Дополнительная образовательная программа секции по волейболу для учащихся 1-4 классов «СЕРЕБРЯНЫЙ МЯЧ»
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
Данная образовательная программа составлена для обучения волейболу в группах дополнительного образования учащихся с 1 по 4 классы. Несмотря на то, что наиболее благоприятным возрастом для начала обучения волейболу считается возраст 10-11 лет, предполагается более раннее начало привлечения детей к данному виду спорта. Исходя из того что волейбол – это сложнокоординационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-10 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.
Дополнительная образовательная программа по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Уставом МОУ «СОШ № 30» г.Сыктывкара. Структура программы составлена в соответствии с рекомендациями, представленными в методическом пособии «Дополнительная образовательная программа» (составитель М. Г. Сивкова, Сыктывкар, 2004 г.), рекомендованном Министерством образования и высшей школы Республики Коми.Исходя из того что волейбол – это сложнокоординационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-10 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanyy_myach.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»
Г. СЫКТЫВКАРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СЕРЕБРЯНЫЙ МЯЧ»
Направленность: физкультурно-спортивная
Составил: учитель физкультуры
Андреев Артём Сергеевич
Срок реализации программы: 4 года
Сыктывкар 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 6 |
3. | Описание условий для реализации программы | 8 |
4. | Этапы педагогического контроля и ожидаемый результат | 9 |
5. | Учебно-тематический план | 11 |
6. | Учебный материал для групп первого года обучения | 12 |
7. | Учебный материал для групп второго года обучения | 14 |
8. | Учебный материал для групп третьего года обучения | 18 |
9. | Учебный материал для групп четвертого года обучения | 23 |
10. | Список литературы | 26 |
11. | Приложение 1 | 27 |
12. | Приложение 2 | 29 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения. Занятия волейболом – эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют формированию таких психологических качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность.
Исходя из того что волейбол – это сложнокоординационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-10 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.
Дополнительная образовательная программа по волейболу составлена в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Коми «Об образовании», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Уставом МОУ «СОШ № 30» г. Сыктывкара. Структура программы составлена в соответствии с рекомендациями, представленными в методическом пособии «Дополнительная образовательная программа» (составитель М. Г. Сивкова, Сыктывкар, 2004 г.), рекомендованном Министерством образования и высшей школы Республики Коми.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – создание особой образовательной и здоровьесберегающей среды для личностного и профессионального самоопределения ребенка посредством регулярных занятий волейболом с учетом его способностей и склонностей.
В достижении данной цели программа решает ряд задач:
- Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
- Развитие и совершенствование физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.
- Обучение основам техники и тактики волейбола.
- Подготовка к сдаче тестов «Президентских состязаний», а также подготовка подрастающего поколения к участию за сборную команду школы в «Президентских играх».
- Привитие интереса к соревнованиям.
- Подготовка помощников судей соревнований по волейболу.
- Воспитание чувство коллективизма, партнёрства и ответственности.
Непосредственным условием выполнения этих задач является многолетняя целенаправленная подготовка учащихся - привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Основой для данной программы является:
Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003, 112 с.
Данная программа является модифицированной. Основные изменения, относительно выше описанной литературы, касаются: учебного материала; учебно-тематического плана занятий; этапов подготовки, а именно деления их на года обучения.
Характеристика программы:
- по типу – дополнительная;
- по виду – модифицированная;
- по направленности – физкультурно-спортивная;
- по признаку – специализированная;
- по цели обучения – спортивно-оздоровительная;
- по возрасту – разновозрастная;
- по масштабу действия – учрежденческая;
- по срокам реализации – долгосрочная (4 года).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена в соответствии с требованиями Сан.Пин.2.4.4. 1251-03.
Программа позволяет поэтапно, на протяжении 4 лет, распределить учебный материал, который рассчитан на последовательное изучение и освоение материала по теоретической, технической, тактической подготовки в соответствии с этапами и годами обучения, что позволяет соблюсти принципы комплексности, преемственности и целостности требований, подходов в построении образовательного процесса.
Возраст обучающихся на начало освоения программы (первый год обучения) 7-8 лет. Набор детей в группы осуществляется на основании медицинского заключения о состоянии физического здоровья, личного заявления родителей (законных представителей) и личного желания ребенка.
Состав обучающихся постоянный, однополый, одновозрастной. Возможен прием детей в группы других годов обучения при условии уже имеющихся умений и навыков технической подготовки и физических данных ребенка.
Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится решением педагога дополнительного образования на основании комплексной оценки подготовки занимающихся: теоретических знаний, ОФП, СФП, технической подготовленности и эффективности игровых действий.
Учебно-тренировочный процесс подготовки юных волейболистов в секции МОУ «СОШ № 30» «Серебряный мяч» осуществляется в два этапа:
- этап 1 и 2 годов обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год;
- этап 3 и 4 годов обучения – 4 часа в неделю, 144 часа в год.
На этапе 1 и 2 годов обучения осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, привитие «чувства мяча» посредством упражнений из различных игровых видов спорта и подвижных игр, выполнение контрольных тестов «Президентских состязаний», а также тестов, предусмотренных спецификой игровых видов спорта. Учебные группы мальчиков и девочек комплектуются отдельно.
Продолжительность образовательного процесса первого и второго года обучения – 4 часа в неделю (144 часов в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут (2 академических часа).
Цель работы в группах 1 и 2 годов обучения — осуществление гармоничного развития юных волейболистов и пропаганда ЗОЖ.
Задачи:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;
- укрепление опорно-двигательный аппарат;
- развитие физических качеств;
- обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча, тактических действий;
- привитие стойкого интереса к занятиям волейболом;
- подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки;
- увеличение объема знаний в области физической культуры и спорта.
Основная форма проведения занятий – учебно-тренировочные занятия. Также в учебный план включены, посещение спортивных соревнований, однодневные походы.
По окончании этапа 1 и 2 годов обучения на основании успешного выполнения контрольных нормативов учащиеся переводятся на этап 3 и 4 годов обучения.
Основным направлением в работе на этапе 3 и 4 годов обучения является подготовка резерва в учебно-тренировочные группы, а также подготовка резерва в сборную команду школы по волейболу. Зачисление учащихся на этап 3-4 годов обучения осуществляется на основе прохождения ими врачебно-педагогического контроля и выполнения контрольных нормативов по физической и технической подготовке.
Учебные группы юношей и девушек комплектуются отдельно. Продолжительность образовательного процесса на этапе 3-4 годов обучения – 4 часа в неделю (144 часа в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут.
На этапе 3-4 годов обучения ставятся следующие задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;
- содействие правильному физическому развитию;
- повышение уровня общей физической подготовленности;
- развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники;
- прочное овладение основами техники волейбола;
- приучение к соревновательным условиям;
- приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, пионерболу в качестве помощника судьи, второго судьи, секретаря
Основная форма проведения занятий – учебно-тренировочные занятия. Также в учебный план включены посещение спортивных соревнований, однодневные походы, помощь в организации и проведении соревнований по волейболу, пионерболу (судейская практика).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Обучение детей по данной дополнительной образовательной программе основано на следующих методических принципах:
- единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов организации образовательного процесса;
- поступательное увеличение интенсивности учебно-тренировочных нагрузок.
Обучение, как специально организованный процесс педагогом строится в соответствии с дидактическими принципами. К основным принципам обучения и тренировки относятся принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и принцип доступности.
Ведущим является принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения и тренировки педагог не только сообщает обучающимся необходимые знания и прививает им нужные умения и навыки, но и всеми мерами содействует формированию у них положительных черт характера.
Принцип сознательности и активности обучения означает оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательной, активной, творческой деятельности обучающегося. Без сознательного и активного отношения к занятиям нельзя добиться положительных образовательных результатов.
Для правильного формирования двигательных навыков, более прочного их закрепления, повышения интереса к занятиям большое значение имеет принцип наглядности. Педагог может показать правильное выполнение физического упражнения сам или поручить это более подготовленному ребенку. Можно использовать на занятиях фото, рисунки, схемы, видеозаписи и т.д. Принцип наглядности реализуется на всех этапах обучения.
Принцип систематичности предусматривает установление строгой последовательности изучения материала и определенной системы в самих занятиях. Принцип систематичности в обучении обязывает располагать учебный материал так, чтобы последующая работа являлась логическим продолжением предыдущей.
Принцип доступности означает необходимость строить процесс обучения в соответствии с особенностями обучающихся, их возможностями и уровнем подготовленности.
Содержание и объем теоретического материала, а так же физические нагрузки должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их общего развития. Только в этом случае теоретический и практический материал окажется посильным.
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах освоения программы являются теоретические и практические занятия.
Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, самостоятельное чтение специальной литературы. В содержание теоретической подготовки входит изучение основ физического воспитания, ознакомление с историей развития физкультуры и спорта в России и Республики Коми, основами личной и общественной гигиены, влиянии вредных привычек на организм человека. Теоретические занятия целесообразно проводить непосредственно перед практическими, так как после занятия обучающиеся устанут, и беседы не принесут нужной пользы. На занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, применения восстановительных средств возможно приглашение медицинского работника школы или врача физкультурного диспансера.
В учебно-воспитательном процессе используются элементы педагогических технологий, воплощающих гуманистическую направленность: педагогику сотрудничества, игровые, оздоровительные. Применяются различные методы: воспитания, обучения и тренировки. Большинство методов основывается на главном – упражнении, реализуемым тремя его разновидностями: повторным методом (выполнять движения, действия, задания определенное число раз), игровым (действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в форме игры), соревновательным (упражнения, задания выполняются в виде соревнований).
Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, указание), наглядные (показ упражнения, демонстрация видеозаписей), метод выполнения упражнения (метод целостного упражнения и целостно-расчлененного упражнения).
Большое место в процессе обучения занимают показ и объяснение педагога. Несмотря на самый четкий показ, сложность приема не всегда позволяет занимающимся сразу уловить главное. Поэтому показ обязательно должен сопровождаться объяснением. Показ и объяснение дополняют друг друга.
Использование вышеперечисленного в работе педагога, позволит обучающимся максимально проявить активность, развить их эмоциональное восприятие, привить навыки спортивной этики, организованности, дисциплины.
В качестве методов нравственного воспитания применяются формирование нравственного сознания и общественного поведения, использование положительного примера, стимулирование положительных действий (поощрение, похвала), предупреждение и обсуждение отрицательных действий.
В процессе работы с детьми важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение обучающимися специальных знаний в области теории и методики физической культуры, гигиены и других дисциплин; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной деятельности.
Педагог дополнительного образования имеет большие возможности для организации образовательного процесса, помощи ребенку в его обучении, воспитании и развитии. Но деятельность будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители ребенка. Задача педагога заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников с целью обеспечения единой образовательной среды.
Основными направлениями работы педагога являются:
- информационное педагогическое обеспечение родителей в вопросах воспитания, оздоровления, ознакомление с текущими и прогнозируемыми результатами обучения, воспитания;
- вовлечение родителей в образовательный процесс через участие родителей в занятиях учебных групп, демонстрацию родителям учебных достижений детей.
Учебно-воспитательный процесс построен таким образом, чтобы сохранить здоровье учащихся, сформировать здоровый образ жизни и трудовые навыки, развить творческие способности.
Система здоровьесберегающих мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия такие как:
- Рациональное распределение нагрузок.
- Рациональное планирование процесса учебно-тренировочных занятий.
- Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
- Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
- Адекватные интервалы отдыха.
- Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
- Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.
- Формирование значимых мотивов и благоприятного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
ОПИСАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:
- количество занимающихся: для групп первого и второго года обучения – не менее 15-20 человек, для групп третьего и четвёртого годов обучения – 12-15 человек;
- четкое планирование учебно-тренировочной работы и наличие следующей документации: учебно-тематический план, журнал учета посещаемости, годовой план работы;
- спортивный зал (24×12 м или 18×9 м);
- наличие следующего инвентаря и оборудования и его соответствие технике безопасности:
- сетка волейбольная – 1 штука;
- стойки волейбольные – 2 штуки;
- мячи волейбольные – 15 штук;
- мячи набивные (1 кг) – 15 штук;
- мячи баскетбольные – 15 штук;
- мячи футбольные – 4 штуки;
- мячи теннисные – 10-12 штук;
- фишки – 10 штук;
- гантели – 10-12 пар;
- гимнастическая стенка – 6-8 пролетов;
- гимнастические скамейки – 3-4 штуки;
- гимнастические маты – 3 штуки;
- кольца баскетбольные – 4 штуки;
- скакалки – 15-20 штук;
- рулетка – 1 штука;
- секундомер – 2 штуки;
- насос ручной – 1 штука;
- макет площадки с фишками – 1 комплект;
- туристическое снаряжение для походов на 15-20 человек.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для определения результатов и качества освоения образовательной программы нужна система отслеживания, то есть четкий педагогический контроль, за уровнем знаний, умений и навыков детей. С этой целью вводится трехуровневая система контроля за развитием обучающихся. Результаты отслеживаются путем:
- определения стартового уровня физического развития детей. Форма проведение – сдача контрольных нормативов;
- промежуточной аттестации обучающихся (проводится 2 раза в год сентябрь-октябрь, апрель – май). Форма проведения – сдача контрольных нормативов, контрольные тесты;
- итоговой аттестации (проводится в конце завершающего года обучения, как результат освоения учащимися программы в целом).
Педагогический контроль осуществляется в традиционных формах: сдача контрольных нормативов, тестирование. Определена единая оценочная шкала. Трех уровневая оценка образовательных результатов: «высокий уровень» - 5 баллов; «средний уровень» - 4 балла; «низкий уровень» - 3 балла. Результаты обученности воспитанников фиксируются в журнале учета групповых занятий и протоколах сдачи контрольных нормативов.
Система педагогического контроля и оценки результатов дает возможность проследить развитие каждого ребенка, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы.
Учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития.
Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической и теоретической подготовленности.
По окончании 4-ого года обучения занимающийся должен
- знать:
- историю развития волейбола в мире;
- основы влияния физических упражнений на организм человека;
- основы о строении и функциях организма человека;
- основы правил организации, проведения и судейства соревнований.
- уметь:
- технически правильно выполнять физические упражнения;
- выполнять следующие элементы игры волейбол: передача мяча сверху двумя руками, приём мяча снизу двумя руками после подачи, нижняя прямая подача;
- использовать в условиях соревновательной деятельности технические действия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование материала | Количество часов | |||||||
1 г.о. | 2 г.о. | 3 г.о. | 4 г.о. | ||||||
т | пр | т | пр | т | пр | т | пр | ||
1. | Правила техники безопасности при занятиях волейболом | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - |
2. | История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми | 1 | - | 1 | - | 1 | - | - | - |
3. | Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - |
4. | Влияние физических упражнений на организм человека | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - |
5. | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль | 1 | - | 1 | - | 1 | - | - | - |
6. | Нагрузка и отдых | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - |
7. | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | - | 1 | - | 2 | - | 2 | - |
8. | Оборудование и инвентарь | - | - | - | - | 1 | - | 1 | - |
9. | Установка игрокам | - | - | - | - | - | - | 2 | - |
10. | Общая и специальная физическая подготовка | - | 66 | - | 64 | - | 58 | - | 56 |
11. | Основы техники и тактики игры | 1 | 54 | 1 | 56 | 1 | 54 | 1 | 55 |
12. | Контрольные игры и соревнования | - | 6 | - | 6 | - | 6 | - | 6 |
13. | Контрольные испытания | - | 6 | - | 6 | - | 6 | - | 6 |
14. | Экскурсии, посещение соревнований | - | 4 | - | 4 | - | 6 | - | 6 |
15. | Судейская практика | - | - | - | - | - | 4 | - | 4 |
Итого в разделе | 8 | 136 | 8 | 136 | 10 | 134 | 10 | 134 | |
Итого за год | 144 | 144 | 144 | 144 |
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
- История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми. Появление волейбола.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Мышечная система, скелет человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
- Правила соревнований, их организация и проведение. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи.
- Основы техники и тактики игры. Стойки игрока и перемещения. Прием и передача мяча.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
І. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и наоборот. Изменение скорости движения.
2. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат).
3. Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
4. Легкоатлетические упражнения:
- бег: 20, 30, 60м, повторный бег два-три отрезка по 20 м, бег с высокого старта 30 м, эстафетный бег с этапами до 40 м, бег или кросс 500-1000 м;
- прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
- метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на дальность.
5. Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, футбол. Основные элементы техники игры: ведение, передачи. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета с мячом», «Ворсőм тюрик (салки до последнего)», «Чечаломőн ворсőм (игра в перепрыгивании)».
6. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх. Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. Напрыгивания на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
7. Упражнения для развития быстроты ответных действий. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м. «Челночный» бег с различными видами перемещений. Бег в колонне по одному вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления, поворот на 360°, прыжок вверх, нападающих ударов и т.д. Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров».
ІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВОЛЕЙБОЛА
Техника нападения
1. Перемещения и стойки: стойки - основная, низкая; ходьба, бег, перемещения приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
2. Передачи: передача мяча сверху и снизу двумя руками: с набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; передачи в стену.
3. Подачи: нижняя прямая; подача мяча в стену - расстояние 3 м, отметка на высоте 1,5-2 м; через сетку - расстояние 3 м.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам.
2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 2-4 м).
3. Прием снизу двумя руками: прием мяча наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается.
ІІІ. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнования по физической подготовке
- Бег 30 м.
- Бег с изменением направления (5×6 м)
- Прыжок в длину с места.
- Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками.
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
- Сгибания туловища за 30 секунд.
Соревнования по игровой подготовке
- Эстафеты.
- Подвижная игра «Пионербол» с одним и двумя мячами.
- Подвижная игра «Снайпер».
ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.
V. ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Посещение спортивных соревнований по волейболу и другим видам спорта, проводимых в г. Сыктывкаре.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
- История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми. Становление волейбола в России.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Дыхание человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на дыхание.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о травмах и их предупреждении.
- Правила соревнований, их организация и проведение. Расстановка и переход игроков. Состав команды, замена игроков. Упрощенные правила игры.
- Основы техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
І. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия: строй, шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и наоборот. Изменение скорости движения.
2. Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза. Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат).
3. Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
4. Легкоатлетические упражнения:
- бег: 20, 30, 60 м, повторный бег два-три отрезка по 30 м, бег с высокого старта 60 м, эстафетный бег с этапами до 40 м, бег или кросс 500-1000 м;
- прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
- метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока, на дальность.
5. Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, футбол: основные приемы техники игры в нападении и в защите. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Чехарда», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Кар'ясöс куталöм (ловля оленей)», «Шома кытш (кислый круг)», «Чечаломőн ворсőм (игра в перепрыгивании)».
ІІ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Упражнения для развития быстроты ответных действий. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5 м, 10 м и 15 м (сочетая различные виды перемещений). Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие. Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров», «Перестрелки».
2. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 1 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением.
Многократные броски набивного мяча (1 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивания на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 30-60 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.
3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Многократные волейбольные передачи футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность.
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.
4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой - вправо. Броски баскетбольного мяча через сетку с расстояния 3-4 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху.
Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку).
5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски баскетбольного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 0,5 кг). Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5 – 10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку.
ІІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВОЛЕЙБОЛА
Техника нападения
1. Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями, сочетание способов перемещений (лицом, боком, спиной вперед); остановка прыжком; сочетание перемещений и технических приемов.
2. Передачи мяча: передачи в парах в сочетании с перемещениями в различных направлениях; встречная передача мяча через сетку.
3. Подачи: нижняя прямая подача подряд 15-20 попыток через сетку на расстоянии 3-6 м; соревнование на большее количество подач через сетку.
4. Нападающие удары: удар прямой по ходу по мячу в держателе; по мячу, подброшенному партнером без прыжка.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями; перемещения различными способами в сочетании с техническими приемами в нападении и защите.
2. Прием мяча сверху двумя руками: наброшенного партнером через сетку; в парах направленного ударом (расстояние 3-6 м).
3. Прием мяча снизу двумя руками: наброшенного партнером (в парах и через сетку); во встречных колоннах; в стену и над собой поочередно многократно;
прием подачи нижней прямой.
ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнования по физической подготовке
- Бег 30 м.
- Бег с изменением направления (5×6 м).
- Прыжок в длину с места.
- Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками.
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
- Сгибания туловища за 30 секунд.
Соревнования по игровой подготовке
- Эстафеты.
- Подвижная игра «Пионербол» с одним и двумя мячами.
- Подвижная игра «Снайпер».
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.
VІ. ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Посещение спортивных соревнований по волейболу и другим видам спорта, проводимых в г. Сыктывкаре.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
- Физическая культура и спорт в мире, в России, в р. Коми. Участие российских волейболистов на Олимпийских Играх.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Основы обмена веществ.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Закаливания организма.
- Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты тренировочного процесса.
- Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов.
- Оборудование и инвентарь. Вспомогательный инвентарь. Ремонт инвентаря.
- Основы техники и тактики игры. Понятие о технике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
І. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Остановка во время движения шагом и бегом.
2. Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и групповые, с набивными мячами, с гимнастическими палками, с резиновыми амортизаторами, на гимнастических снарядах, с гантелями. Упражнения для мышц шеи и туловища. Упражнения для мышц ног, таза.
3. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине. Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
4. Легкоатлетические упражнения:
- бег: бег с ускорением до 40м, низкий старт и стартовый разбег до 30 м, эстафетный бег;
- прыжки: через планку с поворотом с прямого разбега, прыжки в высоту способом «перекидной», прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги»;
- метания: метание малого мяча с места в стену или в щит на дальность отскока и на дальность.
5. Спортивные игры. Баскетбол – ловля, передача и ведение мяча, броски мяча в корзину. Двухсторонняя игра. Футбол: удар по мячу и передача мяча внутренней частью стопы («щёточкой»), двухсторонняя игра.
6. Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета», «Кар'ясöс куталöм (ловля оленей)», «Шома кытш (кислый круг)», «Чечаломőн ворсőм (игра в перепрыгивании)».
ІІ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений; то же приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за попытку 10 — 15 м); то же с различными видами перемещений; то же с набивными мячами в руках, с отягощением. Подвижные игры. «День и ночь» (зрительный сигнал, различные и. п.), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», «Салки», эстафеты.
2. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, с набивным мячом в руках. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая нога сильно согнута, левая опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги; то же с отягощением.
Упражнения с отягощениями: приседания (до 30% от массы тела). Многократные броски набивного мяча над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д.
Прыжки через скамейку, через две сложенные друг на друга скамейки как на одной, так и на двух ногах. Прыжки на скакалке на одной и двух ногах. Прыжки вверх с доставанием предметов (гимнастической перекладины, подвешенных предметов).
3. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами. Из упора стоя у стены одновременное или попеременное сгибание в лучезапястных суставах; то же, но упираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно или попеременно. Упор лежа. Передвижение на руках в сторону по кругу, не отрывая носков ног. Из упора присев, переставляя руки, перейти в положение упора лежа. Тыльное сгибание кистей и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица.
Многократные броски и ловля набивного мяча от груди двумя руками, то же на дальность. То же с баскетбольным мячом. Упражнения для кистей рук с гантелями. Сжимание теннисного мяча. Многократные «волейбольные» передачи различных мячей в стену. Передачи волейбольного мяча в стену, увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером. Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет на страховку и ловит мяч в зоне нападения. Двое нападающих на передней линии бросают мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них, бросает мяч через сетку. Защитник должен выбрать место и поймать мяч.
4. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой – вправо. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером. С набивным мячом в руках у стены (1-2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд).
Совершенствование ударного движения подачи по мячу. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.
5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча «крюком» в прыжке — в парах и через сетку.
Метание теннисного мяча в цель на стене (высота – 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 метров). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; тоже через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей.
Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасыванием партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу; то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).
Упражнения в парах. С набивным мячом в руках прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал – бросок с сильным заключительным движением кистей вниз-вперед или вверх-вперед плавно. То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх — одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).
6. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх – назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить мяч в стену. Те же предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки.
Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1 м от сетки, исходное положение принимается после одного шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановка и прыжок по сигналу. Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления. Другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.
ІІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника нападения
1. Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.
2. Передачи мяча сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4, 4-2, 6-4, 6-2 (расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.
3. Подача мяча: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая подряд 10-15 попыток, соревнования - на количество подач через сетку (расстояние 3-6 м).
4. Нападающий удар: прямой сильнейшей рукой из зон 4,2 с различных по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки, по мячу, подвешенному в резиновых жгутах.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений, перемещений и падений с техническими приемами защиты.
2. Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи (расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи, от передачи через сетку в прыжке.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи; подачи (способа, направления); выбор способа отбивания мяча через сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача их зоны 3 в зону 4 или 2 стоя лицом к нападающему.
2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и боковой; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних - снизу, сверху двумя руками с падением).
2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при приеме подачи.
ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнования по технической подготовке
- Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
- Подача верхняя прямая на точность.
- Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 3.
Соревнования по физической подготовке
- Бег 30 м.
- Бег с изменением направления (5×6 м).
- Прыжок в длину с места.
- Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
- Сгибания туловища за 30 секунд.
Соревнования по игровой подготовке
Участие в школьных и районных соревнованиях по пионерболу согласно календарному плану соревнований. Товарищеские встречи по мини-волейболу.
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.
VІ. ЭКСКУРСИИ, ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
VІІ. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
- Освоение терминологии, принятой в волейболе.
- Помощь в организации школьных соревнований по волейболу и пионерболу в качестве секретаря.
- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и оборудования.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУПП
ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- Правила техники безопасности на занятиях волейболом.
- История развития волейбола в мире, в России, в р. Коми. Федерация волейбола республики Коми.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсмена: рациональное сочетание работы и отдыха.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Меры личной, общественной и санитарно-гигиенической профилактики.
- Нагрузка и отдых. Характеристика нагрузки в волейболе. Соревновательные и тренировочные нагрузки.
- Правила соревнований, их организация и проведение. Системы проведения соревнований. Жеребьевка.
- Оборудование и инвентарь. Ремонт инвентаря.
- Установка игрокам. Установка на предстоящую игру.
- Основы техники и тактики игры. Понятие тактики игры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
І. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ІІ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Разделы по общей и специальной физической подготовке аналогичны с данными разделами третьего года обучения. Изменяются объем и интенсивность выполнения упражнений.
ІІІ. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ВОЛЕЙБОЛА
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника нападения
1. Перемещения: чередование способов перемещения на максимальной скорости; сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения.
2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками на точность с собственного подбрасывания (варьируя высоту); стоя спиной в направлении передачи: встречная передача (после передачи над собой и поворота на 180° (в зонах 2-4 6-4, расстояние 3-4 м), в тройках в зонах: 6-3-2, 6-3-4, 5-3-2, 1-3-4, из глубины площадки - с собственного подбрасывания в зонах 6-2,6-4 (расстояние 2-3 м); с набрасывания партнера и затем с передачи.
3. Чередование способов передачи мяча: сверху, снизу с падением; отбивание кулаком; передачи, различные по расстоянию и высоте.
4. Подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с различной силой; через сетку в три продольные зоны: 6-3,1-2,5-4; подачи в правую и левую половины площадки; соревнование на большее количество правильно выполненных подач.
5. Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4,3,2; удар из зоны 4 с передачи из зоны 3; удар из зон 2,4; имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация нападающего удара в разбеге и передача подвешенного мяча; то же в зонах 4 и 2 с передачи из зоны 3; нападающие удары с удаленных от сетки передач.
Техника защиты
1. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений, падений и стоек с техническими приемами игры в защите; перемещения на максимальной скорости и чередование их способов, сочетание с падениями, остановками и выполнением приема мяча.
2. Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу двумя руками нижней подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону нападения; нападающего удара; снизу одной рукой правой, левой в парах; прием подачи; нападающего удара; прием подачи, нападаюшего удара; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча.
3. Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,2,3) стоя на подставке и в прыжке с площадки.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки для нападающего удара, для выполнения подачи и нападающего удара; выбор способа отбивания мяча через сетку; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку).
2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче - игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 в условиях длинных первых передач; взаимодействие игроков передней и задней линий при первой передаче - игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней части площадки от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1,5 с игроком зоны 2 при приеме верхних подач для второй передачи, в доигровках - для нападающего удара или передачи в прыжке.
3. Командные действия: система игры через игрока передней линии, прием подачи (при чередовании способов) и первая передача в зону 3, вторая передача, стоя лицом к нападающему.
Тактика защиты
1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подач различными способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование); при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа приема различных способов подач; выбор способа перемещения и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема мяча в доигровке и при обманных приемах нападения; зонное блокирование (выбор направления при ударах из зон 4,2 и 3 и «закрывание» этого направления).
2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии - игроков зон 1,6,5 между собой при приеме трудных мячей от подач, нападавших ударов, обманных действий; взаимодействие игроков передней линии:
3. Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными способами в дальние и ближние зоны, вторую передачу выполняет игрок зоны 3 и 2; переключение от защитных действий к нападающим - со второй передачи через игрока передней линии.
ІV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИГРЫ И СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнования по технической подготовке
- Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
- Подача верхняя прямая.
- Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
- Нападающий удар прямой из зоны 4 со средней передачи.
Соревнования по физической подготовке
- Бег 30 м.
- Бег с изменением направления (5×6 м)
- Прыжок в длину с места.
- Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
- Сгибания туловища за 30 секунд.
Соревнования по игровой подготовке
Участие в школьных и районных соревнованиях по пионерболу согласно календарному плану соревнований. Товарищеские встречи по мини-волейболу.
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке, по технической подготовке. Содержание, методика проведения и критерии оценивания контрольных нормативов изложены в Приложениях 1,2.
VІ. ЭКСКУРСИИ, ПОСЕЩЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
VІІ. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
- Умение вести наблюдения за учащимися, выполняющими прием игры, и находить ошибки.
- Помощь в организации школьных соревнований по волейболу и пионерболу в качестве секретаря, второго судьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003.
- Волейбол: Учеб. для институтов физ. культ./ Под ред. А.Г. Айриянца. М.: Физкультура и спорт, 1976.
- Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. М.: 1998.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/ Под ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: 2004.
- Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. Иркутск.: 1999.
- Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки: Методические рекомендации. Сыктывкар, 2004.
- Спортивные игры/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2004.
- Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2004.
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА
КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРОГРАММУ
Физическое развитие
Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.
Физическая подготовка
Оценка нормативов по физической подготовке осуществляется на основе возраста и пола занимающихся.
- Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
- Бег 5×6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50×50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.
- Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
- Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Даются три попытки. Учитывается лучший результат.
- Сгибание туловища из положения лёжа на спине. Исходное положение: руки за головой, пальцы рук «в замок», ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.
Техническая подготовка
Оценка нормативов по технической подготовке выполняется в зависимости от года обучения.
- Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
- Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении - в определенный участок площадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6×2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3×3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
- Испытания на точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, на расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 – в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
- Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная па зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток. Учитываются количество попаданий и качество выполнения.
Теоретическая подготовка
Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).
Инструкторская и судейская подготовка
Определяется уровень специальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в волейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организации. Определяется уровень практических умений и навыков по составлению комплексов упражнений по видам подготовки, проведению отдельных частей и всего тренировочного занятия, судейства учебных и календарных игр, проведения соревнований.
Приложение 2
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ВОЗРАСТ | ПОЛ | НАЗВАНИЕ НОРМАТИВА | |||||||||||||||||
Сгибания туловища за 30″ | Бег 30 м, с | Бег 5×6 м, с | Прыжок в длину с места, см | Прыжок вверх с места, см | Метание набивного мяча стоя, м | ||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||
7 лет | м | 13 | 17 | 20 | 6,9 | 6,4 | 6,1 | 13,8 | 13,3 | 13,0 | 130 | 140 | 145 | 15 | 19 | 22 | 5,5 | 6,2 | 7,0 |
д | 9 | 12 | 15 | 7,1 | 6,7 | 6,4 | 14,0 | 13,5 | 13,2 | 115 | 125 | 130 | 13 | 17 | 19 | 2,5 | 3,2 | 4,0 | |
8 лет | м | 13 | 17 | 20 | 6,6 | 6,2 | 5,9 | 13,4 | 12,9 | 12,6 | 130 | 140 | 145 | 18 | 22 | 25 | 6,0 | 7,5 | 8,3 |
д | 9 | 12 | 15 | 7,0 | 6,6 | 6,3 | 13,7 | 13,2 | 12,9 | 115 | 125 | 130 | 15 | 19 | 22 | 3,0 | 4,2 | 5,1 | |
9 лет | м | 15 | 19 | 22 | 6,4 | 6,0 | 5,7 | 13,1 | 12,6 | 12,3 | 145 | 155 | 160 | 20 | 24 | 27 | 7,2 | 8,0 | 9,0 |
д | 13 | 16 | 19 | 6,9 | 6,4 | 6,1 | 13,3 | 12,9 | 12,6 | 130 | 140 | 145 | 16 | 20 | 25 | 4,0 | 5,2 | 6,0 | |
10 лет | м | 18 | 22 | 25 | 6,0 | 5,7 | 5,5 | 12,8 | 12,3 | 12,0 | 160 | 170 | 175 | 20 | 25 | 30 | 7,5 | 8,8 | 9,8 |
д | 16 | 20 | 23 | 6,4 | 6,1 | 5,9 | 13,0 | 12,5 | 12,2 | 150 | 155 | 160 | 18 | 22 | 28 | 4,8 | 5,5 | 6,5 | |
11 лет | м | 20 | 24 | 27 | 5,8 | 5,5 | 5,3 | 12,5 | 11,9 | 11,5 | 165 | 175 | 185 | 25 | 30 | 35 | 9,0 | 10,0 | 11,0 |
д | 18 | 21 | 25 | 6,3 | 6,0 | 5,8 | 12,9 | 12,4 | 11,9 | 155 | 160 | 165 | 20 | 25 | 30 | 6,2 | 7,0 | 8,0 |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Год обучения | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 | Подача на точность | Нападающий удар из зоны 4 в зону 4-5 | Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность | Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность | ||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |
1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ─ | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 |
4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)
Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг» ( 3 класс)...
Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".
Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей 8 ...
Памятка-подсказка "Основные ритмы восточного танца" раздела "Танца народов мира" модифицированной дополнительной образовательной программы хореографической студии «ТА.МА.НИ.» 1-4 классы.Педагог Никитина М.А.
В памятке кратко описаны основные ритмы восточного танца (максум, масмуди, саиди и тд). В доступной детям форме расказывается о его происхождении , а также размер ритма и способ его прочтения и ...
Дополнительная образовательная программа «В мире книг» для учащихся начальной школы (9-10 лет)
Содержание программы кружка «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя....