игры/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2004.
  10. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРОГРАММУ

Физическое развитие

Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.

Физическая подготовка

Оценка нормативов по физической подготовке осуществляется на основе возраста и пола занимающихся.

  1. Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
  2. Бег 5×6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
  3. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50×50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.
  4. Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
  5. Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Даются три попытки. Учитывается лучший результат.
  6. Сгибание туловища из положения лёжа на спине.  Исходное положение: руки за головой, пальцы рук «в замок», ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.

Техническая подготовка

Оценка нормативов по технической подготовке выполняется в зависимости от года обучения.

  1. Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
  2. Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении - в определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6×2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3×3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
  3. Испытания на точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, на расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 – в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
  4. Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная па зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток. Учитываются количество попаданий и качество выполнения.

Теоретическая подготовка

Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).

Инструкторская и судейская подготовка

Определяется уровень специальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в волейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организации. Определяется уровень практических умений и навыков по составлению комплексов упражнений по видам подготовки, проведению отдельных частей и всего тренировочного занятия, судейства учебных и календарных игр, проведения соревнований.


Приложение 2

КРИТЕРИИ

ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЗРАСТ

ПОЛ

НАЗВАНИЕ НОРМАТИВА

Сгибания туловища за 30″

Бег 30 м,

с

Бег 5×6 м,

с

Прыжок в длину с места, см

Прыжок вверх с места, см

Метание набивного мяча стоя, м

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

7

лет

м

13

17

20

6,9

6,4

6,1

13,8

13,3

13,0

130

140

145

15

19

22

5,5

6,2

7,0

д

9

12

15

7,1

6,7

6,4

14,0

13,5

13,2

115

125

130

13

17

19

2,5

3,2

4,0

8

лет

м

13

17

20

6,6

6,2

5,9

13,4

12,9

12,6

130

140

145

18

22

25

6,0

7,5

8,3

д

9

12

15

7,0

6,6

6,3

13,7

13,2

12,9

115

125

130

15

19

22

3,0

4,2

5,1

9

лет

м

15

19

22

6,4

6,0

5,7

13,1

12,6

12,3

145

155

160

20

24

27

7,2

8,0

9,0

д

13

16

19

6,9

6,4

6,1

13,3

12,9

12,6

130

140

145

16

20

25

4,0

5,2

6,0

10 лет

м

18

22

25

6,0

5,7

5,5

12,8

12,3

12,0

160

170

175

20

25

30

7,5

8,8

9,8

д

16

20

23

6,4

6,1

5,9

13,0

12,5

12,2

150

155

160

18

22

28

4,8

5,5

6,5

11

лет

м

20

24

27

5,8

5,5

5,3

12,5

11,9

11,5

165

175

185

25

30

35

9,0

10,0

11,0

д

18

21

25

6,3

6,0

5,8

12,9

12,4

11,9

155

160

165

20

25

30

6,2

7,0

8,0

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Год обучения

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

Подача на точность

Нападающий удар из зоны 4

в зону 4-5

Прием подачи из зоны 5 в зону 2

на точность

Прием подачи из зоны 6 в зону 3

на точность

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

1

2

3

1

2

3

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса

Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)

Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг»               ( 3 класс)...

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 ...

Памятка-подсказка "Основные ритмы восточного танца" раздела "Танца народов мира" модифицированной дополнительной образовательной программы хореографической студии «ТА.МА.НИ.» 1-4 классы.Педагог Никитина М.А.

В памятке кратко описаны основные ритмы восточного танца (максум, масмуди, саиди и тд). В доступной детям форме расказывается о его происхождении , а также  размер ритма и способ его прочтения и ...

Дополнительная образовательная программа «В мире книг» для учащихся начальной школы (9-10 лет)

Содержание программы кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя....